ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г.Бугуруслана Оренбургской области
Диспут «Два, три, один…»
Подготовила Сворочаева Г.М.
г. Бугуруслан
План.
1. Тема: Диспут «Ты у нас – один».
2. Цель: Овладение основами педагогических знаний, развитие познавательной активности, мыслительной деятельности, умений оценивать ситуацию, проводить аналогии, делать выводы.
3. Формы и методы: беседа, работа в группах.
4. Место проведения: учебная аудитория.
5. Количество и состав участников:
студентов - 16-24
преподаватель - 1.
6. Продолжительность:
40 мин (10 мин – создание проблемной ситуации,
15 мин – обсуждения в группах,
10 мин – обмен мнениями,
5 мин – подведение итогов).
7. Социальная роль личности – отцовско-материнская.
8. Оформление и оборудование: карточки, газеты «Психология».
Введение.
В последние годы наблюдается тенденция снижения рождаемости. Большое количество семей имеют установку на рождение одного ребёнка. Почему это происходит? Какие личностные качества и коммуникативные навыки получает единственный ребёнок? На эти и другие вопросы студенты попробуют дать ответы в ходе данного мероприятия.
Диспут «Два, три, один» предоставляет учащимся возможность научиться рассуждать, защищать своё мнение, овладевать основами педагогических навыков.
I. Создание проблемной ситуации.
На количество детей в семье существенное влияние оказывает место проживания супругов в детстве и юности. Особенно значимо в этом плане влияние крупных индустриальных городов. Так, например, около 70 % московских молодых семей имеют установку на рождение только одного ребенка. Примерно такой же показатель в семьях, где жена — коренная москвичка. Среди супругов, живущих в Москве менее 10 лет, вообще нет таких, которые представляют свою семью столь малодетной. В их планы входит, как правило, семья с двумя-тремя детьми.
Супружеские отношения в семьях с одним ребенком менее стабильны, чем в тех, которые могут похвастаться большим количеством детей. Однодетные супруги чаще расторгают брак не потому, что решиться на развод легче с одним ребенком, чем с двумя или тремя. Они не спешат обзаводиться детьми, так как чувствуют неустойчивость своей семьи, всегда имеют в виду возможный ее распад. Число детей является важным признаком образа жизни и межличностных отношений супругов.
Стабильность семьи и количество детей напрямую зависят от того, какие ценности исповедуют муж и жена. К сожалению, молодых людей все меньше привлекают семейные ценности. Они не желают ограничивать личную свободу слишком большим количеством детей и зависимым положением по отношению к супругу и детям, с которыми постоянно придется считаться и проводить почти все свободное время.
Еще одна интересная и на первый взгляд парадоксальная зависимость: чем выше благосостояние семьи и лучше материальные и жилищные условия, тем чаще наблюдается установка на рождение одного ребенка. Конечно, есть исключения из этого правила, но в целом эта зависимость хорошо известна демографам.
Женщины с высоким уровнем образования имеют меньшее количество детей. Объяснить это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование не ниже своего собственного. А оно нынче дорого и является весомой статьей расходов семьи. Рациональные доводы часто берут верх над эмоциями и чувствами: лучше воспитаем хорошо одного, чем будем растить кое-как нескольких.
К тому же если относиться к воспитанию ответственно, то и своего личного времени матери приходится тратить немало. «А как же я?» — резонный вопрос образованной женщины. Ей хочется реализовать себя в обществе, иметь определенную материальную независимость и т.п.
Вот и оказывается, как это ни странно, что современному человеку иметь несколько детей, нянчить их, гулять с ними, играть, развивать мешает его образование, карьера, духовные запросы, широкий кругозор, стремление к материальному благополучию, желание интересно проводить свой досуг. Сознательное ограничение размеров семьи — один из возможных для личности способов удовлетворения духовных и материальных потребностей и поддержания их на определенном уровне.
Потребность личности в достижении резонанса индивидуальной и общественной культур зависит от качества самой личности — ее образовательного и культурного развития, самосознания, ценностных ориентаций. Очевидно, что для образованных людей, имеющих творческую, интеллектуальную работу, потребность в достижении вышеназванного резонанса является актуальной. В результате эти два вида потребностей — в достижении резонанса и в детях — в настоящее время находятся в обратной зависимости. Если семья хочет иметь несколько детей, она должна во многом себе отказать. При современном социальном, экономическом, психологическом состоянии общества это противоречие для большинства людей трудноразрешимо.
Как видим, у однодетных родителей потребность в детях не выдерживает конкуренции с другими потребностями: духовными и материальными. Они не хотят поступаться своими личными интересами в жизни. Можно сказать с большой степенью вероятности, что в нравственности однодетных супругов присутствуют эгоистические тенденции. Как известно, эгоизм — это поведение, определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтении своих интересов интересам других, даже самых близких людей.
Подобное положение дел заставляет задуматься о содержании духовных ценностей современного человека. В современном мире немало уже говорят об издержках цивилизационного процесса: огромное количество транспорта, техники, автоматики, лавина информации. Конкретный человек часто остается в изоляции, никому не нужный, никем не понятый. Духовность, творчество, карьера заменяют женщине чудо возникновения новой человеческой жизни — ее ребенка. Общение, духовная близость со своими детьми все чаще не представляет для современных мужчин и женщин особой ценности. Возникает вопрос о тупиковости такой духовности, которая сродни безумной гонке цивилизации.
Жизненный уклад однодетной семьи хотя и способствует довольно высокому интеллектуальному развитию ребенка, однако приводит к формированию завышенной самооценки, недоразвитию волевых, коммуникативных и нравственных качеств. Насколько справедливы эти упреки?
Настало время переоценки ключевых понятий количества и качества. Тем более что мировой опыт свидетельствует: народу, гордящемуся своей плодовитостью, нелегко найти иные основания для гордости и приходится уповать на благотворительную подкормку из рук тех народов, которые заботятся о регулировании рождаемости.
Весьма спорным представляется вопрос об эгоистических, потребительских установках однодетных родителей. Не секрет, что в любом контексте речь о малообеспеченных и многодетных семьях ведется через запятую, ибо нередко это одно и то же. В нынешних условиях для большинства семей установка на многодетность (если она не продиктована банальной безответственностью) означает сознательный выбор родителями низкого экономического статуса для своей семьи и готовность принимать вспомоществование в виде социальных дотаций, льгот и субсидий, финансируемых, по сути дела, за счет менее плодовитых налогоплательщиков.
Воспитание детей требует вложений, причем вовсе не только материальных. Дабы что-то дать своим детям (в самом широком смысле), родители сами должны собою что-то представлять.
Характерно, что не выявлено никакой связи между безотчетно избираемой родителями стратегией и количеством детей в семье. Поэтому не имеет смысла говорить о каком-либо преимуществе определенного типа семьи, по крайней мере в данном аспекте. Хотя и можно предположить, что мотивы самореализации более сильны у однодетных и малодетных родителей.
Ну, а как же насчет личностных качеств и коммуникативных навыков? Неужели единственный ребенок в семье обречен на их недоразвитие? Однозначные выводы тут неуместны. Любое из возможных положений ребенка в семейной иерархии имеет свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их подробнее.
Работа в группах.
1 группа: Положение единственного ребёнка в семье, его личностные качества. Достоинства и недостатки.
Единственный ребенок фактически оказывается и самым старшим, и самым младшим ребенком в семье. Но его положение — это не сумма их свойств, оно очень своеобразно. Для отца и матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В единственном ребенке родители желают видеть свое продолжение, воплощение своих устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие, радуются его успехам, и это стимулирует все новые достижения. Желая оправдать надежды родителей, единственный ребенок стремится к совершенству во всех своих начинаниях. Но это чревато и серьезной психологической проблемой, поскольку далеко не во всем совершенство достижимо, а неизбежные неудачи воспринимаются очень болезненно. Привыкнув к своему исключительному, «монопольному» положению, единственный ребенок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм.
Исследование семейного воспитания — дело тонкое и, может быть, даже немного и неблагодарное. Приходится искать какие-то общие закономерности, беря в постоянные величины, например, такой фактор, как однодетность семьи. А в каждой конкретной семье на ребенка влияет еще сто или двести других факторов: в городе живет семья или в деревне, папа — доцент или рабочий, мама — деловая женщина или домохозяйка, у каждого из родителей свой особый характер и темперамент, а может, в семье живут еще бабушка и дедушка и т.д. и т.п. Но даже учитывая все это множество факторов, говорить о тенденциях воспитания в семьях разного мы все-таки имеем право. Тем более что в случае, когда в семье растет только один ребенок, определенные тенденции явно существуют.
2 группа: Положение старшего ребёнка в семье, его личностные качества. Достоинства и недостатки.
Старший ребенок некоторое время занимает в семье положение единственного. Впоследствии, когда для него уже стала привычной такая привилегированная позиция, неожиданно появившийся новорожденный вдруг отвлекает от него внимание родителей. Старший ребенок изо всех сил старается быть хорошим в глазах родителей, чтобы они продолжали любить его как прежде или, по крайней мере, не меньше, чем новорожденного. Родители неосознанно поощряют эти старания, давая старшему понять, что он (она) больше и умнее новорожденного, хотя свое внимание уделяют преимущественно малышу. Таким образом у старшего поощряют рассудительные и логичные высказывания, продуктивные и целесообразные действия, а это не может не сказаться на всем его умственном развитии. Широкомасштабное тестирование выявило, что старшие дети в целом имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их младшие братья и сестры.
Отец и мать также надеются, что старший ребенок будет подавать хороший пример младшему и примет участие в уходе за ним. В результате старший приобретает многие родительские качества: он умеет быть наставником, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера. Груз этой ответственности порой оказывается для маленького человека слишком тяжел: у него формируется повышенная тревожность, ригидность и консерватизм. Из-за привычки рассчитывать преимущественно на свои силы, а также из-за чрезмерной серьезности старшие дети порой испытывают трудности в приобретении друзей. Они обостренно чувствительны к критике, но и сами бывают чересчур критичны и нетерпимы
3 группа: Положение среднего ребёнка в семье, его личностные качества. Достоинства и недостатки.
Как это ни покажется странным, наиболее проблематична роль среднего ребенка в семье. Он не имеет возможности обрести роль лидера, уже монополизированную первенцем, но и освоиться в роли опекаемого малыша, рожденного последним, тоже не успевает. Исследования, проведенные в многодетных семьях, показали, что любимцами родителей являются, как правило, либо старший, либо младший ребенок, но почти никогда — средний. Он вынужден постоянно соперничать как с более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным и зависимым младшим. Лишенный привилегий того и другого, он с детства свыкается с несправедливостью жизни, а это порой приводит к возникновению заниженной самооценки. Стремление походить то на старшего, то на младшего приводит к большим трудностям в самоопределении.
4 группа: Положение младшего ребёнка в семье, его личностные качества. Достоинства и недостатки.
Младший ребёнок, как и единственный, оказывается избавлен от психической травмы в связи с появлением новорождённого. Для всей семьи он – малыш, Причём с этим ощущением он может жить очень долго, сохраняя некоторый инфантилизм даже в зрелые годы. Он привык ждать от жизни только хорошего, поэтому оказывается великим оптимистом. Ему уделяется больше внимания и прощается больше, чем другим. Родители, неосознанно сопоставляя возможности старшего и младшего, ожидают от младшего ребёнка гораздо меньше и поэтому оказывают на него меньшее давление. Это не самым лучшим образом складывается на его познавательном и личностном развитии. Нередко он лишён самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений.
Тем или иным образом старший всю жизнь старается догнать старших, но преуспеть может только благодаря своим собственным склонностям, избрав совершенно иное поле деятельности и жизненный стиль. С малых лет он понимает, что в столкновении с более сильным старшим ребёнком агрессивностью ничего не добьешься, и поэтому вырабатывает у себя ценные коммуникативные навыки. Наверное, именно по этой причине младшие дети более популярны среди сверстников.
III. Подведение итогов.
Как видим, никакое положение ребенка в семье нельзя признать беспроблемным.
Сколько же детей лучше всего иметь? Какой тип семьи предпочтительнее? Безупречных ответов на эти вопросы не существует.
Преимущества и недостатки есть у любого варианта семьи, и, избирая тот или иной путь, каждому из нас надо стараться приумножать преимущества и сглаживать недостатки. А на прямой вопрос можно все-таки дать ответ: для любой семьи наилучшим является такой состав, который эта семья сама выбрала без опоры на чьи-то призывы. Каждый человек вправе сам решить, сколько ему иметь детей. И в любом случае будет прав. Тем более что какими вырастут его дети, зависит вовсе не от их количества.
Показателен такой эксперимент. У детей 8—9 лет выявляли познавательную потребность.
Дети участвовали в эксперименте вместе с мамами. В комнату, где находилось множество интересных игрушек, альбомов, книг, приглашали маму с ребенком и просили их немного подождать, занявшись при этом чем угодно. За их поведением психолог мог наблюдать сквозь одностороннее зеркало Безелла. И мамы и дети вели себя по-разному, но все эти различия можно было описать в виде четырех стратегий.
Первая состояла в прямом воспитательном воздействии. Вся активность исходила от мамы, которая энергично принималась стимулировать ребенка: «Давай почитаем эту книжку, поиграем в эту игру...»
Другие мамы, оглядевшись по сторонам, торопились призвать на помощь экспериментатора, от которого требовали рассказать, чем же все-таки следует заниматься в этой комнате. То есть суть этой стратегии составляло переложение ответственности.
Но бывало и так, что мама, оглядевшись, вдруг замечала книгу или игрушку, которая у нее самой вызывала интерес. И, предоставив ребенку возможность самому найти подходящее занятие, мама погружалась в познавательную деятельность. Налицо, условно говоря, стратегия саморазвития.
Четвертая стратегия — простейшая: пассивная. Мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка.
Нетрудно догадаться, что последняя стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а следовательно, и способностей. Оказалось, что у этих мам чаще встречаются недостаточно развитые дети, со слабо выраженной системой интересов.
А какая же стратегия наиболее благоприятна? Это может показаться неожиданным, но наиболее развиты дети у тех мам, которые углубились в свои занятия и, казалось бы, не уделяли ребенку особого внимания. Эти дети живут в атмосфере ярких познавательных интересов, свойственных их родителям. А это оказывается более весомо, чем любые воспитательные меры.
Список используемой литературы.
1. Газета «Психология». Приложение к газете «Первое сентября».
Список используемой литературы.
1. Газета «Психология». Приложение к газете «Первое сентября».