Пояснительная записка.
Программа адресована учащимся в возрасте от 14 до 17 лет обучения.
По данной программе могут обучаться как дети, прошедшие пропедевтическую подготовку, так и новички.
Обучение по программе « Ремёсла» способствует решению проблем интеллектуального, эмоционального, социального развития детей, профориентации и адаптации в обществе.
Цели обучения.
Цели обучения состоят в достижении определённого уровня мастерства, достаточного для грамотного использования ценностей материальной культуры, подготовки к самообразованию или другим видам самостоятельной непрофессиональной (любительской) и профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные.
- Знакомство с народными традициями, обрядами, промыслами, ремёслами.
- Обучение технологиям работы с природным материалом, глиной, бумагой, тканью, нитками.
-Изучение основ декоративно-прикладного творчества.
-Знакомство с материалами, инструментами, приспособлениями.
-Овладение начальными профессиональными навыками .
2. Воспитательные.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание усидчивости, аккуратности, волевых качеств личности, уважительного отношения к людям труда.
-Воспитание общей культуры, эстетического вкуса.
-Экономическое воспитание учащихся.
-Профильное самоопределение учащихся.
3. Развивающие.
- Развитие мелкой моторики.
-Развитие художественных способностей.
-Развитие творческого воображения, художественного мышления.
-Развитие памяти, внимания, наблюдательности, восприятия цвета, формы, величины.
-Формирование устойчивого интереса к творческой и продуктивной созидательной деятельности.
- Развитие познавательной и учебной мотивации.
В результате обучения учащиеся достигают начального и среднего уровня мастерства, самостоятельно изготавливают изделие по инструкции и образцу, выполняют простые агротехнические работы.
Основным образовательным результатом обучения является развитие творческих способностей, овладение определёнными знаниями, формирование практических навыков и умений:
- работа с ножницами, иглой, спицами, крючком, тканью, бумагой, мехом, рассадой;
-овладение знаниями о календаре природы и занятиях народов, населяющих край; календаре земледельца, народных праздниках, обрядах и традициях, народном костюме;
- об инструментах и материалах, видах волокон и переплетения ткани, видах швов, свойствах тканей и меха, нитей.
- работы по наглядной и словесной инструкции;
- использования готовой выкройки при раскрое;
-работы со справочной литературой и компьютерными программами;
- оформления готового изделия;
- работы в технологии проектирования;
-презентации готового изделия;
- расчётно-вычислительных навыков, экономического анализа.
Занятия по данной Программе способствуют формированию нравственных и волевых качеств личности: трудолюбия, дружелюбия, навыков коллективной работы, сопереживания, взаимопомощи, эстетического вкуса, основ предпринимательской деятельности.
Вывод о возможности реализации поставленных целей основан на результатах эксперимента и материалах педагогической практики. Продолжительность обучения – от 2-х до 4-х лет.
Основные условия реализации программы.
Реализация поставленных целей возможна при организации занятий продолжительностью 40 минут и периодичностью 1 раза в неделю, в группе продлённого дня, при групповом обучении.
Формы работы:
- теоретическое занятие;
- практическое занятие;
- экскурсия;
- праздник;
-подготовка к выставке и её оформление;
- выставка изделий декоративно-прикладного творчества;
-конференция, защита проекта;
-« Круглый Стол».
Методы обучения:
-наглядные;
-словесные;
-практические;
-работа с книгой, справочной литературой;
-проектирование.
Ожидаемый результат :
В процессе освоения образовательной программы
дети усваивают:
- правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой;
- правила организации рабочего места;
- сведения о материалах и инструментах, необходимых для занятия ручным трудом и рукоделием;
- основы цветоведения и композиции;
- специальную терминологию;
- сведения о народных традициях и промыслах;
- календарь природы;
- технику рваной аппликации, папье-маше, декупажа, аппликации из бумаги и ткани;
- технологию изготовления декоративных цветов из ткани;
- технологию изготовления фольклорной куклы из ткани;
- лоскутную технику;
- технологию изготовления простых вязаных изделий;
- основы растениеводства и цветоводства, ландшафтного дизайна.
Приобретают практические навыки:
- организации рабочего места;
- работы с природным материалом, глиной, бумагой, тканью, пряжей для вязания ( акрил, шерсть, полушерсть);
- работы с семенами и рассадой; ландшафтного дизайна;
- работы по выкройкам, чертежам, заданным схемам.
Коммуникативные навыки:
-позитивного общения и создания дружеской обстановки в коллективе;
-творческого взаимодействия и взаимопомощи в процессе работы;
- взаимопонимания и уважительного отношения в процессе общения, обсуждения проектов, изделий, подготовки к массовым мероприятиям.
Развиваются:
- мелкая моторика;
- пространственные представления;
- внимание, мышление, память;
- эстетическая культура;
- аккуратность, терпение, волевые качества;
- профессиональные навыки;
- политехнический кругозор;
- общий кругозор.
Формируются:
- положительное отношение к труду;
- интерес к творческой деятельности;
- общая культура личности,
-творческая созидательная атмосфера в коллективе.
Осваивая различные технологии работы по программе « Ремёсла», дети могут выполнять своими руками подарки, поздравительные открытки, сувениры к различным праздникам, как календарным, так и семейным, что способствует воспитанию культуры межличностных отношений. Посещение выставок, музеев значительно расширяет кругозор: дети приобретают дополнительные знания по истории культуры и искусства разных народов, что способствует взаимопониманию и уважению, знакомятся с современными тенденциями прикладного искусства.
Планируя выполнение определённых задач, педагог может менять темы и разделы Программы. Изменения в образовательной программе могут происходить в зависимости от контингента детей, уровня их
подготовленности, степени восприятия, условий работы, технических и материальных возможностей, тематики планируемых выставок.
Для оценки индивидуальных результатов деятельности каждого обучающегосяи эффективности реализации программы проводится анализ
образовательных результатов по «Диагностической карте уровня освоения Программы»:
- начало года – исходная диагностика;
-первая половина года – промежуточная диагностика;
-конец года – итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики:
- тест;
-зачётная работа;
-самостоятельная работа;
-защита проекта;
- презентация изделия.
Содержание программы
1.Раздел: Введение - 1 час.
Вводное занятие. Знакомство. Сообщение плана и целей работы. Инструктаж. Беседа-1ч.
2.Работа с природным материалом- 4часа.
Содержание темы:
- растения леса, поля, луга; части растений;
- основные понятия о цвете, форме, величине;
- ориентировка на листе бумаги;
- свойства пластилина;
- анализ образца;
- изготовление картины из природного материала.
Беседа: овощи, фрукты, плоды, семена. Изменения в природе осенью.
3.Работа с бумагой- 10часов.
Содержание темы:
- Свойства бумаги. Виды бумаги: картон, ватман, папиросная бумага. Определение плотности и качества бумаги.
-Анализ образца.
-Работа с трафаретом.
-Изготовление открытки в технике рваной аппликации.
-Ведение конспекта.
Аппликация- это один из древнейших декоративно- прикладных способов изображения путём соединения отдельных деталей с фоном. Для деталей аппликации используют различные плоские и полу объёмные материалы: засушенные листья. Семена растений, солому, бересту, яичную скорлупу, перья, камушки, ракушки, мех,кожу, бумагу, пуговицы, нитки, ткань, тесьму, бусины, шнуры, верёвки и т.д. Для фона выбирают жёсткие или мягкие материалы: бумагу, картон, древесину. Кожу. Кожзаменители, ткани и т.п. при этом фон аппликации необходимо подбирать в красивом цветовом сочетании.
Соединение деталей с фоном осуществляют различно в зависимости от особенностей применяемых материалов: приклеиванием или пришиванием.
Аппликации применяют для оформления некоторых учебно-наглядных пособий, поздравительных открыток, папок, игрушек, предметов быта, одежды, интерьера.
- Изготовление изделий в технике папье-маше.
- Правила техники безопасности при работе с ножницами.
- Практическая работа: изготовление снежинок, салфеток, открыток.
4.Фольклорная кукла -20часов.
Содержание темы.
Знакомство с куклами разных регионов России.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа.
В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Из платков или лоскутов дети изготавливают куклу Бессонницу, Веппскую куклу, Кувадки, Пеленашки, обрядовую свадебную куклу, Мартинички, Мировое дерево, Кострому, Крестец, Бабушкину куклу, Крупеничку, Кукушечку, Столбушку, Коляду.
Учащиеся знакомятся с традициями, обрядами, верованиями Древней Руси.
5.Работа с тканью – 2 часа.
Содержание темы.
Текстильные волокна натуральные и химические. Натуральные: растительного и животного происхождения. Растительные : хлопковые, лубяные. Животные : шёлковые , шерстяные. Химические: искусственные, синтетические.
-Текстильные изделия: ткани, трикотаж; кручёные материалы
( нитки, пряжа).
-Производство тканей: прядение, ткачество.
-Виды переплетений ткани: простое (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное), мелкоузорчатое; крупноузорчатое; сложное.
-Образцы тканей. Характеристика. Ведение конспекта. Практическая работа.
-Изготовление салфетки. Работа с линейкой, определение размеров, обработка края изделия бахромой.
6. Вышивка – 10часов.
Содержание темы.
-Беседа о традициях русской вышивки. Анализ образцов. Техника вышивки: русский наборный шов, мережка, гладь, крест.
- Приспособления и материалы: иголка, напёрсток, игольница, пяльцы, канва, нитки. Виды ниток: хлопчатобумажные, шерстяные, шёлковые, мулине, ирис.
-Цветоведение. Основные и дополнительные цвета. Сочетания цветов. Цветовой круг. Тест.
- Практическая работа. Тема: «Салфетка».
-Техника выполнения ручных швов: шов « вперёд иголку», шов
« вперёд иголку с перевивами»; шов « через край»; шов « назад иголку»; стебельчатый шов, тамбурный шов, шов
« ёлочка», подрубочный шов; петельный шов, бархатный шов;
-отмеривание ниток;
-завязывание узелка.
7.Изготовление декоративных цветов из ткани – 20 часов.
Содержание темы.
-Беседа « Значение декоративного элемента в одежде и интерьере».
-Анализ образцов. Работа с журналами.
-Технология изготовления декоративных цветов из ткани. Материалы и приспособления: ткань, обработанная желатином; паяльник, насадки, проволока, папиросная бумага, краски, нитки, вата, клей.
- Работа с выкройками цветов. Раскрой. Изготовление. Оформление готовых изделий по темам: « Мак», « Ирис», «Ромашка». «Колокольчик», « Василёк», « Гвоздичка полевая», « Георгин», « Хризантема».
-Оформление композиции из декоративных цветов.
-Изготовление венка из полевых цветов.
-Выставка.
- Подготовка презентации.
11.Лоскутная техника- 5часов.
Содержание темы.
- Лоскутная техника в интерьере. Изучение специальной литературы. Образцы изделий.
-Орнаменты. Цветовая гамма.
- Подготовка ткани и раскрой.
-Изготовление прихватки, лоскутного одеяла для дидактической куклы, коврика для детской комнаты.
Методические рекомендации к программе.
Программа предоставляет широкие возможности методистам, педагогам дополнительного образования, воспитателям ГПД, педагогам-организаторам детских, подростковых и молодёжных досуговых и социальных центров, преподавателям Воскресных школ организовать работу с учащимися по овладению навыками ремёсел, рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Оригинальность Программы в использовании разнообразных технологий и видов работ, моделировании ситуации успеха для учащихся различного уровня образования. Достоинства Программы состоят в экономичности осуществления, простоте организации и реализации педагогических задач, в применении классических принципов отечественной педагогики: доступности, наглядности, практической направленности обучения, учёта интересов учащихся и их возрастных особенностей, во взаимодействии с семьёй.
Принцип построения программы - концентрический.
Введение.
Программа построена так, чтобы учащиеся осознали общечеловеческие ценности и самобытность родной культуры на основе народного календаря. Приобщение к исторической памяти имеет целью обеспечение жизнеспособности человека на современном историческом этапе развития общества.
В ходе обучения перед детьми раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками по следующим направлениям:
- Человек и его взаимоотношения с природой;
- Человек и его семья;
- Человек и общество.
В процессе обучения происходит осмысление явлений народной культуры с точки зрения значимости для детей нравственных и эстетических ценностей, формирование идеала, личного отношения к семье, миру, народу, родной земле, преемственности опыта поколений.
Темы Программы тесно связаны с народной обрядностью. Учащиеся постепенно узнают о быте, обрядах, традиционных праздниках восточных славян и народов, проживающих в пограничных с ними областях; учатся понимать своеобразие и видеть общее культурных и жизненных ценностей.
Учащиеся осознают роль кукол, тканых и лоскутных изделий в обрядах и повседневной жизни, проникают в историю и смысл костюма. По костюму, в состав которого входили одежда, обувь, украшения, головной убор и дополнительные элементы, связанные с положением владельца в обществе, можно многое было узнать о человеке: возраст, пол, семейное и социальное положение.
Для вышивания нарядных платьев и сценических костюмов, изготовления всевозможных украшений необходимы бисер, стеклярус и блёстки.
Бисер –мелкие круглые и многогранные , слегка сплюснутые бусинки из стекла, металла, пластмассы с отверстиями для продевания нитки. В рукоделии наиболее часто применяют бисер из глухого ( непрозрачного) и прозрачного стекла разных цветов.
Стеклярус – отрезки тонкой стеклянной трубки длиной 3-10 мм.
Блёстки – тонкие, круглые и фигурные пластинки из металла, цветного и зеркального стекла, пластических масс диаметром от 2 до 20 мм.
Хранят бисер и стеклярус по цвету и размеру в отдельных бутылочках, маленьких баночках , пузырьках и пробирках с крышками и пробками.
Иголки бывают разной длины и толщины, от №1 до №12. Для швейных и вышивальных работ нужно иметь набор швейных и штопальных иголок: очень тонкие ( № 0-1) –для вышивания бисером и стеклярусом; тонкие ( №2-3) –для вышивания на тонких тканях; средние ( №3-5) –для вышивания на льняных тканях; толстые с большим овальным ушком ( №6-12) – для работы на плотных тканях, а также для вышивания ирисом, тесьмой, синтетическими нитками. Толстую ткань легче будет шить, если смазать иглу мылом. Сохранять иголку желательно вместе с ниткой, завязанной узелком.
Нитковдеватель – специальное приспособление, облегчающее вдевание нитки в иголку.
Булавки –необходимы при подготовительных и вспомогательных работах. Хранят их в коробочке с плотно закрывающейся крышкой.
Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после её окончания.
Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
Заржавленные иголки можно зачистить, вкалывая их несколько раз в мешочек, туго набитый сухими опилками.
Напёрсток предохраняет средний палец правой руки от проколов иглой, помогает делать чёткие проколы плотной ткани. Он может быть металлическим или пластмассовым и подобран по размеру пальца.
Ножницы должны быть нескольких размеров с острыми лезвиями и плотно сомкнутыми концами. Необходимы большие ножницы для раскроя ткани, средних размеров –для обработки краёв изделия и разрезания мотков ниток, маленькие с загнутыми концами –для обрезывания рабочих ниток, надрезывания нитей ткани при строчевых работах и прорезных вышивках, ножницы «зигзаг» -для оформления краёв ткани при раскрое.
Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе. Передавать ножницы необходимо кольцами вперёд и с сомкнутыми лезвиями.
Чтобы наточить ножницы, достаточно несколько раз постричь ими наждачную бумагу или « порезать» 15-20 раз иголку.
Колышек –длинная деревянная, металлическая или пластмассовая палочка с острым концом, при помощи которого удаляют намётку и силки, выправляют углы, выравнивают петли и раздвигают нити ткани для получения отверстия в отдельных швах.
Шило применяют в работе с плотными и толстыми материалами: сукном, войлоком, кожей и др.
Пяльцы-специальное приспособление для натягивания ткани при вышивании. Они бывают деревянные, пластмассовые, металлические круглой, овальной . квадратной и прямоугольной формы. для небольших изделий удобны круглые пяльцы, которые представляют собой два деревянных обруча различного диаметра.
Для рукоделия необходимы также сантиметровая лента, длинная и короткая линейки, угольник, плотная бумага и картон для узоров и трафаретов,калька, миллиметровка, копировальная бумага, альбомы для узоров,карандаши твёрдо-мягкие и цветные, фломастеры, тушь.
УГОЛОК РУКОДЕЛИЯ.
Народная пословица гласит: «Что в порядке лежит, само в руки бежит». Это относится и к рукоделию.
Для хранения необходимых материалов, инструментов и приспособлений нужно иметь специальную коробку или шкатулку, корзинку или сделать навесной «Уголок рукоделия». Изготовить его можно из холста или другой ткани любой ширины и длины. На основную ткань сверху нашивается несколько карманов разных размеров, расцветок и форм , петли для навешивания; но лучше закрепить «Уголок рукоделия» на деревянной или пластмассовой планке , чтобы не морщилась и не провисала ткань. Внизу можно пришить бахрому или украсить конец полотнищ разноцветными петлями из ниток, по бокам пришить тесьму, шнур или цветной кант.
Такой «Уголок рукоделия» можно повесить на стену или на дверь.
Зарисовка узоров.
В традициях, созданных многими поколениями народных мастеров, вырабатывались и способы перенесения узоров на ткань
В старину копировали узоры свободных вышивок прямо с вышитых изделий, прикладывая их к оконному стеклу и обводя на полотне для вышивания контуры углём. Переносили их также с помощью свинца, алюминия, мыла. мела и намачивания.
Счётные и строчевые вышивки выполнялись на глаз, без предварительного рисунка. Копия с оригинала полностью повторялась вышивальщицей или же вносились изменения и дополнения в процессе работы.
В наше время существует несколько способов перевода рисунка на бумагу:
-с помощью стекла и кальки;
- с помощью копировальной бумаги ( желательно цветной);
- с помощью клетчатой бумаги.
Увеличение и уменьшение рисунка.
Готовый рисунок нужно разделить на одинаковые квадраты произвольной величины. Затем нанести на бумагу, приготовленную для увеличения ( уменьшения), сетку из квадратов большего или меньшего размера. Стороны можно пронумеровать по горизонтали и вертикали, затем последовательно, из квадрата в квадрат, аккуратно перенести рисунок на бумагу. Чем мельче сетка, тем точнее воспроизводится рисунок.
Изготовление выкроек, трафаретов и лекал.
В рукоделии часто пользуются выкройками. Это отдельные детали будущего изделия, выкройки многоразового пользования называются лекалами. Их изготовляют по рисункам и чертежам с помощью линейки, треугольника, циркуля из плотной бумаги и тонкого картона. Для трафаретов лучше использовать картон. Места середины изделия обозначают маленькими надрезами-марочками, глубина которых не должна превышать 0,5 см.
С помощью лекал и трафаретов оформляются края изделия фигурными фестонами.
Составление узоров.
Для вышивания используют готовые узоры из альбомов или переснятые с вышитых изделий. Но народная вышивка, доставшаяся нам в наследие, не является эталоном для слепого копирования. Она – источник вдохновения и художественного мышления, способ постижения законов пропорции и цветовой гармонии, сочетания различных техник и композиционных решений.
Познакомившись с коллекциями старинных вышивок, можно перейти к самостоятельному созданию новых мотивов и орнаментов. Сначала необходимо произвести разбор узора – узнать, из каких элементов он состоит и как они сочетаются между собой, как его можно изменить , упростить или усложнить.
Для работы используют формы узорного мотива разных размеров, вырезанные из бумаги в нескольких экземплярах. На полосе бумаги нужной ширины откладывают длину фигуры, сгибают бумагу гармошкой и вырезают необходимый мотив. Затем готовые формы укладывают на столе или листе бумаги в том или ином порядке, раздвигая, сближая, перемещая их для создания раппортов новых узоров.
10.Вязание.
Ручное вязание - один из древнейших и наиболее распространённых видов прикладного искусства. Популярность его обусловлена простотой техники выполнения, которая доступна каждому желающему овладеть ею, примитивностью инструмента, который при необходимости легко изготовить в домашних условиях, удобством вязаных изделий, которые благодаря эластичности, податливости вязаного полотна не стесняют движений. Но самое притягательное в вязании – неограниченные возможности для создания узоров от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений.
Вязание предоставляет широкие возможности для творчества, позволяет создавать неповторимые изделия, удовлетворяющие требованиям моды и индивидуальному вкусу. Одна из причин популярности вязания кроется именно в возможности создавать авторские , нестандартные изделия.
Процесс вязания – это своего рода отдых. Ритмичность движений успокаивает нервную систему, а процесс формирования в результате этих движений красивого рисунка приносит огромное наслаждение и удовлетворяет присущую каждому человеку потребность в творчестве.
Материалы и инструменты.
Крючки деревянные, пластмассовые, металлические разных размеров.
Спицы деревянные, пластмассовые, металлические, круговые разных размеров.
Сутаж, тонкий шнур, пряжа синтетическая, хлопчатобумажная, шерстяная разной толщины нитей и различного цвета.
Вязание крючком.
Вязание крючком является одним из видов рукоделия. Достаточно усвоить один вид вязания - воздушные петли – и можно уже выполнить некоторые изделия только из цепочки . А сочетание одного- трёх видов вязания позволит изготовить небольшие круглые или прямоугольные изделия ( прихватки для горячей посуды, шарфики, простейшие головные уборы и др.)
Вязание крючком развивает мелкую моторику, делает более динамичными кисти рук и пальцы. Дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накида и столбиков с накидом. Эти основные виды вязания позволяют вязать простые и сложные узоры, состоящие из определённого количества петель цепочки, простых столбиков, столбиков с накидом. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приёму вязания соответствуют условные обозначения.
Для оценки индивидуальных результатов деятельности кадого обучающегосяи эффективности реализации программы проводится анализ
образовательных результатов, что находит своё отражение в «Диагностической карте уровня освоения Программы»:
- начало года – исходная диагностика;
-первая половина года – промежуточная диагностика;
-конец года – итоговая диагностика.
Формы проведения диагностики:
- тест;
-зачётная работа;
-самостоятельная работа;
-защита проекта;
- презентация изделия;
-творческие отчёты;
-конкурсы.
Учебно-материальная база.
Инструменты и приспособления. Материалы.
-Ножницы.
-Швейные ручные иглы от № 1 до № 12 для шитья и вышивания.
-Напёрсток.
-Сантиметровая лента.
-Пяльцы.
-Портновские булавки.
-Швейный мел.
-Рабочая коробка ( шкатулка).
-Линейка.
-Набор простых и цветных карандашей.
- Клей ПВА.
-Краски акварельные.
-Материалы: картон, цветная бумага, папиросная бумага; ткань, лоскут, проволока.
-Крючок для вязания.
-Спицы для вязания.
-Нитки хлопчатобумажные, ирис, мулине.
-Пряжа ( шерсть, акрил).
- Папка.
-Тетрадь для конспектов, карандаш, ручка, линейка.
-Альбом.
Список литературы для педагогов
1. А.М. Гукасова. «Рукоделие в начальных классах».М, Просвещение, 1984 г.
2.Т.В. Голованова. « Фольклорная кукла и ручное ткачество»ДДТ « Олимп» Выборгского района Санкт-Петербурга, 2008 г.
3.И.Н. Котова, А.С. Котова « Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб, «Паритет», 2006 г.
4.Методическое пособие « Воспитание учащихся на основах традиционной культуры» Псков, УПМ, 1998 г.
5.Л.В. Осипова. Практикум по обработке тканей. Москва, Просвещение, 1979 г.
6.Г.И. Егорова, Л.В. Осипова, С.К. Ященков « Методика практикума по обработке тканей» Москва, Просвещение, 1975 г.
7.С. Павлова. « Учимся кроить и шить». София. Държавно издательство
« Техника» 1982 г.
8.М.Я. Балашова, С.А. Глекель « Ручное вязание». Минск, « Полымя», Изд.» Вышейшая школа» 1977 г.
9. А.А. Власова. « Вязание. От умения к мастерству». СПб., Лениздат, 1992 г.
10.Кит Никол « Искусство вышивки. Секреты мастерства». Изд. Контэнт-группа. Словакия- Москва, 2004 г.
11.Л.Ю. Киреева «Для тех, кто вяжет».Москва, « Человек», 1992 г.
12.Журнал « Спицы. Вяжем для детей». ООО «Ниола-Пресс» Гл.редактор Татьяна Левичева, Россия-Аргентина, Москва,2009 г.
13. А.Т. Труханова « Технология женской лёгкой одежды». Учебник. Москва. « Лёгкая индустрия», 1975 г.
14.И.Г. Майорова. « Уроки трудового обучения в 1 классе» Изд. «Просвещение», 1979 г.
15.Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно « Обработка тканей»
Учебное пособие. Москва. « Просвещение», 1986 г.
16.А.Л. Лабзина, Е.В. Васильченко « Занятия по трудовому обучению» Книга для учителя. Москва. « Просвещение», 1990 г.
17.И.Н. Котова, А.С. Котова « Русские обряды и традиции. Народная кукла». СПб, « Паритет», 2006 г.
18. Е.С. Лученкова « Как сделать нужные и полезные вещи»
Москва, ООО « Издательство АСТ», Минск, Изд . « Харвест» , 2002 г.