День памяти войсковой казачей славы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«День памяти войсковой казачьей славы»

( устный журнал)

Я верю в возрождение казака!
Усы, лампасы, шашка, добрый конь.
Увы, забытый ныне властью образ.
В семнадцатом зачеркнут, был антихриста рукой,
Лишь жив доселе в памяти народной.

Он ратник был, какого поискать,
Лихой джигит, пластун не уязвимый.
С противником в сто крат превосходящих сил
Из боя выходил казак - непобедимый.

Он пахарь был – искуснее других,
Ремесленник, в делах неутомимый,
Он покорил Сибирь, он строил города,
И Вере Православной был защитником всегда.

Усы, лампасы, шашка, добрый конь.
Я верю, у власти образ этот выйдет из забвенья,
Как вышел из забвенья Российский триколор,
Начало положив, эпохе возрождения.

День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

2-й вед. Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сражения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память – хранить. Пусть над Доном, Кубанью и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев. Казаки отстаивают свое право на лучшую жизнь, но в неразрывном единстве со всей Россией. Строить свое благополучие не за счет русского народа, не пренебрегая интересами других народов и национальностей России, а только вместе и сообща. Я лишь знаю, что казачеству не придет никогда в голову бредить о самостийности, побуждаемой искусственным шовинизмом и подстрекаемый ложной ненавистью.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, где бы он ни был и чем бы ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

3 ведущий:

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

4 ведущий:

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов, а в начале 17 века военные общины, населявшие берега Дона, объединились в войско Донское. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза. Никому не приносили своей присяги казаки, кроме царя и Отечества. Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

5 Ведущий:

Казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Перед первыми военными сборами молодому казаку атаман дарил шапку, священник – Евангелие, а старики выправляли сапоги. Каждый мальчик в казачьей станице чувствовал себя мужчиной уже в 7 лет, он знал, что ответственен за свою семью, за мать, за земельный надел и свою родную станицу.

Слайды казачьи символы

6 ведущий:

Главными казачьими символами являются знамя, бунчук (символ атамана в походе), сабля, нагайка, погоны, лампасы, серьги и посохи. Шапки и фуражки у казаков – особый атрибут гардероба. Нестроевой казак носил только фуражку. Шапки у южных казаков часто заменялись папахами. Головной убор нельзя снимать нигде, кроме церкви. Шапка, сбитая с головы, означала вызов на поединок. В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.

7 ведущий:

Шашка или сабля – символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка – такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

8 ведущий:

Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей – две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою, часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.

1 ведущий:

К началу ХХ века сложились современные казачьи войска. Они получили названия по территории проживания, часто по названиям рек, берега которых традиционно считались вотчиной казачества. Признаками принадлежности к тому или иному войску были лампасы (широкие цветные полоски на штанах) и околыши на фуражках.

2 ведущий:

В наше время существуют несколько казачьих войск, мы перечислим их в зависимости от того, какое количество казаков входит в их ряды: Донское, Кубанское, Терское, Хоперское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское, Сибирское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, а также Енисейский и Якутский казачьи полки. Ставропольские казаки традиционно принадлежат Терскому казачьему войску, хотя несколько станиц на границе с Краснодарским краем приписаны к Кубанскому войску.

Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

Слайд список казачьего снаряжения

Чтец. Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Список казачьего снаряжения:

- парадный синий мундир,

- зимний синий мундир для обыденной носки,

- гимнастерку защитного цвета,

- шинель серого цвета,

- брюки синего цвета с ярко-красными лампасами,

- полушубок,

- шапку (папаху),

- фуражку с красным кантом и околышем, козырек черный лаковый, кокарду,

- две пары белья,

- два полотенца,

- носки,

- платки носовые,

- сапоги (две пары),

- шашка,

- лошадь строевая,

- седло,

- попона,

- узда,

- две простыни,

- одеяло байковое или шерстяное,

- две наволочки,

- чехол для матраца,

- сундук вещевой.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

Офицеры казаков бить остерегались, боясь быть отомщенными, а то и убитыми. Обучали казаков с 15-16-летнего возраста при правлении. Был инструктор, обычно хорунжий, который обучал казачат всем премудростям казачьей службы.



Чтец А. Не заставит никто

Разлюбить, что нам мило и свято,

Позабыть наш уклад,

Наши песни родные забыть.

И обычай простой –

Всюду крепко стоять брат за брата –

Каждый горд, каждый рад

До конца своих дней сохранить.

Чтец Б. Не раз и ханы, и паши

Над Русью руку заносили,

Но обнажали палаши

Степные рыцари России.

Ты помнишь, край, как в грозный миг

В атаку шла казачья лава.

Как на концах казачьих пик

Дымилась кровь, сияла слава?

Ты помнишь тех, кто в смерче битв

Остались там, на поле брани,

За Русь святую без молитв

Упали, землю окровянив.

Как возвращались к куреням,

Победно били в тулумбасы,

И с кровью алой пополам

Струились алые лампасы.



Чтец В. Там, где русские люди за Русь полегли,

Прорастают в степях ковыли.

Ехал полем казак, ехал степью широкой

И в пути что-то тихое пел.

И лилась его песня под небом высоким,

И вдали темный лес зеленел.

Только в степь одному выезжать не годится, -

Просвистела вдруг злая стрела.

Недопетая песня рванулась, как птица,

И коня за собой позвала.

И, взметнувшись над мягкой зеленой травой,

Конь буланый помчался стрелой.

И лететь бы коню по бескрайнему полю

В свой отряд, что остался вдали.

И петля захлестнула – и кончилась воля,

И ордынцы его увели.

Чтец Г. А упавший с коня в чистом поле остался

И не увидел уже ничего –

Кровь из раны лилась да лилась между пальцев,

Как последняя песня его.

И остался лежать – ни взглянуть, ни вздохнуть,

Зажимая ладонями грудь.

А потом – подобрали друзья, схоронили,

Помянули беднягу вином,

Да за смерть отомстить поклялись на могиле,

И в погоню ушли за врагом.

«Отомстим же за друга в погоне за славой,»-

Казакам атаман говорил,

Только мести дорога страшна и кровава,

Прибавляется в поле могил.

Чтец Д. Не щадили свою и степняцкую кровь,

И седели чубы казаков.

А когда из похода они возвратились –

Те, кто в сечах остался живой,

Увидали, что всех побратимов могилы

Поросли необычной травой.

Вся она была белой, пугающе белой,

Теплый ветер ее развевал.

«Видно, с горя родная земля поседела», -

Атаман казакам прошептал.

И с тех пор прорастают в степях ковыли

Сединою родимой земли.

Чтец. Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах – наших предков лики,

На многих – серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.

День памяти войсковой казачьей славы. Это ни в коем случае не праздник, а памятная дата, которую нужно помнить и которой стоит гордиться. Как и славными людьми – казаками, без которых Россия не была бы такой, какой является сейчас. И не были бы такими восточнославянские государства.

6