Поэтическая гостиная 9-11 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Классный час в 9классе

«И жизнь, и слезы, и любовь…»

Цели: на примере творчества лучших мастеров слова дать возможность учащимся увидеть и осознать гармонию чувств и слов, красоту человеческих отношений; пригласить к раздумью над поэтической строкой; пробудить стремление познавать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала.

Оформление: разным шрифтом и в разных направлениях написаны имена, фамилии возлюбленных поэтов (Лилия Брик, Лаура, А.Ахматова и др.) и лирические героини (Прекрасная Дама), а также фамилии самих поэтов; красные розы (символ любви) и лепестки роз (символ слез).

Слово ведущего: Человек ждет любви… К немногим любовь приходит, как пришла к Джульетте – под шум безумствующего маскарада в маске «Печали», как к Золушке – с двенадцатым ударом дворцовых часов… Она, может быть, приходила и к вам… Только никто не предупредил, в какое время и под какими парусами придет КОРАБЛЬ ВАШЕЙ ЛЮБВИ. А сами вы не почувствовали… И всплеск вёсел был уже слишком далеко, чтобы вернуть уплывающий корабль.

Любовь слишком хрупка! Она боится грубого слова и неверного жеста.

Любовь – это поэзия, это музыка человеческого сердца, мелодия удивительная, прозрачная, как слеза.

Человек ждёт любви…

Но и любовь ждёт к себе особого внимания, особых поступков, тонких созвучий слов.

Любовь ждёт особой музыки вашего сердца. Вслушайтесь в поэзию, в музыку любви. И пусть она затронет струны ваших сердец.

Юноша:

Я гитару настрою на лирический лад,

И знакомой тропинкой уйду в звездопад.

Быть красивой, как песня, попрошу я её.

И гитара взорвётся, как сердце моё.

Девушка:

К долгожданной гитаре я тихо прильну,

Осторожно и бережно трону струну.

И она отзовётся, призывно звеня…

Добротою наполнит тебя и меня.

В сопровождении гитары звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»

Юноша:

Наяву, во сне ль увидел, встретил

Девушку большой своей мечты.

Вился локон золотисто-светел,

Были нежны милые черты.

Вот иду, иду я, напевая.

И слова у песенки просты:

- Где ж ты, где ж ты, милая, родная,

Девушка моей, моей мечты?

В сопровождении гитары звучит песня из к/ф «Ирония судьбы…»

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»

Ясень не ответил мне, качая головой.

Я спросил у тополя: «Где моя любимая?»

Тополь забросал меня осеннею листвой.



Я спросил у осени» «Где моя любимая?»

Осень мне ответила проливным дождём.

У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?»

Долго дождик слёзы лил за моим окном.



Я спросил у месяца: «Где моя любимая?»

Месяц скрылся в облаке, не ответил мне.

Я спросил у облака: «Где моя любимая?»

Облако растаяло в небесной синеве…

Девушка: Человек мечтает найти свою любовь. Ведь она – источник жизни и вдохновения. Именно в состоянии влюблённости многие учёные делали открытия, люди физического труда совершали невозможное, художники писали картины, поэты слагали стихи…

Вед. Айседора Дункан, Анна Керн, Татьяна Яковлева, Лаура, Беатриче, Лилия Брик, Наталья Гончарова… Им посвящали стихи великие поэты... Как красиво, нежно и восторженно писал Пушкин о Наталье Гончаровой! Ещё бы! Натали… Первая красавица в России, избранница поэта, обручальная песнь его, его любовь, его жена, его Мадонна…

Юноша:

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Вед. Но в жизни Пушкина была ещё одна женщина, которая, дожив до глубокой старости, до конца дней носила в сумочке поэтический подарок великого поэта. Этой женщиной была Анна Петровна Керн.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней А.Керн в доме президента Академии художеств А.Н.Оленина. Шли годы… Неожиданная, после шестилетнего перерыва, встреча с Керн произвела на поэта огромное впечатление. Сколько нежности, женственности заметил он в ней! Через несколько дней они долго гуляли, дыша прохладой и ароматом полей.

Глубокой ночью после встречи с Керн Пушкин сидел за своим столом. Он писал… Рядом с листком бумаги лежал камешек, о который Керн споткнулась во время прогулки, которого она коснулась своей ножкой.

Горела свеча. В раскрытое окно влетали ночные бабочки и, опаленные пламенем, ложились на листок. А рядом с ними ложились пушкинские строки…

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Девушка: Великий Пушкин писал. А свеча все горела. Свеча… В ней всегда акая-то тайна, какая-то загадка, что-то величественное… и вечное… Свеча – от слова «свет», своеобразный символ жизни. А воск, стекающий слезами, измеряет время и поэтических вдохновений, и любовных встреч… Свеча… Она горела и в летнюю ночь у Александра Пушкина, и в зимнюю ночь у Бориса Пастернака…

(Юноша читает стих-е «Зимняя ночь»)

(Звучит фрагмент песни из к/ф «Бандитский Петербург»)

Падает, падает, падает, падает снег…

Ночь замедляет свой последний разбег.

В доме моем горит одиноко свеча.

Сейчас ты уйдешь навсегда, и погаснет она.

Юноша: Мы погасили свечу. И дымка таинственности рассеялась. И сердца пусть наполнятся другими эмоциями. Человек умеет и восхищаться, и удивляться, и радоваться, и грустить, и страдать…

(«Баллада о прокуренном вагоне»)

Вед. Каждый поэт по-своему пишет о любви. Владимиром Маяковским в «Письме товарищу Кострову…» передано состояние любовного и творческого экстаза.

У поэта обостряется восприятие окружающего мира. Его привлекают и земные огни, и небесные светила. Душу наполняет «сонм видений и идей», «Ураган, огонь, вода подступают в ропоте». И «когда докипело это», тогда рождается настоящее поэтическое слово. «Из зева до звезд взвивается слово золоторожденной кометой» - этим гиперболическим образом, близким к фантастике, Маяковский подчеркивает могучую силу и масштабность настоящей любовной лирики. Охваченный высокими чувствами, поэт переживает такой душевный подъем, когда появляется необходимость творить, разговаривать со всей Вселенной:

Ты посмотри, какая в мире тишь.

Ночь обложила небо звездной данью.

В такие вот часы встаешь и говоришь

Векам, истории и мирозданью.

Сердце поэта объемлет весь мир, его чувства приобретают вселенские масштабы. А потому и говорить о них нужно такими значительными словами, которые сохранили бы свою силу на многие века.

В развитии чувства любви у Маяковского есть свои подъемы и спады, связанные не только с индивидуальными особенностями жизненного ритма поэта, но и с ритмом социально-исторического времени. В любви поэта – не сплошная радость. В ней – и страдания, и боль. Сложной, трагической этой любви посвятила свое стихотворение поэтесса Майя Романова и назвала его «На площади Маяковского». Оно полно грусти, печали и слез.

Маяковский! Такая боль!

Такая боль – Маяковский!

С такою болью к тебе только.

Как будто на раны насыпали соль.

Как будто по сердцу… сухою коркой.

Любовь тебя, такую громаду,

Скрутила в гранит, изломала в память.

Любовь – это уличная баррикада,

И в ней уязвимым падать.

Мне трудно, мне б крикнуть вдоль улицы людной:

«Плачьте, люди! Люди, молчите!..»

Любовь умирает, большая и трудная,

Труднее любых великих открытий.

Здесь слез не сдержу и обиды не спрячу.

Тебя ведь тоже при жизни намучило.

И ты любил смешно и незряче.

И тоже, наверно, не самых лучших.

Где, когда и кому ты выменял

Смерть на несказанных слов путину?

Ты помнишь её, с озерным именем.

С фамилией, похожей на бригантину?

Рукам уплывать тихо, как в штиле.

Всякому чувству приходит крах.

Любовь начинается с рук любимых,

Кончается где-то на чердаках.

С тела любимой начнется неистовая,

Эта трехмачтовая тоска.

Губы любимой – начало выстрела,

Конец – в тебе у виска.

Пришла я к тебе от всех неверных.

Пришла, как крик! И пришла, как месть.

Какой же коварный влюбленный первым

Придумал назначить свидание здесь?

Приходят ждать под твою ладонь.

Целуется рядом с твоим отчаяньем,

Не понимая, что ты- боль

Несостоявшегося в Париже свидания.



Ночь простою, простою до рассвета,

Всех живых в эту ночь разлюбя.

Если таких, как ты, нету, то

К кому и зачем мне идти от тебя?





























Федеральное агентство по образованию

ГОУ НПО «Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38»







Методическая разработка поэтического вечера















Подготовила и провела

Бальжирова Х.Ц.







с.Иволгинск, 2009.