Искусство любить детей.
Бесценная болтовня.
Дети часто спрашивают: любим ли мы их? И мы отвечаем: да, конечно, да… Но в чём и как проявляется наша любовь? Жесты, улыбка, интонация, взгляды… И, конечно, в том, как мы их слушаем.
Слушание – трудная работа. Шестилетний ребенок, если ему предоставить возможность, будет говорить беспрерывно. Что делать родителям с этой болтовней? Первое, что приходит в голову – заставить замолчать. Есть семьи, в которых действует это правило – дети должны быть видны, но не слышны. Они смотрят на взрослых из своего угла и, подчиняясь запрету, минимально общаются со взрослыми. Второй путь – отнестись к постоянной болтовне ребенка ,как к шумовому оформлению жизни. Разговоры ребенка воспринимаются, как привычный грохот машин за окном.
Иногда родители могут притворяться, что слушают ребенка, продолжая заниматься своими делами, думая о чем –то своем, совершенно в случайном порядке подавая реплики: это прекрасно, ты молодец, да – да.
Еще один способ – это выборочное слушание, когда родителям вдруг кажется, что ребенок начинает говорить что – то важное. Они прислушиваются, а потом опять отключаются, надеясь отделить шелуху от зерен с минимальной затратой сил. И в результате большинство зерен отбрасывается вместе с шелухой.
И есть истинное слушание, когда ребенок получает полное и всеобъемлющее внимание, когда взвешивается каждое его слово. В отличие от всех предыдущих вариантов такое слушание требует от родителей усилий. Вы можете предположить, что мы предлагаем вам слушать таким образом. Это часто невозможно. Так что оптимально – это баланс между пятью вариантами слушания.
Психологи предлагают следующие, сих точки зрения, приемлемые способы реагирования на то, что и как говорит ребенок.
Иногда ребенка можно и нужно прервать, если его болтовня мешает вашему рабочему сосредоточению, или он груб по отношению к другим людям, проявляет агрессию.
Шестилетки часто болтают из чистого удовольствия. Им не нужно никакого внимания, они просто счастливы, что разговаривают сами собой. И пусть говорят.
Если ребенку всего лишь хочется обратить внимание на себя, то можно и притвориться, что слушаешь. Все, что ему требуется, это ощущение, что взрослый рядом.
Разговаривая, ребенок часто то обращается к взрослому, то сосредоточивается на самом себе – общение как бы пульсирует: поэтому и выборочное слушание родителей малыша часто устраивает.
Как видим, только небольшое количество времени остается для истинного слушания шестилеток. Но оно должно быть и вправду истинным.
Разумеется, все виды слушания хорошо бы сбалансировать между собой, и очень важно для мамы и папы понять, как именно нужно слушать ребенка.
Для истинного слушания необходима полная концентрация. Невозможно слушать и делать одновременно что –то еще. Все заботы и проблемы отодвигаются на второй план. Нужны сосредоточение и попытка понять смысл того, что говорит ребенок. А понять его гораздо сложнее, чем кажется… Во –первых, ребенок чаще всего говорит о том, что взрослых не волнует, во –вторых, он постоянно соскальзывает, прерывается или повторяется. Настоящее слушание ребенка – это труд любви, без нее вряд ли родители смогут заставить себя это делать.
Что дает ребенку истинное слушание? Прежде всего показывает, насколько высоко вы цените ребенка, и позволяет ему почувствовать себя ценимым человеком. Чем больше ребенок чувствует себя ценным, тем более ценные вещи он говорит.
Чем внимательнее вы слушаете своего ребенка, тем яснее осознаете, несмотря на паузы, пустоты, недоговаривания, повторения, - он, действительно, говорит важные вещи! И вам самим все чаще хочется его слушать. А слушая, вы будете все лучше узнавать сына или дочь. И, наконец: чем больше ребенок будет чувствовать, что вы его цените и считаете интересным человеком, тем с большим удовольствием он будет слушать вас. А ведь только слушая взрослых, ребенок может по –настоящему развиваться.
Как видите, истинное слушание – это взаимный процесс, он отражает взаимность любви. Ценность порождает ценность, любовь порождает любовь.