Высоковская основная общеобразовательная школа
Филиал МБОУ «Подвязьевская средняя школа»
Рязанского района Рязанской области
Коллективный проект учащихся 5 класса
«Храм Иоанна Богослова С.Высокое»
Выполнили: Ученики 5 класса
Руководитель проекта:
Руководитель кружка
«Юный исследователь»
Щурина Т.А.
«Юный исследователь»
Высокое2015г
Методический паспорт проекта
«Храм Иоанно- Богослова в с. Высокое».
Собрать информацию о храме Встретиться с настоятелем храма протоереем отцом Георгием
Создать коллективный проект о
храме.
4.Сделать презентацию о храме.
5.Выступить перед школьниками на классных часах.
Форма организации детей
Коллективная работа
Ведущая деятельность
Исследовательская
Сфера применения результатов
Краеведческая
Форма проекта
Альбом презентация
Используемые технологии
Информационные
Класс и возраст детей
5 класс 10-11 лет
Количество участников
8 человек
Предметная область
История география
Состав участников
одноклассники
Тема учебно - тематического плана
История села Высокое
Время работы
1 месяц
Этапы работы
1.Поиск информации.
2.Систематизация полученных знаний.
3.изготовление фотографий.
4.Изготовление альбома.
5.Создание презентации.
6.Выступление с презентацией.
7.Выступление с проектом на классных часах.
Стартовый уровень обученности
Предусмотренный программой обучения в 5 классе
Режим работы
Внеурочный 1 час в неделю
Техническое обеспечение
Компьютер фотоаппарат
Кадровое оснащение
Протоиерей храма отец Георгий
Библиотекарь Высоковскойсельской
Библиотеки Молодцова В.А.
Классификация проекта
Исследовательский
Актуальность проекта
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и школе, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ученик прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного представления о малой родине. Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. И, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где мы растём, в то место, которое мы зовём «Малой родиной». Не знаю, для кого как, а для нас малая родина – это наше село Высокое.
Цели и задачи проекта
Цель: Расширение знаний и представлений учащихся о своей малой родине.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о родном селе через самостоятельный поиск информации.
2. Пробудить интерес к историко – культурному наследию села.
3. Обобщить и систематизировать знания учащихся о селе, в котором они живут.
4. Способствовать воспитанию патриотических чувств (гордости за свое село, любви к нему).
Гипотеза
Проживая в селе Высокое на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта можно приобрести знания об истории села, символике, достопримечательностях, жителях, прославивших район.
План проведения проекта:
-Ученики выполняют проект «Храм Иоанна-Богослова с.Высокое»
-Задача учителя - координировать работу учащихся и помочь им в обработке материала.
-Организационный этап:
Знакомство со стартовой презентацией "Храм Иоанна Богослова»
-Обсуждение целей и задач проекта.
- Формирование групп.
-Распределение обязанностей. Составление плана работы в группах. План работы в группах составляется под руководством учителя с помощью наводящих вопросов, устанавливаются сроки выполнения проекта. Каждая группа получает задание.
Подготовительный этап:
Самостоятельная поисковая работа учащихся, посещение архива, библиотеки, с целью ознакомления с литературой по данной теме. Учитель проводит экскурсию в школьную библиотеку, где детям помогут найти нужную информацию. Дети могут выполнить зарисовки интересующего их материала, вместе с родителями или учителем сделают фотографии памятников, находящихся на территории села. Одна группа (с помощью родителей) занимается поиском информации в сети Интернет.
Этап реализации:
Промежуточное обсуждение по собранному материалу. Обработка данных. Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.
Заключительный этап:
1.Оформление Портфолио проекта.
2.Защита проекта.
3.Оценивание. Рефлексия.
Целевая аудитория
Проект предназначен для учащихся 5-6 классов.
Результат проекта
В результате работы над проектом «Храм Иоанна Богослова»» будут достигнуты все задачи, которые мы ставили. Мы найдём ответы на все поставленные вопросы:
Почему наш храм носит имя Иоанна Богослова?
Кем был этот человек?
В каком году был основан храм?
Кто его построил?
Кто служил в храме?
Кто служит в нем сейчас?
Кто из знаменитых священно- служителей родом из с.Высокое?
Практическая значимость проекта
Данный проект имеет большое значение в деле формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей.Перспективы развития проекта
Мы научимся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о родном крае, стране.
«Юные исследователи» 5 класса
выражают искреннюю благодарность
за помощь в создании проекта
библиотекарю Высоковской
сельской библиотеки
Молодцовой Валентине Васильевне
Наш кружок «Юные исследователи» занимается изучением истории родного села Высокое и проводит краеведческую работу. На территории нашего села находится памятник архитектуры XVI века - Храм Иоанна Богослова. Нас заинтересовала история его появления, жизнь священнослужителей, забвение храма и история его восстановления. Нашему храму мы решили посвятить наш первый коллективный проект.
[pic]
[pic]
Вот опять передо мной сияют Маленькой церквушки купола.
Как далеко мысли улетают
В час, когда поют колокола!
И всего вкусней на белом свете
Чистая водица родника.
Всё село: и взрослые и дети
Ходят за водой издалека.
Колокольный звон плывёт и тает,
Опускаются туманы на поля.
И в волненье сердце замирает:
Как прекрасна в этот миг земля!
Средь полей затерянная речка,
Прячутся в оврагах берега.
Нет родней на свете мне местечка.
Разнотравья полные луга.
Как же близко и давно знакомо
Всё вокруг в моём родном селе.
И рябинка у родного дома
Мне всего дороже на земле!
Вновь передо мной горят, сияют,
Купола прекрасные встают.
И внезапно слезы набегают,
В час, когда колокола поют.
Автор стихотворения учитель русского языка и литературы Высоковской школы Лапочкина И. В.
Наша церковь носит имя Иоанна Богослова. Так кто он, этот святой? Святой апостол евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображён кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизречённых откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учения о любви, за которое его часть называют Апостолом любви. На иконах Иоанна Богослова часто изображают рассказывающим о своих ведениях ученику Прохору, который их записывает. Скончался апостол Иоанн Богослов в возрасте ста с лишним лет. Память святого апостола - Иоанна Богослова Церковь Христова празднуют два раза в год: 26 сентября (9 октября) и 8 (21 мая).
Центром культовой деятельности является православный храм, здание которого ориентировано с востока на запад. Разделено на три части: алтарь, отгороженный от остальных частей храма иконостасом, в которой могут входить только лица мужского пола. Богослужения и обряды совершает священник. Главным храмовым богослужением является литургия, или обедня, совершаемая между восходом солнца и полуднем. Она включает в себя чтение библии, произнесением молитв, поклоны, возжигание свечей, лампад, курение благовоний. Характерно для православия почитание икон - живописных изображений Бога и Богородицы, святых. Особые почести воздаются кресту, воспринимаемому не только как орудие казни Иисуса Христа, но и как средство спасения. Наиболее торжественные богослужения совершаются по церковным праздникам, которых в православии великое множество. Церковь в селе Высоком упоминается в окладной книге 1676 года, где при ней значится три двора поповых и двор дьяков. Земли церковной двадцать четвертей в поле, сенных покосов на сто двадцать копен и приходских триста тринадцать дворов. В том числе два двора монастырских, двадцать дворов слуг монастырских, шесть дворов помещиковых, два двора вдовьих и двести семьдесят девять дворов крестьянских и бобыльских. Земли церковной при ней состоит усадебной три десятины и пахотной писцовой 155 десятин. В состав прихода входят, кроме села: деревни Колесная и Козловка, в коих при 439 дворах мужчин 1503 и женщин 1614 человек. По штату 1873 года в церкви положены один священник и два псаломщика.
Весной 1938 года храм закрыли. В 1954совсем разобрали колокольню. Иконы и богослужебные книги сжигали в пекарне.
Одно время в церкви размещался зерновой склад, затем мельница. В 1996 году церковное издание возвращено верующим и в храме начались богослужения. На службы приглашали мирских певцов Кузнецову Наталью, Анисину Анастасию, Картошину Марию, Лысову Марию, Сорокину Серафиму, Соломатина Виктора. Они очень помогали нам и, несомненно, украшали служение. Голоса подобрались как нельзя лучше. Пение одним составом в течение одного времени помогало спеться, а когда уже подросли Мария, Ирина, Ольга Бурдины, то тоже стали петь в церковном хоре. Будто с небес льется церковная музыка, тепло отзываясь в душах молящихся. Песнопения исполняются на церковно – славянском языке во время обедни, всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Не одна Божественная литургия не остаётся без живого слова проповеди или чтения на тему праздника. [pic]
Так выглядел храм до реставрации
Службу в церкви вели следующие священно– служители:
Михаил-1676г.,
Митрофан-1676г..
Лаврентий-1676г.,
Иоанн-1682г.,
Лазарь Михаилов-1689г.,
Алексей Метрофанов-1695г.,
Василий Иоаннов-1697-1740.,
Василий Иованов-1740.,
Василий Савин-1743.,
Иоанн Васильев-1760
Алексей Грегорьев-1765
Стефан Михаилов Екимовский - 1801
Алексей Яковлевич Покровский – 1933
Фёдор Стефанович Пурикордов – 1833 - 65
Яков Васильевич Воронковский – 1842 – 52
Пётр Яковлевич Воронковский – 1852 – 68
Иоанн Васильевич Кедров – 1868
Иоанн Терентьевич Некрасов - 1865
Георгий Викторович Бурдин-1969 -
Состав причтаприхода БогословскойЦеркви села Высокое(Клин земли)
Михайловского уезда Рязанскойепархии 1873-1894 годы.
Священники:
1873-1886-Кедров Иоанн Васильев1886(по штапу1873-настоятель прихода).
1886-1894-Кедров Иоанн
Исправляющие должности псаломщиков(1873-1885 годы)
1-я вакансия.
Уп.1873-Лебедев Иоанн,диакон(по штату1873 штатный)
2-вакансия.
1873 – 1885 – Смирнов Алексий, причетник (по штату 1873 – штатный)
Штаные псаломщики (с 1885 года)
1885 - Волынцев Алексий 1885)
Сверх штата
1873 – 1894 – Некрасов Иоанн Терентьев, священник (по штату 1873 – сверхштатный)
1873 – 1877 – Соловьёв Михаил 1877, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный)
Уп. 1873 – Полетаев Алексий, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный)
1873 – 1885 – Волынцев Алексий 1885, пономарь (по штату 1873 – сверхштатный1873-1885-Смирнов Алексий,причетний(по штату1873-штатный)Штатные псаломщики(с1885года)1885-Волынцев Алексий1885.
С 1996 года проториереем храма является Бурдин Георгий Викторович.
[pic]
Протоиерей Георгий Викторович Бурдин
родился 9 августа 1969 г. в селе Шелемишево Скопинского района. Рос и учился в г. Рязани. Закончил среднюю школуN1. 1987г.-1989г. Служил в армии. Учился в Рязанской Духовной Семинарии. Служил в Скорбященской церкви г. Рязани. В 1996г. был рукоположен в священника и направлен настоятелем Иоанна Богословской церкви с. Высокое. При нем церковь была полностью восстановлена, построена заново колокольня, оформлена охранная территория.
[pic]
Реставрация Иоанна- Богословского храма с. Высокое (1999 г.)
Издали раздаются звуки благовеста. Воздух как бы наполняется голосом, к нему вскоре присоединяется перезвон других колоколов. Какая - то необыкновенная власть таится в колокольном звоне. Это не просто «гонг» созывающий людей в церковь. Колокола напоминают о молитве тем, кто занят трудом или находится в пути, кто погружён в монотонность будней. Впервые колокола появились в 5 веке в Западной Европе, а в Византии зазвучали только в 9 столетии. Постепенно возникали большие наборы колоколов, для которых стали строить специальные звонницы и колокольни. Колокольни делали высокими, выше церкви, что - бы звон был слышен далеко окрест. Набатным звоном колокола предупреждали о приближении врага, о пожаре , созывали на срочный сбор. Отлить хороший колокол не так легко: он должен быть благозвучным, прочным, красивым. Возвещает колокольный звон о вере, о жизни пронизанной её светом, будит уснувшую совесть.
Колокола для отреставрированного храма Иоанна Богослова заказывали в Москве, отливали в Белоруссии. Освятили новые колокола в 2001 году.
Колокольня, надстроенное к стене храма или отдельно стоящая сооружения с одним или несколькими проёмами для подвешивания колоколов. С 1938 года начали разрушать церковь кто как мог. Всё что можно унести, унесли. Что можно разломать и это сделали. К 1954 году разобрали колокольню с её шатровым покрытием. Новую колокольню построили и освятили в 2001 году.
Купола делали в Рязани «Стальконструкция и Реставрация»
Купола освятили в 1998г.-1999г.
К пасхе 2000 года возведен иконостас в четыре ряда.
В нашем храме мироточили иконы в 2004г.-2005г. Икона прп.Серафима Саровского(подарена владыкой Варнавой) блг. князя Александра Невского,свт. Николая Чудотворца,блж. Матроны Московской.
[pic]
Купола делали в Рязани «Стальконструкция и реставрация» Купола освятили 1998-1999 г.
Село Высокое является родиной Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы.
[pic]
Митрополит Варнава (в миру-Владимир Викторович Кедров )родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн,был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трёхсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян. В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем – священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок – 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна. Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки,и вскоре она родила мальчика,которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.
В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от с. Высокое служил протоиерей Петр Смирнов - двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Володя был у него пономарем.В это же время через верующих Володя познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской.Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом.Власти не разрешали, некоторых арестовывали, но люди все равно шли.Она говорила всем, что Володя будет большим человеком.
В 1945 году Владимир Кедров получил среднее образование.
С 1951 по 1953 гг. был пономарём с. Бахмачеево Рязанской области Мервинского района у своего дяди прот. Петра Смирнова.
Митрополит Варнава посещал церковь Иоанна Богослова с. Высокое и проводил праздничные службы
[pic]
2005 г. Митрополит Варнава на праздновании своего 75-летия.
[pic]
Метрополит Варнава с прихожанами на кладбище села Высокое.
Ребята из кружка «Юные исследователи» встретились с Отцом Георгием в храме Иоанна Богослова.
На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы церквей, состоящих, как минимум, из алтарной части, ориентированной на восток и примыкающего к ней помещения для молящихся.
Алтарь (от латинского высокий) жертвенник, а так же важнейшая часть христианского храма. Алтарь- стол в храме, на котором совершается «таинство превращения хлеба и вина в тело и кровь Христа». В обиходе алтарём называют всю восточную часть храма, отделённую алтарной преградой, а в православном храме (где стол для таинства именовался «престолом»)- иконостасом.
Иконостас (от икона и греческого - место стояния), перегородка с иконами в православном, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. Строгая религиозная и иерархия сюжетов, подчёркнутая высотой рядов и пропорциями отдельных икон. Симметричность расположения икон определяет общую композицию иконостаса.
[pic]
Отец Георгий рассказывает школьникам о внутреннем устройстве храма.
(Экскурсия в храм Иоанна Богослова. Декабрь 2015 года)
[pic]
Отец Георгий строит свои проповеди основываясь на Священном Писании и толковании его святыми отцами. Его поучения отличаются простотой изложения и сердечностью, что немаловажно при обращении проповедника к слушателям.
По стопам митрополита Варнавы и протоиерея Иоанна (Смирнова). Пошёл ещё один наш земляк - Пименов Максим Юрьевич. Он родился в 1987г в селе Высокое. Детство прошло у бабушки Пименовой Тамары Максимовны. Бабушка верующая часто брала трёхлетнего мальчика с собой в храм. Ему было интересно ходить на службу. Он и читать - то научился по Псалтырю. Сидит малыш пяти лет и учит буквы по церковной книге. И у него довольно – таки хорошо получалось. По-славянски Максим начал читать с первого класса. Не всякому дано это умение понимать святейшие писания. С третьего класса Максим послушник в церкви святого Ионна - Богослова в селе Высокое. Прислуживал в храме до окончания учёбы в школе. Не пропускал ни одной церковной службы. В школу Максим шёл в 1993 г. Класс по местным меркам был большой – двадцать человек. Ребята активные, шумные: на переменах любили пошалить, весёлой ватагой выскакивая со звонком из класса. Максим, как и многие его одноклассники, проявлял целеустремлённость, твёрдость характера и желание не просто учится, а научится. Были ученики и сильнее его в учёбе, но никто лучше его не знал истории. Максим никогда не считал урок истории второстепенным. Он был всегда подготовлен к уроку, читал дополнительную литературу, и это было обусловлено его внутренней потребностью. И где бы он дальше не учился, преподавателю истории Филатовой Ирине Викторовне всегда будет интересно с Максимом общаться. Учиться в Высоковской школе он закончил в 2002 году. До 2004 года учился в Духовной гимназии г. Рязани. Затем поступил в Духовную Семинарию. Учась на четвёртом курсе семинарии сделал постриг в монахи. Получил благословление на постриг от епископа Рязанского и Касимовского Павла. На постриге Павел сказал: « Сейчас будет постриг юноши в монахи. Его путь окажется трудным. Мы на него надеемся, он справится со всем и будет учиться дальше». Затем вручили Максиму требник, кадило. Постриг и крещение с именем Александр (в честь Александра Невского) был шестого декабря 2007 года. Через месяц рукоположение-дьякона. Совершает службу дьяконом в храмах города, в Троицком мужском монастыре. Живёт при монастыре. В 2010 году закончил учёбу монастыря. Владеет английским, немецким, латинским, греческим – языками. С 2010 года заочно учился в Православном Свято – Тихоновском гуманитарном университете г. Москвы.
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Село Высокое родина не менее знаменитого протоиерея Рязанской Епархии, настоятеля Никольского Собора Зарайска Рязанской губернии Смирнова И.А.
Смирнов Иван Алексеевич родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками.
Через некоторое время после рождения Ивана ,его отец был переведён на службу в Никольский Собор г. Зарайска Рязанской губернии.
В 1904 году Иван окончился с отличием (или как тогда считалось по первому разряду) Рязанскую духовную семинарию.
Благодаря протекции отца в 1904 году был рукоположен во священника к Никольскому собору города Зарайска Рязанской губернии. В Зарайске отец Иоанн поселился в деревянном доме на территории городского кремля.
[pic]
[pic]
В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году был вывезен в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Вывезли, как говорили, для срочной реставрации, но реликвия до сих пор остаётся там как музейный экспонат, и недоступна для верующих.
В тёплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанна – Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось много богомольцев.
Исполнял обязанности казначея Зарайского отделения епархиального училищного совета (АК 1912 – ПК 1914).
Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора города Зарайска, возведён в сан протоиерея, назначен благочинным церкви Зарайского округа.
В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский Собор и Иоанно – Предтеченская церковь. Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо – Преображенскую церковь в том же городе, и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви.
Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительно заключении.
В феврале 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали протоиерея Иоанна Смирнова и вместе с ним членов церковной общины, всего одиннадцать человек. Все они были заключены в тюрьму в городе Коломне. На допросе следователи стали спрашивать священника о его отношении к советской власти и к закрытию собора. Причём вопросы были поставлены так, что и положительными ответами и отрицательными следователи могли воспользоваться для обвинения священника.
30 апреля 1930 года Тройка ОГПУ приговорила протоирея Иоанна к трём годам ссылки в Северный край.
По возвращении из ссылки отец Иоанн был назначен настоятелем Спасо – Преображенского храма в Зарайске. В 1937 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь. По требованию властей секретные осведомители стали собирать сведения о возвратившихся из ссылки священниках.
В середине августа 1937 года следователь допросил лжесвидетелей, которые подписали показания, им составленные. 20 августа сотрудники НКВД арестовали отца - Иоанна, и он был заключен в одну из тюрем Коломенского района. Его обвинили в том, что он «высказывает контрреволюционного характера клевету на советскую власть».
8 сентября Тройка НКВД, приговорила отца- Иоанна к расстрелу. Протоиерей Иоанн Смирнов был расстрелян на следующий день, 9 сентября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик - Иоанн был прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000г. и причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Награждён 1930г митрой День памяти:9 сентября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников .
На основе собранного материала можно сделать вывод, что церковь играла значимую роль в духовной и общественной жизни села и его жителей от возникновения до настоящего времени.
В работе удалось проследить хронику событий, связанных с церковью небольшого села Высокое, наверное, похожие события происходили во многих других сёлах России.
[pic]
Рисунок ученицы Высоковской школы
Меркуловой Алены.
.
[pic]