Статья. Проблема и сущность полового воспитания.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пробленма и сущность полового воспитания.


Представители почти каждого вида животных разделяются на два пола – мужской и женский, обладающих в целом идентичными процесса­ми жизнедеятельности, но дополняющих друг друга при осуществлении репродуктивной (воспроизводящей) функции. Принципиальная особенность репродуктивной функции - парный, дополнительный характер, что и определяет указанное разделение ее на два пола.

В биологических науках слово «пол» обозначает репродуктивный статус индивида, его функцию в продолжение рода и вытекающие отсюда свойства и признаки самцов и самок.

Биологическая трактовка не позволяет познать всю многогранность пола. В самом широком смысле, по мнению Д.Н.Исаева, В.Е.Кагана, пол — это совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании ко­торых индивида считают мальчиком (мужчиной) или девочкой (женщиной). С этим понятием в рус­ском языке объединены и родовая принадлежность, и сексуальность, и эротика. То есть понятие «пол» можно определить как биологически-социальную категорию.

Биологические и социальные детерминанты пола изучались в разное время с разной интенсив­ностью. В науке возникли биологическая, а позже социологическая модели, со временем переставшие удовлетворять ученых. Исследования по перемене пола и изучение влияния эмбриональных гормонов на психологические параметры личности привели к возникновению биосоциальной модели. Сог­ласно ей среда образует условия для развития в онтогенезе врожденных программ, которые, в свою очередь, являются необходимым условием превращения определяемых средой возможностей в дей­ствительность. Понятие пола оказалось многомерным и иерархичным, а формирование его стало по­ниматься как последовательное, преемственное и согласованное действие биологических и социаль­ных детерминант, или как двумерный процесс взаимодействия биологического и социального.

В процессе формирования пола Г.С. Васильченко выделяет генетический, гонадный, гаметный, гормональный (эндокринный), морфологический (соматический), социальный (гражданский) и дополнительный пол — пол воспитания, который социально, психологически детерминирован. Автор характеризует первые 5 уровней полового развития как физикальные детерминанты, обусловлива­ющие саму половую принадлежность, а последующие уровни как «определённые формы поведения». То есть, как указывают Д.Н.Исаев и В.Е.Каган, физикальные детерминанты — врождено за­данные матрицы развития реализуются лишь в социальной среде. Эти факторы приводят к понима­нию развития пола у человека: половое влечение в его специфически человеческом виде является ин­тегральным результатом действия биологических и социально-психологических детерминант.

В англоязычной литературе для разграничения понятия «биологический пол» используется тер­мин sex, связанный, прежде всего, с размножением, а для понятия «социальный пол» — термин gen­der, обозначающий всю совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины.

В.В.Нагаев и И.Ф.Обросов указывают, что понятие пола отражает все представления о половых различиях мужчины и женщины и состоит из двух интегральных компонентов: биологического и психосоциального. Первый компонент определяет психосоциальное формирование по мужскому и женскому варианту. Общественно-психологические факторы определяют половую принадлежность через гражданский пол и пол воспитания с формированием полового самосознания, или половой идентичности. По мнению авторов, наиболее приемлемым, объединяющим все психосоциальные признаки половых отличий является понятие «личностный пол». Введение этого понятия позволяет понять всю гамму человеческих отношений, прямо или косвенно связанных с полом.

Согласно «новой психологии пола» биологический пол может лишь помочь определить потен­циальное поведение человека, но главное — пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние классовые, этнические, расо­вые факторы и соответствующие им конвенциональные требования и нормы.

Психологический пол, с точки зрения А.А.Чекалиной, — одна из важнейших характеристик че­ловека, показатель его психического здоровья, условие единства личностных проявлений. По мнению автора, это — определенная половая идентичность личности, которая достигается в процессе половой идентификации. Одной из основных характеристик психологического пола является усвоение ребен­ком половой роли, т.е. психологический пол представляет собой реальное овладение ребенком поло­вой роли, достижение определенного уровня полового самосознания и половой идентификации.

П.Попхристов указывает, что психический пол, т.е. половое поведение и ориентация в сторону противоположного пола, — сложный процесс, который начинает складываться еще на самых ранних этапах жизни индивида. В этом отношении ряд условных моментов (социальная среда, подражание, воспитание) имеет значение для всего дальнейшего полового поведения человека. При формирова­нии поведения и самочувствия, отношения индивида к противоположному и собственному полу иг­рает роль род. Он определяется при рождении ребенка в соответствии с внешними половыми органа­ми. На основании этого ребенку дается мужское или женское имя, соответственно обращение к нему как к мальчику или девочке, одежда, прическа, манеры, социальные отношения и ориентация полово­го влечения.

Gender (с англ. —род) — социальное отношение или представление каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений. Этот термин есть социокультурный конструкт пола, представляющий собой комплекс заданных признаков и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, образа мыслей, норм, предпочтений, жизненных устремлений и т.д. В отли­чие от биологического пола (sex), представляющего собой набор генетически заданных анатомофизиологических признаков человека, гендер строится в конкретном социокультурном контексте в оп­ределенный исторический период и поэтому различен во времени и пространстве, т.е. гендер являет­ся продуктом социализации.

Э.Гидденс отмечает, что если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие гендер затрагивает их психологические, социальные и культур­ные особенности. Это разграничение считается важным, так как многие различия между мужчиной и женщиной обусловливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе. Биоло­гический пол определяется только биологически, гендер — и биологически, и социально.

Таким образом, мы можем утверждать, что трактовка понятия «пола» как биологического и социального конструкта предполагает наличие биологических, психологических и социальных отличий между мужским и женским полом, которые следует учитывать в ходе проведения полового воспитания.

В педагогике и психологии воспитание рассматривается с точки зрения формирования личности человека. Под воспитанием в широком смыс­ле понимается двусторонний процесс, включающий в себя, с одной сторо­ной, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социаль­ную среду, а с другой стороны - процесс активного воспроизводства сис­темы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, ак­тивного включения в социальную среду. Этот процесс можно представить в трех основных аспектах: расширение круга деятельностей, которыми об­ладает ребенок, углубление его общения с окружающими, все большее включение в системы общественных отношений, развитие самосознания, образа своего «я».

В психологическом плане сущность воспитания представляет собой постепенное превращение всех внешних регуляторов активности ребенка во внутренние детерминанты его поведения и деятельности. Условная схе­ма такого перевода достаточно проста: вначале мы говорим ребенку «де­лай так-то и так-то», затем он говорит это себе уже сам, а после уже просто делает, так как необходимость вести себя именно так, а не иначе стала для него внутренней потребностью. Поэтому любое новое образование лично­сти может быть до конца усвоенным, только если соответствует желаниям и стремлениям самого ребенка. Соответственно, любой метод воспитания может быть успешным, если основывается на потребностях ребенка.

В воспитании важны механизмы включения ребенка в жизнь, среди которых основными являются:

подкрепление - поощрение ребенка за правильные действия и тактичное наказание за неправильные;

идентификация - основанное на любви и уважении ребенка к роди­телям и их авторитету его стремление подражать своим родителям, быть, как они;

понимание - знание ребенка, его внутреннего мира и потребностей, что позволяет родителям немедленно и чутко откликаться на его проблемы.

Воспитание, связанное с половым вопросом, нельзя смешивать с морализацией. Воспитание есть познание и на его основе дисциплинирование и совершенствование. Познавательное воспитание – выведение ребенка, юноши или девушки на путь, который ведет к социальной жизни взрослых. При отсутствии воспитания, нуждающиеся в нем, не только не смогут обо­гнать своих родителей, но и не смогут их догнать, ибо возможности собст­венной информации у детей и подростков весьма невелики, они распола­гают весьма кратким временем, чтобы научиться всему сами. Содержание понятия «воспитание» относится к правильному усвоению форм и движе­ний вещей в природе, интеллекту, морали, общественному чувству, отно­шению с людьми, к профессиональной ориентации и подготовке, психиче­ской, чувственной, сексуальной стороне личности, и все эти разносторон­ние духовные и социальные потребности являются связанными и зависи­мыми друг от друга. Многие из перечисленных сторон — дело профессио­налов, учителей. Что же касается нравственного воспитания, которое включает также половое (сексуальное) воспитание, то первыми воспитателями здесь должны быть родители.

Отказ родителей и общества от активной роли в деле полового воспитания - не решение, а слабость. Ребенок, юноша или девушка не может стать полноценным членом общества, если через его чувственную, психическую сферу не преломилось правильное понимание полового вопроса, что может помешать ему занять правильную позицию при столкновении с реальностью, вряд ли обеспечит ему счастливое существование.

Содержание полового воспитания зависит от целей и задач, которые определяются интересами общества.

Колесов Д.В. целью полового воспитания считает овладение представителями подрастающего поколения нравственной культурой взаимоотношения полов, воспитания у них потребности и стремления руководствоваться в этих отношениях нормами человеческой морали. Кальченко Е.И. видит цель полового воспитания в необходимости научить молодежь управлять половым инстинктом, починять его человеческому сознанию, нравственным принципам и норам высокой морали.

Орлов Ю.М. считает, что поскольку черты и качества личности выражаются в определенном поведении, то цель воспитания состоит в том, чтобы выработать определенное поведение. Следовательно, целью полово­го воспитания становится выработка полового поведения. Оно, как и пове­дение вообще, может описываться в терминах его цели, мотивов, выбора объекта деятельности, техники удовлетворения, которые могут обладать желательными и нежелательными характеристиками с точки зрения требований культуры. С этих позиций Орлов Ю.М. выделяет сексуальные и не­сексуальные цели полового воспитания. Первые предполагают формирование полового поведения, побуждаемого любовной мотивацией; воспитание ответственного отношения к людям другого пола, умения сделать правильный выбор партнера по половой принадлежности, психобиоритмической совместимости; пропаганду здоровой половой жизнь; выработку способности управлять своим влечением, способности полового воздержания; формирование адекватного либидо; выработку установок и ценностей. Несексуальные цели предусматривают воспитание эмоционально зрелого человека и профилактику нарушений психосексуального развития личности.

Кушнир М.П. проанализировав нескольких авторов, выделяет следующие задачи полового воспитания:

знакомство с нормами полового поведения и психосексуальной культурой общества, развитие и обогащение личности в рамках данной культуры;

воспитание уважение и ответственного отношения к людям, формирование правильного взгляда на взаимоотношения людей вообще и взаимоотношения мужчин и женщин в особенности;

воспитание потребности иметь здоровую и крепкую семью, нескольких детей, потребности в их воспитании, открытости педагогической культуры;

воспитание потребности в здоровом образе жизни, ответственного

отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, привитие

гигиенических навыков;

формирование отношения к половому влечению как неотделимому
от чувства любви, пропаганда воздержания, вооружение знаниями о способах сублимации;

распространение знаний о анатомо-физиологических и психологических особенностях мужчин и женщин, протекание половых реакций, психогигиене брака, зачатии и способах планирования семьи.

А так же добавляет задачи по выработке коммуникативных умений (умений общаться с представителями своего и противоположного пола) и воспитанию правильного полоролевого поведения (поведение в соответствии с ролью своего пола на основе предписаний общества и личного выбора).

Исходя из общих задач полового воспитания, можно выделить несколько основных его направлений:

  • Полоролевое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности и женственности и установлению оптимальных коммуникативных установок мужчин и женщин.

  • Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания в контексте психосексуальной культуры и нравственных требований.

  • Подготовка к ответственному супружеству как формирование супружеских ролей и выработка установок взаимно ответственного партнерства.

  • Подготовка к ответственному родительству, предполагающая формирование ролевого поведения матери и отца по отношению к детям и выработки оптимальной репродуктивной установки.

  • Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества и родительства от правильного образа жизни

В соответствии с содержанием полового воспитания Колесов Д.В. выделяет определенный круг вопросов, составляющих основные аспекты полового воспитания:

  1. вопросы, связанные с половой принадлежностью ребенка, ее значением для него лично и для общества;

  2. вопросы семьи и отношений в семье, их значение для ребенка и его родных, а также для всего общества;

  3. вопросы появления ребенка на свет и преемственности поколе­ний;

  4. вопросы собственно половой морали;

  5. Вопросы половой гигиены.
    Нужно учесть, что сообщаемая информация должна:

- находиться на доступном пониманию ребенка уровне,

- быть естественнонаучной по характеру с акцентом на нравствен­ную сторону,

- быть интересной и достаточно исчерпывающей, чтобы ребенок был ею удовлетворен и не искал других источников информации,

- быть корректной по форме, даже если спрашивается, что-либо не вполне приличное с точки зрения педагога,

- быть по своему характеру побуждающей, т.е. вызывающей стремление узнать что-то новое.

Кроме того, указывает Хрипкова А.Г., что эффективной в воспитательном отношении окажется та информация, которая не остается на уровне запоминания, а затрагивает личность. Для этого необходимо, чтобы эта информация воздействовала на чувства, вызывала определенные эмо­ции.

Для формулировки принципов полового воспитания
Орлов М.Ю., рассмотрев соотношение общих принципов и принципов полового воспитания, выделил:

принцип целеустремленности требует от воспитателя точного представления о целях и способах их достижения, в данном случае выработки качеств психосексуальной сферы личности человека, а также общих качеств личности, которые связаны с сексуальностью;

принцип самовоспитания выделяется с той точки зрения, если половое воспитание - это в первую очередь самовоспитание;

«не повреди» как принцип полового воспитания предполагает, что неуместные или не соответствующие целям воспитания воспитатель­ные воздействия приводят к самым нежелательным последствиям, которые могут сказаться не сразу;

«не стыди» требует от воспитателя умеренности, обуздания сво­их страхов, стыда или чувства вины. Данные эмоции, выражаемые взрос­лым, эмоционально «заражают» ребенка страхом, стыдом, чувством вины к сексуальным проявлениям, закрепляют у ребенка сексуальные мысли, образы, символы. Эмоциональное заражение можно использовать в позитивных целях. Экспрессивно выражая отвращение к неподобающему поведению, взрослый сильно влияет на это поведение;

положительные образцы поведения. Если эмоционально подкре­пляют поведение ребенка, соответствующее наблюдаемому им образцу, когда он делает «как папа или мама», то вырабатывается соответственное поведение и мотивация, направленная на то, чтобы получить одобрение. Надо постоянно иметь это в виду, чтобы адекватно реагировать на поступ­ки ребенка. Если поведение, которое мы видим, сочетается с положитель­ным переживанием, то оно закрепляется.

Этот принцип моделирования положительных образцов поведения основывается также на законе переноса: лучше, прочнее такие структуры поведения, когда сходные с ними формы поведения ребенок усвоил ранее. Поэтому необходимо создавать окружение из благополучных людей, любимые герои художественных произведений должны быть счастливыми в любви;

принцип опоры на положительное. Нарушение этого принципа в половом воспитании неминуемо приводит к неврозам. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любой деятельности и поведе­ния. При отрицательном эмоциональном подкреплении поведение стано­вится защитно-оборонительным. Но использовать этот принцип сложно потому, что общество управляет половым поведением человека, применяя всевозможные «санкции». Воспитателям лучше избрать такую линию воздействия, чтобы внести в этот принцип положительные эмоции: больше доверия, вызывать ощущение «завтрашней радости», сведение устрашения к минимальному. Этот принцип требует развития самосознания, когда че­ловек осознает свою психосексуальную сферу и ее проявления, полной осведомленности в вопросах, связанных с половыми отношениями, самостоятельности самоуважения;

принцип индивидуального подхода - соразмерность приемов и ме­тодов воспитания с индивидуальными особенностями, развитием индивидуальности и неповторимости личности, такой уникальности, которая не вступала бы в противоречие с требованиями культуры. Необходимо учитывать уровень сексуального развития, особенности личности, состояние психического здоровья;

принцип невозбуждения полового влечения. В его основе лежит
тезис: половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания. Чем меньше энергии, сосредоточенной в источниках полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепления организма в целом, скелета, мышц, мозга и
связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Следовательно,
данный принцип связан с требованием сублимации;

принцип единства воспитания и обучения. Процесс развития психосексуальной сферы включает в себя многие аспекты полового поведения – подражание, переносы, викарное научение и т.п. Поэтому обучение со­стоит не только в том, что воспитатель показывает «как это делается». Все усвоится само собой, если для этого будут созданы благоприятные усло­вия. Воспитателю надо научиться обучать косвенно, по возможности соз­давая условия, окружение, руководя чтением, используя сексуальные осо­бенности воспитанника;

принцип систематичности, последовательности, комплексности предполагает, что половое воспитание надо начинать с раннего детства и проводить его поэтапно: раннее детство, дошкольные годы, младшие школьные годы, период полового созревания, период половой зрелости, и деликатно, ненавязчиво в комплексе с другими мероприятиями нравствен­но-этического и эстетического воспитания;

принцип правдивости исключает ложь из арсенала воспитателей –всегда правда и только правда;

принцип доверия предполагает доверие к ребенку как к партнеру, серьезное отношение к его переживаниям, интересам и проблемам с желанием понять и помочь.

В качестве принципов полового воспитания в семье можно выделить следующие положения:

- доверие взрослого к ребенку — лучшая основа доверия ребенка ко взрослому;

- контроль того, чему мы ребенка научили, и поддержка в том, чего он пока не умеет;

- только, правда, всегда, правда, но так, чтобы ребенок мог ее понять и верно воспринять;

- чистота и нравственность собственного и прививаемого ребенку отношения к полу, сексуальности, семейной жизни;

- повторение дает возможность ребенку понять ранее не понятное, постепенно по мере увеличения возможности понимания расширять, обогащать и закреплять свои представления;

- половое воспитание не может быть слишком ранним, он может лишь запаздывать. Запаздывание же открывает дорогу непрошеным «воспитателям» и «просветителям»:

- деловой язык и спокойный тон снимают налет постыдности в обсуждении особенностей пола;

- умение взрослых воспользоваться подходящей ситуацией или создать ее для необходимых разъяснений, а не ждать пассивно вопросов ребенка:

- понятность и ясность для ребенка позиций, отношений и разъяснений взрослых;

- поведение взрослых не должно возбуждать половое влечение у детей;

- пол и сексуальность - не только качества отдельных людей, но и стиль отношений между людьми;

- бесполая личность - уродливое и нежизнеспособное дитя ханжест­ва. Ребенок - всегда мальчик или девочка, а его воспитание - всегда вос­питание мужчины или женщины .

Таким образом, половое воспитание в узком смысле с точки зрения В.Е.Кагана – это как процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат воздействия на формирование полового сознания и поведения.

Вопросы, проистекающие из проблемы полового воспитания, так разнообразны и многочислен­ны, что первая трудность состоит в необходимости определения сути полового вопроса. Половой во­прос, считает П.Попхристов, во всех случаях имеет три основных аспекта — биологический, меди­цинский и социальный. Данные аспекты так или иначе находят отражение в трактовке понятия «по­ловое воспитание».Анализ существующих определений понятия «половое воспитание» позволяет выделить ряд тенденций в его трактовке:

а) рассмотрение данного понятия с двух и более точек зрения с целью объяснения взаимосвязи нескольких направлений в процессе его осуществления;

б) отведение важной роли усвоению половых норм данного общества (психосексуальной культуры);

в) определение полового воспитания как направления нравственного воспитания, обеспечивающего воспитание культуры взаимоотношений, неотъемлемой частью которой является выработка
норм морали и нравственности, привитие моральной чистоты и свежести, умения контролировать половой инстинкт;

г) определение полового воспитания через объяснение его основного направления—полоролевого воспитания;

д) определение полового воспитания как процесса воспитания семьянина;

е) отождествление полового воспитания с половым просвещением, которое носит более частный характер, или его определение через сравнение с сексуальным образованием, которое является составной частью полового воспитания и проводится при медицинском патронаже;

ж) определение полового воспитания как процесса воспитания сексуально здорового и благополучного человека.

Остановимся на указанных тенденциях подробнее. В рассматриваемом понятии А.П. Либертович выделяет медицинский и педагогический аспекты проблемы полового воспитания. В медицин­ском аспекте половое воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на разви­вающийся организм человека, начиная с внутриутробного периода и кончая формированием физи­чески и психически здоровой гармонично развитой личности. Под половым воспитанием в педагоги­ческом смысле следует подразумевать внедрение определённого нравственного мировоззрения, пра­вил человеческого общежития, привычек, вкусов, черт характера во взаимоотношениях между муж­чиной и женщиной.

Д.Н.Исаев, В.Е.Каган считают, что медицинский аспект полового воспитания должен обеспе­чить связь формирующихся у ребенка в ходе этого воспитания установок с проблемами здоровья в целом, в том числе психического и сексуального. То есть медицинские цели и задачи воспитания сос­тоят в помощи подрастающему поколению по формированию сексуального здоровья как необходи­мого аспекта здоровья в целом.

Сложность проблемы полового воспитания, по мнению В.П.Нишевой, состоит, с одной сторо­ны, в том, что его область — половые представления, взгляды, взаимоотношения, поведение — сугу­бо личная, интимная, деликатная область, чем исключается всякое назойливое вмешательство извне. С другой — в сексуальных влечениях человека проявляются его моральное сознание, культура, сло­жившиеся под влиянием общественных отношений. Поскольку основной характеристикой половых отношений является их социальная сущность, социальный контроль и общественная регуляция необ­ходимы.

Одним из средств общественной регуляции личных взаимоотношений является половое воспи­тание. Это совокупность педагогических воздействий на сознание и поведение человека, направлен­ных на формирование у него системы гигиенических знаний, этических понятий, нравственных убеж­дений, чувств и привычек поведения, необходимых для общения с противоположным полом сообраз­но нормам социальной морали. Большинство предлагаемых определений понятия «половое воспита­ние» сводит данный процесс к частным задачам нравственного воспитания — формированию мо­ральных отношений между полами или выработке «нравственных тормозов». Половое воспитание с точки зрения П.Ф.Постолатьева, — целенаправленное педагогическое влияние на сознание и чувства учащихся с целью формирования культурных, морально-этических и эстетических взаимоотношений между полами, соответствующих нравственному идеалу человека. Вторую позицию разделяет Ю.В.Лабунский, определяющий половое воспитание как составную часть нравственного воспита­ния, которое представляет целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения. Он поддерживает идею В.А.Крутецкого, который определяет половое воспитание как формирование моральных норм поведения предста­вителей мужского и женского пола, связанных как с обычной, так и интимной сферой человеческой жизни. Оно должно обеспечить нравственно здоровые отношения между мальчиками и девочками, юношами и девушками, выработать «нравственные тормоза», привить моральную чистоту и свежесть чувств. Полоролевое воспитание, по мнению Л.И.Столярчука, ориентировано на помощь в самопоз­нании, саморефлексии и самосовершенствовании мужской (женской) индивидуальности, на формирование культуры взаимоотношений полов. Современное общество заинтересовано в том, чтобы лю­ди овладели специфическими ролями мужчины и женщины и успешно их исполняли, усваивая соци­альные нормы и культурные ценности, оставаясь при этом уникальными представителями своего по­ла, своеобразными личностями.

В раскрытии понятия «половое воспитание» Л.Я.Верб, Л.М.Зюбин, Е.Д.Марьясис, В.И.Штильбанс отводят первое место воспитанию хорошего семьянина. Конечная цель полового воспитания — воспитание будущего семьянина, сознающего свою личную ответственность за здо­ровье, жизнь грядущих поколений и умело выполняющего связанные с этим обязанности. У воспи­танников должны быть сформированы физические, моральные и психические качества, необходимые в процессе общения полов и создания стабильной семьи.

Д.В. Колесов и Н.Б. Сельверова раскрывают сущность полового воспитания через следующие положения. Ведущим методологическим положением полового воспитания определяется понятие социальной сущности человека. Они отмечают, что «ребенок должен иметь соответствующее его уровню, но верное представление о социальной природе человека, он должен понимать принципиальную несводимость любых проявлений жизнедеятельности человека к аналогичным, но не более, проявлениям жизнедеятельности животного. Вместе с тем ребенок должен осознавать, что человек - это высшая ступень эволюции и при своей уникальности, как социальное существо неразрывно связано со всем органическим миром».

Вторым методологическим положением системы полового воспитания авторы считают «понимание сущности половых различий и значения половой принадлежности». Они отмечают, что «необходимо строить педагогический процесс так, чтобы не обходить этого вопроса, а, напротив, всячески раскрывать смысл существования двух полов, причем раскрывать его в широком, а не в узком репродуктивном смысле», полагая, что половое воспитание охватывает ту часть деятельности человека, которая сводится к понимаемому в самом широком смысле взаимоотношению между
представителями мужского и женского пола.

П. Петрище отмечает, что в качестве составной части воспитания вообще половое воспитание представляет комплекс систематических взаимодействий на человека с целью выработки у него положительных нравственных качеств, черт характера, установок личности в вопросах пола. Автор выделяет в проблеме полового воспитания несколько взаимосвязанные и взаимообусловленных сторон, с позиций которых в трактовку понятия «половое воспитание» вносится несколько нюансов.

Во-первых, оно является сложной психолого-педагогической зада­чей, решение которой преследует основную цель - сформировать у чело­века высокие нравственные позиции в вопросах пола.

Во-вторых, социально-гигиеническая сторона полового воспитания, связанная с вопросами демографии, с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей, переводит нас уже в сферу более широкого понятия - воспитание пола, т.е. мальчиков и дево­чек, мужчин и женщин в качестве членов общества.

В-третьих, половое воспитание представляет собой комплекс меди­ко-биологических проблем. В этом плане оно неразрывно связано с поло­вым просвещением, усвоением определённого минимума знаний об аналитических и физиологических особенностях мужских и женских организмов на основных этапах их развития, о соответствующих требованиях гигиены, влиянии окружающей среды на половую сферу.

Таким образом, мы видим, что половое воспитание состоит из бло­ков:

нравственный - формирование нравственных и коммуникативных позиций и установок;

гигиенический - вооружение гигиеническими навыками и формирование потребности в ведении здорового образа жизни;

полоролевой — вооружение разнообразным полоролевым репертуаром, гибко приспосабливающимся к конкретной ситуации в соответствии с требованиями общества и индивидуальным выбором;

сексуальный - вооружение знаниями о развитии человеческой сексуальности, о сексуальных ролях и сексуальной ориентации, потребностях и предпочтениях, гармонии сексуальных отношений и совместимости, т.е. стороне жизни, касающейся интимных отношений.

Под половым воспитанием Я.Понделичкова-Машлова и И.Понделичек понимают передачу оп­ределенных знаний, внушение этических принципов и норм поведения в области секса, т.е. половое воспитание является частью общего воспитания, которое формирует личность человека. «Любое по­ловое воспитание, все наши наставления, в конечном счете, сводятся к одной цели: подготовить сво­их детей должным образом к их будущей любовной жизни. А ее наиболее полной и целесообразной формой являются счастливые отношения в супружестве», — указывают авторы.

А.Л.Санников, Т.М.Резерт раскрывают суть полового воспитания через сравнение его с сексу­альным образованием. Первый автор рассматривает половое воспитание как пропаганду обучения оп­ределенного нравственно-полового мировоззрения, правил человеческого общения, привычек, вку­сов, черт характера во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами. Сексуальное образование поднимает вопросы интимной гигиены, проблемы контрацепции, профилактики венерических забо­леваний, нежелательной беременности, психофизиологических основ половой жизни. По мнению Т.М.Резерт, половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, свойств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое (в соответ­ствии с морально-нравственными нормами общества) поведение человека в отношении к представи­телям другого пола на всех этапах жизнедеятельности. Сексуальное образование — процесс, направ­ленный на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики, инфекционных забо­леваний, передаваемых половым путем, профилактики беременности, техники половой жизни и др. Оно ориентировано на социально-семейное благополучие будущих супругов, соблюдение половых норм, способствует гармонии сексуальных отношений, формированию здорового образа жизни.

Содержание понятия «половое воспитание» в Концепции нравственно-полового воспитания де­тей и молодёжи в Республике Казахстан определяется через сексуальные отношения и сексуальное здоровье. Сексуальность — это неотъемлемая часть личности, средство выражения привязанности. Сексуальность в человеке проявляется с момента его рождения и как неотъемлемая часть личности существует до конца жизни, соответствуя стадиям полового развития. Половое воспитание основыва­ется на праве молодых людей на сексуальное здоровье и получении доступной информации по его охране. Для каждого человеческого существа сексуальное здоровье должно быть состоянием благо­получия в проявлении своей сексуальности, предотвращения нежелательной беременности, профи­лактики заболеваний, передаваемых половым путём, и СПИДа, свободы от насилия в половых отно­шениях.

В существующей в настоящее время Концепции по нравственно-половому воспитанию в Рес­публике Казахстан в основу полового воспитания заложен принцип здорового образа жизни. Четкой формулировки понятия в Концепции нет, но, исходя из выделенной цели полового воспитания, мож­но определить его как процесс формирования личности путем целенаправленного привития подраста­ющему поколению нравственных ценностей во взаимоотношениях полов, ответственности за свое физическое и психическое здоровье и половое поведение. Также при определении понятия «половое воспитание» следует иметь в виду, что воспитание как категория педагогической науки еще не имеет точного определения. Его формулировки зависят от методологического подхода, концепции воспита­ния и т.д.. В современной педагогике выделяют два направления. В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Поэтому важнейшими факторами развития челове­ка признаются внешние воздействия, формирующие личность. Вторая позиция — гуманистическая требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его спо­собности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В данном контексте воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.

С гуманистической позиции половое воспитание должно предполагать развитие личности в рам­ках здорового существования в системе половых отношений и ее индивидуальности, проявляющейся в исполнении половых ролей, формировании полового самосознания, психосексуальной ориентации, но с учетом усвоения ею глобальных нравственных ценностей и коммуникативных установок.

Таким образом половое воспитание — это процесс, направленный на формирование индивидуального полового сознания, предполагающий получение объективной ин­формации в вопросах пола, усвоение коммуникативных установок, морально-половых норм и цен­ностей общества с учетом его национально-этнических особенностей, развитие мотивации здорового образа жизни и сохранение здоровья (физического, психического, нравственного, сексуального, реп­родуктивного), выработку собственного отношения к сексуальности, супружеству и родительству.