Классный час о дружбе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Дерево держится корнями, а человек - друзьями

Форма проведения: беседа с элементами драматизации.

Цель: 1) показать учащимся, что понятие «дружба» и взаимоотношения между людьми сохранили свою значимость , не потеряли глубины чувствования и восприятия в современном мире; 2) познакомить ребят с рассуждениями о дружбе мыслителей Древней Греции (Цицерон, Лелий).

Подготовка

  1. Заранее подобрать материал, вопросы к обсуждаемой теме.

  2. Распределить роли среди выступающих.

  3. Пригласить гостей.

  4. Отрепетировать сценки.

Содержание классного часа

Часть первая

Учитель: Сегодня мы затронем одну из самых важных, глубоких, жизненно оправданных тем – тему дружбы. Прежде чем начать беседу, я попрошу каждого из вас дописать незаконченное предложение, а в конце нашего разговора мы сравним, насколько изменилось мнение на этот счет, а может быть, выяснится, что вы не для себя открыли какое-то новое понимание, взглянули на свои отношения с друзьями с другой стороны, увидели в этих отношениях что-то новое…

1. Друг – это тот, кто…

2. С другом я часто…

3. Приятель и друг не совсем одно и тоже, так как…

4. С другом можно…

5. Я дружу с … потому, что…





Часть вторая

« Гости из прошлого»

Учитель: Ребята, к нам на встречу пришли гости из прошлого: Цицерон и его учитель Лелий, которые хотят поделиться своими мыслями и рассуждениями по выбранной нами теме «О дружбе».

Гай Лелий знаменитый греческий философ, был настоящим меценатом, благодаря его поддержке и вниманию многие деятели культуры того времени реализовали свои творческие возможности.

Марк Тулий Цицерон был достойным приемником своих учителей – стал знаменитым оратором и политическим деятелем. По точности и обилию фактов, по неумолимой логике аргументации и по блестящей риторической форме его речи доставляют собой лучшие образцы ораторского искусства.

(В аудиторию входят древнегреческие философы – Цицерон и Лелий.

Они одеты в светлые туники, сандалии. Гости приветствуют собравшихся.)

Цицерон: О, мудрый учитель. Известно тебе, что тебя связывала великая дружба со знаменитым государственным мужем Публием Спицоином.

Лелий: Это действительно так. Нас связывали заботы о делах государственных и частных; у нас были общими и дом и походы, и то, в чем весь смысл дружбы,- полное согласие в желаниях, стремлениях и мнениях. Поэтому меня радует не столько молва о моей мудрости, сколько надежда на то, что память о нашей дружбе будет вечной.

Цицерон: А что есть дружба, на ваш взгляд?

Лелий: Дружба не что иное, как согласие во всех делах, божественных и человеческих, в сочетании с благожелательностью и привязанностью.

Дружба проливает свет добро надежды на будущее и не дает нам слабеть и падать духом. Ведь тот, кто смотрит на истинного друга, смотрит, как на собственное отражение. Поэтому отсутствующие – присутствуют, бедняки становятся богаче, слабые обретают силы, а умершие – продолжают жить; так почитают их, помнят о них и тоскуют по ним их друзья.

Цицерон: Учитель, почему человек чувствует потребность в дружбе: из слабости ли и нужды, чтобы оказанием взаимных услуг получать от другого то, чего он достичь не может, и в свою очередь поступать с ним так же?

Лелий: Мне кажется, что дружба возникла скорей от природы, чем в силу необходимости в большей степени – от душевной склонности в сочетании с некоторым чувством приязни, чем от размышления о том, сколь большую пользу она принесет

Цицерон: Я бы сказал о дружбе, которая проистекает от слабости, из корыстной необходимости, что она низкого, не благородного происхождения.

Лелий: Совершенно верно. Благородство всегда было присуще истинной дружбе.

Мы склонны к благодеяниям и щедры вовсе не для того, чтобы требовать благодарности, мы находим нужным искать дружбы, не движимые надеждой на награду потому, что все ее плоды заключены уже в самой приязни.

Цицерон: Самое трудное - сохранить дружбу до последнего дня жизни. Нет худшего бича для дружбы, чем жадность к деньгам, свойственная большинству людей, соперничество из-за почета и славы; на этой почве между лучшими друзьями возникала злейшая вражда.

Вы правы, также разрыв происходит в тех случаях, когда от друзей требуют какого-нибудь непорядочного поступка, например, быть пособником в разврате или помощником в противозаконии тех, кто в этом отказывает, - хотя они поступают прекрасно в нравственном отношении, - обвиняют в измене долгу дружбы. Из-за таких упреков не только прерываются давнишние дружеские связи, но даже порождается ненависть навеки.

Цицерон: Ответьте, учитель, как далеко должна в дружбе заходить привязанность?

Лелий: В дружбе должен быть незыблемым закон – не просить друга о бессчетных действиях и самому таковых не совершать, уступая его просьбам.

Цицерон: Итак, да будет незыблемо установлен первый закон дружбы – будем просить друзей о нравственно прекрасном, будем совершать ради друзей нравственно прекрасные поступки ; даже не будем ждать, чтобы нас о них просили; стремление оказать услугу пусть сохранится навсегда, давать совет будем смело и без колебаний. дружбе авторитет друзей , склоняющих к хорошему пусть будет всесилен.

Лелий: Как вы считаете, есть ли человек, который хотел бы быть окружен всяческими сокровищами и жить в изобилии и при этом никогда не любить и самому не быть любимым никем?

Цицерон: На мой взгляд, такова жизнь тиранов, в которой невозможны ни верность, ни привязанность, ни уверенность в проченной доброжелательности; в ней все всегда вызывает подозрения и тревогу, места для дружбы в ней нет.

Лелий: И действительно, кто будет любить человека, которого боятся, или человека, который боится его. К тиранам проявляют хотя бы притворное уважение, но только временно.

Цицерон: Как нрав превосходства, так и богатства многих могущественных людей исключают возможность верности в дружбе. Ведь Фортуна не только слепа сама, но и часто ослепляет своих баловней; поэтому они не знают границ в своей гордости и своенравии, и более несносного человека, чем неразумный богач, быть не может.

Люди, ранее бывшие обходительными, меняются, достигнув власти и удачи; они пренебрегают старыми дружескими связями и благоволят к новым.

Лелий: И что может быть более бессмысленным, чем, обладая богатствами, средствами, влиянием, приобретать все то, что приобретается за деньги,- лошадей, слуг, великолепные одежды, драгоценные сосуды, но не приобретать друзей, - наилучшего и прекраснейшего украшения жизни?

Цицерон: И в самом деле, приобретая все остальное, такие люди незнают, ни для кого они все это приобретают, ни для кого трудятся; ведь все это достанется более сильному, а дружба останется постоянным и надежным достоянием каждого.

Цицерон: учитель, но как трудно обрести истинного друга!

Лелий: Человека, который окажется твердым, постоянным, стойким в дружбе, мы должны признать принадлежащим к необычайно редкой и едва ли не божественной породе людей.

Цицерон: Так что же мы ищем в дружбе?

Лелий: В дружбе мы ищем верность; ведь неверное не может быть стойким. Кроме того, надо выбирать своими друзьями людей открытых, общительных и способных к сочувствию, то есть таких, которых волнует то же, что и тебя. Это способствует верности; ведь переменчивый и изворотливый ум быть верным не может.

Цицерон: Как избежать ссор между друзьями?

Лелий: Самое важное - в дружбе быть на равной ноге с нижестоящим. Сципион никогда не ставил себя выше друзей, более скромных по положению.

Находятся люди, делающие дружеские отношения тягостными, так как думают, что ими пренебрегают, правда, это случается с теми, кто сам себя считает действительно заслуживающим пренебрежения; их надо отвлекать от таких мыслей не только словами, но и поступками.

Цицерон: И все-таки без дружбы не существует жизни, конечно если люди хотят жить достойно, ибо дружба неведомым образом проникает в жизнь всех людей и ни одному поколению не позволяет обходиться без нее.

Лелий: Я слыхал от наших стариков, что если бы кто-нибудь поднялся на небеса и обозрел устройство вселенной и великолепие светил, то это изумительное зрелище его бы не очаровало; оно было бы гораздо приятнее ему, если бы нашелся человек, которому он мог бы рассказать об этом.

Цицерон: Действительно так. Природа не любит полного одиночества и всегда ищет какой-нибудь опоры. Именно это- самое приятное в каждом близком друге.

Лелий: Часто мы не слышим предостережений природы. Ведь различны и многообразны отношения между друзьями, и в них возникает много поводов для подозрений и обид; в одних случаях их необходимо избегать, в других- не придавать им значения; в-третьих- их переносить- вот что свойственно мудрому человеку.

Порой надо стерпеть и обиду, дабы сохранить в дружбе пользу и веру. Ибо друзей часто приходится и наставлять, и порицать, и все это надо принимать по-дружески доброжелательно.

Цицерон: Правда тяжелая, так как она порождает ненависть, которая отравляет дружбу; но уступчивость гораздо тяжелее, так как она, потворствуя проступками, позволяет другу нестись к пропасти. Уступчивость толкает на обман.

Лелий: во всем нужны разумность и внимательность прежде всего, чтобы предостережения не были суровы, а затем, чтобы порицания не были оскорбительны. Лесть же, пособница пороков, не достойна не только друга, но и вообще свободного человека.

Человека, чьи уши закрыты для правды так, что он не может слышать правду от друга, спасать безнадежно. Хорошо известны слова Катона: «Суровые недруги оказывают некоторым людям услуги большее, чем те, какие оказывают друзья, которые нам кажутся мягкими; первые говорят правду часто- вторые- никогда».

Цицерон: Учитель, что же создает и оберегает дружеские отношения?

Лелий: Доблесть, повторяю, доблесть. На ней обоснованы согласие, стойкость, постоянство. Но так как дела человеческие непрочны и шатки, всегда надо искать людей, которых мы любили бы и которые любили бы нас. Ведь если уничтожить привязанность и доброжелательность, то жизнь утратит свою привлекательность.

Вот все, что я хотел сказать вам о дружбе.

А вам, молодые друзья из будущего, я советую ценить доблесть, без которой дружбы быть не может, столь высоко, чтобы кроме нее не ставить ничего выше дружбы.

Часть третья.

Обсуждение

Мнения учащихся


- Я с удовольствием прослушал философов, которые жили в глубокой древности, с удивлением отмечая, что суть человеческих взаимоотношений практически не изменилась. Мудрые мысли, высказанные ими, не потеряли своей актуальности и сегодня. Особенно мне близки рассуждения о честности, порядочности и правдивости в дружбе.

- Дружба- это прежде всего искренность, критика ошибок товарища. Друзья должны первыми дать жесткую критику для того, чтобы товарищ мог исправить свою ошибку.

- Я думаю, что если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит, вы не верите по-настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга.

- Только в одном случае нам нечего бояться оскорбить друга, это когда дело идет о том, чтобы высказать ему всю правду и таким образом оказать ему свою услугу.

- Я полностью согласен с тем, что дружба должна быть прочной, способной пережить все перемены и все толчки ухабистой дороги, по которой совершают свое жизненной путешествие дельные и порядочные люди.

Мудрые высказывания о дружбе

Непонимание делает из друзей врагов.

Л. Фейхтвангер.

Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их.

У. Мизнер.

Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав - всякий будет с тобой.

М. Твен.

Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.

Л. Толстой.

Пословицы о дружбе.

-Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

-С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

- Не та дружья рука, что только гладит, а и та, что за вихор таскает.

-Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.

-С иным водиться, что в крапиву садиться.

-Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.

-Нет друга – ищи, а нашел – береги.

-Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

-Старый друг - лучше новых двух.

-Конь познается при горе, а друг при беде.

Заключение

Разумеется, современные юноши и девушки не изъясняются со своими друзьями возвышенным стилем, не льют слез при встречах и расставаниях, как описано в старинных романах. Но слезы и объятия не единственные символы чувствительности. Часто взрослые, слушая телефонный разговор двух старшеклассников, выходят из себя от его бессодержательности и незначительности: «Опять ты болтаешь со своим Никитой! Вам что, сказать друг другу нечего? Сорок минут болтовни – и ни одной стоящей мысли, ни одной законченной фразы, одни междометия! До чего пустая молодежь пошла!»

Но этот разговор со стороны кажется пустым потому, что его главное жизненное содержание не логическое, а эмоциональное. И выражено не столько в словах и предложениях, сколько в интонациях, акцентах, недоговоренностях, недомолвках, которыми пытаются донести друзья друг до друга тончайшие нюансы настроений, что остается бессмысленным и непонятным для постороннего слушателя. Современная молодежь не потеряла эмоциональности чувствования, искренности и самоотверженности в дружбе, все это живо, трепетно, ранимо, но часто тщательно скрывается за внешней бравадой и скепсисом.











Список использованной литературы

Классные часы в 10-11 классах / Е.П.Сгибнева, Т.Б. Солдатова, изд. «Феникс», 2005.

Классные часы 11 класс / Еременко Н.И., изд. «Учитель – АСТ», 2005

Толковый словарь Ожегова-Шведовой, 2000

Журнал «Последний звонок», 2011