Турнир знатоков жития святого преподобногоСергия Радонежского (9-11 классы)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Красногвардейский район

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Турнир знатоков жития святого преподобного Сергия Радонежского

«Чудотворец преславный и заступник пречудный Преподобный Сергий Радонежский»

(возраст участников турнира 9-11 классы)

Учитель православной культуры

Питькова Зинаида Ивановна

















Калиново - 2013



Цель мероприятия: Повторение и закрепление знаний старшеклассниками жития Преподобного Сергия Радонежского. Формирование навыка размышления над прочитанным, увиденным. Развитие у учащихся способностей к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий.

Предварительное задание обучающимся - прочитать житие Преподобного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым. Познакомиться с комментариями к этому житию (они есть фактически в любом его издании).

Подготовка класса для турнира: слайды с текстами заданий;
необходимый иллюстративный материал: фрагменты текста, используемого в заданиях; большая икона Преподобного Сергия Радонежского с житийными клеймами (или репродукции такой иконы); репродукция иконы “Троица” преподобного Андрея Рублева; миниатюра из Лицевого жития Преподобного Сергия конца XVI века (их можно найти, к примеру, в книге “Путь на Маковец: Читаем “Житие Преподобного Сергия Радонежского”. М.,1993); репродукции картин В.М. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, “Труды Преподобного Сергия”; заранее перерисованной географической карты со схематическим изображением обителей, основанных Преподобным Сергием и его учениками;
справочная литература.

Столы в комнате для проведения турнира должны быть расставлены таким образом, чтобы ученикам удобно было работать по группам и чтобы всем были видны проектор, магнитная доска.

[pic]

Активность ребят, правильность и содержательность ответов, творческое отношение учеников к выполнению заданий будет оценивать жюри, в состав которого могут войти заранее приглашенные учителем священник и матушка, а также библиотекарь, преподаватели.

После отчета подгрупп о выполнении очередного задания члены жюри высказывают свое мнение об ответе учащихся. Учитель-ведущий подытоживает ответы и мнения.

Получив задание, ученики вполголоса начинают обсуждать его в своей подгруппе, читать предложенный текст, рассматривать иллюстрации, при необходимости пользоваться справочным материалом.

ЗАДАНИЕ 1

Когда было написано Епифанием Премудрым “Житие Преподобного Сергия Радонежского”? Какие еще редакции и авторы жития Преподобного Сергия вам известны?

Ответ: Епифаний Премудрый 20 лет собирал и записывал рассказы для своего труда. Само “Житие Преподобного Сергия” написал за год, закончил в 1418 году. После кончины Епифания переделал “Житие...”, не нарушив житийную правду и придав легкость чтению, Пахомий Логофет. В XVIII веке было составлено житие Преподобного Сергия Императрицей Екатериной II, в XIX веке появились редакции “Жития...” московских митрополитов Платона, Филарета, известного церковного историка Е.Е. Голубинского. В нашем веке было составлено житие Преподобного Сергия Патриархом Московским и всея Руси Алексием I.

Вспомнив житие Преподобного Сергия, ответьте, какой эпизод жизни Преподобного можно считать началом его духовного пути?

Ответ: Началом духовного пути Преподобного стало Божие знамение - указание пути святого, когда, еще до рождения, будучи в утробе матери, он трижды прокричал во время Божественной литургии. Означало это, что суждено ему служить Пресвятой Троице.

Почему послушный и прилежный отрок Варфоломей не мог постичь книжного учения?

Ответ: В Житии Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем: “... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось”. Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку.

ЗАДАНИЕ 2

Сравните картину М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”с изображением этого же эпизода на клейме иконы Преподобного Сергия. В чем, на ваш взгляд, сходны, а в чем различны изображения на картине и иконе? Почему иконописный образ святого и образ его в житийной литературе создаются по близким законам?

Каковы представления о времени и пространстве агиографа и иконописца? Покажите их, сравнивая эпизоды “Жития Преподобного Сергия Радонежского”, написанного Епифанием Премудрым, и клейма иконы.

Каковы представления о времени и пространстве агиографа и живописца? Покажите их, сравнивая эпизоды “Жития Преподобного Сергия Радонежского”, написанного Епифанием Премудрым, и картины В.М. Нестерова.

ЗАДАНИЕ 3

Рассмотрите миниатюры из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского конца XVI века и ответьте, какие события жизни святого на них изображены.

Как воплощались в жизни Преподобного Сергия Евангельские заповеди: ...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя... (Мф. 22, 37-39).

Покажите на конкретных эпизодах жития Преподобного Сергия, каким Евангельским заповедям Блаженства следует Преподобный:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах... (Мф. 5, 3-12).



ЗАДАНИЕ 4

Какова роль Святой Троицы в жизни Преподобного Сергия? В чем заключалась важность образа Троицы во времена Преподобного и в чем значение этого образа для наших дней?
Сравните образы Троицы на разных иконах. В чем своеобразие каждого образа?

Ответ: О посвящении всей жизни Преподобного Сергия Святой Троице не раз вспоминается в его Житии. (Возможна ссылка на конкретные места текста Жития, которым ученики могут при желании пользоваться.)

Именно в XVI веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, подобно Божественному Троическому Первообразу, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому; и другу, и врагу; и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн.

Рассмотрите икону преподобного Андрея Рублева “Троица”. Почему преподобного Андрея можно назвать духовным последователем Преподобного Сергия Радонежского? В чем иконописец следует ветхозаветному сюжету, а в чем отступает от него?

Ответ: Иконописца Андрея Рублева образ Пресвятой Троицы для иконостаса Троицкого храма Троице-Сергиевой Лавры благословил написать ученик и преемник по игуменству Преподобного Сергия, преподобный Никон Радонежский “в похвалу отцу своему святому Сергию”. На иконах Троицы обычно изображаются три Ангела, явившиеся, по библейскому свидетельству, праотцу Аврааму и его жене Сарре с предсказанием о скором рождении у них сына. До Андрея Рублева иконописцы при изображении этого библейского сюжета стремились передать собственно событие и потому показывали его в подробностях, о которых повествует Библия: кроме Ангелов, непременно присутствовали Авраам и Сарра, стол, за которым восседают Ангелы, изображался уставленным утварью и приготовленными яствами, на некоторых иконах показывалось заклание тельца для приготовления трапезы. В образе, созданном преподобным Андреем, впервые отсутствует рассказ о событии, хотя некоторые атрибуты повествования изображены. Здесь мы видим лишь трех Ангелов, одиноко стоящую на столе чашу с головой жертвенного тельца; над левым Ангелом - дом Авраама как указание на то, что изображенное находится внутри дома, над средним - дерево, Мамврийский дуб, возле которого произошла встреча праотцев с Ангелами, выше правого Ангела - изображение горы как части того ландшафта, на фоне которого совершилось сакральное действие. Такова символика конкретного события, о котором повествует Ветхий Завет. Но икона преподобного Андрея, кроме этой конкретной, обладает другой символикой, для нас гораздо более важной, - духовной, заставляющей различать в трех Ангелах ипостаси Триединого Бога: Бог Отец - Ангел, сидящий слева, символ Его - расположенный над Ним дом (творение мира символически уподобляется Домостроительству); Бог Сын, Христос - средний Ангел, символ Его - изображенное над Ним древо, символ Креста, на котором Иисус Христос принес Себя в искупительную жертву; правый Ангел - Бог Дух Святой, и над Ним - изображение горы, символа духовного возвышения. Стол - не пиршественный, но алтарь для принесения жертвы, потому на нем нет утвари, но одна чаша; голова тельца в чаше - прообраз новозаветного Агнца-Христа, отдавшего Себя на заклание.

Движения рук и позы Ангелов своей смысловой наполненностью символизируют неделимое единство действий всех трех Лиц Пресвятой Троицы: благословляющий жест руки левого Ангела (Бога Отца) обращен к чаше и символизирует призыв Сыну принести Себя в жертву; склоненная к Отцу голова Сына (средний Ангел) и ответный благословляющий жест, направленный к чаше, символизирует согласие с Отцом (...впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39)); третий Ангел, свидетель этого призыва к жертве и согласия на нее, есть Дух Святой, Утешитель, свидетельствующий о духовной высоте совершившегося.

Фигуры Ангелов вписаны в круг, и ни одна из них не может быть изъята из неделимого единства изображения так, чтобы не нарушилось это единство, символизируя тем самым нераздельность Пресвятой Троицы, а индивидуальное своеобразие каждого из Ангелов говорит о Ее неслиянности.

Единство и нераздельность Пресвятой Троицы, показанные в великом образе преподобного Андрея, раскрывают перед нами ту истину, что мы должны искать для себя единение с Богом и нашими ближними, но не разделения, не обособления, не замкнутости, а неслиянность Ее - то, что каждая личность при таком единении сохраняет свое неповторимое своеобразие, свою свободу, но и ответственность: деяния каждого отзываются во всех. Это и есть то, что русская религиозная мысль определила словом соборность. Соборное сознание есть сознание единства всего творения, сознание каждой личностью включенности в это единство и того, что без каждого из нас такое единство будет в чем-то неполным. Преподобный Сергий и преподобный Андрей Рублев служили единственно упрочению соборного сознания, но не в виде рассуждений, а в иной форме: Преподобный Сергий утверждал на Руси идеал соборного единения делом - собирая и сплачивая Святую Русь, Андрей Рублев - красками, богословски отражая истину в своем творчестве.

Прочитайте приведенные фрагменты из текстов об иконе “Троица” преподобного Андрея Рублева. Какой из них кажется вам более интересным? Какое мнение больше всего выражает ваше видение этого образа? Со всем ли вы согласны? (Эти фрагменты текста учитель может заранее перепечатать или вырезать из своего номера газеты и наклеить на белый, достаточно плотный лист бумаги.)

1. “Чтобы понять эпоху расцвета русской иконописи, нужно продумать и в особенности прочувствовать те душевные и духовные переживания, на которые она давала ответ. О них всего яснее и красноречивее говорят тогдашние жития святых.

Что видел, что чувствовал святой Сергий, молившийся за Русь в своей лесной пустыне? Вблизи вой зверей да “стражи бесовские”, а издали, из мест, населенных людьми, доносится стон и плач земли, подневольной татарам. Люди, звери и бесы - все тут сливается в хаотическое впечатление ада кромешного. Звери бродят стадами и иногда ходят по два, по три, окружая святого и обнюхивая его. Люди беснуются; а бесы, описываемые в житии, до ужаса похожи на людей. Они являются к святому в виде беспорядочного сборища, как “стадо бесчисленно”, и разом кричат на разные голоса: “Уйди, уйди из места сего! Чего ищешь в пустыне? Ужели ты не боишься умереть с голода либо от зверей или от разбойников и душегубцев?” Но молитва, отгоняя бесов, укрощает хаос и, побеждая ад, восстанавливает на земле тот мир человека и твари, который предшествовал грехопадению. Из тех зверей один, медведь, взял в обычай приходить к Преподобному. Увидел Преподобный, что не злобы ради приходит к нему зверь, но чтобы получить что-либо из его пищи, и выносил ему кусок из своего хлеба, полагая его на пень или на колоду. А когда не хватало хлеба, голодали оба - и святой, и зверь; иногда же святой отдавал свой последний кусок и голодал, “чтобы не оскорбить зверя”. Говоря об этом послушном отношении зверей к святому, ученик его Епифаний замечает: “И пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святой, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму, до преступления заповеди Божией, когда он также один жил в пустыне, все было покорно”.

Эта страница жития святого Сергия, как и многие другие подобные в других житиях русских святых, представляет собою ключ к пониманию самых вдохновенных художественных замыслов иконописи XV века.

Вселенная как мир всей твари, человечество, собранное вокруг Христа и Богоматери, тварь, собранная вокруг человека в надежде на восстановление нарушенного строя и лада, - вот та общая заветная мысль русского пустнынножителя и русской иконописи, которая и противополагается и вою зверей, и стражам бесовским, и зверообразному человечеству. Мысль, унаследованная от прошлого, входящая в многовековое церковное предание. В России мы находим ее уже в памятниках XIII века; но никогда русская религиозная мысль не выражала ее в образах столь прекрасных и глубоких, как русская иконопись XV века.

Тождество той религиозной мысли, которая одинаково одушевляла и русских подвижников, и русских иконописцев того времени, обнаруживается особенно в одном ярком примере. Это - престольная икона Троицкого собора Троице-Сергиевской Лавры - образ Живоначальной Троицы, написанный около 1408 года знаменитым Андреем Рублевым “в похвалу” Преподобному Сергию всего через семнадцать лет после его кончины по приказанию ученика его - преподобного Никона. В иконе выражена основная мысль всего иноческого служения Преподобного. О чем говорят эти грациозно склоненные книзу головы трех Ангелов и руки, посылающие благословение на землю? И отчего их как бы снисходящие к чему-то низлежащему любвеобильные взоры полны глубокой, возвышенной печали? Глядя на них, становится очевидным, что они выражают слова первосвященнической молитвы Христовой, где мысль о Святой Троице сочетается с печалью о томящихся внизу людях. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11). Это - та самая мысль, которая руководила святым Сергием, когда он поставил храм Святой Троицы в лесной пустыне, где выли волки. Он молился, чтобы этот зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. А Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выразившую и печаль, и надежду святого Сергия о России.” (Трубецкой Е.Н. Россия в ее иконе// “Троица” Андрея Рублева. Антология. М., 1981, с. 51-52.)

2. “...Рублеву в своей “Троице” удалось то, чего не удавалось ни одному из его предшественников, - выразить в искусстве то представление о единстве и множественности, о преобладании одного над двумя и о равенстве трех, о спокойствии и о движении, то единство противоположностей, которое в христианское учение перешло из античной философии. В его “Троице” средний Ангел, как у византийцев, возвышается над боковыми, Те выглядят как Его спутники, и вместе с тем Он не господствует над ними. Все равны по размерам и по своему отношению к целому образу. Все вместе составляют круг, в центре которого находится чаша.

В изображении Троицы до Рублева главное внимание сосредоточено было на явлении всесильного Божества слабому человеку, на поклонении Ему, на почитании Его. В “Троице” Рублева Божество не противостоит человеку, в Нем самом вскрываются черты, роднящие его с человеком. По замыслу Рублева, три Лица Троицы явились на землю не для того, чтобы возвестить патриарху чудесное рождение сына, а для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования. Видимо, увековечен тот момент, когда одно из Лиц Божества выражает готовность принести себя в жертву ради спасения человеческого рода.” (Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972, с. 98-100)

ЗАДАНИЕ 5

Назовите некоторые из монастырей, основанных Преподобным Сергием и его учениками. Кратко расскажите историю одной из этих обителей (возможно пользование справочной литературой, заранее подготовленной учителем).

Ответ: Троице-Сергиева Лавра (1337), Спасо-Прилуцкий монастырь (1350), Суздальский Спасов монастырь (1358), Борисоглебский монастырь (1360), московский Спасо-Андроников монастырь (1360), Свято-Никольский Песношский монастырь (1361), Симонов монастырь в Москве(1370), Зачатия Пресвятой Богородицы Серпуховской монастырь (1374), Дубенский Успенский монастырь (1380) и другие обители.

Среди подготовленных учителем икон (репродукций икон) найдите образы известных вам святых - учеников Преподобного Сергия, основавших свои обители. Кратко расскажите о жизни кого-либо из них (возможно пользование справочной литературой).

Ответ: Для примера назовем несколько из имен учеников Преподобного Сергия: преподобные Андроник Московский, Мефодий Пешношский, Никифор Боровский, Афанасий Высоцкий, Григорий Голутвинский, Димитрий Прилуцкий, Кирилл Белозерский, Ферапонт Можайский, Сильвестр Обнорский, Иаков Железноборский...

Надпишите под схематическими изображениями обителей на предложенной географической карте с изображением монастырей названия нескольких монастырей, основанных Преподобным Сергием и его учениками.

После отчета каждой группы о выполнении последнего задания и выступления членов жюри, учитель подводит итог, отмечает подготовленность, активность учащихся, четкость ответов, слаженность работы команд. Хорошо, если будет возможность попросить священника в итоге мероприятия благословить учащихся небольшими иконками Преподобного Сергия Радонежского или открытками с изображением храмов Троице-Сергиевой Лавры.