Диспут Чужая боль

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»





Диспут

" Чужая боль"















Автор:

Заведующая отделом

воспитательной работы и

молодежных инициатив

Давыденко Ольга Викторовна




Камышин

Сценарий диспута "Чужая боль"

Цель: показать обучающимся, что понятие “чужая боль” во взаимоотношениях между людьми сохранило свою значимость, не потеряло глубины чувствования и восприятия в современном мире.

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся умение работать в коллективе, обсуждать вопросы диспута, высказывать свое мнение, прислушиваться к мнению других;

  • развивать умение давать себе и своим действиям объективную оценку;

  • развивать логическое мышление, культуру речи, умение делать вывод;

  • познакомить с рассуждениями о данной проблеме в художественной литературе.

Правила диспута:

  • Диспут - свободный обмен мнениями.

  • На диспуте все активны.

  • В споре все равны.

  • Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.

  • Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.


Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.


Законы диспута:

  • Здесь нет наблюдателей! Каждый - активный участник разговора.

  • Неуместные шутки запрещаются.

  • Помоги изжить комплексы своим товарищам.

  • Говори, что думаешь; думай, что говоришь.

  • Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.

Памятка участнику диспута:


  • Прежде чем спорить, подумай.

  • Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.

  • Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.

  • Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.

  • Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.

  • Старайся говорить своими словами.

  • Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.

  • Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.



Обучающиеся сидят за столами, расставленными вдоль стен. На каждом столе чистые листы бумаги, ручки.

У каждой группы к столам крепятся высказывания, которые нашли они сами:



Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются. (Ю. Бондарев)

"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям"
Жан Жак Руссо

Те, кто не испытывал стыда, уже не люди. (Древнее изречение)

"Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других"
Лев Толстой


Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты. (Л. Бетховен)

"Знания должны увеличиваться с добротой"
Фазиль Искандер

Когда критикуешь чужое, чувствуешь себя генералом. (А.П. Чехов)

"Чтобы оценить доброту в человеке,
надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе"

Вильям Шекспир

Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П. Буаст)

"Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добро в людях"

Блез Паскаль

Доброта- качество, излишек которое не вредит. (Дж. Голсуорси)

"В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других"
Лев Толстой

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. (Саади)

Педагог:

Уважаемые друзья! Тема сегодняшнего диспута - “Чужая боль”. Вы видите репродукцию картины литовского художника и композитора М.К. Чюрлениса “Дружба”. А ведь, как известно, дружба- это бескорыстная, основанная на любви и уважении, связь людей, на умении быть неравнодушным, ведь

В каждом маленьком случае,
В каждом горе и счастье
Мир приучен к сочувствию,
Мир приучен к соучастию.

Равнодушие не свойственно
Каждой клетке моей!
Презираю спокойствие
Закрытых дверей.

Напоминаю каждому об основном правиле любого диспута:

Если ты пришел на диспут, обязательно выступи, аргументируя свою точку зрения”

На сцену приглашаются 8 ведущих:

Первый ведущий: Боль - само чувство, телесное страдание …, чувство горя, страданий душевных.

(В.И. Даль. “Толковый словарь живого великорусского языка”)

Второй ведущий: Боль - ощущение страдания.

(С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”)

Третий ведущий: Больно… У меня болит… Это понятно каждому. Это испытал каждый. А вот когда болит не у меня, а у другого… Какие мы, когда сталкиваемся с чужой болью?

Четвертый ведущий: Безжалостные ритмы дискотек, приказные интонации эстрадных песен, стандартная, но в то же время очень дорогая одежда, вытягивающая последние жилы из родителей, - все это приучает к одинаковому мышлению, к стадности.

Пятый ведущий: А ведь стадность – страшное понятие. Формула, “как все, так и я” очень удобна: она позволяет оправдывать многие неблаговидные поступки, она же подвигает на сделки с совестью.

Шестой ведущий: В нелегкой борьбе со стандартом выживают только личности. Но как научить молодого человека быть личностью, как помочь ему, как научить чувствовать чужую боль?

Седьмой ведущий:

Не привыкайте к чудесам!
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,
Ничто не повториться.

Восьмой ведущий: Чтение страницы из “Мгновений” Ю. Бондарева “Крик”.

(Звучит “Осенняя песнь” П.И. Чайковского из цикла “Времена года”)

КРИК

Была осень, теплый, ясный день, везде в воздухе разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов. В этом тихом уголке московской улицы до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых, грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, и сухие листья летали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах, а я шел, слушал хруст под ногами и думал:
“До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень - ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, ее тепло и ее горная свежесть… Никогда вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. Да, да, все естественно и потому прекрасно!..”
И тут мне почудилось, что где- то в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими машинами, засыпанными листьями, кричала женщина.
Я вздрогнул, остановился, я поднял голову, глядя на освещенные солнцем окна, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. Они были все одинаковы, эти окна, были уже по - предзимнему закрыты наглухо, а крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаянья, какое бывает перед холодом небытия и бездной…
Что там было? Кто мучил ее? Зачем? Почему она рыдала так страшно?
И все погасло во мне – и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета, и почудилось, что это кричала от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всего сущего - радости неповторимого своего существования.

Эпиграфом к нашему диспуту мы взяли слова Аветик Исаакян в переводе Михаила Дудина:

Все – суета. Все – проходящий сон.
И свет звезды – свет гибели мгновенной.
И человек – ничто. Песчинка в мире он.
Но боль его огромнее вселенной.

Первый ведущий:

ОБИДА

Жаль, что вы не видели,
Как его обидели!
С беспощадной раной
Был он в дождь, как пьяный.
А теперь непрошено
На могилу брошено

Сколько белых лилий!
Сколько слез пролили!
Почему же немыслимо
Дать цветы при жизни нам–
Часть бы этих лилий?
Мы б еще пожили…

Второй ведущий: Даниил Храбровицкий в пьесе “Пока бьется сердце” писал:

"Человека можно убить не ракетой, не бомбой – зачем? Элементарной черствостью, хамством и безразличием к его судьбе! Может быть, в этом причина всего? Вот откуда все происходит! Вот почему не выдерживают сердца!… А мы … тысячи фармакологических средств … Тончайшие операции … А если это совершенно в другом? В нас? В человеке?"

Вопрос ко всем:

А как думаете вы? Может ли ваше слово причинить боль другому человеку?

(Идет обсуждение)

Третий ведущий:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

(М. Матусовский)

Четвертый ведущий: Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский советовал щадить чужое горе, чужие переживания. “Сочувствие, - говорил он – если за ним нет никакого движения души, хуже равнодушия”.

Вопрос ко всем:

Как думаете вы? Согласны ли вы с В. А. Сухомлинским?

(Идет обсуждение)

Вывод: Человек только тогда может сочувствовать общественному несчастью, если он сочувствует какому – либо конкретному несчастью каждого отдельного человека.

Пятый ведущий: Не бойтесь врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убьют и не предадут, но только с их молчаливого согласия существуют на Земле предательство и убийство.

Шестой ведущий: Чтение страницы из “МГНОВЕНИЙ” Ю. Бондарева

ОТЧАЯНИЕ

Мой друг инженер был свидетелем ужасной сцены – мальчик во дворе поймал за гаражом голубя и ножницами отрезал ему лапки. Голубь бился о землю, пытаясь взлететь, бился головой, крыльями, всем телом в беспомощности, оставляя слабую ниточку крови на асфальте, сизые перышки Мальчик наблюдал за птицей исподлобья, очень спокойно, внимательно, как человек, проводящий серьезный эксперимент. Инженер бросился к нему, вырвал из его рук ножницы, проговорил с непониманием и гневом:

-Что ты наделал? За что же ты голубя?

И мальчик ответил испуганно и тихо:

- Он не может летать без ног.

- Где твои отец и мать? А ну, покажи, где ты живешь?..

Он крепко схватил мальчика за плечо, и тот, сутулясь, подрагивая бледными губами, готовый уже заплакать, повел его к дому. В квартире был один отец, в застиранной пижаме, одутловатый, плохо выбритый, скрипнул протезом, и твердо подымаясь из- за стола на кухне, он выслушал инженера и ударил кулаком по столу.

-Чего ты пришел? - крикнул он с отчаянием нетрезвого человека, падавшего в бездну. – Он у тебя, что ли, ноги отрезал?”

Вопрос ко всем: Равнодушие…Страшно ли оно?.. Бываете ли равнодушны вы?

(Идет обсуждение)

Исполняется песня “КРЫША ДОМА ТВОЕГО”. Муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского

Седьмой ведущий: Люди ценят силу: сначала физическую; взрослея, - силу ума, таланта, понимания; старея, - силу внимания, добра. Люди тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надежнее, интереснее, кто их поймет. И как важно, чтобы этим человеком была ваша мама…

Вопрос ко всем: Как вы относитесь к своим матерям? Стараетесь ли как можно меньше причинять им боли?

(Идет обсуждение)

Вывод:

Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.

Им нежность ваша – это целый мир,
Им дорога любая ваша малость,
Попробуйте представить хоть на миг
Вы в молодости собственную старость.

Восьмой ведущий: Как вы понимаете смысл народной пословицы “За добро добром платят”? Ну а если не заплатят? Тогда как? Как обогащается духовно человек, сделавший добро не за плату, а ради добра?

(Идет обсуждение)

Фрагмент из книги А. Грина “АЛЫЕ ПАРУСА”.

Первый ведущий: “Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получить пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

Новая душа будет и у него и у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу … , а жокей хоть раз попридержит лошадь для другого коня, которому не везет, - тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и …. вовремя сказанное нежное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Второй ведущий: Все мы очень разные. Но каждый из нас человек. И человечество существует до тех пор, пока существует человечность. Человечности нужно учиться.

Стихотворение М. Матусовского “ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПЛАНЕТЫ”

Зенитки ударила где-то,
И дело опять началось,
Горячие точки планеты
Прожгли мое сердце насквозь.

Солдат умирает от раны,
На дальнем упав рубеже.
И кровь его с телеэкрана
Стереть невозможно уже.

Там мать ограждающим жестом
К груди прижимает дитя.
И поднята в виде протеста
В подмокшей подвязке культя.

Не может не думать в тревоге
Земля о грядущем конце,
Когда она видит ожоги.
От фосфорных бомб на лице.

То пламя, что дом чей-то гложет,
Сводя погорельцев с ума,
Легко перекинуться может
На чьи-то другие дома.

Убийцы в черных банданах.
Все рушат и губят подряд.
Горячие точки планеты
Под их сапогами горят.

Они в беззащитных и слабых,
Не целясь, стреляют в упор.
И бредит в глобальных масштабах
Басаев, Бен-Ладан… Террор…

Свеченьем сигнальной ракеты
С утра начинается бой.
Горячие точки планеты –
Моя неизбывная боль…

Третий ведущий: Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери вывел чудесную формулу: “Единственная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения”.

Четвертый ведущий: Мы как бы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни.

Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку.

Пятый ведущий: Нам очень хочется верить, что сегодняшний разговор для вас не пройдет бесследно, что отныне каждый почаще будет вспоминать строчки поэта Вадима Шефнера:

Будь же сам к себе построже,
И добрее к прочим людям, -
Ведь и ты шагаешь тоже
По тропинкам чьих-то судеб.

[pic]