Методический материал по основам духовной культуры и этике, истории религий

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Данное учебное пособие предназначено для учащихся старших классов образовательных учреждений основного (общего) и дополнительного образования. Учебное пособие будет интересно старшеклассникам и педагогам, психологам и воспитателям, а также широкому кругу читателей, ин...



Основы духовной культуры и этики

(часть 1 «Мировоззрение и духовное самоопределение))





Автор - Москаль И.В., педагог-психолог, заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.



Данное учебное пособие предназначено для учащихся старших классов образовательных учреждений основного (общего) и дополнительного образования. Автор ставит цель сформировать целостное самоопределение учащихся в духовной картине мира. Данное пособие продолжает серию “Самосовершенствование личности” в области духовно-нравственного самоопределения личности выпускника, стремящегося к самореализации в различных сферах деятельности, умеющего использовать и умножать духовные богатства общества.

[link] Упражнение. Ситуация-проба. Где проявляется человек. [pic]

Известно, что человек более всего проявляется:

а) в экстренной ситуации;

б) при абсолютной свободе;

в) в обстановке успеха.

Ситуация 1. Вы вытащили на экзамене именно тот билет, который не повторяли.

Задание. Каковы Ваши действия?

Ситуация 2. Вам предоставлена возможность выбрать то, что хочется, без всяких ограничений: деньги, любовные утехи, еду, одежду и т.п.

Задание. Каковы Ваши действия?

Ситуация 3. Вас призвали на службу Родине.

Задание. Каковы Ваши действия? Будете ли вы выполнять обещание служить на благо Отечества или предпочтете устраивать свою судьбу?

Словарь

Свобода личности - возможность делать самостоятельный выбор условий, обстоятельств, форм жизнедеятельности.

Долг (нравственный) – осознанная необходимость следовать в своем поведении каким-либо нравственным принципам, требованиям сообщества.

Честь, достоинство – моральные, духовные качества человека, которые он охраняет, как самое ценное свое достояние.

Совесть – внутреннее ощущение правоты или неправоты, чувство вины, стыда за содеянное во вред кому-либо.


Задание – рассуждение "Моя свобода". [pic]

Сформулируйте собственное мнение по понятию «личная свобода».

Учащиеся готовят представление о своей свободе заранее, в домашней работе.


  1. Вера и суеверия.


Человеку нужна перспектива:

во имя чего жить, за что и с чем бороться.

Ответ на это содержится в его вере.

А. Мень


Вера.

В начале третьего тысячелетия современной цивилизации более шести миллиардов живущих на Земле людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; люди верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых — он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Вера — универсальное свойство человеческой природы. Современная наука полагает, что “человек разумный” появился 30—40 тыс. лет назад. Примерно к тому же времени относятся обнаруженные учёными наскальные рисунки и предметы быта, уже подразумевающие существование веры.

Потребность в вере является одной из основных потребностей человека (возможно, она берет начало в ориентировочном и защитном инстинктах). И так же, как любая потребность, она требует удовлетворения; человек ищет и находит какой-либо объект веры.

Вера представляет собой нравственное явление: она определяет направленность сознания и поведения человека. Поэтому нравственный облик человека сегодня немыслим без веры.

Вера выражается в способности личности оценивать окружающий мир из глубины человеческого существа, с позиции интуиции, подсознания.

Понятие “вера” по словарю имеет следующие значения: 1) убежденность, глубокая уверенность в некой истине; 2) убежденность в существовании Бога, высших божественных сил; 3) то или иное конкретное вероисповедание, религиозная система.

Вера как убежденность, эмоциональная приверженность какой-либо идее или утверждение о том, что считать истиной, не требует доказательств. На веровании основаны не только мифы, но и научные знания (фундаментальные постулаты там и тут приняты “на веру”). Приверженность человека тому или иному верованию возникает подчас благодаря стечению обстоятельств, спонтанно. Восприняв какую-либо ситуацию как истинную, человек начинает (даже подсознательно) собирать аналогичные случаи, выстраивает из них систему доказательств, от которых позже уже трудно отказаться. Наблюдалось, что люди, пользующиеся астрологическими прогнозами, неосознанно подстраивают свое поведение под предсказанные результаты, а затем считают это доказательством точности прогноза.

Еще одно значение веры близко к понятию надежда. Надежда сообщает человеку запасы сил, указывает путь во тьме и “окрыляет” тогда, когда нужно “перелететь над пропастью” неопределенности. Надежда питает смелость и решительность, укрепляет отвагу и растит самоотверженность.

Суеверие и вера в мистику выполняют еще одну важнейшую функцию для человека – они помогают переместить ответственность изнутри, из себя вовне, на внешние силы, не подвластные нашему контролю. Если ваша судьба определяется некими могущественными внешними факторами, непостижимыми для вас, то вам нет необходимости что-то предпринимать самому, все уже и так предрешено.

Надо различать следующие уровни верований:

  1. низкий - ситуационный (вера в приметы, гадания, в отдельных людей);

  2. средний - вера в пределах локальных псевдонаучных построений (астрология, инопланетяне и т.п.);

  3. высший – мировоззренческий (вера, связанная с крупными, глобальными научными или религиозными системами).

Религиозная вера.

Религия, наивысший уровень веры – это совокупность духовных представлений и связанного с ними мировоззрения и уклада жизни верующего человека (сообщества).

В демократических странах провозглашена свобода вероисповедания. В большинстве цивилизованных стран, в том числе и в России, религия отделена от государства. Выбор веры - ваше личное дело.

В мировых религиях (христианство, ислам, буддизм) заключены мощные пласты человеческой культуры, общечеловеческой нравственности, и во всех - идея самосовершенствования человека.

Религиозная вера выводит смысл жизни человека за ее чисто физиологические пределы, нацеливает человека на соблюдение нравственных норм, самосовершенствование, дает силы бороться со злом, с соблазнами, вселяет надежду на справедливость, уменьшает страх смерти.

Мысли мудрых:

  1. Блажен, кто верует (Св. писание).

  2. Верую, чтобы познать (Апостол Павел).

  3. Вера в Бога - это жизнь с Богом (Св. писание).

  4. Религия учит не тому, чтобы мы стали счастливыми, а чтобы стали достойными счастья (Э.Кант).

  5. Религия, вера – это не что-то отдельное, а все предельно глубокое в человеческой натуре (П.Тиллих).

  6. Кто хочет понять человека, должен бросить лот в самую глубокую идею, какую создал человеческий ум – идею Бога (М.Гершензон).

  7. Демократия победит силы нигилизма, если сможет вдохнуть в людей веру в жизнь, правду и свободу (Э.Фромм).

Суеверия.

Суеверие в словаре определяется как вера в существование неких сверхъестественных сил или страх перед чем-то неизвестным, что может символизировать то или иное явление либо предмет. Суеверие - суетная вера, вера в недолжное.

В суевериях совершенно ясно выступает то, что утверждают материалисты: это бессилие человека перед силами природы (вера в высшие силы, предзнаменования, в приметы).

Наиболее распространены следующие суеверия.

Астрологические прогнозы. Астрология - учение о возможной связи, существующей между расположением небесных светил и судьбами людей и народов, о возможности предсказания будущего по положению звезд.

Астрология использует астрономические данные и наблюдения, что дает ей причину считаться наукой. Но в практических приложениях, составлении гороскопов она часто превращается в шарлатанство (сюда не относятся астрогеофизические прогнозы).

Вера в гадания - традиционно сложившиеся в народе приемы узнавания чего-либо (будущего, вообще того, что неизвестно) по различным предметам, по приметам.

Пример: гадание на бобах: девять кучек бобов, каждая из 41, разложенных и перекладываемых по сложным правилам, должны, якобы, дать ответ невесте, кого из женихов ей выбрать.

Вера в приметы. Суеверием является и вера в хорошие и дурные приметы, талисманы, камни. Интересно происходит формирование такой веры.

Например, вы решили, что красная рубашка приносит вам удачу, потому что в день, когда вы ее надели, все складывалось на редкость удачно. Конечно, рассудком вы понимали, что не рубашка делает день удачным. Но ваши чувства (предрассудок) подталкивали вас к тому, чтобы считать эту вашу красную рубашку “счастливой”. Может получиться, что вы и дальше будете руководствоваться этими чувствами и надевать красную рубашку всякий раз, когда вам будет требоваться удача. Вера в удачу или неудачу – разновидность суеверия.

Вера в "сглаз". В народе, особенно в глухих сельских районах, случись что – все приписывается "сглазу", порче. Поэтому люди сторонятся и опасаются всякого недоброго, злого взгляда. Снимают сглаз, освобождают от порчи священники и люди, обладающие, якобы, таинственной доброй силой (знахари).

Поверье это имеет под собой то основание, что действительно есть люди с чарующими глазами, в которых есть магическая сила воздействия на собеседника. Глаза – это инструмент невербального общения, и влияние при посредстве глаз, взгляда используется многими людьми. По свидетельству Н.Карамзина, у Ивана III были такие пронзительные глаза, что многие нервные женщины падали в обморок при взгляде на него.

Такое изменение состояния может возникать только при контакте глаз, сопровождающемся внушением. В других случаях, например, при взгляде в спину, никакой передачи информации и внушения быть не может – это фантазии людей, суеверие.

Подумайте, насколько вы суеверны.

Тест “Суеверие”.

Ответьте “да” или “нет” на следующие вопросы.

  1. Сворачиваете ли вы с пути, чтобы обойти приставную лестницу, вместо того, чтобы пройти под ней?

  2. Случалось ли вам делать перестановку в комнате, менять прическу или делать что-либо подобное в надежде покончить с периодом неудач?

  3. Есть ли у вас что-нибудь “на счастье” вроде кроличьей лапки, подковы, монеты или камня?

  4. Испытываете ли вы приступ беспокойства, когда дорогу вам переходит черная кошка?

  5. Одолевает ли вас тревога по понедельникам, которые приходятся на 13-е число?

  6. Считаете ли вы, что, болея за спортивную команду, помогаете ей выиграть?

  7. Избегаете ли наступать на трещины в асфальте?

  8. Если вы разобьете зеркало, будет ли вашей первой мыслью: “Ну вот, теперь жди несчастья!”

  9. Есть ли у вас счастливое число?

  10. Регулярно ли вы интересуетесь своим гороскопом?

  11. Есть ли у вас счастливый цвет?

  12. Бывает ли у вас ощущение, что, если соблюдать определенный порядок действий, это принесет вам удачу? Например: если сначала надевать левый ботинок, а потом правый или сначала чистить зубы, а потом причесываться?

Оценка уровня суеверности. Подсчитайте чисто ваших “нет”: 10-12 – вы нисколько не суеверны; 8-9 – вы не очень суеверны; 5-7 – вы суеверны, но не очень; 3-4 – вы довольно суеверны; 0-2 – вы весьма суеверны, вам надо быть очень осторожным, чтобы не попасть в ложную ситуацию.

Надо отличать гадания - шарлатанство и веру - заблуждение от прогностической диагностики по психо - физиологическим признакам (по лицу, по ладони, по почерку, по физической конституции и др.); это могут быть верные научные предсказания.

Мистика, оккультизм.

Мистика – вера в таинственный, сверхъестественный (в том числе божественный) мир и возможность непосредственного общения с ним. Мистические обряды входят в многочисленные сектантские течения и верования.

С одной стороны, имеются некоторые необъяснимые, но научно зафиксированные феномены парапсихологии, телепатии, психотерапии.

С другой стороны - совершенно детско-сказочное представление людей о духах - вездесущих и непостижимых началах добра и зла. В их власти погода и урожай, болезнь и здоровье, счастье и несчастье... Люди, верящие в них, приписывают духам свою собственную психологию и живут как бы в двойном мире. Первый - мир их обыденной реальности, деятельности, второй - мистический.

Очень сложным сочетанием шарлатанства и науки являются магия, шаманство, ворожба, колдовство.


Магия – одна из оккультных наук, ставящая задачи проникновения за ту границу, которую определяет для себя официальная наука. Магия делает попытку приводить в действие духовные "сверхъестественные" силы для достижения определенного результата ритуализированными действиями Наблюдаемые эффекты обычно объяснимы с позиций внушения и самовнушения.

Огромную роль в поддержании суеверий играют манипуляторы – маги, шаманы, колдуны и т.п. Они применяют и научные достижения, и опытные секреты, их отличает искусная, хорошо продуманная практика овладения сознанием и волей людей.

Совет: никогда не поддавайтесь уговорам и кажущимся эффектам или, якобы, имеющимся результатам. В 99% случаев это - обман.


Нетрадиционные религии (секты). Сектантство отражает, прежде всего, борьбу за власть в структуре религиозных организаций. В учениях большинства новых культов прослеживается неуважение к отечественной истории и культуре, подрыв доверия к государственным органам власти, призыв к невыполнению гражданских обязанностей, преследуются политические цели. Некоторые из сект пропагандируют крайние степени религиозного аскетизма и жертвенности (вплоть до добровольного самоубийства), среди руководителей сект распространены шарлатаны, обманщики, мошенники.

В России в последние годы действовало более 15 тысяч юридически оформленных религиозных объединений самого различного толка.


Совет: не отклоняйтесь от основных традиционных религий, исповедовавшихся вашими предками.


Упражнение “Я - верующий”.

Чтобы составить представление о себе - верующем, оцените себя по пятибалльной системе по следующим позициям.


Я = верующий

Исповедую религию:

такую-то

или

не исповедую


Верю в:

  1. приметы

  2. потусторонний мир

  3. инопланетян

или:

  1. астрологию

  2. хиромантию

  3. гадания

  4. знахарство


Словарь

Вера – убежденность, глубокая уверенность в чем-либо.

Эзотерический – внутренний, тайный, предназначенный только для посвященных.

Предрассудок – установка, препятствующая адекватному восприятию.

Суеверие – вера в недолжное, суетная вера.

Ситуация-проба "Сектантка".

Девочка-девятиклассница с начала учебного года стала сторониться компании сверстников, замкнулась. Ребята замечали, что она ходит на квартиру, где собираются иногда странные, чурающиеся общения люди (секта). В середине года девочка перестала посещать школу; мать ее отвечает, что дочь поступила на работу.

Задание. Продумайте план "спасения" одноклассницы от влияния секты.


  1. Основы зарождения мировых религий.


Я верю всегдашним случайностям,
Слежу, любопытствуя, миги.
Так сладко довериться крайностям,
Вертепы менять на вериги.
В. Брюсов


Человек — часть природы. Одни и те же химические элементы слагают его тело и тела животных, деревья, воды Мирового океана, горные породы. Человек связан с окружающим миром такими крепчайшими канатами, как воздух, вода, пища, солнечный свет, необходимые для поддержания жизни. Человек участвует в вечном круговороте вещества в природе, и древний человек чувствовал это острее и чётче, чем современный.

Человек обладает сознанием, поэтому он — не только “природное” существо. Стать человеком — значит обрести способность “осознавать” себя, т. е. видеть и чувствовать не только свою причастность этому миру, но и особенность, уникальность своего положения в нём. “Сознание” человека — это знание, разделённое с другими людьми, “совместное” понимание мира и места человека в нём. Очень важна здесь эта частичка “со -”. Опыта одного человека явно недостаточно, чтобы понять мир. Ребёнок учится, чтобы усвоить знания предыдущих поколений, и чем “старше” общество, тем дольше длится обучение. Необходимость трудиться сообща вынуждает перенимать опыт других и передавать свой, а тем самым — и обобщать его.

Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна — это Бог.

Для общения с незримым миром человек прибегает к помощи “посредника” — предмета, символа, наделённого особым свойством — служить вместилищем незримой силы. Каменные, костяные, деревянные идолы, грубые и примитивные, становятся условными знаками, обозначая то, что иначе не может быть выражено. Важна не форма идола, важно содержание, которое видит в нём человек.

Так, древние греки поклонялись грубому, суковатому полену, олицетворявшему одну из богинь. Древние египтяне чтили могущественную богиню Бастет в образе кошки.

Символом родства человека с природным миром выступает тотем. У многих народов существует сложная система связей с теми или иными животными, считающимися предками или покровителями человека или коллективными предками рода.

Отделённость” человека от природного мира подчёркивает система табу — запретов, имеющих смысл только для человека. Для животного нет и не может быть табу — его поведение целиком диктуется целесообразным, рациональным. Только человек способен оперировать иррациональными категориями.

Если незримая сила может сконцентрироваться в каком-либо предмете, то достаточно стать обладателем этого предмета, чтобы приобрести дополнительные возможности. Так появляется фетиш, или амулет, — предмет произвольной природы и формы (необычный камень, лапка убитого зверя, перо птицы), способный охранять обладателя от опасностей и бед и приносить ему удачу. Если беда всё же приключалась, значит, амулет утратил силу или перестал покровительствовать хозяину.

Истинного облика Бога не ведал никто, и это понятно: Бог невмещаем человеческим сознанием, иначе Он не был бы Богом.

Из трёх обстоятельств — божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека — складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме — тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.


Мир в религиозном сознании.

Прежде всего, религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и человека в нём — в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь составляет представление о существовании двух (или более) миров: мира зримого, земного, человеческого и мира незримого, духовного, божественного. У каждого из этих миров есть своя история, свои законы, и в каждом из них действуют люди или другие сущности, и каждый имеет свое символическое выражение.

Практически все религии сходятся на том, что нынешнее состояние мира и самого человека ненормально, человек должен быть “спасён”. Спасён от чего? Спасать тело бессмысленно, поскольку весь опыт человечества говорит о том, что тело умрёт. Но зачем же тогда живёт человек и как находит он силы жить, зная о конце, которого не избежать? Многие религии учат, что земная жизнь человека есть жизнь временная. Одни религии воспринимают её как страдание и соответственно учат спасению от жизни, другие учат спасению от смерти, но смерти куда более серьезной, чем смерть тела, — от смерти души. Представление о душе, дарованной Богом, о её бессмертии, о том, что духовное совершенствование важнее мирских забот, — основная составляющая часть многих религий.

Наличие многих религий неизбежно приводит к вопросу о том, какая же из них истинна. Ведь Истина должна быть одна, а религий — много.


Для исповедующих любую веру естественно считать свою религию единственно верной, а все прочие — неистинными, не ведущими к подлинному спасению.


Одним из инструментов отыскания истины человечество привыкло считать науку, однако вопрос об истинной вере оказывается вне её компетенции. Цели и задачи науки разрабатывались для познания зримого мира и применимы к объектам любой степени сложности, но всё же менее сложным, чем человек.

Можно предположить, например, что каждая из религий содержит какую-то часть единой Истины, и если объединить их, то удастся получить удовлетворяющую всех, одну-единственную, истинную религию. Попытки создать такую синкретическую (от греч. “соединение”) религию предпринимались, но приводили к парадоксу: созданное таким образом учение оказывалось меньше и мельче, чем религии, из фрагментов которых оно составлялось. Экуменическое движение, стремящееся объединить хотя бы разные направления христианства, также пока не достигло своей цели.


Мировые религии.


«Религия - это единая система верований и действий, относящихся к священным, т. е. к отделенным, запрещенным вещам; верований и действий, объединяющих в одну нравственную общину тех, кто им привержен».

французский социолог и философ-позитивист Э. Дюркгейм


В настоящее время в мире большое распространение и значение имеют следующие религии: буддизм, иудаизм, христианство и ислам.



[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


Буддизм – восточная этическая религия, происходящая от учения Будды, представителя индусской знати в Непале в VI в. до н.э. Человеческая жизнь в буддизме рассматривается как страдание. Спасение, избавление от страданий, согласно учению Будды, состоит в самоотречении, самодисциплине и медитации. Конечная цель верующего – познание истины и полное духовное совершенство (нирвана). В буддизме нет Бога, как творца и, безусловно, высшего существа, нет противопоставления духа и материи.

Иудаизм – религия еврейского народа, основанная на ожидании посланника Бога – Мессии (царя иудеев). Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и так называемые Писания.

Позже от иудаизма отделилось христианство, основывающееся, кроме Ветхого Завета, еще на Новом Завете, в котором изложено учение Христа.

Впоследствии внутри христианства выделились православие, католицизм и протестантизм, отличающиеся трактовкой некоторых религиозных истин, изложенных в Новом Завете.

Ислам (мусульманство) провозглашает Аллаха – единого Бога, Творца, верховного и доброго, который отвечает на молитвы, общаясь с человечеством при посредничестве своих пророков. Глава всех пророков – Мухаммед – принес слово Божие всем народам.

Ислам предсказывает воскресение из мертвых в день Страшного Суда.

Факторы, которые влияют на формирование конкретной религии:

  • Бог говорит с каждым народом на его собственном языке — на языке культурных традиций народа, особенностей его национального характера, способа мышления и богопознания.

  • Душа народа — тайна не меньшая, чем душа и личность того пророка или просветлённого, который передал своему народу божественное откровение.

  • И третья, самая непостижимая тайна — воля Бога, открывающего Себя человеку.

  • Религий и систем верований на свете десятки тысяч. Раскрыть же внутреннюю суть конкретной религии может только душа, живущая именно этой верой.

Невозможно даже в краткой форме изложить все фрагменты истории развития той или иной религии: религиозные войны, крестовые походы, межрелигиозная вражда — всё это дела и стремления человеческие, а прикрываются они священными символами или просто красными или чёрными знаменами — к вопросам веры это отношения не имеет. Неразрешима задача найти аргументы в пользу той или иной религии. Однако нет, не было и не будет на земле народа, представители которого не задавали бы себе вопросов:

Кто мы?”, “Откуда и куда мы идём?”, “Где наш дом?”.

Возможные ответы содержат национальные и мировые религии. И каждый должен сам решить, насколько эти ответы полны и убедительны.


В каждой религии можно выделить более или менее самостоятельные составные части. Во-первых, выделим мистическую часть, объединяющую все относящееся к ощущению и пониманию связи человека с Бесконечным.

Далее — мифологическую часть, включающую в себя совокупность мифов, входящих в состав религии.

К третьей части можно отнести совокупность обрядов, входящих в состав религии, — церковная служба, молитвы, посты, паломничества и т.п.

К четвертой части можно отнести предметную — совокупность материальных предметов, используемых в религиозных целях, — иконы, фрески, реликвии и т.д.

Пятой частью будет догматическая — совокупность основных представлений о происхождении и устройстве мира и человека, изложенных в священных книгах, символах веры, устных преданиях и т. п.

К шестой части отнесем совокупность моральных представлений, существующих в данной религии. Наконец, к седьмой части можно отнести социальную.

Это совокупность верующих, церковная иерархия, религиозные учреждения и т. д. Они объединяются под названием социального института.


Церковь как социальный институт.


Под социальным институтом (от лат. — учреждение) понимаются исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей: семья, производство, государство, образование, собственность, армия, церковь и т. д.


Церковь как социальный институт исследовала, прежде всего, социологическая школа в религиоведении, которая рассматривала религию как социальное явление и в качестве источника религиозных воззрений признавала не личный опыт и не воздействие на общество извне, а развитие самого общества.


Притча - это одновременно мудрость и путь к мудрости; это слово, поступок, жизнь и искусство (А. Княжицкий).


[pic]

Задание – рассуждение "Притча".

Прочитайте притчу. Сформулируйте собственное мнение по прочитанному.


Изучение Библии.
Однажды к одному старцу пришла дева и сказала:
- Авва, я провожу шесть дней шести недель в посте и ежедневно изучаю Ветхий и Новый Завет.
Старец ответил:
- Сделалась ли тебе скудость все равно, что изобилие?
Она сказала:
- Нет.
- Бесчестие - как похвала?
- Нет.
- Враги - как друзья?
- Нет.
- Тогда, говорит мудрый старец, - иди и трудись, ты ничего не имеешь. («Христианская мудрость»)

[pic]

Упражнение. Орел или …?

Существует известная «Притча об Орле» американского писателя Джеймса Аггри:

Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, – объяснил хозяин. – Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок».

«Тем не менее, – настаивал натуралист – у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети».

Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, – снова убеждал он его. – Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным Я и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».

Орел посмотрел вокруг, до тех пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он, наконец, воспарил под облака и улетел.

Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.

Задание. Отождествляете ли Вы себя с определенным персонажем: хозяином, орлом и натуралистом? Кто-нибудь кормит и приручает Вас? Кормили ли и приручали ли Вы кого-нибудь? Спасли ли Вы кого-нибудь по-настоящему? Кто-нибудь спасал Вас?



  1. Древние религии.


Да буду жив я, да буду здрав я,

твою божественность да восхвалю!

Да достигну я моих желаний!

(из молитвы к Иштар)

Как и в других науках, в религиоведении существует несколько способов классификации, в основу которых положены различные критерии. Например, с точки зрения хронологии различают доисторические и исторические религии. Поскольку большинство религий известны нам благодаря письменным источникам, доисторическими считают религии того времени, когда не существовало никаких письменных свидетельств. Доисторическая эпоха религии началась, по-видимому, около 2 миллионов лет назад и закончилась приблизительно за З тыс. лет до н. э., когда возникла письменность в цивилизациях Ближнего Востока, Китая и Центральной Америки. Более поздние религии считаются историческими.

Основные различия между доисторическими и историческими религиями заключаются в том, что первые возникают в тех обществах, где главными занятиями являются охота, рыболовство и собирательство, в то время как исторические религии представляют собой мировоззрение развитых земледельческих цивилизаций, возникших в Месопотамии, Египте и Китае.


Древний Египет как древнейшая цивилизация и религия.

Из всех древних культур, по словам немецкого историка и философа О. Шпенглера, только египетская обладала исключительной предрасположенностью к истории; все другие, включая греческую и римскую, антиисторичны.

Интерес к древнеегипетской истории, культуре и религии пробудился в Европе только после завоевательного похода в Египет Наполеона Бонапарта в 1798 г. В состав французской экспедиции входили ученые, задачей которых было описание памятников египетской истории и культуры. Главной проблемой исследователей стало иероглифическое письмо, расшифровать которое удалось только в 1822 г. усилиями выдающегося ученого Ж. Ф. Шампольона. Изучая древнюю надпись, составленную на двух языках, древнегреческом и древнеегипетском, Шампольон сумел прочесть сначала имена правителей, Птолемея и Клеопатры, а затем разгадал и другие знаки египетской письменности. Позже им же были составлены первые грамматика и словарь древнеегипетского языка. Эти исследования положили начало новой науке — египтологии.


Особенности верования.

Правитель почитался в Египте божеством – культ фараона. По утверждению «Текстов пирамид», фараон существовал еще до того, как возникли небеса и земля. Фараону «принадлежали земля и народ; он даровал все посты, выслушивал все жалобы, предводительствовал всеми войсками и был верховным жрецом каждого бога». В титул правителя входили имена бога Гора. Уже во времена древнего царства фараон считался сыном Ра, а его имя окружалось специальным защитным кольцом. Смерть правителя всегда вызывала в Египте смятение и тревогу. Это был момент наивысшего психологического напряжения. Один из ранних документов свидетельствует о глубокой скорби, вызванной этим событием, сравнимым лишь с природным катаклизмом. [pic]

Древнеегипетские источники чрезвычайно многочисленны и богаты. Большая часть сохранившихся памятников, с находящимися на них надписями, храмы, пирамиды, гробницы, обелиски — были посвящены религиозным целям. Из дошедших до нас папирусов примерно девять десятых имеют религиозное содержание.

Наибольшее значение для истории религии имеет знаменитый погребальный сборник «Книга Мертвых». Он состоит из очень разнородных частей, в большинстве своем это обширные сборники текстов, которые считались необходимыми для усопшего и поэтому клались с ним в могилу. Кроме того, в «Книге Мертвых» содержатся указания по преодолению мумией раз личных препятствий в загробном мире, погребальные песнопения и гимны.

Интересной особенностью древнеегипетской религии и мифологии было представление неба как женского начала, а воздуха и земли как мужского. В то же время в мифах большинства народов Матерью, олицетворением женского начала, является Земля.

Еще одной особенностью египетской религии был развитый животный культ. Одни животные, например ястреб или кошка, пользовались всеобщим почитанием, другие — крокодил, гиппопотам или змея — служили объектом поклонения только в определенной местности. Среди наиболее почитавшихся в Египте животных был бык. Объектом культа у египтян стал жук-скарабей, культ которого связан с божеством солнца.


Боги древнего Египта

Главными богами считались: Амон — царь богов, покровитель фараонов, со временем отождествившийся с богом-солнцем Ра, отсюда — Амон-Ра; Анубис - бог мертвых, хранитель гробниц и захоронений; Аmон— Солнце, короткое время считался верховным и единственным богом; Хаmор — богиня-небо, позднее — богиня-корова, богиня любви и танцев, принцесса подземного царства и возлюбленная звезд; Гор — бог Нижнего Египта, бог-небо; Исида - великая богиня-мать, богиня земледелия и плодородия; Хнум — древнеегипетский бог Верхнего Нила; создатель богов, людей и вод; Тоm — бог-луна, впоследствии бог учения и мудрости, создатель письменности; Осирис — бог плодородия и земледелия, впоследствии верховный бог Египта вместе с богом Ра и бог мертвых; Себек — бог-вода, иногда отождествлялся со злом и смертью; Пmа — бог мертвых, бог созидания и плодородия; Сеm - бог суховеев, неистовый и зловещий, он был убийцей Осириса; Ра — бог-солнце, верховный бог государства в древнем Египте, царь богов, отец человека.



Упражнение. Прочитайте древнеегипетские представления. Как вы их понимаете. Дайте характеристику представлений с позиции современной религии. [pic]


Древнеегипетские представления о составных частях человека в физическом и духовном планах выглядят следующим образом.

1. Физическое тело, называемое кхаm, т. е. тело, которое подвержено разложению п может быть сохранено только при по мощи мумификации.

2. Ка — что переводится как «двойник, невидимый двойник». Ка рождается вместе с человеком, неотступно следует за ним повсюду, составляет неотъемлемую часть его существа и личности; однако Ка не умирает со смертью человека. Он может продолжать свою жизнь в могиле, которая и называется поэтому «домом Ка». Жизнь его зависит от степени сохранности тела. Представления о Ка легли в основу всех погребальных обрядов. Благодаря ему труп превращали в мумию и заботливо прятали в закрытое помещение гробницы; возможность сл разрушения мумии также была предусмотрена: в таком случае статуи, передававшие по возможности близко черты покойного, могли заме нить собою мумию и сделаться местопребыванием Ка. Жизнь Ка зависела не от одной только целости мумии, он мог умереть от голода и жажды, поэтому родственники усопшего должны были обеспечить его едой и питьем.

3. Ба — душа, которая изображалась в виде птицы с человеческой головой. В отличие от Ка, Ба не связана с могилой, хотя и может находиться там в гостях у мумии. В любой момент душа может подняться в небо и жить там среди богов.

4. Аб, или сердце, было тесно связано с душой и считалось источником, как животной жизни, так и добра и зла в человеке. Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время загробного суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке.

5. Кхаибиm или тень, была тесно связана с Ба, или душой; она, по-видимому, питалась подношениями, оставленными в гробнице того человека, которому принадлежала.

б. Кху, или душа духа, она считалась эфирным существом, т. е., по сути, той самой душой, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в саху, или в духовном теле человека.

7. Секхем, или сила, которую мы можем рассматривать как жизненную энергию человека. Секхем обитала в раю среди кху и духов.

8. Рех, или имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, ибо, согласно распространенному в те времена верованию, если человеку не удавалось сохранить имя, он переставал существовать.

9. Саху, или духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из физического тела с помощью молитв и ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению.


Религии Шумера, Аккада и Вавилона.

К началу III тыс.. до н. э. в Южной Месопотамии существовала цивилизация шумеров, представлявшая собой в политическом отношении города-государства Ур, Урук и т. д. Шумеры, племена неизвестного этнического происхождения, освоили болотистую, но очень плодородную долину рек Тигра и Евфрата, осушили болота и, создав систему искусственной ирригации, справились с нерегулярными, порой катастрофическими разливами Евфрата. Период с 2316 по 2176 г. до н. э. называется аккадским, так как вождь новых завоевателей Саргон объединил весь Шумер и построил новую столицу Аккад. Он же, по-видимому, учредил первое регулярное войско и ввел практику поголовного порабощения населения покоренных городов. Но шумерская культура победила поработителей, хотя сами шумеры исчезли. Из слияния шумеров и аккадцев появился народ, говоривший по-аккадски, — вавилоняне. Шумерский язык к тому времени становится мертвым языком науки и искусства.

Общинные культы шумеров в древнейшую эпоху — до начала III тысячелетия до новой эры — были, по-видимому, совершенно самостоятельны, отражая самостоятельность самих общин. Но общины эти, вероятно, в более раннее время сами сложились из мелких родовых или территориальных групп. Позднее путем слияния и комбинирования местных представлений о богах-покровителях произошло формирование общешумерских божеств. Среди них выделяется великая троица: Ану — владыка неба, Эа — повелитель воды и Энлиль (в более позднее время Бел) — хозяин земли и ветра, бог-дуновение. В эпоху политического объединения эти три бога почитались как великие общенародные божества. За ними закрепились эпитеты: Ану — непостижим и далек, Энлиль — могуч и царствен, Эа — мудр и свят.

Между великими и местными божествами шумерские жрецы стали устанавливать династические связи. Например, бог-покровитель Лагаша Нингирсу был провозглашен сыном Энлиля. Так постепенно происходило формирование религии шумеров.

В начале II тыс. до н. э. началось возвышение Вавилона, города, ставшего столицей государства, объединившего под своей властью большую часть Междуречья. И хотя объединение было не продолжительным, оно надолго сохранилось в памяти людей, а Вавилон остался главным культурным и религиозным центром Месопотамии. Вавилон был основан кочевниками-скотоводами, которых называли амореями — «западными», а его название происходит от аккадского слова бабилу, что означает «врата бога». Согласно легенде, город сначала был построен в небе, причем всего за один год. Только после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль Тигра и Евфрата, «земное подобие Вавилона», а в нем свой великолепный храм — знаменитую Вавилонскую башню.

Главным богом вавилонского пантеона был Мардук. Вавилонский миф о мироздании в основе своей восходит к шумерам. Найденный во время раскопок в г. Ашшуре, он написан на семи глиняных таблетках, притче каждая из них соответствует описанию одного из этапов мироздания. Первоначально существовал известный нам хаос в виде чудовища Тиамат. Мардук разрубил его тело на две части. Из верхней части он создал небо со звездами, из нижней — землю с растениями и животными. Затем из глины, смешанной с кровью одного из богов, он вылепил первых людей по своему образу и подобию.

[pic]

Задание – размышление.

Прочтите некоторые отрывки из шумерского эпоса о Гильгамеше. (Гильгамеш — исторический персонаж, который жаждет славы и бессмертия).


Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, —

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Издревле, Гильгамеш, назначено людям:

Земледелец пашет землю, урожай собирает,

Пастух и охотник со зверьем обитает,

Надевает шкуру, ест их мясо.

Ты же хочешь, Гильгамеш, чего не бывало.

Ярая смерть не щадит человека:

Разве навеки мы строим домы?

Разве навеки ставим печати?

Разве навеки делятся братья?

Разве навеки ненависть в людях?

Разве навеки река несет полые воды?

Стрекозой навсегда ль обернется личинка.

Великие боги ведают судьбой человека.

Они (боги.- А.Г.) смерть и жизнь определили,

Не поведали смертного часа,

А поведали: жить живому!

Без Энлиля, Могучего Утеса,

Не выстроен город, не заложен поселок,

Не выстроен хлев, не заложен загон,

Вождь не возвышен, жрец не рожден,

Не избран оракулом служитель храма,

Нет в отрядах начальников войска.

***

Твои замыслы кто угадает?

Твои тайные силы никому не подвластны!

***

Слов твое небесам опора, слово твое земле основа!

Сия хвалебная песнь богу — превыше всего


Что согласно данному эпосу предназначено человеку на земле? Сделайте свой вывод о значении религии в Древней Месопотамии.




Некоторые особенности развития вавилонского пантеона.

Кроме Ану, Бела и Эа существовала и другая великая триада: Син, Шамаш и Иштар, или Син, Шамаш и Рамман.

Син, бог луны, стоит всегда впереди солнца. Поэтому у семитических народов начало дня считалось с захода солнца. Син уже в очень древние времена признавался отцом Шамаша и Иштар.

Солнечный бог Шамаш в качестве сына Сина занимал положение ниже последнего, но как древний бог света он был почитаем и любим богами и людьми. Он вместе с Сином считался покровителем земледельцев. Ни у какого другого божества нравственное значение не выступало так явственно, как у Шамаша. Он являлся судьей небесного и земного мира, ведь своим светом мог проникнуть сквозь любую темноту с высоты неба до самых глубин земли.

Рамман был неразрывно связан с вавилонским сказанием о потопе. Как правило, его называли владыкой бурных волн. Хотя он и не принимал участия в совете богов, но исполнял их решения, по-видимому, в качестве заместителя Бела, с дикой радостью и страшной силой. С громом выезжал он в черной туче; его бурные волны достигали до неба, так что испуганные боги вынуждены были спасаться бегством.

Наряду с официальным культом богов-покровителей государства сохранялись и другие, древние и чисто народные, культы. Прежде всего, земледельческий культ божеств растительности и плодородия. Еще шумеры почитали Иннину, женское божество, богиню плодородия. В вавилонскую эпоху ее стали называть именем Иштар, как и богиню-покровительницу Урука. Вечерняя звезда — символ ее как богини-матери, богини роскошно цветущего плодородия и чувственной любви.

С одной стороны, Иштар — мать богов и человечества, с другой— сладострастная незамужняя богиня, которая по своему желанию ищет себе супруга. Существовала и еще одна Иштар, жестокая и смертоносная, которая посылает на смерть своего супруга и затем в скорби следует за ним в темноту подземного мира. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (более известный под другим именем — Таммуз) — олицетворение растительности. Имя его значит «молодая ветвь, отпрыск». Получил ли он это имя от названия четвертого вавилонского месяца весеннего равноденствия или, наоборот, дал.

В религии шумеров женские божества играли более значительную роль, чем впоследствии, когда они превратились лишь в дополнение к мужским божествам с их правом на власть, а следовательно, и на поклонение. Только Иштар составляет исключение. Она всегда имела свой самостоятельный культ, что прослеживается практически во всех мифах Двуречья. Вот, например, характерный образец обращенной к Иштар молитвы: [pic]

Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!

Видеть тебя — благо, воля твоя — светоч!

Помилуй меня, Иштар, надели долей!

Ласково взгляни, прими молитвы!

Выбери путь, укажи дорогу!

Лики твои я познал — одари благодатью!


Религия хеттов.

К северу от Сирии и Финикии, на полуострове Малая Азия, издавна проживали племена хурритов и хеттов. В начале II тыс. до н. э. на этой территории расселились и индоевропейские племена (лувийцы, неситы и другие). Тогда же здесь возникли и первые государства. По названию самого могущественного из них всю культуру Малой Азии этого периода принято называть хеттской.

До середины ХIХ в. о хеттах знали только по упоминаниям в Библии. Позже существование Хеттского царства было подтверждено записями царского архива из египетского города Тель-эль-Амарна. После расшифровки найденных документов выяснилось, что Хетгская держава занимала почти всю Анатолию (нынешняя Турция) и была серьезным соперником Ассирии и Египта в борьбе за влияние на Ближнем Востоке. В период наивысшего расцвета столицей царства был город Хаттуса (современный Богазкей), расположенный в центре анатолийского плоскогорья в 150 км восточнее Анкары.

Большого развития в Междуречье достигло определяемое астрологическими целями изучение звезд. Значительные успехи их в астрономии объясняются тем обстоятельством, что разливы Евфрата и Тигра отличались своими особенными характерными чертами и делали очевидной для всех тесную связь между явлениями на небе и переменами в уровне реки, а следовательно, и связь между небом и судьбами человека на Земле.

В основе изучения неба лежала вера в зависимость человека и государства от расположения светил. Современный интерес к гороскопам коренится в этой древней вере.


Зороастризм.

Ираноязычные индоевропейские племена проникли на территорию Ирана во II тыс. до н. э. В середине VI в. до н. э. к воcтоку от Междуречья на Иранском плоскогорье образовало Персидское государство. Основателем его был Кир II (590—530 до н. э.), завоевавший Вавилонию и Финикию. Старший сын Кира Камбиз (530—522 до н. э.) в 525 г. завоевал Египет. При Дарии 1 (522—486) восточная граница Персидской державы доходила до реки Инд; западная включала Македонию. В 500—449 г.г. шли ожесточенные греко-персидские войны, а конец Персидскому царству положил Александр Македонский.

Персам мы обязаны словом «магия», происходящим от древнеперсидского maga — жертвоприношение. Слово «сатрап» произошло от названий персидских провинций — сатрапий.

Ханаанские мифы о борьбе сил добра и зла воплотились в иранскую религию — зороастризм (по имени ее легендарного основателя Зороастра). Мотив борьбы света с тьмой широко распространен в мифологии различных народов, но в зороастризме он звучит особенно настойчиво и драматично.

Зороастр жил около 1200 г. до н. э., а его религия господствовала с V в. до н. э. по VII в. н. э. Он создал религиозный идеал, которым последовали христианство и ислам. Добрые боги (например, Митра) являются знатоками закона, олицетворением договора, успокаивающими, благосклонными, покровителями честных деяний и карателями неправого, в то время как злые (например, Варуна) вооружены узами и путами, т.е. действую «насилием немедленным и непреодолимым». [pic]

В III в. н. э. в Иране получает распространение манихейство, названное по имени его основоположника Мани (216—277), которое представляет собой синтез зороастризма, христианства, буддизма и гностицизма. В дополнение к идее борьбы добра и зла в манихейство включены представления о карме, пророках - спасителях и грядущем всеобщем воскрешении.

Зороастризм существует и в настоящее время. Он сохраняется у персов в Индии и у огнепоклонников в Иране, но не имеет широкого распространения. Парсами называют современных последователей зороастризма (от «персы» — этническое название зороастров), и соответственно современный зороастризм называют парсизмом.






Используемая литература.

  1. Андрющенко М. Т. Познавательный статус веры: Дис. ... д. филос. н. Владимир, 1992;

  2. Библия: Ветхий и Новый завет. М., 1996.

  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

  4. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. №5. С. 3–19.

  5. Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990

  6. Выписки из творений святых отцов и учителей церкви по вопросам сектанства. Тверь, 1994

  7. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума: Автореф. дис. ... к. филос. н. СПб., 1994; Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. Т. 2. М., 1977;

  8. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М., 2002;

  9. Евстифеева Е.А. Феномен веры: Автореф. дис. … д. филос. н. М., 1995;

  10. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994; Калинин В.С. Природа нравственных убеждений. Горький, 1990;

  11. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1980.

  12. Козырева А.К. Вера и знание // Социальная психология и философия // Уч. зап. ЛГПИ. Т. 444. Вып. 1. Л, 1971;

  13. Кочетов А. Н. Ламаизм. - М.: Наука, 1997
    Линецкий М.Л. Внушение. Знание. Вера. Киев, 1988.

  14. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М ., 1960. С. 55–696;

  15. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М., 1996.

  16. Мень О.А. История религии. В поисках пути, истины жизни. М., 1991

  17. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М., 1984;

  18. Петрушенко В.Л., Щербакова Г.Н. Вера в духовном мире личности. Львов, 1989.

  19. Поселянин Е. Идеалы христианской жизни. СПб., 1994

  20. Прот. А. Ранне. Нагорная проповедь // О вере и нравственности Православной церкви / Сб. ст., Изд. Московской Патриархии, 1991

  21. Роуз С. Православие и «религии будущего». Алма-Ата, 1991

  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 11.

  23. Скрынникова Т. Д. Ламаистская церковь и государство. - Новосибирск: Наука, 1988
    Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1998.

  24. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

  25. Шишкин А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1997