Поход в кукольный театр

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОХОД В кукольный театр
(
игра-путешествие с элементами театрализации)

Цель: воспитание интереса и любви к искусству; довести до сознания детей, что любая вещь требует бережного отношения к ней.

Оборудование: ширма, куклы для показа одного из действий, техническое оснащение.

Действующие лица: ведущий, 1-й рассказчик, 2-й рассказчик. актеры третьего действия пьесы «Игрушки путешествуют»: Пишвора – владелец цирка, медвежонок Панда, мяч, самокат, голоса с ярмарки, дворняга.


Ведущий. Когда и в какой стране возник кукольный театр? Кто создал первую в мире куклу? Этого никто не знает и не может знать, так как куклы были и тысячу, и десять тысяч лет назад у всех народов мира.

Кукол делали из глины, дерева, соломы, тряпок. И дети играли в них: укладывали спать, лечили, охотились с ними. И это все театр. Потому что актеры в нем – куклы.

1-й рассказчик. Взрослые в древние времена делали фигурки, изображающие богов. Богов у разных народов было много: бог солнца, бог воды, бог войны, бог охоты. Этих богов делали из дерева, глины; вырезали из кожи теневые фигуры и показывали их на растянутом полотне при свете лампы.

2-й рассказчик. Постепенно с куклами все чаще стали разыгрывать сказки, басни, остросатирические сценки. Главным героем таких сценок в России был Петрушка, в Германии – Ганс Фурс, во Франции – Полишинель, в Чехии и Словакии – Кашпарек. (Демонстрация данных кукол.)

1-й рассказчик. Теперь в кукольных театрах работают настоящие актеры. Играют оркестры. Рабочие сцены ставят и меняют декорации, электрики освещают сцену разноцветными прожекторами. Звукорежиссеры усиливают голоса актеров, подключают магнитофон, чтобы кукла заговорила. Кукол и декорации делают в специальных мастерских.

2-й рассказчик. Есть четыре главных вида вождения кукол: на пальцах, на нитках, на тростях и теневые фигуры. Но в последнее время придуманы еще более усовершенствованные виды кукол – из поролона, картона, пенопласта, тряпок.

Ведущий. В кукольных театрах идут пьесы, написанные писателями, сказки. Многие из вас видели веселые спектакли Центрального театра кукол С. В. Образцова.

Звучит песня А. Макаревича «Марионетки». В это время идет (под этим же названием) танец. Актеры в костюмах кукол.

Ведущий. А теперь экскурсия в кукольный театр. Там мы посмотрим пьесу «Игрушки-путешественники» Войтеха Цинибули. Смешные герои – плюшевый медвежонок Панда, Мячик и Само-кат – должны вам понравиться, стать вашими друзьями.

Игрушки-путешественники

Действующие лица: Самокат, Мяч, Медвежонок, Пиш-вора – владелец передвижного цирка, сторож в парке, старуха-старьевщица, милиционер, воспитательница, дети: Ярда, Ярмилка, Милан, Петержик, дворняга.

I действие происходит в парке, на окраине города. На поляне в парке скачет веселый Мячик и поет:

Я веселый друг ребят,

Я – известный акробат.

Сотни красок, говорят,

На лице моем горят.

Не люблю лежать мешком,

Не люблю ходить пешком –

То ли дело, мой дружок,

Быстрый танец и прыжок!

Я взлетаю – ай-ля-ля!

Далеко внизу земля!

Покружусь я, как хочу,

И опять назад лечу,

Не люблю лежать мешком,

Не люблю шагать пешком,

То ли дело, мой дружок,

Быстрый танец и прыжок!


Мяч встречает в парке медвежонка. Они подружились. На них с шумом движется Самокат. Друзья сообщают Самокату, что они гуляют сами по себе. Они ищут своих хозяев. Медвежонок – Верочку, Мяч – Пепика, а Самокат – Тоника. Вдруг их видит сторож, который хочет запереть их в кладовую. Игрушки разбегаются. На этом I действие заканчивается.


II действие. Игрушки встречают злую Старуху-старьевщицу. Она хочет забрать их себе и продать. Игрушкам удается сбежать от старухи. Через некоторое время друзья встречают Пишвора – владельца цирка Пишворетто. Он заманивает игрушки к себе, обещая им защиту и счастливую жизнь. Игрушки верят ему.


III действие. На сцене тумбы и другие цирковые принадлежности. Сбоку скамья, сзади чуть раздвинутый занавес, видно небо. Светает. Игрушки спят на полу.


Медвежонок (во сне). Верочка! Верочка! (Просыпается.)

Сон, опять сон… Как жалко… Спят все, и опять этот страшный дом… Самокат! Мячик!

(Плачет.)

Мяч. Ну и утро, противное, серое какое-то… (зевает.) Медвежонок, не реви. День еще толком не начался, а ты хлюпаешь носом.

Медвежонок. Холодно!

Мяч. У тебя шуба, а мне каково?

Медвежонок. Всем «хорошо». Тоска… Одно и то же, одно и то же. Опять Пишвора будет бить.

Мяч. Да уж, попались мы. У-у-у! До чего же я его ненавижу!

Медвежонок. А наобещал… Поедем по всему свету…

Мяч. Вот и кочуем с ярмарки на ярмарку… в сундуке.

Медвежонок. Говорил, защищу вас…

Мяч. Защищает… от всех на свете… чтоб никуда не удрали. А сам, знаешь, сколько денег загребает?!

Медвежонок. Цирк построил!

Мяч. Постойте-ка! Есть у меня одна мыслишка…

Медвежонок. Мыслишек-то у тебя всегда хватает. Толку от них маловато.

Мяч. Увидишь! На этот раз увидишь. Буди Самокат…

Медвежонок (будит Самокат). Вставай, Самокат, проснись же… слышишь? Ну, Самокатик, день уже.

Самокат. Проспал? Ох, друзья, извините… Сплю, как колода. Не сердитесь, меня ведь из колоды и смастерили.

Мяч. Значит, так. Я знаю, как отсюда удрать.

Самокат. Ну?

Мяч. Вчера вечером, совсем-совсем поздно, я что-то обнаружил… Вон в той стене есть дыра… Видите?

Медвежонок. Дыра?

Мяч. Пишвора про нее не знает. Нам надо убежать, пока он не заметил… Я думал удрать ночью. Но Пишвора шатался тут до полуночи, а потом вы заснули. Так бежим… скорее… (Влезает в дыру и выглядывает уже снаружи.) Ой, тут пахнет свободой, совсем настоящей свободой.

Мяч. Теперь ты, Самокат. Я покараулю…

Самокат. Иду! (пытается выбраться в дыру.) Не получается!

Мяч. Попробуй другим боком.

Медвежонок (влезает обратно). А сделаем ее пошире.

Мяч. Давай, давай!

Медвежонок. А ну раз, а ну два! (Полотно подалось, затрещало.) Теперь ты обязательно пролезешь.

Самокат. Я быстро.

Пишвора (входит, задергивая за собою занавеску). Вы уже на ногах? Чем занимаетесь? Прохлаждаетесь. А ну, все ко мне! Живо!

Игрушки понуро подходят к Пишворе.

Пишвора. Кто будет здороваться с хозяином?

Медвежонок. Доброе утро, господин Пишвора.

Самокат. Доброе утро, господин Пишвора.

Мяч. Доброе утро…

Пишвора. Порядок. Теперь живо на тренировку. Как узнать настоящего циркача, настоящего артиста? День и ночь он повторяет, шлифует, отделывает номера. Поняли?

Мяч. Но мы же…

Пишвора. Молчать! Когда говорит директор, всякая мелкая сошка держит язык за зубами. Ничего, вы у меня станете артистами. Мы расширим наше предприятие. Это будет самый знаменитый цирк на всей планете. Львы, тигры, лошади, слоны со стометровыми хоботами. Но коронный номер – вы! И всем руковожу я – Рафаэл Пишвора… Сейчас принесу инструмент – и марш на репетицию!

Уходит.

Медвежонок. Теперь все!.. А я-то обрадовался… Даже не верится, что был на свободе.

Самокат. Это я виноват… Зря вы меня не бросили.

Мяч. Сказал тоже! Ничего себе друг. Забыл клятву?

Медвежонок. В беде всегда, в беде везде быть вместе.

Мяч. Еще не все потеряно. Выберем времечко и удерем.

Самокат. Когда он выйдет на улицу зазывать публику…

Медвежонок. Вот-вот.

Мяч. Убежим, и ищи нас. Сразу затеряемся в толпе.

Медвежонок. Пусть поищет… господин Пишвора!

Мяч. Репетировать нужно хорошо. Чтобы никаких подозрений не было.

Медвежонок. Я его так боюсь, а сегодня особенно.

Пишвора (входит с гармонью в руках, садится). А ну, пташки небесные, работать. Да как следует, а то взгрею. Медвежонок Панда, гоп, готовь тумбы.

Играет на гармошке. Панда готовит тумбы.

Поспеши, живей, живей. Встали. Ну, гоп. Начинаем со вступления.

Пишвора наигрывает быструю мелодию, поет. Мячик ему вторит, прыгает, но потом сбивается и откатывается в сторону.

Мяч (поет). Гоп! Гоп! Гоп!

Гоп! Гоп! Гоп!

У меня тряпичный лоб,

Я резиновый внутри,

Но взгляните – раз, два, три –

Ведь никто из вас, друзья,

Так не прыгает, как я,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля,

Так не прыгает, как я.

Пишвора. И это называется работа? И это называется старание? Погоди же у меня, дождусь вечера.

Мяч. Страшно.

Пишвора. Молчать! Самокат, а ну ты!

Самокат объезжает все тумбы подряд.

Самокат (поет). Кружусь по сцене вольно я

Под радостный мотив,

И все кричат, довольные:

«Смотри, как он красив!».

Два ловких, быстрых колеса –

Моя опора и краса!

Нечаянно падает, поднимается, медленно двигается к тумбе.

Пишвора. Как это называется? Неповторимая цирковая школа Рафаэла Пишворы! Я их учу, а они? Вот я вам… Давай ты, Панда.

Короткое музыкальное вступление.

Медвежонок (танцует и испуганно поет). Я – медвежонок, смешной, неуклюжий…

Пишвора. Ну, поиграй на нервах – довольно! К цирку сходятся люди… Не волнуйтесь, голубчики! Вы свое получите. Рафаэл Пишвора нигде и ничего не забывал, голубчики, я иду продавать билеты. Слышите?! (Открывает занавес и уходит, видна только его спина. Начинает играть на гармошке, потом обращается к публике.) Почтеннейшие, заходите, заходите! К вам в гости приехал знаменитый цирк Пишворетто. Все, что вы здесь увидите, не существовало нигде и никогда на свете… Дешево и неповторимо.

Начинаем представленье

Вам, друзья, на удивленье!

Чудеса начнутся тут:

Вдруг игрушки оживут!

Вы увидите, как мячик

Сам собой по сцене скачет,

Как без помощи ребят

Сам поедет самокат,

Мишка, сделанный из плюша,

Будет топать неуклюже –

Удивится весь народ,

Эй, игрушки!

Марш вперед!

П-а-а-прашу сюда Мяч! П-а-а-прашу Мяч к публике! Минуточку! Видимо, он куда-то закатился! А ну, Самокат! Дрессированный Самокат! Сюда, Самокат! На манеж! Странно… А ну, Панда, ко мне…

В публике недовольство, а в это время с игрушками происходит следующее.

Медвежонок. Ой-ой-ой, изобьет он нас сегодня.

Самокат. Не выйдет, сбежим.

Мяч. Быстрей! Не упустить бы последнего случая.

Самокат пробует выбраться первым.

Самокат. Кажется, пролезаю!

Мяч. Давай, Панда, ты.

Медвежонок. А если он оглянется?

Мяч. Не болтай, лезь! А если повернется, я брошусь ему под ноги, он свалится. Хоть вы спасетесь.

Медвежонок. Я уже.

Пролезает. Мяч за ним.

Пишвора. Где они? Самокат! Мяч! Панда! Где вы?

Крик из публики: «Где он? Где его игрушки?».

Пташки-пташечки! (бежит к публике.) Почтеннейшие! Секундочку… По техническим причинам…

Доносятся голоса и смех публики.

Голоса. Вершина дрессировки! Ничего себе, знаменитый цирк Пишворетто! Ха-ха-ха! Тоже артист! Настоящий артист!

Пишвора. Почтенные, сиятельные, драгоценные! Одну секундочку! (Возвращается.) Позор! Позор!

Голоса. Вершина нахальства! В самом деле, такого нигде не увидишь! (Смех.) Пусть вся ярмарка узнает, что это всемирно известный Пишворетто!

Пишвора. Высокоуважаемые дамы! Господа! (Падает на тумбу.) Уходят! Все уходят! Теперь разнесется по свету: Пишвора, Пишворетто…

Встает, яростно.

Ну, я их найду! Я найду их, или я не Пишворетто! Панда! Мяч! Самокат! (В дыру просовывается голова Собаки, она лает, потом исчезает. Пишвора бежит к дыре.) А ну, проваливай! Тьфу, дыра! Они сбежали! (Падает на землю.) Конец! Всему конец! И мне конец, Пишворетто! Мой Пишворетто!

Ярморочный шум. Особенно слышны детские голоса.

IV действие. В нем рассказывается о том, что встретившийся друзьям Милиционер помог им найти приют у детей в детском саду, где их почистили, помыли, починили. Они верно служили детям, которые их любили и берегли.

Ведущий (беседует с ребятами). Какое действие вам больше всего понравилось? (Третье.)

Для детей какого возраста написана пьеса? (7–9 лет.)

Какое действие вы желали бы поставить для воспитанников детского сада? (Третье действие.) О чем эта пьеса?

Дети (по очереди). Она учит беречь вещи. В ней осуждают жестокость, бессердечие. На свете все должно быть красивым и правдивым.

Мальчик. Предлагаю поставить одно из действий для первоклассников нашей школы на празднике «Игры и Игрушки». Устроим выставку игрушек новых и починенных, прослуживших детям несколько лет.

Дети. Вот это здорово!

Ведущий. Твое предложение принимаем. Итак, за дело!

Звучит веселая музыка.