Сценарий мероприятия к 9 мая: «Страницы великой эпопеи»
I. Вступительная часть
Ведущий 1. 22 июня и 9 мая - эти даты глубоко врезались в память людей, навечно вошли в историю нашей страны. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценою жизни которых завоевано право на мир? Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений, сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий. За мужество и героизм свыше 7 млн воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11 600 человек удостоены звания Героя Советского Союза.
Им всенародная память и благодарность.
Ведущий 2.
Который год, который год
Победная весна живет,
Живет в цветах,
Живет в сердцах!
II. По страницам Великой Отечественной войны
Страница первая. Брест
Звучит песня «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова).
Чтец 1.
Мы помним суровые даты-
Они всему миру известны.
В те дни умирали солдаты
Под стенами древнего Бреста.
Ведущий 2. Отражая вероломное нападение гитлеровцев, гарнизон Брестской крепости в исключительно тяжелых условиях первых дней войны проявил беспримерную стойкость, массовый героизм и мужество. В течение месяца советские воины самоотверженно сражались с превосходящими силами противника. Они упорно дрались, когда немецкие танки входили в Минск, отвергли предложение о капитуляции, когда фронт отодвинулся к Березине. И даже когда немецко-фашистские войска были уже под Смоленском, оставшиеся в живых воины все еще продолжали свою героическую борьбу в крепости.
Ведущий 1. Ha западной границе возле украинского села Парипсы пали смертью храбрых 136 пограничников. Полтора часа они сдерживали натиск шестнадцати гитлеровских танков. Один из героев, младший лейтенант Н.Д. Синокоп, написал на клочке бумаги: «Погибну за Родину, но живым врагу не сдамся». А вот краткая запись защитников Брестской крепости: «Нас было пятеро: Седов, Грутов, Боголюб, Михайлов, Селиванов. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 г. в 3.15 утра. Умрем, но не уйдем!»
Чтец 1.
На грозную битву вставайте!
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали!
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
Вы нас навестить приезжайте,
Но только не знаем куда.
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
Последняя гаснет звезда...
И мы уезжаем далече,
Не знаю, увидимся ль мы,
Прощайте, прощайте,
Прощайте, прощайте!
До вечера после войны!
Автор: В. Гусев «На грозную битву вставайте!»
Страница вторая. Москва
Звучит песня «У деревни Крюково».
Чтец 2.
Кружилась в поле злая осень,
Летела поздняя листва,
Их было только двадцать восемь,
А за спиной у них Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг...
«Так защитим Москву, родные!» -
Сказал гвардейцам политрук.
Летят бутылки и гранаты,
Последний бой всегда суров!
«Бей за Москву, за нас, ребята!» -
Последний раз кричит Клочков.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей,
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
И славу им ветра разносят,
И слышит Родина слова:
«Их было только двадцать восемь,
За их спиной была Москва!»
Автор: А. Софронов
Ведущий 1 (читает отрывок из повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»), «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: "Битва за Москву". Война была проиграна Гитлером именно под Москвой! Здесь впервые за 6 месяцев наша армия нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск». Это слова маршала Жукова.
Ведущий 2 (продолжает). «..До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его стального лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц... Он не забыл смочить бензином и поджечь паклю и швырнул бутылку... Алексей падал, на лету обхватывая голову руками, успев краем глаз схватить зубчатый столб голубого огня и смоляного дыма, взметнувшегося за куполом танка. Когда грохочущая тяжесть сплюснула его внутренности и стало нечем дышать, он подумал, что надо было лечь так, как они лежали вчера с курсантами в лесу на боку, подогнув к животу колени...»
Учебная рота кремлевских курсантов... Они навсегда остались в горящем селе... Им не пришлось носить ордена... Они убиты под Москвой.
Чтец 1.
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идет через наши сердца!
Автор: А. Прокофьев
Страница третья. Ленинград
Ведущий 1. 21 сентября в ставке Гитлера был разработан план блокады Ленинграда.
«Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем его артиллерией и авиацией. Весной мы проникнем в город, вывезем все, что осталось живое в глубь России или возьмем в плен, а Ленинград сровняем с землей» - такими словами Гитлер воодушевлял своих солдат.
Ведущий 2. К декабрю 1941 г. город оказался в ледяном плену. Улицы и дома занесло снегом, температура упала до -40°.
В Ленинграде начался голод. Днем жизнь на улицах почти замирала, лишь редкие прохожие шли за водой к Неве или везли на санках умерших родственников.
Из дневника ленинградской школьницы Тани Савичевой:
«Женя умерла 25 декабря в 12.30 утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя...
Мама...
Савичевы умерли все.
Осталась одна Таня».
Чтец 2.
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне;
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба.
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон смерть.
Автор: А. Ахматова
Ведущая (читает отрывок из романа А. Чаковского «Блокада»). «Я подняла лист бумаги. Это была одна из тех гнусных листовок, которые немцы разбрасывали с самолета над Ленинградом: "Женщина Ленинграда! К тебе обращается немецкое командование. Миллионная немецкая армия плотным кольцом окружила Ленинград. Вы отрезаны от мира. Вы обречены. Страшный голод вошел в твой город. Пожалей же своих детей, бедная исстрадавшаяся мать, пожалей их. Требуй от властей немедленной сдачи города немецкой армии. Если ты не сдашь город, на твоих глазах умрут твои дети, умрет твой муж, умрешь ты сама. Пожалей себя и своих детей. Сдавайся!" Я внимательно прочла листовку, перечитала еще раз. Потом бросила ее в печку. Посмотрела, как бумага вспыхнула, почернела и стала, точно в конвульсиях, коробиться, превращаясь в пепел».