Классный час ВОВ в алтайской поэзии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...










Великая Отечественная Война

в алтайской поэзии.















Война, ставшая всенародной, вошла в жизнь каждого человека от мала до велика. Одних она позвала на фронт, чтобы с оружием в руках отстаивать атаки врага, других в тылу, она подняла на героический труд во имя обороны и победы. В каждую жизнь она внесла тревоги и волнения, заботы и горести. Стихи о Великой Отечественной войне отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний.

Тема войны в алтайской поэзии начинается с творчества первого алтайского писателя, драматурга, поэта и актера П.В. Кучияка (1897 – 1943). В своих произведениях военных лет Павел Васильевич показывает, как война вторглась в жизнь маленького народа, живущего в горах Алтая. И этот народ, как и все народы нашей страны, встал на защиту своего Отечества, посылая на фронт своих сыновей и дочерей.

У самого Павла Васильевича старший сын служил на Востоке, на пограничной заставе, второй сын участвовал в боях на Западном фронте, старшая дочь пошла в армию медсестрой. С большой тревогой, но вместе с тем и с гордостью за своих родных и близких написаны его стихотворения «Наказ матери» и «Письмо, пришедшее от сына» (1941г.), его уверенность в победе, восхищение Красной Армией звучат и в его стихотворении «Наша Армия»:

Советский народ защищая

Сильная армия у нас есть.

Победно с врагом сражающаяся

Армии нашей хвала и честь!

Любимой Родине нашей

Защита надежная сила.

Врага, что был зол и страшен,

Советская Армия раздавила…

Землю родную спасшей

От подлых фашистских зверей,

Славу поем мы нашей

Армии богатырей.

Среди тех, кто одел шинели и вышел на передовую были и молодые алтайские поэты. Смертью храбрых пали в боях с фашистскими захватчиками за независимость и свободу Родины Исай Тантыев и Василий Иртаков. Вечная им Слава! Они до конца жизни восхищались героями своей страны, родной Красной Армией. Стихотворение И. Тантыева «Темирдий маршал» ( «Железный маршал»), посвящено командиру Красной Армии К.Ворошилову:

Как прекрасен цветок выросший на скалах

Как велика Красная армия защищающая родную землю.

Как прекрасна трава на зеленых просторах.

Как велика Красная Армия, вставшая на защиту свободы.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем и само понятие Родины приобрело конкретные формы: за этим словом вставали родные города, деревни, поселки, аилы, все самое дорогое и близкое.

Непосредственное участие на фронтах В.О.В. приняли писатели: Я. Бедюров, С. Суразаков, И. Кочеев, И. Шолдоев, А. Демченко, А. Саруева.

Янги Тодошевич Бедюров был на фронте с первых дней войны и до победного конца, прошел трудный и опасный путь конного разведчика. Вернулся с фронта на родной Алтай, жил в с. Кулуда Онгудайского района, умер в 1961 г. , посмертно издан небольшой сборник его стихотворений и песен.

Пусть я погибну в бою, но я знаю,

Что моя жизнь не исчезнет никогда

В песнях народа она останется навсегда.

Пусть я погибну, но на родине мой воинский подвиг

Будет известен молодым

Он будет уподоблен красному рассвету

И будет жить в веках.



Стихи Я. Бедюрова представляют интерес, как документальное свидетельство всенародного патриотизма тех лет. Читая эти непритязательные строки, понимаем принципиальную разницу между стихотворениями, написанными в огне боев и сегодняшними откликами на эту тему. В наши дни все более важными становятся непосредственные высказывания участников войны. В их поэзии есть и личностное начало и художественное своеобразие. Возьмем стихотворение А. Саруевой, участвовавшей в обороне Ленинграда, где она была тяжело ранена, стала инвалидом, но до последних дней не выпустила из рук пера:


Я зажигаю свет иду к окну

И слышу глухую тишину,

Спит город мой, закутавшись во тьму,

И снятся радостные сны ему

А мне, а мне уже который год

Все память спать спокойно не дает

Да что там сны! Сравнения, например,

И те в стихах на воинский манер.

Ритмично дождь топочет вдоль реки,

Мне кажется, идут маршевики.

И молния бикфордовым шнуром

Прополохнет – взорвется гулко гром.

Чем дальше от войны, тем все больней

Во мне всплывает память о войне.

Всплывают лица, даты, имена.

И я кричу – будь проклята война!

Тема войны и Родины оказалась преобладающими и в лирике последующих лет. Действительно военный смерч, пронесшийся по нашей земле, настолько жестоко разрушил привычный уклад мирной довоенной жизни, настолько глубоко ранил и разволновал человеческие сердца, что и впрямь еще долго в сознании каждого иных слов не могло быть и не было. И даже темы строительства, восстановление Родины из руин, темы любви и защиты мира в течении всего послевоенного периода самым тесным образом перекликались с воспоминаниями о недавних боях, с тяжелым чувством горечи, с незаживающей болью недавних утрат.

В послевоенной поэзии тема войны особенно ярко прозвучала в произведениях тех, кто в годы войны был еще ребенком, испытал на себе все тяготы военного детства, голод и холод, тяжелый не детский труд. Отсюда такая детальность и проникновенность в стихах Л. Кокышева, Э. палкина, Б. Укачина. Возьмем например стихотворение Л. Кокышева «Снятся сны»:




- Отец, где ты был? На войне на войне…

А тени качаясь, скользят по стене.

Солдаты, хоть каждый продрог и устал,

Листают стихи: не соврал- написал?

За окнами желтый качнулся рассвет.

Ах, сны мои сны -исчезающий след!

Мне горы не горы, моря не моря!

За правое дело мы вечно бойцы.

Недаром нам павшие, снятся отцы! (Перевод Л. Мерзликина)

В другом стихотворении Л.В. Кокышева «Женщина пахарь» показывается героический труд женщины в глубоком тылу. Вот женщина, идущая за плугом мечтает о скорейшем разгроме фашистских захватчиков. В это время ее застает страшное сообщение о гибели мужа на фронте. Получив похоронную, поплакав прямо на борозде, она вновь становится за плуг.

«Война и дети», «Война и женщины» - неисчерпаемые темы поэзии о Великой Отечественной войне. Сколько им досталось в те трудные годы! Женщины – алтайки, как и все женщины огромной страны, заменив ушедших на фронт мужчин, день и ночь трудились не покладая рук. В своем стихотворении «Обыкновенная жизнь» Э.М. Палкин пишет:

Нет под огнем не была

Сумку с крестом не носила.

Просто – доила, косила,

Милого с фронта ждала.

И одна двух сыновей поднимала.

Может быть этого мало?

Что ж, на висках седина

Плотно до срока легла,

Словно серебряный иней.

Нет не была героиней, обыкновенной была…

Много произведений, связанных с темой войны у известного алтайского поэта А.О. Адарова. Поэма «Двери», стихотворения «Сон», «Ожидание», «Дорога», «Без вести пропавший» и др. Остановимся на стихотворении «Без вести пропавший». Герой стихотворения – сын, разыскивающий после войны могилу своего отца. Что может быть страшнее слов «без вести пропавший». И сын всем сердцем, всей душой восстает против этих слов. В каждой братской могиле, на каждом обелиске, он ищет имя своего отца. И как заклинание звучат строки стихотворения:

Я вновь один. Кружат над степью птицы,

Лежит простор без края и конца.

Шумят хлеба – и в шорохе пшеницы

Я слышу голос павшего отца…

Я говорю: пусть будет все как надо,

Пусть звонкий смех рождается в тиши,

Пусть новых строек высятся громады,

И в скверах в мяч играют малыши.

Пусть юноша цветы несет невесте,

Пусть свежий хлеб вздыхает на столе,

Пусть жизнь идет, и никогда без вести

Не пропадают люди на земле!

В страшные военные дни все люди нашей многонациональной страны с особой силой почувствовали, как близка, как дорога им родная земля. И каждый из народов нашего государства ощущал в беде локоть народа – брата. Это чувство братского единения мы читаем в стихотворении Б. Укачина «Аджимушкай, Аджимушкай…»:

Теснины катакомб, земля Аджимушкая…

Отец мой, ты не здесь пал, кровью истекая,

Но гибли здесь в те дни сорок второго года

Бесстрашные сыны и дочери народа.

И я бы тоже мог родись в иное время.

Здесь биться, как они, в одном ряду со всеми.

Но вышло, что они меня опередили,

Погибли – победив, погибнув – победили. (Перевод И. Фонякова)

Также ярко и самобытно прозвучала военная тема и в творчестве П. Самыка. Стихотворения «Монкулик солдаттын сози» («Слово вечного солдата»), «Семен Тарыков керкгинде» (Слово о Семене Тарыкове»), «Девушка с сердцем богатыря», посвящены героям Великой Отечественной войны. О возросшей ответственности каждого человека за судьбу мира пишет он в своем стихотворении «Античеловек»:


Антимир вы ищете, физики?

Бросьте, физики: только одна

В мире антитеза миру:

Антимир – это есть война!

(Перевод И. Фонякова)

В современной алтайской поэзии, в творчестве молодых поэтов тема войны и победы также нашла свое отражение. Б. Бедюров, Белеков, Б. Суркашев, Э. Тодошев, Т. Шинжин и др.посвятили свои стихи тем героическим годам. И не раз еще сегодня, спустя 70 лет после Победного салюта, сожмутся сердца наших читателей, познакомившись с новыми поэтическими строками о войне. Вечно жива боль и памятны утраты, которые принесла нашему народу война с фашизмом. И хочется закончить представление стихов, посвященных алтайскими поэтами героическому подвигу народа в дни Великой Отечественной войны, строками А.О. Адарова:

И пусть всегда к подножию обелисков

Склоняются прекрасные цветы,

Когда весна – полна тепла и риска-

Приходит из морозной темноты.

Цветы под стать солдатам и героям.

И пусть не всех мы помним по именам.

Но каждую весну, как перед боем,

Они из вечности приходят к нам.

(Перевод О.Мнацакаян)