Пояснительная записка.
Обучение татарскому языку и татарской литературе ведется по программам, рекомендованным Министерством образования и науки Республики Татарстан «Программа по татарскому языку и литературе для учащихся русских общеобразовательных учреждений» (1-11 классы, Казань, «Магариф», 2010 г.).
Педагог на занятиях уделяет много внимания повышению уровня речевой культуры, монологической и диалогической речи учащихся, развитию познавательных интересов детей.
Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции народа. Под словом “культура” воспринимается абсолютно все, созданное человеком. В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают особую художественную значимость. Ведутся научно-исследовательские работы с организацией экспедиций, благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне. Например, в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие – хасите. Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки.
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее. Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Миссия школы состоит в том, чтобы способствовать возрождению духовно-нравственных ценностей и подготовке интеллигенции как носителя культурных традиций России и Татарстана, формированию мировоззренческой целостности сознания и самосознания учащихся, осознанию гражданской ответственности за судьбу страны, ориентировать на высокие идеалы русской истории и литературы, формировать нравственную чистоту, принципиальность в отстаивании своих убеждений, толерантность, уважение к любому человеку, милосердие, культуру общения и поведения.
Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.
Одним из направлений объединения является этновоспиятие цвета, цель которого заключается:
-помочь детям войти в мир народной культуры при помощи цветовосприятия татарского народа.
Татарский орнамент
Татарскому орнаменту, так же как и русскому присуща мозаичность. Узоры состоят из растительных форм. Очень часто встречаются мотив сердечка, который уже напоминает цветок.
При использовании цвета мастера Татарии руководствуются принципами контрастного сочетания теплых и холодных, темных и светлых красок. Несмотря на многоцветие в орнаменте, изделия не создают впечатление пестроты благодаря продуманному подбору материалов. Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.
Познавательная деятельность Татарская сказка "Три дочери", татарские пословицы
Рисование "Укрась ичиги" (ичиги - расшитые татарские сапожки)
Аппликация "Тюбетейка"
Физминутка Татарская народная игра "Терербай".
Изобразительная деятельность, как вид художественно-творческой деятельности, направлена не столько на отражение впечатлений, полученных человеком в процессе восприятия окружающего, сколько на выражение его отношения к изображаемому.
Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.
То есть наша задача помочь маленькому человеку выразить свое отношение к миру, через его творчество.
Для этого необходимо, на сколько возможно ранее погружение ребенка в ту среду, окружение его той системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную творческую деятельность.
Именно такой средой, для нас каждый школьник - это яркая индивидуальность, для которой с учетом пожеланий пап и мам составляется программа развития.
Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей школьного возраста на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием.
Данная концепция "Этновосприятие цвета", направлена на решение задач поставленных программой, так как:
• способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре и истории народов ;
• формирует эмоционально-положительное отношение к этнокультурному населению региона;
• развивает умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах деятельности (главным образом в изобразительной деятельности).
Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей в работе с цветом: в этом возрасте у ребенка достаточно хорошо развит анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки, кроме того, в это же время наиболее ярко проявляется способность к цветовосприятию; дети в состоянии выражать при помощи цвета свое отношение к предметам и осознано использовать цвет при создании интересных, эмоционально значимых для них образов.
"Развитие цветовосприятия - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Недостаточное внимание педагогов к основам цветоведения, развитию способностей цветоведения и восприятия эмоциональной насыщенности цвета является, на наш взгляд, одним из факторов угасания интереса ребенка к изобразительному творчеству".
Снижение мотивации к данному виду деятельности в дошкольном возрасте не может не сказаться на развитии ребенка в целом.
Именно эти две идеи и способствовали появлению моей авторской концепции. С одной стороны она согласуется с идеями народной педагогики, с другой способствует развитию эмоционального восприятия насыщенности цвета, именно в том возрасте (11-15лет), когда ребенок более готов к восприятию различных оттенков цвета, и способен выразить свое отношение к окружающей его действительности, которая так ярко проявляется в региональном компоненте образовательной системе дошкольника
Основными задачами данного направления является:
Приобщение детей к народному искусству; к духовно-художественным ценностям, созданным народом, к определенному образу мира.
Создание условий, способствующих погружению детей в мир художественных образов народного искусства; обогащению, накоплению и активации эмоционально- эстетических переживаний
Формирование представлений детей об использовании цвета, умение понимать символику цвета
Развитие умений детей создавать выразительный образы на основе повтора, вариации, импровизации в татарском национальном костюме.
Актуальность
Одним из приоритетных направлений в модернизации современной школы является культурологическое образование. Это диктуется процессами, протекающими в современном обществе. Многонациональный состав населения России, социально-экономические и политические трансформации последних десятилетий, изменившие социально – демографическую картину нашего общества, порождают необходимость создания благоприятного этнопсихологического климата, воспитание у подрастающего поколения взаимотерпимости, гражданских позиций, патриотизма.
Основой программы является народный календарь. Народный календарь - это стройная череда праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге. Основанный на земледельческом календаре, это историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям.
С другой стороны жизнь детей в современном обществе отличается дефицитом общения и с взрослыми, и со сверстниками. Большинство современных школьников не умеют организовать своё свободное время, не знают коллективных игр и занятий. Народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению детьми мудрости и ясности суждений людей труда. Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создавала условия для усвоения культурных традиция и побуждала к активным действиям в приобретении трудовых навыков. Причастность к общему делу, тёплые семейные узы, соборность помогали воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.
Забыты народные традиции. Праздники. Обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны.
Программа является самостоятельным авторским курсом, разработанным на основе принципов народной педагогики, а также современных теорий и технологий в области педагогики и народного искусства.
Она направлена на духовное развитие личности ребенка в процессе освоения народного искусства и культуры.
Народное искусства есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребенка на всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков.
Инновационная деятельность
В школе ведется инновационная работа по следующим проблемам:
Использование традиций и обычаев татарского и русского народов в образовании и воспитании учащихся;
Гражданско-правовое образование и воспитание учащихся;
Методика преподавания курса «История Татарстана и татарского народа».
Модель школьника
В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность и профессионализм, толерантность и гражданственность. Ученик – это компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России, уважающий ценности иных культур, и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни, разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни, уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата, осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Учитывая основные ценности и цели образования, а также содержание его социальной миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели школьника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования:
Культурный кругозор и широта мышления, поскольку для того, чтобы принести реальную пользу в развитии экономики, социального обустройства, науки, культуры, образования и здравоохранения гражданин должен уметь мыслить глобальными категориями. Школьник должен воспринимать себя как носителя общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей.
Патриотизм, выражающийся в том, что гражданин демократической России должен быть готов в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, любить её историю и литературу, принимать активное участие в государственных праздниках.
Готовность способствовать процветанию России, для чего гражданин страны, должен направлять все свои усилия и профессионализм на материальное и духовно-нравственное возрождение и обогащение своей Родины.
Физическая развитость, ибо только ведущий здоровый образ жизни гражданин обновленной России может принести своей стране практическую пользу.
Умение жить в условиях рынка и информационных технологий, поскольку вхождение страны в рыночные отношения и развитие информационных ресурсов требуют от гражданина определенной предприимчивости, смекалки и инициативности, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни в крупном городе, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира.
Уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой, так как гражданин России, проживая в уникальных по своей многонациональности , должен всегда стремиться к укреплению межнациональных отношений в своей стране.
Наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни.
Способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
МБОУ СОШ № 70, являясь муниципальным учреждением, ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом индивидуальных (возрастных, психологических, интеллектуальных) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.
Программа “Культура и язык татарского народа ” рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5–9-х классов, занимающихся изучением культуры и языка татарского народа. Тип программы – обучающая, развивающая. Количество часов в учебном году – 70 часов (2 часа в неделю).
Цель программы: Целью изучения курса является формирование целостного представления об этапах развития исторических знаний об истории татарского народа:
- Заинтересовать учащихся развитием национальной культуры татар.
Развитие у учащихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности, методов научного познания.
Цель развития личности учащегося является для приоритетной. Для достижения этой цели используются многообразные средства, которые в совокупности позволяют реализовать целостную и преемственную систему развития личности и индивидуальности учащегося.
Развитие личности складывается из многих компонентов (внедрение активных методов и современных технологий обучения, организация творческой деятельности учащихся и др.).
Демократические основы образовательной системы выражены в создании равных возможностей для учащихся.
Задачи:
Познакомить обучающихся государственными символами, народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики.
Приучить учащихся к поисковой деятельности.
Формировать национальное самосознание, патриотизм, уважение к историческому прошлому Татарстана.
Воспитывать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Создание условий для реализации творческих способностей каждого ребёнка.
Развитие сотворчества педагогов и учеников, родителей и детей.
Воспитание гражданственности, формирование правовой культуры.
Формирование толерантности, национального самосознания на основе традиций татарского народа.
Формирование гуманистических общечеловеческих ценностей, стремления к познанию и творчеству.
Повышение роли детских организаций в развитии личности ребёнка.
Помочь студентам в выборе дополнительной литературы при подготовке к аудиторным занятиям и педагогической практике по истории Татарстана.
Принципы
- принцип гуманизации, дифференциации обучения и воспитания школьников, учёта потребностей обучаемых, их родителей, общества и государства.
- удовлетворение образовательных потребностей:
общества и государства – в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности, закладывающих прочную основу духовно-нравственного и гражданского самосознания молодежи;
учащихся и их родителей – в гарантированном уровне общего образования и повышенном уровне социально-гуманитарной подготовки.
Целевое назначение
Обеспечить прочное усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных обязательным минимумом содержания дополнительного образования.
Сформировать основы общеучебных умений и навыков, приемов учебной деятельности.
Создать условия для развития общекультурного кругозора детей.
Воспитать у учащихся уважение к окружающим в духе ненасильственного общения и сотрудничества.
Развить интерес к художественно-эстетической деятельности.
Основные направления деятельности:
Учебная – получение школьниками новых знаний о Республике Татарстан;
Развивающая – умение работать с дополнительной литературой, высказывать гипотезы и уметь их доказывать;
Воспитательная – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Условия реализации программы и прогнозируемые результаты.
С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, наглядные пособия, литература по теме.
Ожидаемые результаты работы.
В результате реализации данной программы учащиеся:
Обязательный:
1.Научатся работать с информацией, определять ее источник.
2.Больше узнают о своей Родине, о традициях, праздниках.
3.Достижение уровня элементарной грамотности (чтение, письмо, счет, умение общаться со взрослыми и сверстниками) в соответствии с требованиями обязательного минимума дополнительного образования.
4.Овладение учащимися элементарными умениями и навыками.
Предполагаемый:
Пробуждение интереса к познанию культурных ценностей татарской национальности на основе знакомства с объектами культуры.
Освоение учащимися простейших норм нравственности, гуманного отношения к объектам природы, приобретение ими способности заботиться о сохранении жизни и здоровья в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Развитие элементарных навыков общения.
Условия достижения ожидаемого результата:
наличие учебных программ и учебно-методических комплексов
доброжелательный микроклимат в объединении;
достаточная материально-техническая база, обеспечивающая образовательный процесс;
использование культурного и образовательного пространства района и города;
привлечение родителей к конструктивному взаимодействию;
осуществление постоянных творческих связей с образовательными и культурными учреждениями Ульяновска и области.
-
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
особенности развития историографии истории татарского народа в соответствующие периоды;
наиболее выдающихся историков, занимавшихся проблемами истории татарского народа и Татарстана;
об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам развития науки;
специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.
уметь:
- определять новизну в историческом исследовании;
- анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые исторические и философские проблемы;
-использовать знания полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, а также на занятиях по смежным дисциплинам и в ходе практической работы в педагогической и творческой сфере.
владеть:
- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;
- способами ориентации в профессиональных источниках информации ( исторические монографии, статьи, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);
Задачи на 2012-2013 учебный год
1. Для дальнейшего роста и развития работы следует активизировать:
- интеграцию различных видов деятельности объединения,
- внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной деятельности,
- создание культурной и эмоционально-значимой среды для развития ребенка.
2. Обновление программного обеспечения.
3. Проведение занятий татарского языка с использованием информационных технологий,
4. Внедрять в методику преподавания различные мультимедийные курсы.
5. Нужна:
- Разработка комплекса интегрированных занятий.
- Развитие творческих способностей у учащихся.
6. Систематизация полученного опыта при работе в эксперименте.
7. С целью повышения эффективности работы, ввести отчет по итогам четверти с предоставлением результатов работы.
Ожидаемы результаты
Достижение качественно нового состояния культуры и способствующей созданию культурной среды, обеспечивающей реальные возможности для духовного развития горожан;
Создание благоприятных условий для развития дарований молодежи, талантливых исполнителей и творческих коллективов;
Календарно-тематическое планированеи
Познакомить детей с избой. Вызвать интерес к жизни старинных времен. Обогащать словарный запас детей: изба, лежанка, печь, утварь.
Развивать образное восприятие. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Беседа.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ педагога. Объяснение. Словарная работа.
1
1
2
2
Мир старинных вещей
Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки.
Воспитывать интерес к народному быту.
Игра:
«Кто быстрее принесет воду на коромысле».
1
1
2
3
Вечера долгие руки умелые.
Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества.
1
1
2
4
Рабочие руки не знают скуки.Икмәк кадере
Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба.». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.
1
1
2
5
Печь- кормилица. Печь - как мать родная.Ашханәдә
Познакомить детей с печью. Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.
Сюрпризный момент: (Домовенок)
Загадки.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа.
1
1
2
6
Бабушкин сундук.
Познакомить с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством.
Вспомнить как называются татарские национальные головные уборы, обувь. Расширить у детей кругозор.
Закрепить знания о татарских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.
Фольклор.
( загадки)
Игра:
« Тубэтэй».
1
1
2
7
Посидим у самовара.
Продолжить знакомить детей с домашней утварью. Дать понятие как в самоваре кипятили воду. Обогащать словарный запас детей: самовар, угольки.
Поиграть с детьми татарскую игру «Самовар».
Развивать воображение. Воспитывать теплое отношение друг другу. Правила гостеприимства. Сервировка стола. Поведение за столом.
Сюрпризный момент:
(появление хозяйки)
Загадка про самовар.
Рассмотреть самовары.
1
1
2
Татарская национальная кухня: традиции и обычаи.
Самобытные черты, особенности татарской кухни. Воздействие на развитие кухни традиций соседних народов. Сладкая визитная карточка, лучший сувенир Татарстана чак-чак.
1
1
2
8
Оденем куклу Алсу в татарский национый костюм
Познакомить детей с татарским национальным костюмом. Обратить
Внимание на национальный татарский костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, калфак, ичиги, узор, тюльпан, татарский национальный костюм. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к татарской культуре.
Сюрпризный момент:
(появление куклы Алсу)
Рассмотреть куклу.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа. Дидактическая игра:
« Укрась фартук».
«Опиши одежду Алсу».
1
1
2
9
Так мы раньше одевались.
Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить татарскую и русскую одежду в старину.
Найти похожие и отличительные черты обоих национальных костюмов. Словарная работа: калфак, тюбэтэй, камзул, кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, ичиги. Развивать разговорную речь. Формировать интернациональное чувство. Воспитывать толерантность.
1
1
2
10
Волшебная прялка.
Познакомить детей
с орудием труда по обработке шерсти. Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок. Уметь отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к экспонатам.
Сюрпризный момент: (появление куклы- бабушки)
Загадки. Показ экспонатов.
Рассказ воспитателя. Объяснение. Словарная работа
1
1
2
11
Давайте жить дружно.
Познакомить детей с устным творчеством татарского и русского народа. Развивать образное восприятие сказок. Донести до сознания детей, что творчество русского и татарского народов имеют общие черты.
Воспитывать толерантность.
Игра:
«Капкалы»
1
1
2
12
Рукодельницы
Познакомить детей с работами рукодельниц прошлого века. Формировать у детей любознательность, интерес к прошлой истории. Словарная работа: наперник, передник, скатерть, занавески, вышивальщица, наперсток, челнок.
13
Что за праздник – «Навруз»?
Познакомить детей с татарским национальном праздником «Навруз»: его историей, когда он проводится, на этом празднике какие соблюдаются обычаи. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям татарского народа.
Нарядная одетая кукла «Навруз»
Объяснение воспитателя.
( почему сегодня кукла нарядная).
Рассказ воспитателя о празднике.
Поговорки о весне.
Песня: « Яз житэ».
1
1
2
14
Люби свой край и воспевай.
Дать понятие о празднике «Сабантуй»: как собирают подарки на Сабантуй, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство интернационализма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к татарской культуре.
Звучит песня про Сабантуй.
Рассказ воспитателя о празднике «Сабантуй».
Рассмотреть иллюстрации.
Чтение стихов.
Рассказы детей о том,
как они проводят праздник «Сабантуй» вместе с родителями.
Игры.
« Капкалы»,
«Тубэтэй»
1
1
2
15
« Карга боткасы» -праздник
Познакомить детей
с татарским национальным праздником « Карга боткасы»( Варонья каша). Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре
татарского народа.
Дать представление почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано.
Привить ребенку интерес к традициям татарского народа.
Воспитывать в детях толерантность.
Знакомство с
праздником
через обыгрывание
и объяснение народных поверий.
Загадки.
1
1
16
«Татарстан дигән Ватаным бар. Татар дигән бөек халкым бар»
Познакомить с обычаями и традициями татарского народа . воспитывать гордость за свой народ, за свою малую Родину.
1
1
17
«Кар бабай! бяйряме
Проведение татарских национальных праздников, развлечений, досугов- одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к татарской национальной культуре
1
1
2
18
«Тукай көннәре»
Познакомить с великим поэтом татарского народа; читать его произведения.
1
1
2
19
Устное народное творчество. Татарский фольклор. Творчество Н. Исанбета.
Многообразные виды и жанры поэтического творчества. Обрядовый фольклор. Обращения к дождю и солнцу. Былины и сказки. Пословицы и поговорки. Скороговорки и прибаутки
Поисковая работа
1
1
20
Биография, творчество великого татарского художника Бакый Урманче .
1
1
Всего:
36 часов
Литература:
Айрат Арсланов. Студия “Гульзада”. “Шанлы Казан”.
Ренат Бикбулатов. Казань – Знаменитые люди. Книга первая. Издательство “Заман” 2003.
М. А. Валиуллин. Балачак илендэ Казань – 2009.
Л.И. Минхазева. Татар балалар эдэбияты. Казан: ТО “Хэтер” нэшрияты, 2003.
К.Р.Синицына. История Татарстана и татарского народа. XVI – XVIII вв. Казань Издательство “Магариф”2000;Исанбет Наки Сиразиевич. Избранные произведения ТРИ “Хэтер”, 2007.
Ф. Хузин. “Средневековая Казань”. Татарское книжное издательство, 2004.
Л.А.Харисова. “Культура народов Татарстана”. Издательство “Магариф”, 2005.
Р.Яхин. Фоноуроки. РТ НТП “Школьник”.
Путешествие по столице Татарстана. Редакционно-издательский центр “Титул” К 2002.
Татар халык ашлары. Казан: Татарстан китап нәшрияты, 1987.
Татарская кулинария.Ульяновский дом печати. 2002.
Татар халык авыз иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
Татар халык авыз иҗаты. Риваятьләр һәм легендалар. Казань. Татарское книжное издательство, 1987.
MP3 диск “Кайт, карлыгач.” Ильяс Гыйләҗетдин, Резеда Валиева. Мәктәп укчылары өчен иң популяр җырлар.
Журналы “Соембикэ”, “Ялкын”, “Салават купере”.
Чистополь – город на Каме. ООО ”Новая типография”.
Чистополь. ООО Компания “Форд-Римэкс” И.Г.Сулейманова.
Шакуров Ф. Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года.- Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.-128 с.
Алишев С.Х. По следам минувшего .- Казань. Татар. кн. изд-во, 1986.
Алишев С.Х. Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты. - Казань: Магариф, 2000.
Аксанов К.Г.Очерки истории тюркских народов. Древность и средневековье ( Ш в до н.э-ХII в. н.э.) Учебное пособие.- Казань: Казански государственный университет, 2003, -108 с.
Бусыгин Е.П., Зорин Н.В. Николай Иосифович Воробьёв.- Казань, «Издательство Казанского Университета», 2002.
Валеев Ф., Валеев Б. Габдрашит Ибрагимов// Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты.-Казань: Магариф, 2000.
Валеев Р.М. М-Н. А. Темирбеков. Илья Николаевич Березин. –Казань, «Издательство Казанского Университета», 2003.
Губайдуллин Г. Развитие исторической литературы у тюрко-татарских народов // Первый всесоюзный тюркологический съезд : Стенографический отчет.- Баку, 1926.
Губайдуллин Г.С История татар . - Набережные Челны, 1994.
Каюм Насыри Избранные произведения –Казань , татарское книжное издательство, 1977.
Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (ХIХ век).- Казань: Из-во КГУ, 1991.
Муфтахутдинова Д.Ш. Евгений Иванович Чернышев: жизненный и творческий путь историка.// Проблемы археологии и истории Татарстана. –Казань. 2009, с.179-189.
Решетов А.М. Академик В.В.Радлов – востоковед и музеевед (основные этапы деятельности).// Радловские чтения. - 2002. материалы годичной научной сессии.- Спб., 2002.-С. 95-101.
Фахрутдинов Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар // Выдающийся просветитель демократ Каюм Насыри. –Казань, 1976
Хузин Ф.Ш. А.Х.Халиков и булгаро-татарская археология // Проблемы археологии и истории Татарстана. –Казань. 2009. С.190-201.
Юсупов М.Х Шигабутдин Марджани как историк. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1981.
Боранова Р. А. Татар халкыны? м?д?нияте бел?н таныштыру.-Казан, 1994ел.
Гар?фиева Г. З. Сэмбел?не кем бел?? - Казан, 2005.
Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка.- Казань,1980.
Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие,-Казань, 2000.
Зарипова.З.М. Белем бир? ??м т?рбия процессында милли т?б?к компоненты. - Яр Чаллы, 2000.
Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
Мирас Татар халкыны? тарихы ??м милли м?д?нияте бел?н таныштыру программасы.- Яр Чаллы, 2008.
Мурланова Ф.Н. Балаларны татар халык м?д?нияте ??м традициял?ре бел?н таныштыру.-Барда, 2002.
Нурзия .Татар сынлы с?нгать.- Казань,1999.
Писарева А. Е. Уткина В. В. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.- М., 2007.
Пугачева Н. В. Есаулова Н. А. Конспекты занятий по этнографии и
Народоведению в ДОУ.- М.,1999.
Харисов Л. А. Ватаным Татарстан. Родина моя. – Казань, 2005.