Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Архангельской области
«Техникум строительства и городского хозяйства»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Творческий отчет об экскурсии в Малые Корелы
«Сколько у лестницы ступенек?»
[pic]
Преподаватель истории и
обществознания
Ершова И.А.
Архангельск 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Этапы проведения экскурсии 5
3.Заключение 10
4. Список использованных источников 11
5.Приложения 12
Введение
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в, то, же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности подростка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора обучающихся – прогулки, знакомства с памятными местами.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств, как наблюдательность и внимание, которое способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
О важности приобщения к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому обучающимся необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью внеклассной работы.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие обучающихся. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.
Тема данной методической разработки: «Сколько у лестницы ступенек?»
Цель: Знакомство обучающихся с краем, в котором они живут;
Задачи:
продолжать знакомить обучающихся с историей родного края, символикой, природой, культурным наследием Архангельской области;
воспитывать патриотизм, гражданское самосознание и причастность к родным истокам;
познакомить с особенностями природы родного края;
развивать у обучающихся мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие;
познакомить с культурой и традициями народов Севера, активизировать словарный запас и расширить кругозор, обогатить жизненный опыт детей;
развивать речь, познавательную активность, творческий потенциал обучающихся;
воспитывать чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, умение ценить культуру и традиции народов Севера.
Данная методическая разработка может использоваться мастерами-воспитателями, классными руководителями, преподавателями при посещении музея «Малые Корелы».
Нужно отметить, что ее использование возможно как для групп с получением среднего образования, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Этапы проведения экскурсии
1 этап – подготовительный
На данном этапе проводится вся необходимая подготовительная работа к экскурсии. Можно выйти на сайт музея [link] и улучшающего пищеварение.
1.5 Ель.
Древние германцы почитали еловое дерево, как источник жизни леса, и поклонялись ему. Разумеется, традиция украшения дерева относилась к языческим временам. Однако христианство, как известно, переняло многие языческие обряды. Поэтому ель стали украшать к Рождеству.
Моду на установку и украшение ели под Новый Год в России ввёл царь-реформатор Пётр I. Немецкая традиция быстро стала популярной в нашей стране и по сию пору мы ставим это симпатичное дерево в своих квартирах, домах или на приусадебных участках.
Ель обыкновенная обладает массой полезных свойств, поэтому её признает даже официальная медицина.
В настоящее время существует несколько фармацевтических препаратов, которые применяются для излечивания разных заболеваний. Типичным примером является лекарственное средство «Пана-Бин», представляющее собой смесь эфирных масел еловой хвои и персикового масла, смешанного в пропорции 1:1. Данным препаратором лечат мочекаменную болезнь, потому что вещества, входящие в состав хвои оказывают воздействие на гладкую мускулатуру мочеточников.
Лечебные качества ели обыкновенной нашли широкое применение в различных рецептах народной медицины. Для лечения разных заболеваний специалисты в области гомеопатии используют разное сырьё от ели.
Фитонциды, входящие в состав разных частей ели, определяют её лечебное воздействие на дыхательную систему человека. Многие проблемы, связанные с областью специализации ЛОР врача, могут решаться посредством применения настоев и отваров на ели обыкновенной. В народной медицине для этой цели используют отвар на еловых шишках.
Приложение № 2
2.1 Познавательная викторина «Мой город Архангельск»
1. В каком году был заложен наш город? (1584)
2. Город в устье полноводной Северной Двины был заложен в трудные для Московского государства времена, когда страна оставалась отрезанной от морей, позволяющей вести торговлю с европейскими странами. По указу какого царя был основан Архангельск?
(Об этом свидетельствует грамота царя Ивана Грозного от 4 марта 1583 года, отправленная двинским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Волохову, которая повелевала «город делати» на Северной Двине)
3. Какое место выбрали для строительства? (На высоком правом берегу реки, на мысе Пур – Наволок, у которого Двина разветвляется на рукава, образуя мощную дельту, - в сорока верстах от моря)
4. Здесь среди лесного бора уже стоял небольшой мужской монастырь, как он назывался? (Михайло – Архангельский монастырь, названный в честь архангела Михаила – «предводителя небесного воинства»)
5. Город не сразу обрёл своё устоявшееся и привычное в наши дни название. Как называли вначале город? (Новый город, Новыми Холмогорами или Новохолмогорским городом)
6. Архангельск, со временем ставший крупным портовым городом в трудные для России годы не раз выполнял и важную стратегическую миссию, оставаясь в годы первой и второй мировых войн единственным «окном», через которое поддерживались морские сообщения с внешним миром. Посещение Петром I Архангельска во многом определило его будущее. Сколько раз посещал город Пётр I и в какие годы? ( Три раза – 1693, 1694, 1702 гг.)
7. Где установлен памятник Петру I, назовите имя скульптора? (В сквере у реки, буквально на том месте, где когда – то возник Архангельск, скульптор М.М. Антокольский)
2.2 «Все о Ломоносове»
1. Назовите место и дату рождения М.В. Ломоносова (д. Мишанинская вблизи Холмогор, 8 (19) ноября 1711 г.)
2. На каком из островов Северной Двины стояла деревенька, в которой родился Ломоносов? (Кур – остров)
3. В какой стране учился Ломоносов после окончания Петербургской академии? (Германия)
4. Как называется мозаичное полотно Ломоносова? (Полтавская баталия)
5. Назовите места в г. Архангельске, связанные с именем Ломоносова.
6. В каком жанре создавал литературные произведения Ломоносов? (ода)
7. Как называл А.С. Пушкин Ломоносова?
8. Где и когда был торжественно открыт памятник М.В.Ломоносову, кто его автор? (В 1832 году около Троицкого собора, на месте, определённом ему «высочайшим повелением» Николая I, скульптор Мартос, с 1932 года памятник поставлен перед зданием АЛТИ (САФУ), где и стоит по сей день)
2.3 «Улицы и острова»
1. Прежде чем говорит об улицах города Архангельска, вспомним далёкую историю, когда ещё никаких улиц совсем не было. Как называлось пустынное место, где сейчас расположен Архангельск? (Пур – Наволок)
2. Эта улица, как и большинство архангельских улиц, начинается от Северной Двины. В её истоке с давних времён существовал шумный и пёстрый рынок. Ларьки, прилавки, навесы, склады. Бочки, ящики, мешки, корзины. Молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, словом,- всё, что бывает на рынке. Раньше здесь торговали главным образом продуктами крестьяне – поморы, приезжавшие из –за Двины на карбасах. Эта улица и сейчас является торговым центром Архангельска. (Поморская)
3. Эта улица раньше называлась Средним проспектом. Сейчас она является своеобразным памятником старой деревянной архитектуры: деревянные застройки, булыжная мостовая, деревянные тротуары. (Чумбарова – Лучинского)
4. На каких 4 островах расположена Соломбала? (о. Банный, о. Соломбальский, о.Мосеев, о. Повракульский)
5. На каком из островов расположен микрорайон Первых Пятилеток? (о.Повракульский)
6. Какое имя носит набережная в Соломбале и почему? ( имя Георгия Яковлевича Седова, в доме на набережной летом 1912 года в период подготовки экспедиции к Северному полюсу жил известный полярный исследователь)
7. Самая оживлённая, всегда многолюдная улица, с большим движением транспорта, в своё время проспект Павлина Виноградова? (проспект Троицкий)
8. Этот проспект раньше назывался Петроградским, сейчас носит имя знаменитого учёного, когда произносишь это имя, невольно возникает перед глазами завьюженная дорога, длинный, медленно тянущийся обоз и юноша, упрямо шагающий в Москву с заветной мечтой – учиться. (проспект Ломоносова)
2.4 «Строители»
1. Как строительный материал дерево использовалось северянами всю жизнь. Оно было под рукой, в достаточном количестве, легко обрабатывалось,из него строили дома и церкви, совершенствуя архитектурную стоительную технологию, северяне выработали свой «местный» стиль. Жильё и хозяйственный двор объединились под одной крышей. Такие избы можно встретить в северных деревнях и сегодня. На конёк крыши укладывали бревно с корнем. Зачем? И что это символизировало? (Из корня вырезали коня – древний символ хранителя дома и его обитателей)
2. В первые десятилетия 17 века сплошь деревянный Город Архангельский «прославился» большими пожарами. Первый пожар произошёл в 1611 году, он уничтожил несколько слобод. В 1636 году сгорели постройки Михайло – Архангельского монастыря, а вместе с ними и половина города. Сама крепость в этом пожаре каким – то чудом уцелела. Сооружение этого архитектурного памятника и создание в связи с этим предприятий по изготовлению кирпича положило начало каменному строительству в городе Архангельске. Рядом с этим зданием в далёкие времена селились обрусевшие иноземцы, со временем образовавшие компактную застройку, получившую название Немецкой слободы, сейчас это музейная достопримечательность. Какая часть этого здания сохранилась до наших времён? (Гостиные Дворы, восьмая часть)
3. В начале 17 века город представлял собой своеобразную структуру: одним его центром была крепость с монастырём, вокруг формировались жилые кварталы – слободы, заселённые по роду занятий горожан или по сословитям: Стрелецкая, Пушкарская, Жилеукая, Немецкая и др. В слободах намечались первые улицы. Это были проходы между рядами домов и ,как вы думаете, каких ещё сооружений? Эти сооружения стояли у каждого дома. Было время, когда число их в Архангельске достигало до 552! В деревнях эти сооружения до сих пор мы видим рядом почти с каждым домом. (бани)
4. Закладка этого архитектурного сооружения состоялась в мае 1701 года по указу царского величества царя Петра Алексеевича при реке Малой Двинке между Городом Архангельским и Белым морем в связи с угрозой захвата шведскими кораблями во время Северной войны (1700 – 1721) (Новодвинская крепость)
5. Это архитектурное сооружение построили в 1929 – 31 г. на месте Троицкого собора. Это здание проектировалось не только как зрелищное учреждение, но и как праздничный фон для массовых действий. После десяти лет реконструкции двери этого здания вновь открыты для жителей города Архангельска и их гостей. (Театр Драмы)
6. Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»)
2.5 «Литература»
1. На улице Поморской в доме № 27 родился и прожил всю свою жизнь этот замечательный северный сказочник. (Степан Григорьевич Писахов)
2. Какую северную сказительницу называли «государственной бабушкой»? (М.Кривополенову)
3. Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым художником. (Борис Шергин)
4. Этот писатель приехал в Архангельск осенью 1928 года и поступил работать в редакцию газеты «Волна», в Архангельске он написал повесть «Школа», его именем названа одна из улиц города (А.П. Гайдар)
5. Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин)
6. Имя этого писателя – критика носит самая большая библиотека г. Архангельска, а также улица в микрорайоне Первых Пятилеток. (Добролюбова)
2.6 Викторина «Мой край родной, мой Север милый»
1. Кого из северных морских животных называют спутниками льда?
(гренландского тюленя)
2. Какие земноводные и пресмыкающиеся встречаются на территории Кандалакшского заповедника?
( лягушка остромордая и травяная, жаба обыкновенная, гадюка обыкновенная, ящерица живородящая).
3. Как называется самая ценная птица края и как она устраивает гнезда?
(гага; устилает пухом на земле)
4. В Белом море обитает несколько видов тюленей: лысун, морской заяц, кольчатая нерпа. Встречаются одиночные экземпляры моржей. Заходят ли в море представители китообразных? Какие?
( белухи, касатки, морские свиньи, кашалоты, нарвалы)
5. Назвать представителей семейства собачьих (волк, лисица, песец)
6. Как называется коренное население Кольского полуострова? (саамы)
7. Какая северная ягода в период созревания трижды меняет свой цвет? (морошка)
8. Растущий на севере кустарник с игловыми листьями и шишками - хороший санитар воздуха, сырье для медицинских препаратов (можжевельник)
9. Лишайник, служащий пищей для оленей (ягель)
10. Какая северная ягода заменяет лимон? (клюква)
11. Откуда начинается Кольский Север для проезжающих с юга? (со ст. Полярный Круг).
12. Большую часть жизни эта рыба проводит лежа на дне. Поэтому нижняя часть ее тела белая и без чешуи, а верхняя покрыта чешуей и имеет темно- серый цвет. Иногда она зарывается в песок наполовину и тогда ее почти невозможно обнаружить. Такой образ жизни привел к тому, что оба глаза расположены на одной стороне плоского как блин тела. Выклюнувшиеся из икринок личинки обычные для большинства рыб имеют строение тела с симметричным расположением глаз по бокам. Подрастая и опускаясь на дно, приобретают ассиметричную форму. Самка откладывает до миллиона икринок. Рыба защищает себя формой и цветом. Ее можно назвать хамелеоном. (камбала)
2.7 Викторина «Кто я?»
1. «Я очень большой, около двух метров высотой, а мой вес — 350 кг. У меня коричневая шерсть, маленькие уши и хвост. Я могу ходить на задних лапах и вскарабкиваться на деревья в поисках пищи. А ем я рыбу, ягоды, могу полакомиться муравьями, червями и личинками жуков. Всю зиму я провожу в спячке, а весной выхожу из берлоги худым, голодным и злым». (Медведь.)
2. «Я живу на Крайнем Севере. Питаюсь рыбой и тюленями. Очень люблю море. Толстый слой жира под кожей и длинная белая шерсть предохраняют меня от переохлаждения. А мои лапы похожи на ласты, поэтому я хорошо плаваю и не боюсь заплывать далеко в море». (Белый медведь.)
3. «У меня морда острая, уши стоячие, очень тонко развит нюх. Я очень прожорлив. Питаюсь мясом, нападая на оленей, лосей, грызунами, но иногда, когда не удается ничего найти, перебиваюсь растительной пищей — ягодами. Люблю охотиться ночью, в одиночку. Иногда я преследую добычу часами, пробегая ни один километр. Но зимой, чтобы прокормится, мы собираемся в стаи». (Волк.)
4. «Я толстый смешной зверек с острыми передними зубами. Мой домик называется хаткой. Местом для своей хатки я выбираю небольшую реку или ручей с проточной водой. Я спиливаю зубами ветки деревьев и строю из них плотину, чтобы поддерживать воду на постоянном уровне и всегда иметь подводное сообщение с жилищем. В хатке есть две «комнаты»: спальня и кладовая». (Бобр, или бобер.)
5. «Нюх у меня очень острый. Самое большое лакомство для меня — полевые мыши. Чуть пискнет мышь — и я услышу ее за сотню метров, даже зимой, когда та прячется под снегом. В день я могу съесть их до 20 штук. Охочусь я ночью, а днем люблю отдохнуть. Часто меня называют рыжей плутовкой». (Лиса.)
6.«Я живу вместе со своей семьей в норке, которую я вырыл передними лапками и застелил мягкой травкой и пухом. Я очень осторожен. Прежде чем подойти к норке, сделаю несколько прыжков в сторону, затем несколько прыжков в другую сторону, и только потом прыгаю в свой домик. Зимой, чтобы быть незаметным на снегу, я меняю свою шубку». (Заяц.)
7.«У меня очень красивые рога, но каждую зиму мне приходиться их сбрасывать. Тело покрыто красивыми мелкими светлыми крапинками. Шерсть хорошо предохраняет от морозов, а широкие копыта не позволяют мне проваливаться в снегу. Я горжусь хорошим зрением, а мой слух и нюх позволяют без особого труда обнаружить опасность». (Олень.)
8. «Я, маленькая и серенькая, строю себе норку или в поле, или в лесу, под корнями деревьев в укромном месте. Моя норка похожа на птичье гнездо. Здесь я делаю запасы семян, ягод, орехов, сухих почек и корешков трав и деревьев. Зимой я часто выхожу из норки, чтобы пополнить запасы. Для этого я рою специальные туннельчики и по ним передвигаюсь». (Мышь.)
9. «Я, добрая суетливая зверюшка, живу повсюду. У меня длинный пушистый хвост и глаза-бусинки. Хвост, почти равный длине моего тела (около 20 см), служит мне шестом и зонтиком, позволяя сохранять равновесие и прыгать по ветвям. На ушках маленькие кисточки, которые защищают мои ушки от мороза. В сильные морозные дни я сижу в дупле и питаюсь желудями, сухими грибами, орехами». (Белка)
10. «Я маленький зверек с бархатистым мехом темно- серого цвета. У меня сильные передние лапы, похожие на большие лопатки. На них растут когти, которыми я рою землю и отбрасываю ее назад. У меня есть глаза, но это всего лишь крохотные бусинки, прикрытые шерстью и кожей. Глаза мне не нужны, так как я постоянно живу под землей в кромешной темноте. Но у меня великолепный нюх. Я чувствую запах дождевого червя за несколько метров». (Крот.)
2.8 Викторина «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Какое выносливое животное в древности использовали на войне, запрягая их в колесницы? (Лошадь.)
У какого животного толстое туловище, короткие ноги, маленькие копытца и клыки, которые высовываются наружу? (У свиньи.)
Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью? (Ночью зрачки у кошек слишком расширены, а днем они маленькие.)
Какое домашнее животное — верный друг человека? (Собака.)
Какое полезное для человека животное дает мясо, молоко, сметану, творог, масло? (Корова.)
Какое домашнее животное дает целебное молоко, мясо, шерсть и пух? (Коза.)
Из шкуры какого домашнего животного делают дубленки, шапки и варежки? (Из овчины.)
Какое животное для жителей Севера и транспорт, и пища, и одежда, и жилище? (Олень.)
Какое животное дает нам мясо, сало и кожу, из которой делают обувь, перчатки и сумки? (Свинья.)
Из молока этого животного делают вкусный соленый сыр — брынзу. (Из овечьего молока.)
Какие домашние животное живут в домиках-клетках с сетчатым полом? (Кролики.)
Какое домашнее животное дает людям мед? (Пчела.)
Какое животное считают самым любимым в доме? (Кошку.)
2.9 Викторина «Лесные звери»
Какое лесное животное появляется в полях, когда начинают поспевать овес и кукуруза? (Медведь.)
Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы. Кто это? (Волк.)
С кем в норе может жить лиса? (С барсуком.)
Какой зверь летом живет в воде, а зимой в земле? (Водяная крыса.)
У какого лесного зверя зимой появляются детеныши? (У медведей.)
Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
Кто быстро бежит в гору, а с горы — кубарем? (Заяц.)
Кто спит головой вниз? (Летучая мышь.)
Кто к зиме собирается в стаи? (Волки.)
Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом? (Белке.)
Какой зверек спит под своими ушами? (Заяц.)
Какие звери летают? (Летучие мыши и белки-летяги.)
Кто зимой — белый, а летом — рыжевато-коричневый? (Заяц-беляк.)
Про какого зверя так говорят: «Этот зверь питается ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами». (Про белку.)
Все ли зайцы зимой белые? (Нет. У зайца-русака остается серой верхняя часть спины.)
16.Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (Лисы.)
17.Какого зверя называют шатуном? (Медведя, который зимой проснулся, называют «медведь-шатун».)
18.Какой лесной житель сушит себе грибы на деревьях? (Белка.)
Приложение № 3
3.1. Северные загадки.
Лес не лес,туча не туча —то по тундре кочует,то на одном месте кружится. (Оленье стадо)
Волшебник на железе посредине чума сидит — и угостить может, и укусить может. (Огонь очага)
Лежит у порога меховое кольцо — чужого в чум не пустит. (Собака)
Она, как снег, от солнца прячется. А мышки—от нее... (Сова)
Острым клювом в мех ныряет и подружку за собой уводит, а про следы и забыла! (Игла и нить).
Бегут два брата вперегонки,а обогнать друг друга никак не могут! (Лыжи)
Не буквы, а написаны в строчку.Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы)
Четыре брата — старшему кланяются.Как вместе сойдутся — любое дело сделают. (Пальцы руки)
3.2. Почему на Руси говорили — «Без соли, без хлеба — половина обеда»?
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко распространенная примета, что просыпать соль — не к добру — последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили хлеб – соль, с пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали своё расположение к ним.
3.3 Как никакая другая русская кухня славится своими мучными и крупяными кушаниями – блинами, кашами, пирогами.
«Хороша кашка, да мала чашка» — любили каши на Руси, а из каких круп их готовили?
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают следующие виды круп: из гречихи – ядрицу и продел; из проса – пшено шлифованное; из овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую и ячневую; из твердой пшеницы при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др.
3.4. Какие овощные культуры возделывали на Руси?
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла, репа, брюква, тыква, морковь, горох, лук, чеснок. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служила незаменимой закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Репа в России до конца XVIII — начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Репка содержит в своем составе очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления, но появился картофель и пословица — «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать помидоры, огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и способности к длительному хранению. Свёкла считалась исключительно целебным продуктом, с ранней весны до поздней осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.
3.5 Откуда возникла пословица: «Посеешь лён, а пожнёшь золото»?
Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна». Прялка была необходимым предметом крестьянского обихода: это и орудие труда, и украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология выращивания и обработки льна оставалась неизменной. Созревший лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причём вместе с корнями. Затем его высушивают, освобождают от семенных головок (очёсывают), молотят, вымачивают, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён расчесывают и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из неё долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу – скручивали в нить волокна льна на веретенах или прялках. Во время прядения пальцы левой руки приходилось смачивать, чтобы придать нити «крепость». Прядение – довольно сложная и однообразная работа, чтобы веселее было работать, девушки собирались в какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о работе не забывали. Все старались работать как можно лучше, ведь по тому , какая нить получиться, будут судить о мастерстве девушки. Получив достаточное количество ниток, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Лён на Руси выращивали не только для того, чтобы из него получать очень ценную по своим свойствам льняную ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли вкусный хлеб и лепёшки, льняное масло в постные дни добавляли в пищу, а жмых, после извлечения масла, шёл на корм скоту.
3.6 В чём смысл пословицы «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает»?
Орудия труда, предметы домашней утвари, одежду и обувь, которыми пользовались крестьяне, должен был кто-то создавать. Уже с древности на Руси были известны своим мастерством люди, занимавшиеся изготовлением самых разнообразных предметов. Их называли «ремесленниками». Центром ремёсел становятся города, где можно было обменять или продать всевозможные изделия. «Ремесло – не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает» гласит русская пословица. Среди крестьян выделялись люди, которые умели прекрасно работать топором. В каждый построенный дом они вкладывали не только своё мастерство, но и душу. Об этом можно судить по избам, которые были срублены «без единого гвоздя» и стоят уже не одну сотню лет, по храмам на Русском Севере, например в Кижах. Настоящий «плотник» любил свой инструмент и бережно с ним обращался. Настоящий мастер так работал топором, что он казался продолжением рук.
3.7 «Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – розни» — во что и как одевались на Руси?
Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны крестьянского быта, в том числе изготовление одежды и обуви. Для крестьян главной одеждой была «рубаха», как для мужчин, так и для женщин. Считалось, что все уязвимые места человеческого тела должны были быть укрыты. У каждого были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злу. Праздничные рубахи богато украшались вышивкой. Считалось, что языком узора человек передаёт Богу свои просьбы. В разных районах Руси на рубаху одевали «понёву» или «сарафан», «передник» или «душегрею» , их всячески украшали. Головной убор у русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки носили «ленты», а замужние женщины покрывали голову платком или прятали их под кокошник, который в разных местах назывался по-разному: кика, ряска, каблучок. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали «кушаком». На голове носили «картуз». Зимой и летом крестьяне обували на ноги «лапти». Их плели из внутренней части липовой или берёзовой коры – лыка. Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные или суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи закрепляли на ноге «оборами» — кожаными или конопляными верёвками, их прикрепляли к лаптю, обвивали ими ногу и завязывали под коленом. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Будничные лапти без дополнительных приспособлений имели срок годности от трёх до десяти дней. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.
Приложение № 4
4.1 Конкурс пословиц.
Не спеши языком, торопись … (делом).
Сначала подумай, потом… (говори).
Сумел взять — умей … (отдать).
Пилу точат, чтобы стала острее, а человека учат, чтобы стал … (умнее).
О дереве судят по плодам, а о человеке — по … (делам).
Терпение и труд, все … (перетрут).
Дружно не грузно, …(а врозь — хоть брось).
Большой говорун — … (плохой помощник).
Кто зря сердит — … (у того голова болит).
Едет Емеля, …(да ждать его неделю).
В гостях хорошо, …(а дома лучше).
Кукушка кукует: …(горе вещует).
4.2 Конкурс «Магическая цифра».
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек». Психологи установили, что один взгляд человека в состоянии охватить точное число предметов, если их не более шести. «Семь» – это уже «много». Видимо поэтому так много пословиц с числом 7 в значении «много». В глубокой древности это число долгое время считалось неопределённо большим количеством.
4.3 Назовите пословицы, в которых встречается число 7:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.
За семью морями.
Семь пядей во лбу.
За семь вёрст киселя хлебать.
Семь вёрст до небес и всё лесом.
Семь топоров вместе лежат.
Седьмая вода на киселе.
Семеро — по лавкам.
4.4 Переведите пословицы на русский язык.
«Сын леопарда – тоже леопард». (Африка). («Яблоко от яблони…»).
«После обеда приходится платить». (Англия). («Любишь кататься…»).
«Куда лопата ведёт, туда вода течёт». (Тибет). («Куда иголка…»).
«Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз». (Вьетнам). («Семь раз отмерь…»).
«Бойся тихой реки, а не шумной». (Греция). («В тихом омуте…»).
«Большая рыба живёт в больших водах». (Испания). («Большому кораблю…»).
Приложение № 5
5.1Снежинки.
Каждому в компании выдают по "снежинке" - маленькому комочку ваты. Участники разрыхляют свои "снежинки", одновременно запускают их в воздух и начинают дуть снизу, чтобы ватки как можно дольше были в воздухе. Побеждает тот, чья снежинка последней упадет на пол.
5.2 Шеренга.
Нравится взрослеющим детям игра «Шеренга». Участники игры выполняют построения в ряд на основании разных признаков, например, в алфавитном порядке по первой букве имени или фамилии, по дате рождения от января до декабря, по цвету волос от самых светлых до самых темных. Можно придумать и другие условия построения. При большом количестве участников можно разбиться на две команды и устроить соревнование, какая команда более внимательная и организованная.
5.3 Цепочка движений.
Играть можно также большой группой. Первые ребенок показывает движение, второй его повторяет и добавляет свое, третий последовательно показывает два предыдущих движения и добавляет собственное, так игра длится до тех пор, пока кто-нибудь не допустит ошибку.
5.4 Русская игра «Цепи кованые»
Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: «Цепи, цепи, разбейте нас!». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Первая, посовещавшись, отвечает: «Димой». Дима разбегается и старается разбить вторую шеренгу. Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.
Приложение № 6
Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.
Ершова И.А.зав.учебной частью
«Техникум строительства и городского хозяйства»
« Человеческое общение-
самая большая роскошь на свете»
Антуан де Сент Экзюпери.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения человек пытается понять себя и других людей, оценить их чувства и поступки, а это, в свою очередь, приводит к возможности лучше реализовать себя, добиться больших успехов в жизни, занять собственное место в обществе. Следовательно, общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценивание самого себя через посредство других людей.
Для техникума, где для определенных групп, процесс обучения направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.
В нашем техникуме в систему работы по формированию навыков социализации включены не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, создаются ситуации общения, знакомые обучающимся по реальной жизни, но и активному общению они учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, на экскурсиях и общетехникумовских мероприятиях.
Экскурсии, мастера и классные руководители планируют по следующим направлениям:
-физкультурно-оздоровительное;
-социализация и личностное ориентирование;
-эстетическое воспитание;
-нравственно-этическое воспитание.
Формы проведения могут быть самыми различными. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями, и различные экскурсии в учреждения города.
Обучающиеся много узнают об окружающем мире и учатся общению во время экскурсий и прогулок. При планировании прогулки педагог, мастер, классный руководитель должен помнить, что цель экскурсии должна быть очень ясной, а объем новых познаний должен быть ограниченным.
Например: экскурсия в Малые Корелы, экскурсия в библиотеку.
В ходе экскурсий у детей с ограниченными возможностями здоровья уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире.
Прогулки и экскурсии способствуют:
-воспитанию интереса к окружающему миру, развитию чувства понимания себя и других, формированию потребности к общению;
-развитию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях;
-выработке социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
Основная масса наших обучающихся - это дети с низким уровнем способностей, слабой мотивацией к обучению, недостаточными навыками самостоятельности в учебной деятельности.
Поэтому, на наш взгляд, экскурсионная работа крайне востребована, так как является простым и эффективным способом развернуть перед слушателем панораму событий, явлений, художественных стилей в сжатые сроки дать высококачественную информацию.
Обучающиеся нашего техникума часто ходят на экскурсии. Но экскурсионная работа для детей с ОВЗ, имеет ряд ограничений, которые следует соблюдать, чтобы посещение музея не причинило им вред.
Цель любой экскурсии или прогулки состоит в том, чтобы социально реабилитировать детей с ОВЗ, способствовать оздоровлению психики «особых» детей, расширять кругозор, приобщать их к миру культурных ценностей, а также воспитывать личность через восприятие произведений искусства.
Конечно, в работе с такими детьми учитываются особенности их психики, мышления, восприятия окружающего мира и поведения. Характерными особенностями детей с ОВЗ являются конкретность, наглядность мышления, слабая способность к обобщению. В их поведении наблюдается либо заторможенность, либо возбужденность, в зависимости от характера заболевания и физического самочувствия.
Но с другой стороны, эти дети способны глубоко переживать, отзывчивы на доброе и чуткое отношение к ним, восприимчивы к красоте, вызывающей у них радостные эмоции, благодарно откликаются на тот материал, который оказался понятен и интересен им, созвучен их настроению. Недостаток положительных эмоций отрицательно влияет на ход развития личности любого ребенка, а яркие зрительные впечатления стимулируют любознательность детей, способствуют развитию эмоциональности.
После экскурсии необходимо обязательно проводить закрепляющее занятия, которое, состоит в том в том, что ребята вспоминают увиденное в музее или на прогулке, обмениваются впечатлениями, используя новые слова и понятия. Эти занятия могут пройти в виде беседы, игры, викторин, загадок, кроссвордов.