Лекция Художественные промыслы земли Нижегородской

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Новоликеева Шевелева Т.Л.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ЗЕМЛИ НИЖЕГОРОДСКОЙ

  1. ОБРАБОТКА И РОСПИСЬ ДЕРЕВА



  1. Хохломская роспись

Хохломская роспись по дереву – один из старинных видов русского народного искусства. Ее родина – лесной район Нижегородского края к северо-востоку от реки Волги. Происхождение названия связано с торговым селом Хохлома, куда мастера из 50 окрестных селений привозили на продажу расписную деревянную посуду, а оттуда она отправлялась в разные уголки России и за ее пределы – в страны Азии и Европы.

Живущие тут мастера с древних времен изготавливали красивую деревянную посуду, а с 17 века этот художественный промысел сложился в его современном значении.

Хохломская роспись получила всемирную известность благодаря своей оригинальной технологии: 1) деревянные изделия (из липы) вытачивают на токарном станке или вырезают специальными резцами 2) грунтуют глиной 3) натирают вареным льняным маслом («олифа») и металлическим порошком 4) расписывают масляными красками 6) наносят несколько слоев специального лака 7) подвергают закалке в печи (под воздействием температуры более 100° серебристая поверхность приобретает золотой цвет. Такая технология позволяет использовать посуду в домашнем быту.

Основные цвета хохломской росписи: черный, красный, золотой. Это классическое сочетание. Но оно может дополняться введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого.

Роспись выполняется вручную, свободной кистью без использования трафаретов.

Хохломскую роспись делят на 2 типа: 1) «верховое» письмо, при котором красочный орнамент расположен на золотистом фоне 2) «фоновое» письмо, где узор золотой, а фон красный или черный.

Любимые орнаменты 1) «травка» - стилизованное изображение травы 2) «кудрина» - сказочный золотой цветок с завитками – кудрями 3) «под листок» - узор из листьев и ягод клубники, смородины, рябины, крыжовника.

Ассортимент изделий: чаши, вазы, ложки, мебель, столовая посуда.

В настоящее время традиции хохломского промысла в Нижегородской области развиваются в двух крупных художественных фабриках «Хохломской художник» (с. Семино) и «Хохломская роспись» (г. Семенов), а также есть ряд мелких предприятий.





  1. Городецкая роспись

В селениях вокруг Городца становится известной роспись на бытовых предметах: на лукошках, коробках для пряжи из коры липы, детских стульчиках и каталках, дугах для конской упряжи. Особую славу имели городецкие расписные прялки.

Городецкая прялка состоит из 1) широкого «донца» - доска, на которой сидела прядущая женщина 2) деревянного гребня – стойка с укрепленным на ней льном или шерстью. На ранних городецких прялках – элементы древнейшей символики: Древо Жизни, райские птицы. На прялках 19 века – жанровые сцены из русской провинциальной жизни: чаепитие, катание в каретах, застолье, военные баталии.

Процесс изготовления прялки: 1) грунтовка 2) роспись клеевыми и растительными красками собственного изготовления в 2 приемы – сначала накладывали яркие пятна на однородный чаще желтый фон, а потом накладывали рисунок мазками черной и белой краской – это придавало объем и акцентировало детали 3) покрытие вареным льняным маслом 4) просушка

Основные цвета (не только прялки, а городецкой росписи вообще): желтый, черный, красный, зеленый, синий.

Современный ассортимент разнообразен: панно, ларцы, шкатулки, хлебницы, детская и взрослая мебель, игрушки.

  1. Полхов - майданская роспись

Это один из самых молодых художественных промыслов России (с 1920-х гг.). Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. В основном тут занимаются росписью игрушек, или «тарарушек», как их тут называют.

Технология изготовления: 1) игрушку из липы или осины вытачивают на токарных станках 2)покрывают жидким картофельным крахмалом 3) металлическим пером и тушью по сухой поверхности рисуют («наводят») контур для будущего узора и расписывают анилиновыми красками: розовой, красной, зеленой, желтой, синей. Также применяется свободная кистевая роспись и техника лессировки – наложение красок слоями одна на другую. 4) покрытие игрушки бесцветным лаком.

Мотивы узоров: 1) цветы (мак, ромашка, роза, тюльпан, шиповник) 2) сюжетная роспись (сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и обязательная красная заря на небе.

Ассортимент тарарушек: 1) детские игрушки – матрешки, птички-свистульки, лошадки, грибы-копилки, балалайки 2) традиционная русская посуда – солонки, сахарницы, чаши, пасхальные яйца.

  1. Деревянная игрушка (Федосеевская, Семеновская, Городецкая)

  • Федосеевская игрушка

Деревня Федосеево расположена недалеко от Семенова. Федосеевскую игрушку ласково называют «балясы», «балясинки» - что значит веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют только топор и нож, поэтому в ней преобладают условные формы – прямоугольные или квадратные. Игрушки сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями.

Ассортимент игрушек: из глубокой древности пришли всадники на конях, повозки, позднее появились мельница, карусель, домики, а технический прогресс начала 20 века явил образы парохода, аэроплана, автомобиля, трамвая. Любимая игрушка у мастеров – конь – символ солнца.

Играть этой игрушкой очень интересно: если потянуть за веревочку, мельница крутит крыльями, пильщики и кузнецы двигаются, автомобиль открывает дверца и т.д.

  • Семеновская игрушка

Ассортимент – пирамиды, яблоки, грибы, игрушечные самовары. Особую известность получила семеновская матрешка.

Семеновская матрешка – это русский сувенир, который олицетворяет народное искусство России. Ее делают из липы, осины и березы, просушенной в течение нескольких лет на открытом воздухе.

Процесс изготовления матрешки (до 15 операций) 1) вытачивают на токарном станке 2) грунтуют 3) сушат 4) расписывают вручную. Роспись состоит из нескольких этапов: наведение контура лица и одежды, раскраска лица, платка и фартука. Семеновская матрешка узнаваема по большому букету цветов – роз, тюльпанов, маков, колокольчиков. 5) лакируют.

Матрешка может состоять до 72 матрешек (толщина как скорлупа яйца).

  • Городецкая игрушка

Ассортимент: кони с повозками, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена – плоские с лицевой стороны и объемные сзади.



  1. ТКАНЬ



  1. Ткачество

С древних времен ткачество составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканное полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту вещи.

Материал для ткачества – пряжа из льна, конопли, овечьей и козьей шерсти. Пряжу окрашивали в разные цвета.

Крупный центр ручного ткачества в Нижегородском крае – г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике.

  1. Вышивка

Вышивка известна на Руси с 10-13 вв. Е. украшали и будничную, и праздничную одежду. Виды вышивки: тамбур, строчка и гладь.

Большой известностью пользуется вышивка «горьковский гипюр»: выполняется на сетке с размерами ячеек размером до 1 см., полученной на ткани за счет выдергивания определенного количества нитей. В других регионах эта вышивка не встречается. Рисунок узора в гипюре складывается как мозаика в результате разных способов наложения нитей. В гипюре получили развитие 2 орнамента: геометрический и растительный.

Успешно развивается в Нижегородской области традиционная золотая вышивка. Она выполняется специально изготовленными позолоченными нитями

Вышивка «гладь» - каждая форма орнамента заполняется плотно примыкающими друг к другу стежками.

Тамбурная вышивка – цепочка из мелких петель нитей, которая образовывает на ткани рельефную линию узора.

  1. Кружевоплетение

Кружевоплетением на коклюшках славится Балахна. Кружево плетут по «сколку» - рисунку, который наносят на бумагу сначала линиями, а затем точками, в которые втыкают булавки. Сколок закрепляют на подушке-валике. Набитом сеном или опилками.

Выплетают кружево с помощью коклюшек – деревянных палочек, на которые намотаны нитки. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек.

Особый вид кружева – «балахонский манер»: легкий тюлевый фон, на котором расположены букеты цветов.





3.ГОНЧАРСТВО

  1. Народная керамика

Из поколения в поколение передается на Руси гончарное ремесло. Название ремесла происходит от слова «горн» - печь для обжига глиняной посуды. В глину добавляли песок и растительные и органические примеси. От этого зависела крепость готового изделия. Традиции гончарного промысла сохранились в с. Казариново (около Борнукова), г. Богородск и др.

Процесс обработки глины: 1) глину замачивали в течение нескольких дней 2) затем основательно месили, чтобы она была мягкой и эластичной 3) формировали посуду на гончарном круге налепным или вытяжным способом. Налепной способ – гончар распластывал в центре гончарного круга кусок глины – дно будущего сосуда, скатывал из глины жгуты, а затем, вращая круг, складывал их один на другой, начиная со дна сосуда. Одновременно он разглаживал их мокрой тряпочкой, придавая форму. При вытяжном способе гончар брал глиняную заготовку сразу на весь сосуд и, положив на гончарный круг, вращал его, вытягивая руками из глины сосуд нужной формы. 4) готовые изделия просушивали и обжигали в горне.

В Нижегородской губернии делали глазурованную посуду (ее покрывали перед обжигом глазурью или поливой) и чернолощеную керамику (обжиг изделий производился в сильно коптящем пламени без доступа воздуха).

  1. Глиняная игрушка

Глиняные-игрушки-свистульки изготавливают в Городце. Это образы коньков, баранов, петушков, собачек, всадников на конях и т.д. Особенное развитие этот промысел получил в д. Жбанниково (около Городца).

Особенность жбанниковской игрушки в том, что туловище всех фигурок напоминает глиняную пирамидку на трех основах, а сам образ раскрывается за счет лепки головы животного или птицы.

Прием изготовления игрушки: лепят игрушку, накладывают комок глины на большой палец левой руки, вытягивая правой необходимую форму. Затем, сняв свистульку с пальца, закрывают отверстие, оставляя полость внутри игрушки. Игрушки подсушивают на теплой печке в течение суток, после этого делают сзади срез и прокалывают специальной палочкой от 3 до 5 звуковых отверстий. Игрушки обжигают в печи, а затем окрашивают эмалевыми красками в красный, синий, коричневый и другие цвета. Рога, уши, гривы, копыта покрывают бронзой или алюминиевой краской. На основной фон наносятся мелкие цветные пятна.



4.ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

  1. Казаковская филигрань

Филигрань или скань – один из древнейших видов художественной обработки металлов в России. Название «филигрань» происходит от латинских слов filum – нить и granum – зерно. «Скань» - от древнеславянского – свить, скрутить.

Названия указывают на особенность технологии: для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и «зернь», то есть маленькие шарики. Техника: 1) узор из тонкой медной проволоки накладывают на бумагу, приклеивая по нарисованному контуру 2) посыпают серебряным припоем и затем элементы узора соединяют при помощи пайки. Объемные фигуры выполняют также, но бумагу с нарисованным узором наклеивают на железную заготовку. В гальваническом цехе изделия покрывают серебром.

Производитель изделий из филиграни – село Казаково Вачского района. В середине 1950-х годов сложились характерные черты, свойственные лишь казаковской филиграни. Это изделия целиком ажурные. По своему назначению это бытовые вещи: конфетницы, подстаканники, вазы. Выполняют и заказы Православной церкви: оклады икон, кадильницы, ларцы для реликвий.

В основном это изделия белого цвета посеребренной медной проволоки. Основные мотивы – цветок с вытянутыми лепестками и длинные листья с прожилками из завитков.

  1. Ножевой промысел

Это Ворсминский и Павловский центры. Павловский завод художественных металлоизделий «Сувенир», Павловский завод металлоизделий, Завод складных ножей в г. Ворсме, завод «Труд» в г. Вача. На них разработаны и выпускаются более 100 наименований ножевых изделий, от маленьких перочинных до больших универсальных.

Отличительные особенности современного ножевого промысла: 1) зеркальный блеск рабочих поверхностей, 2) художественная роспись, 3) термочернение, чеканка ручек, 4) гравировка лезвия.

  1. КАМЕНЬ. КОСТЬ

  1. Борнуковский резной камень

В Нижегородской области художественной резьбой по камню занимаются на фабрике «Борнуковская пещера» в селе Борнуково на реке Пьяне. Высокий правый берег реки состоит из ракушечника и алебастрового камня. На небольшой глубине проходит пласт поделочного цветного камня. Разливаясь весной, река размывала берег и со временем здесь образовалась огромная пещера.

Основной ассортимент камнерезового цеха – пепельницы, вазы, украшенные экзотическими животными: львы, барсы, тигры, пантеры, слоны. Есть и скульптурные изображения советских людей: красноармеец, парашютист, шахтер. Ведущее место в борнуковском ассортименте занимает анималистическая скульптура. Особое место в скульптуре занимает русский медведь.

  1. Художественная резьба по кости

Фабрика художественной резьбы по кости была организована в 1973 году в поселке Варнавино (около Шахуньи).

Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота – «цевку» и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность создавать оригинальные произведения.

Ассортимент: ножи для разрезывания бумаги, игольницы, вязальные крючки, гребни, заколки, ювелирные украшения.

Способы обработки кости:

  1. Рельефная резьба – на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости.

  2. Ажурная резьба – в местах фона сверлят отверстия.

  3. Гравировка – вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

Народные мастера используют и ценные виды кости 0 мамонта и моржа.







Страница 8 из 8