Цыгулёва Вера Филипповна, учитель русского языка и литературы Борис – Романовской средней школы Костанайского района Костанайской области.
[pic]
[pic] Литературная гостиная
«Один из самых знаменитых поэтов начала XX века»
Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867 – 1942)
Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта;
увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь;
отметить особенности поэтической манеры Бальмонта.
Оформление:
Его иступлённая любовь к поэзии, его тонкое чутьё к красоте стиха, вся его своеобразная личность произвели на меня впечатление исключительное.
Валерий Брюсов
Он переживал жизнь, как поэт, и как только поэты могут, её переживал, как дано это им одним: находя в каждой минуте всю полноту жизни. Поэтому его нельзя мерить общим аршином.
Валерий Брюсов
Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну.
Александр Блок
Бальмонт своей личной жизнью доказал глубокую, трагическую искренность своих лирических движений и своих лозунгов.
М. Эллис
Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки, всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угадываниям, я строю из звуков, слогов и слов родной своей речи заветную часовню, где всё исполнено углубленного смысла и проникновения.
К. Бальмонт
Чтец 1
Вечно вольный, вечно юный,
Ты как ветер, как волна,
Речь твоя поёт как струны,
Входит в души, как весна.
Веет ветер быстролётный,
И кругом дрожат цветы,
Он ласкает, безотчётный,
Всё вокруг - таков и ты!
Ты как звёзды – близок к небу.
Да, ты – избранный, поэт!
Дара высшего не требуй!
Дара высшего и нет.
«Высшим знаком ты отмечен»,
Чти свою святыню сам,
Будь покорен, будь беспечен,
Будь покорен облакам.
Ведущий 1
Это стихотворение одно из многих, посвящённых Константину Бальмонту Валерием Яковлевичем Брюсовым. В наши дни трудно поверить в то, что Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала XX века. Для теперешних читателей он остался лишь автором «Чуждый чарам чёрный челн…» и «Хочу я зноя атласной груди, хочу одежды с тебя сорвать…», но в своё время (имеются в виду 1895 – 1904 годы) Бальмонт был самым читаемым из гонимых и осмеянных декадентов. Его окружали восторженные поклонники и почитательницы. Создавались кружки «бальмонтистов» и «бальмонтисток», которые пытались подражать ему и в жизни, и в поэзии. В 1896 году Брюсов уже пишет о «школе Бальмонта»: «Все они перенимают у Бальмонта и внешность: блистательную отделку стиха, щеголянье рифмами, созвучиями,- и самую сущность его поэзии».
Ведущий 2
Попытаемся представить:
Каким же был Бальмонт?
Кем он был для своих современников?
Какое место занимал в истории литературы?
Так в чём же загадка Бальмонта?
Чем он привлекал своих современников?
Что является главным в его возрасте?
Как связаны между собой феномен его личности и феномен творчества поэта?
Ведущий 1
Лучшие художники писали портреты К. Бальмонта: М. А. Дуров (1900), В. А. Серов (1905), Л. О. Пастернак (1913)
[pic] [pic] [pic]
Ведущий 2
О Бальмонте сохранились и словесные портреты:
Чтец 1
Андрей Белый: «Лёгкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперёд, в пространство. Вернее, точно из пространства попадает Бальмонт на землю – в салон, на улицу. И порыв переламывается в нём, и он, поняв, что не туда попал, церемонно сдерживается, надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамлённые красной, как огонь, бородкой. Глубоко сидящие в орбитах почти безбровые его карие глаза тоскливо глядят, кротко и недоверчиво: они могут глядеть и мстительно, выдавая что-то беспомощное в самом Бальмонте. И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг – всё это чередуется в нём, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощённом лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! И как это лицо может казаться незначительным! И какую неуловимую грацию излучает порой это лицо!»
Этот портрет может нас приблизить к пониманию Бальмонта – человека.
Чтец 2
«Я видел – в давние дни, - как в чопорном квартале Париже Пасси, прохожие останавливались, завидев Бальмонта, и долго глядели ему вслед. Не знаю, за кого принимали его любопытные ратье, - за русского «prince», за испанского анархиста или просто за обманувшегося бдительность сторожей сумасшедшего. Но их лица долго хранили след недоуменной тревоги, долго они не могли вернуться к прерванной мирной беседе о погоде или о политике в Марокко».
Эта портретная характеристика – лишь внешняя сторона многогранника, каким является Бальмонт – поэт, Бальмонт – художник.
Ведущий 1
Попытаемся разглядеть Бальмонта с другой стороны. Вслед за первым впечатлением приходит другое открытие: Бальмонт – неутомимый труженик. Больше всего в жизни ценя учёные занятия, он писал в статье «Революционер я или нет», что в 13 лет узнал английское слово «самопомощь» и с тех пор полюбил исследования и «умственную работу», и работает не щадя своих сил до конца своих дней. «Поэту надо уметь «скрутить себя», уметь в весенний день сидеть за книгой и английским словарём, когда так хочется кататься на лодке». Он ежегодно прочитывал целые библиотеки, писал регулярно каждый день, легко изучал языки.
Ведущий 2
Наследие Бальмонта
35 книг стихов – 3750 печатных страниц
20 книг прозы – 5000 страниц
Перевёл, сопроводив статьями и комментариями, Эдгара По – 5 книг - 1800 страниц;
Шелли – 3 книги – 1000 страниц;
Кальдерона – 4 книги – 1400 страниц;
Уальд, Кристофер Марло, Шарль ван Лерберг, Гауптман, Зудерман, огромная «История скандинавской литературы» Йегера (сожжённая русской цензурой), Словацкий, Врхлицкий, Руставели «Витязь в тигровой шкуре», болгарская поэзия, югославские народные песни и загадки, литовские народные песни, предания Полинезии, мексиканские сказки, драмы Калидасы и многое другое. Бальмонтовские переводы в цифрах представляют более 10000 печатных страниц.
Бальмонт оставил огромное литературное наследие. Невероятное количество написанного сослужило ему недобрую службу. Возник миф, что Бальмонт – графоман. Чтобы объяснить это, проследим жизненный и творческий путь поэта.
Чтец 1
«…по семейным преданиям предками моими были какие-то шотландские и скандинавские моряки, переселившиеся в Россию. Фамилия Бальмонт очень распространённая в Шотландии. Дед мой, со стороны отца, был морской офицер, принимал участие в русско-турецкой войне и заслужил благодарность Николая I своей храбростью. Предки моей матери (урождённая Лебедева) были татары. Родоначальником был князь Белый Лебедь Золотой Орды. Быть может, этим отчасти можно объяснить необузданность и страстность, которые всегда отличали мою мать и которые я от неё унаследовал, так же как и весь свой душевный строй. Отец моей матери (тоже военный, генерал) писал стихи, но не печатал их. Все сёстры моей матери (их много) писали, но не печатали их»,- писал в автобиографии Бальмонт.
Чтец 2
Родители Бальмонта
Отец поэта Дмитрий Константинович, небогатый помещик, полвека прослужил в шуйском земстве мировым посредником, мировым судьёй, председателем съезда мировых судей, наконец, председателем уездной земской управы. В 1906 году он вышел в отставку, год спустя, умер. Единственной страстью его была охота.
Мать поэта Вера Николаевна получила институтское воспитание, учила и лечила крестьян, устраивала любительские спектакли и концерты, иногда печаталась в провинциальных газетах. В Шуе она была известной и уважаемой особой. Бальмонт писал: «Из всех людей моя мать, высокообразованная, умная и редкостная женщина, оказала на меня в моей поэтической жизни наиболее глубокое влияние. Она ввела меня в мир музыки, словесности, истории, языкознания. Она первая научила меня постигать красоту женской души…»
Ведущий 1
«Своими знаниями — в области истории, философии, литературы и филологии — он обязан только себе», да старшему брату, умершему молодым.
«В юности, — говорит поэт, — я более всего увлекался общественными вопросами. Мысль о воплощении человеческого счастья на земле мне и теперь дорога. Но теперь (1903) меня всецело поглощают вопросы искусства и религии».
Ведущий 2
Вот имена тех, кто сыграл роль в становлении Бальмонта-поэта:
Аким Волынский (критик)
Д. Рис (филолог и историк религий)
Э.Б. Тейлор (антрополог)
В. Г. Короленко (писатель), М. Н. Альбов
Н. И. Стороженко (профессор Московского университета)
П. Ф. Николаев, К. Т. Солдатенков
В. Я. Брюсов, С. А. Поляков, Юргис Балтрушайтис
Ведущий 1
Немаловажную роль в жизни К. Бальмонта сыграли женщины:
1. Лариса Михайловна Гарелина
2. Екатерина Андреевна Алексеева
(дочь Нина. Москва)
3. Елена Цветковская
(дочь Мирра. Петроград)
Сообщение учащегося. Бальмонт-путешественник.
1898 – 1901
Петербург (октябрь 1898 – апрель 1899)
Москва и Подмосковье (май 1899 – сентябрь 1899)
Берлин, Париж, Испания, Биарриц, Оксфорд (октябрь 1899 – август1900), Петербург (сентябрь 1900 – май 1901)
Весна 1902 – июль 1905
Париж, Лондон, Оксфорд, Париж, Оксфорд, Бельгия, Нюрнберг и Байрейт, Оксфорд, Париж, Москва, Побережье Балтийского моря, Москва, Испания, Швейцария, Моска, Париж, Мексика, Соединённые Штаты Америки, Москва.
Семь лет за границей:
Париж, Пасси, Бретань, Норвегия, Балеарские острова, Испания, Бельгия, Лондон, Египет, Париж, Москва (февраль 1913), Париж 1914, Москва, Грузия, Франция, Англия, Норвегия, Швеция, май 1915 года - Россия.
1 февраля 1912 год. Кругосветное путешествие.
Лондон, Примут, Канарские острова, Южная Африка, Мадагаскар, Тасмания, Южная Австралия, Новая Зеландия, Полинезия (острова Тонга, Самоа, Фиджи), Новая Гвинея, Целебес, Ява, Суматра, Цейлон, Индия.
Сентябрь, октябрь 1915 года.
Путешествие по городам России.
Дербент, Тифлис, Кутаис, Ярославль, Самара, Саратов, Уфа, Пермь, Тюмень, Омск, Екатеринбург, Вологда.
Весна 1916 года.
Путешествие по городам России и за границей.
Полтава, Харьков, Сумы, Ново-Николаевск, Томск, Иркутск, Чита, Благовещенск, Харбин, Владивосток, Япония, Николаевск, Уссурийск, Хабаровск, Москва, Петербург.
20 мая 1920 года – Бальмонт с семьёй покинул Россию.
Апрель 1936 года – литературный вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта, подготовленный Мариной Цветаевой.
24 декабря 1942 года умер в Париже.
Ведущий 2
Обратимся к поэтическим страницам Константина Бальмонта
1900 год. «Горящие здания».
Л. Вилькиной: «Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Я изменил своё понимание мира. …Я скажу: я понял мир».
Льву Толстому: «Эта книга – сплошной крик души разорванной, и если хотите, убогой, уродливой. Но я не откажусь ни от одной её страницы и – пока – люблю уродство не меньше, чем гармонию».
Чтец 2. Дым
Мы начинаем дни свои
Среди цветов и мотыльков,
Когда прозрачные ручьи
Бегут меж узких берегов.
Мы детство празднуем, смеясь,
Под небом близким и родным.
Мы видим пламя каждый час,
Мы видим светлый дым.
И по теченью мы идём,
И стаи пёстрые стрекоз,
Под солнцем, точно под дождём,
Свевают брызги светлых слёз.
И по теченью мы следим
Мельканья косвенные рыб,
И точно лёгкий тёмный дым,
Подводных трав изгиб.
Счастливый путь. Прозрачна даль.
Закатный час ещё далёк.
Быть может близок. Нам не жаль.
Горит и запад и восток.
И мы простились с нашим днём,
И мы, опомнившись, глядим,
Как в небе тёмно – голубом
Плывёт кровавый дым.
Ведущий 1
1903 год. «Будем как солнце» - самая популярная и знаменитая книжка Бальмонта, закрепившая за ним звание первого поэта среди модернистов (она разошлась в полгода в количестве 1800 экземпляров, что по тем временам считалось неслыханным успехом для поэтической книжки). Блок назвал «Будем как солнце» «книгой, единственной в своём роде по безмерному богатству».
Чтец 1
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я – властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час.
Ведущий 2
1905 год. «Фейные сказки». 71 стихотворение. Посвящены Нинике – Нине Константиновне Бальмонт Бруни.
«В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьёт струёй ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило всё, что есть ценного в его поэзии, что данное ей как небесный дар, в чём его лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых колокольчиков, «узкодонных, разноцветных, на тычинке под окном». Это – утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень. По своему построению «Фейные сказки» - одна из самых цельных книг Бальмонта. В её первой части создан теперь навеки знакомый нам – миф феи, где бессмертной жизнью живут её спутники, друзья и враги: стрекозы, жуки, светлячки, тритоны, муравьи, улитки, ромашки, кашки, лилии… И только третья часть книги, несколько изменённым тоном, вносит иногда диссонансы в эту лирическую поэму о сказочном царстве, доступном лишь ребёнку и поэту», - писал Валерий Брюсов.
Чтец 2
Наряды феи
У феи – глазки изумрудные,
Всё на траву она глядит.
У ней наряды дивно – чудные,
Опал, топаз и хризолит.
Есть жемчуга из света лунного,
Каких не видел взор ничей.
Есть поясок покроя струнного
Из ярких солнечных лучей.
Ещё есть платье подвенечное
Дал колокольчик полевой,
Сулил ей счастье бесконечное,
Звонил в цветок свой голубой.
Росинка, с грёзой серебристою,
Зажглась алмазным огоньком.
А ландыш свечкою душистой
Горел на свадьбе с Светлячком.
Ведущий 1
Валерий Яковлевич Брюсов, современник Константина Дмитриевича Бальмонта, высоко ценил поэта и его творчество.
Ведущий 2
«Его иступлённая любовь к поэзии, его тонкое чутьё к красоте стиха, вся его своеобразная личность произвели на меня впечатление исключительное. Многое, очень многое мне стало понятно, мне открылось только через Бальмонта. Он научил меня понимать других поэтов, научил по-настоящему любить жизнь… Вечера и ночи, проведённые мною с Бальмонтом, когда мы без конца читали свои стихи и стихи любимых поэтов: он мне - Шелли и Эдгара По, я ему – Верлена, Тютчева (которого он тогда не знал), Каролину Павлову, - эти вечера и ночи, когда мы говорили с ним, останутся навсегда в числе самых значительных событий моей жизни. Я был одним до встречи с Бальмонтом и стал другим после знакомства с ним.
Чтец 1
Ты не наш – ты только божий.
Мы весь год – ты краткий май!
Будь - единый, непохожий,
Нашей силы не желай.
Ты сильней нас! Будь поэтом,
Верь мгновенью и мечте.
Стой, своим овеян светом,
Где – то там на высоте.
Тщетны дерзкие усилья,
Нам к тебе не досягнуть!
Ты же, вдруг раскинув крылья,
В небесах направишь путь.
Ведущий 2
Сегодня мы встретились с творчеством великого русского поэта Константина Бальмонта. Его прекрасная поэзия остаётся с нами. Прав был Александр Блок, когда писал:
«Когда слушаешь Бальмонта –
всегда слушаешь весну».
Чтец 2
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Переплеск многопенный, разорванно - слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зеленого мая,
Все пойму, все возьму, у других отнимая.
Вечно юный, как сон, сильный тем,
Что влюблен и в себя, и в других,
Я — изысканный стих.