Воспитание детей книгой.
Быкова Ю.С.–воспитатель МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 116»
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
На современном этапе необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Я уверена, что ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе чтения, в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение детям сильное средство воздействия на личность, поэтому приобщать ребенка к художественной литературе нужно с самого раннего возраста.
В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать
детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании ,в развитии, и в нравственном становлении человека, ребенка.
Из практики замечено, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним надо работать с раннего детства. И в этом смысле художественная литература, сказки помогают воспитывать лучшие человеческие качества, такие как сострадание, милосердие, доброта, искренность.
Процесс чтения и понимание текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни. Сказка - это ничем не заменимый источник эмоционально - психологического воспитания.
Сказка, игра, фантазия, животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой жжения духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах проявляется первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами».
В волшебной сказке ребенок общается с существами, каких не встречает в повседневной жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великанами, колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень -Золотые рога, Свинка -Золотая щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки сказочного героя попадают чудесные предметы: клубочек, скатерть-самобранка, ковер-самолет. И ребенок уверен, что в такой сказке все возможно! Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, не лениться читать, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств, и тогда он и не заметит, как и когда рядом с ним вырастет содержательный и глубокий человек [
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют в книге для младшего дошкольника роль первоначального импульса для мысленного воссоздания образа героев и событий. Без рисунков художника воображение малыша не включится в работу и текст не будет понят. Слушая литературные произведения, дети, прежде всего, устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшими дошкольниками («Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» и др.). Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения. При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и поэтому нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что, прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь», – «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес», игнорируя то обстоятельство, что девочка хитростью побудила его к такому действию. В дошкольном возрасте возникает интерес к чтению больших произведений: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конек-горбунок» П. Ершова, «Серебряное копытце» П. Бажова и др. В детском саду дети знакомятся с лучшими произведениями классиков русской и зарубежной литературы. Эмоциональное отношение детей к героям всегда ярко окрашено. Ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом. Воспитатель включает детей в активную «переработку» прочитанного текста, стимулируя работу детского ума и сердца, например, использует прием «примирение на себя», спрашивая: «Что бы ты сделал, как поступил?», предлагает сделать прогноз событий: «Как ты думаешь, что произойдет дальше?», «Что было бы, если бы …?». Дети дошкольного возраста активно сопереживают, сочувствуют понравившемуся герою. Задача воспитателя не дать реальности задавить эти ростки добра, а сделать все необходимое, чтобы они глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Тщательный подбор произведений для чтения и наблюдение за процессом восприятия книги со стороны взрослого обязательно приведут к достижению поставленной цели. Воспитатель твердо знает, что детская литература, которую он ежедневно читает ребенку, – это настоящее искусство, у которого свой объект изображения, а ребенок, детство, детская жизнь имеют свою тематику и специфику. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности, что она оказывает на человека скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем даст свои плоды. Формируя круг детского чтения, воспитатели и родители должны попытаться стать на точку зрения ребенка и предлагать ему не только «правильную литературу». Необходимо учитывать индивидуальные потребности детей и в то же время руководить развитием этих потребностей, вкуса, читательского интереса. Крайне неуместно навязывание той книги, которая интересна только взрослому, именно навязывание, а не убеждение ребенка в том, что книга будет полезна и интересна ему! Не сила слова и читательского авторитета взрослого и не формы и методы, привлекающие ребенка к чтению, а аргумент силы могут вызвать у него отторжение книги и привести к воспитанию эстетически глухого поколения. Не следует также гнаться за количеством прочитанных книг. Важно не это. Важно качество постижения содержания, смысла читаемого, умение оперировать знаниями, полученными из книги, приобретение положительных эмоций, желание продолжить чтение и переживание прочитанного. Именно это, а не количество прочитанных книг ведет к накоплению нравственного и читательского опыта, как ребенка, так и взрослого, читающего вместе с ним. Поэтому, обращаясь к взрослым, хочется попросить их заняться тем, о чем мечтал К. Чуковский: «…заняться детьми – читать им, рассказывать, развивать их, звать их к достойной человеческой жизни…». Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у ребенка жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.