Программа внеурочной деятельности Поиграем, посчитаем!3 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ПОИГРАЕМ, ПОСЧИТАЕМ 3 класс


Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Это может быть курс расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Программа занятий составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное. Программа позволяет работать с детьми не столько в форме традиционного урока, сколько в виде занятия-открытия, где знания приобретаются в игровой форме.

Немаловажную роль в обучении на данном этапе является развитие памяти, внимания и мышления, что возможно реализовать на занятиях по внеурочной деятельности.

Содержание занятий представляет собой рассмотрение не только стандартных математических заданий и задач, но и решение нетрадиционных заданий, предлагаемых младшим школьникам на различных математических олимпиадах. Такие занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии быстрому и беглому счёту и т.д.

Творческие работы и проектная деятельность, используемые при реализации данной программы, основаны на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Занятия по данной программе удачно вписываются в систему образования и воспитания младших школьников, способствуя формированию и развитию их личности.


Цель курса: создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Задачи курса:

1. Повышение эрудиции и расширение кругозора;

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия;

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

5. Расширять математические знания в области многозначных чисел;

6. Содействовать умелому использованию символики и учить правильно применять математическую терминологию.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличии от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «Учись играючи». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;

  • игры-тренинги;

  • игры-конкурсы (с делением на команды);

  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;

  • интеллектуально-познавательные игры;

  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому урок состоит из «кусочков», среди которых и гимнастика ума, и логика, и поиск девятого и многое другое. Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;

  • поиск основных алгоритмических конструкций;

  • на хорошо знакомых сказках;

  • сочинение своих сказок.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


Основные методы и технологии

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты

Личностные результаты:


- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.


Метапредметные результаты:

- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы.


Предметные результаты:

- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.



Содержание курса

Тема 1. Математика – царица наук.(1 ч.)

Вводное занятие.

Тема 2. Как люди научились считать.(1 ч.)

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать».

Тема 3 - 4. Интересные приёмы устного счёта. (2ч.)

Задания для быстрого и беглого счёта.

Тема 5 – 6.. Учимся отгадывать ребусы.(2 ч.)

Работа с ребусами, составление ребусов.

Тема 7 - 8. Решение ребусов и логических задач.(2 ч.)

Самостоятельная работа учащихся.

Тема 9 - 10. Задачи-смекалки. (2 ч.)

Работа с задачами, требующими математическое решение.

Тема 11. Игра «Живые числа».(1ч.)

Работа с числами.

Тема 12 - 13. Обратные задачи.(2ч.)

Работа в группах «Найти пару».

Тема 14. Практикум «Подумай и реши».(1ч.)

Решение задач и примеров.

Тема 15. Задачи с изменением вопроса.(1 ч.)

Инсценировка задач.

Тема 16 - 17.. Решение нестандартных задач.(2 ч.)

Решение задач на установление причинно-следственные отношения.

Тема 18 - 19 . Решение олимпиадных задач.(2ч.)

Решение заданий повышенной трудности.

Тема 20 . Решение задач международной игры «Кенгуру».(1 ч.)

Решение заданий повышенной трудности.

Тема 21. Решение уравнений.(1 ч.)

Работа над уравнениями. Тренировочные упражнения.

Тема 22 – 23 . Решение логических задач.( 2 ч.)

Схематическое изображение задач.

Тема 24. Знакомьтесь: Пифагор! (1 ч.)

Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Тема 25. Знакомьтесь: Архимед!(1 ч.)

Работа с энциклопедиями и справочной литературой.

Тема 26. Задачи с многовариантными решениями.( 1 ч.)

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

Тема 27 - 28. Математические игры..(2 ч.)

Работа в группах, в парах.

Тема 29. Наука геометрия.(1 ч.)

Работа в группах.

Тема 30 -31. Математический КВН. (2 ч.)

Закрепление знаний, умений и навыков в решение примеров и задач. Соревнование по рядам.

Тема 32 - 33. Дважды – два четыре.(2 ч.)

Табличное умножение и соответственно деление.

Тема 34. Периметр геометрических фигур.(1ч.)

Нахождение периметра.

Тематическое планирование

25.

Знакомьтесь: Архимед!

1

26.

Задачи с многовариантными решениями.

1

27-28.

Математические игры.

2

29.

Наука геометрия.

1

30-31

Математический КВН.

2

32-33.

Дважды – два четыре.

2

34.

Периметр геометрических фигур.

1