Использование игровых форм работы при формировании коммуникативной культуры у обучающихся 5-9 классов с нарушением зрения и интеллекта
Воспитатель ГОКУ «Школа-интернат №8» г.Иркутска,
Михайлова Т.В.
Проблемой развития коммуникативной сферы у детей с нарушением интеллекта и зрения занимались известные отечественные педагоги и психологи – Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.В. Чернецкая, В.3. Денискина, П.М. Залюбовский, А. Г. Литвак, И. С. Моргулис, И. Плаксина, JI. И. Солнцева, Г.В. Никулина. Занимаясь изучением коммуникативной сферы, они отметили, что грамотное общение во многом определяет эмоциональное самочувствие детей, способствует раскрытию внутреннего потенциала ребёнка, влияет на характер его взаимоотношений со сверстниками.
Коммуникативная культура у обучающихся с нарушениями зрения и интеллекта (далее – обучающихся со сложными дефектами развития) характеризуется тем, что у них отсутствуют навыки межличностного общения в среде нормально видящих людей, несформированы потребности в таком общении, у них неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей. Своеобразие взаимоотношений, складывающихся у таких детей со взрослыми и сверстниками, ограниченный круг общения, а также бедный социальный опыт значительно затрудняют социальную адаптацию выпускников интернатов. Коммуникативная культура детей со сложными нарушениями, складываясь прижизненно и подчиняясь в своем развитии влиянию общих факторов, в условиях зрительной депривации находится под влиянием аномального фактора.
Межличностное взаимодействие обучающихся со сложными дефектами развития осуществляется на суженной сенсорной основе, что затрудняет их коммуникативное поведение, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на их социальную интеграцию. Это обстоятельство и определяет особую актуальность для тифлологической теории и практики проблемы формирования коммуникативной культуры у детей со сложными нарушениями.
Основной целью использования игровых форм при формировании коммуникативной культуры является накопление опыта социально одобряемого поведения в социуме.
Задачи, направленные на формирование культуры общения:
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Развивать чувство понимания себя и других людей, потребность в общении;
- Формировать у детей с умственной отсталостью навыки общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с педагогами, . сверстниками и другими окружающими людьми.
- Развивать коммуникативные способности;
- Вырабатывать у детей социально-эмоциональные навыки, положительные черты характера, способствующие наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
- Корригировать у детей с умственной отсталостью нежелательные черты характера (агрессивность, грубость) и нарушенные формы поведения.
Наш опыт показывает, что наиболее эффективными формами работы по развитию коммуникативной культуры у детей со сложными дефектами развития являются:
- развивающие игры (пальцевые, ситуативные, ролевые, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-тесты, игровые соревнования);
- наблюдения, экскурсии;
- чтение и обсуждение рассказов, стихов, сказок, загадок;
- беседы, беседы по картинкам, конкурсы, обсуждение содержания рисунков, обсуждение ситуаций по картинкам, просмотр фотоальбомов;
- рисование;
- упражнения;
- прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
- задания, тесты для проверки знаний.
Об эффективности нашей проделанной работы свидетельствуют следующие результаты:
● полученные знания познакомили детей с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения;
● занятия научили детей ценить хорошие отношения, позволили детям понять необходимость проявления заботы и внимания по отношению друг к другу;
● дети получили представление о поступках и привычках людей, что дает возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам;
● заложенные знания развили в детях чувство ответственности за свои поступки;
● практические знания о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом, взрослыми позволили научиться детям правильно вести себя в различных ситуациях в школе-интернате, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета;
● существенно скорректирован уровень конфликтности в классе;
● увеличилась продолжительность общения в игровых объединениях;
●дети лучше стали ориентироваться в окружающей жизни, глубже понимать происходящие вокруг события, уверенней чувствовать себя в общественных местах.
Полученные результаты в целом свидетельствуют о целесообразности использования представленных форм работы в процессе подготовки к жизни умственно отсталых детей с нарушением зрения.
Для обучения и воспитания таких детей необходима спокойная обстановка, доброжелательное отношение. Важно, чтобы весь режим школы - интерната, всё то, что мы называем повседневной жизнью, было наполнено содержательной деятельностью и общением. Это способствует развитию духовного мира ребёнка, формированию положительных черт характера и нравственных качеств личности.
Таким образом, для развития коммуникативной культуры целесообразно использовать представленные ниже игровые формы работы, а именно развивающие игры в форме занятий, совместная деятельность, сюжетно-ролевые игры.
[pic]
Литературная гостиная
Приложение 1.
БАНК СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
ИГРЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НАРАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО –
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ
*«РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ, ИЛИ БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР»
*«ДИАЛОГ»
*«ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ»
*«УГАДАЙ, КТО Я? »
*«РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
*«ПЕРЕДАЙ УКАЗАНИЕ»
*«ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ»
*«ПОДАРКИ»
*«ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ»
*« ГОСТИ»
*« РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА»
*« СМАК»
*« КТО КРАСИВЕЙ ВСЕХ НА СВЕТЕ?»
Приложение 2.
«РЕЖИМ МОЛЧАНИЯ, ИЛИ БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР»
Цель: показать школьникам значение общения в жизни людей.
Взяв класс на прогулку или в поход, объявить «режим молчания». Это значит, что дети будут общаться друг с другом лишь в случае необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, обязывается нести дополнительную поклажу или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать.)
Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, - достигать полутора часов подряд. Дети всё это время проводят вместе: в походе, в общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать всё это молча.
Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый её участник вне привычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, « тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они – каждый по-своему – «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привык к предметам обихода. В игровом молчании личность осознаёт себя зреющей.
Во-вторых, за период молчания у каждого ребёнка группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить - выразить себя и вникнуть в мысли и в душевное состояние другого.
Ценность общения он достигает внутренним опытом. Так, человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.
Уважение и симпатия друг к другу, радость общения – всё это слышится в оживлённых разговорах детей после снятия «режима молчания». Дети настроены не по обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъём. Этим и можно воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».
« Большой разговор» - это форма группового общения. Одним из вопросов может быть: « О чём я думал, что переживал, пока длилось молчание?» Ребята делятся своими переживаниями.
«ДИАЛОГ»
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Сначала педагог разъясняет детям значение слова «диалог» ( разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В.Лугового « Жил-был».
- Где жил?
- Забыл.
-Где был?
- Забыл.
-Что ел?
-Забыл.
-Что пил?
-Забыл.
Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога («забыл»). Учитель предлагает поиграть в диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово «забыл» (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый» громко плачет.
Игру можно варьировать на уроке.
1. Например, учитель, разделив класс на две группы, внедряет две роли – спрашивающего и отвечающего, причём строгая и плаксивая интонация сохраняется. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.
2. Забывчивый герой выбирается из числа детей в классе. Например, это может быть ребёнок, наиболее артистично изображающий забывчивого героя диалога. Вопросы задаются хором детьми каждого ряда ( один ряд – «Где жил?», другой ряд – «Где был?» и т.д.). Интонации при этом предлагаются различные.
3. Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики диалога).
Эта игра тренирует детей в выразительной декламации, воспитывает умение выслушивать другого, понимать его. Данный диалог можно назвать диалогом-шуткой, развивающим у детей чувство юмора, вызывающим здоровый смех. Успешному проведению данной игры способствуют такие условия: наличие шутки, юмора в содержании текста стихотворения; предварительная подготовительная беседа с учащимися; включение педагога в процесс игры.
«ПРОДОЛЖИ СКАЗКУ»
Цели:
1. Развить речь, творческую фантазию детей.
2. Стимулировать театрально-пластическое творчество.
3. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.
Учитель ребята, послушайте необычную сказку, которую не только рассказывают, но и показывают с помощью жестов. ( Рассказывает сказку, сопровождая рассказ жестами.)
Жил-был Зайчик. (Сжимает правую руку в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляет вверх.) Зайчик любил гулять. (Покачивает пальцы-«уши», создавая иллюзию движения.) Однажды зашёл он в чужой огород, видит – на грядках выросла чудесная капуста. ( Сжимает левую руку в кулак – это « кочан».) Не удержался Зайчик, подошёл к капусте. (Правую руку с торчащими « ушами» подвигает к левой, зажатой в кулак.) Обнюхал её – как же вкусно пахнет! ( Шумно нюхает.) Так хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитирует шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно. (Облизывается.) Ах, как хочется ещё! (Обводит правую руку вокруг левой – «кочана».) Только хотел Зайчик откусить ещё – откуда ни возьмись, бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставит ребром, второй палец сгибает, первый поднят вверх.) Почуяла Собачка Зайчика, да как залает! (Звукоподражает, одновременно отводя мизинец вниз – собака раскрывает пасть при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь.(Описывает правой рукой – головой Зайчика несколько кругов.) Долго бежал от Собаки Зайчик. (Дышит, как после бега.) Вдруг видит – впереди огромное озеро. ( Сцепляет две руки перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. ( Сгибает правую руку в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.) Время от времени утка ныряет в воду и достаёт оттуда букашек. (Делает рукой ныряющие движения.)
- Здравствуй, Утка! – говорит Зайчик.
А Утка не слышит, плавает. (Делает соответствующие движения рукой.)
- Здравствуй, Утка! – сказал Зайчик громче.
Утка снова не слышит, букашек ловит.
- Здравствуй, Утка! – совсем громко сказал Зайчик.
Тут Утка к нему повернулась и говорит:
- Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой. Ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне о себе: кто ты? Откуда ты? Куда путь держишь? Да рассказывай, как следует, не глотай слов, не мямли!
Далее следует диалог учителя с учащимися, в ходе которого учитель задаёт вопросы, а дети отвечают.
Учитель. Окончание сказки я забыла. Поэтому его надо придумать. Но намного интереснее будет создать свою киностудию и снять фильм. Будем снимать продолжение сказки. Как вы думаете, что для этого необходимо? Люди каких профессий снимают кино? Какие функции выполняют люди этих профессий? Какие предметы в своей работе они используют? Как будет называться наша киностудия?
Затем в классе на конкурсной основе распределяются роли сценаристов, режиссёра, актёров, операторов и т.д.
При сочинении детьми окончания сказки могут быть введены новые действующие лица. После распределения ролей можно провести небольшую репетицию. Детям, не выполняющим активной роли, предлагаются роли экспертов и киноманов, которые по завершении фильма-сказки дают ему оценочную характеристику.
Эта игра не только побуждает детей фантазировать, но и развивает умения применять жесты, использовать мимику. Сказочная ситуация требует выразительной и внятной речи, что заставляет детей следить за артикуляцией в диалоговых сценах. Организуя работу по руководству творческой игрой, необходимо предусмотреть содержание беседы с детьми о профессиях, связанных с киноискусством; возможные ответные действия детей; продумать способы индивидуального воздействия на ребят. К тому же эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.
«УГАДАЙ, КТО Я? »
Цели
1. Развить умение соотносить средства вербального и невербального общения.
2. Развить творческую фантазию и театрально-пластическое творчество.
Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя и, придя на занятие ознакомления с художественной литературой, двигаться и изъясняться от его имени. Остальные дети должны догадаться, в кого «превратился» их товарищ. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма персонажа и реквизит. Возможны групповые роли (например, три поросёнка). Такие занятия можно проводить периодически, так как эта игра не надоедает детям.
Впоследствии, анализируя результаты проведения этой игры, необходимо отметить успешность исполнения детьми той или иной роли, художественные предпочтения, оформление, костюмы и т.п. При этом нельзя делать детям прямые оценивающие замечания, давать строгие советы.
Несмотря на занимательность и эффективность в достижении цели, эта игра создаёт в классе много шума, поскольку дети активны и возбуждены. Поэтому учителю необходимо внимательно следить за тем,
всегда ли этот шум является результатом ребячьей активности и радости.
«РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»
Цель: развить умение использовать мимику и жесты.
Детям предлагается представить ситуацию, когда у них нет возможности сообщить что-либо друг другу словами (например, прощание на вокзале, когда один находится в вагоне, а другой на перроне; их разделяет звуконепроницаемое стекло). Ребята должны лишь с помощью жестов о чём-то договориться (тему сообщения выбирают сами дети, или, если им трудно выбрать, текст сообщения предлагает учитель). Они должны быть настроены на то, что передать информацию очень нужно, но…мешает стекло. Тем не менее передать сообщение придётся.
«ПЕРЕДАЙ УКАЗАНИЕ»
Цель: развить умение внимательно слушать собеседника.
Между детьми распределяются роли капитана, адъютанта, дежурного сержанта, капрала, двух солдат. Ребятам объясняется, что они должны внимательно слушать указание предыдущего игрока и как можно точнее передать его следующему участнику игры. Затем все играющие выходят за дверь. В группе остаётся только капитан. Ему воспитатель сообщает указание, которое надлежит передать другим участникам игры. Последний участник сообщает указание всем детям группы, не задействованным в игре. Все остальные дети, которые не участвуют в игре, наблюдают и оценивают действия играющих.
После того, как заслушаны все варианты сообщений, учитель вместе с детьми анализирует ошибки и неточности, которые были допущены играющими, выясняет причины искажения ими информации. В результате такого обсуждения ребята приходят к выводу, как важно владеть умением внимательно слушать собеседника и точно и корректно передавать сообщение.
Для понимания важности внимательности и корректности в межличностном взаимодействии можно использовать классический пример искажения при передаче сообщения в иерархической структуре – армии – в связи с важным явлением природы.
Капитан (адъютанту). Как вы знаете, завтра произойдёт солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в пять часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам необходимые объяснения. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме.
Адъютант (дежурному сержанту). По приказу капитана завтра утром в пять часов произойдёт солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме.
Дежурный сержант (капралу). По приказу капитана завтра утром в пять часов затмение на плацу людей в форменной одежде. Капитан даст необходимое объяснение в казарме насчёт этого явления, если будет дождливо, а это бывает не каждый день.
Капрал (солдатам). Завтра в пять часов капитан произведёт солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день.
Один солдат (другому). Завтра, в самую рань, в пять часов, солнце на плацу произведёт затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в форменной одежде, а это бывает не каждый день.
Пример такого общения вызывает у детей улыбку и смех.
Дети могут играть и другие роли, также и текст сообщения-указания может изменяться.
«ПОДАРКИ»
Цель: развить умение благодарить товарища, высказывать поздравление, определять мнение и отношение к себе товарищей по общению.
Детям предлагается разыграть ситуацию празднования дня рождения одного из своих товарищей. Поскольку на день рождения принято дарить подарки, воспитатель говорит ребятам, что каждый из них должен подарить имениннику то, что могло бы его по-настоящему обрадовать и, так или иначе, охарактеризовать автора подарка. Выбирается «именинник», ему даётся задание угадать автора подарка, поблагодарить его и ответить на вопрос: «Почему подарили именно этот подарок?»
Затем «именинник» выходит за дверь. Остальные ребята говорят воспитателю о том, какой «подарок» каждый из них «подарит» имениннику на день рождения. Воспитатель составляет список «подарков». Входит «именинник». Воспитатель называет первый из списка подарок и спрашивает «именинника», кто его «подарил». Далее называются по очереди все подарки из списка.
После церемонии вручения подарков «именинник» благодарит ребят и называет подарок, автора которого ему легче всех удалось отгадать и почему именно.
«ПРЕСС – КОНФЕРЕНЦИЯ»
Цели
1. Развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ.
2. Формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую
тему (например: «Наш гость из-за рубежа», «Как правильно организовать свой рабочий день», «Мой режим дня» и др.). Один из участников пресс-конференции – «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр зала и отвечает на любые вопросы детей.
Эту игру можно усложнить, поставив перед «гостем» условие: все его ответы должны начинаться только с одной определённой буквы ( например, с буквы «п»). Приведём пример таких ответов.
Дети. С чего начинается ваш рабочий день?
Гость. Подъём. Постель заправлена. Потом – душ и завтрак. ( Может дать различные варианты ответа.)
«ГОСТИ»
Цели
1. Развить умение вступать в процесс общения.
2. Учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
3. Формировать умение согласовывать свои желания с товарищами по общению.
Одна из девочек играет роль мамы. Двое или трое ребят – её дети. Другие – гости.
«Педагог» говорит своим «детям», что к ним придут гости, и объясняет, как надо себя вести. Гости придут первый раз к ним в дом. Какими словами их нужно встретить? Как предложить чай? О чём можно поговорить за столом? О чём можно рассказать?
Участники могут меняться ролями. В игру могут быть введены новые персонажи (родители, педагоги бабушка, дедушка, и др.)
[pic]
« РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА»
Цель: развить умение соотносить средства вербального и невербального общения.
Воспитатель предлагает детям выполнить ряд заданий.
Рассказать известное стихотворение.
А. Шёпотом.
Б. С пулемётной скоростью.
В. Со скоростью улитки.
Г. Как робот.
Д. Как иностранец с (акцентом).
Изобразить походку.
А. Младенца.
Б. Старика.
В. Льва.
Изобразить улыбку.
А. Кота на солнышке.
Б. Самого солнышка.
Сесть в позе.
А. Пчелы на цветке.
Б. Наездника на лошади.
В. Карабаса – Барабаса.
Изобразить прыжки.
А. Кузнечика.
Б. Козлика.
В. Кенгуру.
Нахмуриться.
А. Как осенняя туча.
Б. Рассерженная мама.
В. Разъярённый лев.
« СМАК»
Цели
1. Развить умение ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
2. Учить согласовывать свои действия с потребностями товарищей.
3. Формировать навык общения в присутствии большого количества людей.
4. Учить поддерживать разговор.
Для этой игры можно использовать любые подсобные материалы. Она обычно очень охотно воспринимается замкнутыми детьми, поскольку построена по сценарию проведения известной телевизионной передачи, которую любит смотреть ребёнок. Для проведения этой игры можно использовать и другие телепередачи, важно только, чтобы они нравились детям.
Ребёнку предлагается представить себе, что он самый лучший повар на свете и его пригласили выступить в телевизионной передаче «Смак», чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Для этой игры необходимо выбрать ведущего передачи. Желательно также, чтобы присутствовали зрители.
« НА БАЛУ У КОРОЛЯ»
Цели
1. Развить умение выражать приветствия, просьбы, приглашения.
2. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.
Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. В дальнейшем разыгрывается ситуация бала: представление гостя королю и королеве, вручение им подарков, различные игры и танцы.
Эта игра может стать прекрасным сценарием для дня рождения ребёнка.
« ВОЙСКО ОВОЩЕЙ И ФРУКТОВ»
Цели
1. Развить умение ориентироваться в ситуациях общения.
2. Научить соотносить средства вербального и невербального общения.
Эту игру можно провести на уроке ознакомления с окружающим миром при изучении темы « Витамины, их роль и содержание в продуктах питания». Дети принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает учитель.
Воспитатель. Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др.(в роли помидора, фруктов и овощей – учащиеся группы). Помидор принимает в своё войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нём содержится и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в « войско», Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи и фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а другой – содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и т.д.)
« КТО КРАСИВЕЙ ВСЕХ НА СВЕТЕ?»
Цели
1. Развить умение соотносить средства вербального и невербального общения.
2. Учить оценивать критически себя и других.
Дети добровольно выбирают роли различных насекомых: бабочек, жуков, стрекоз, муравьёв, пчёл и др. Затем каждый рассказывает о себе – почему именно «Я» - самое замечательное насекомое. При этом дети должны соблюдать необходимое условие: нельзя говорить о полезности (вредности) тех или иных насекомых.
Жюри (в состав которого входят ученики, не задействованные в игре) решает, кто же самый замечательный и красивый.
В заключении воспитатель должен подвести ребят к выводу о том, что каждый красив и замечателен по-своему.
«УЗНАЙ МЕНЯ»
Цель: развить умение соотносить средства вербального и невербального общения.
Половина детей выбирает себе роль какого-либо животного, другая половина должна отгадать это животное. Поочерёдно дети рассказывают о себе: как они родились (яйцо, икринка, детёныш), куда попали после рождения (вода, нора), какие были с ними изменения и метаморфозы (например, у бабочек ). При этом ребята должны убедительно изобразить те действия, о которых рассказывают.
В ходе игры ребята могут использовать различные маски и костюмы, которые подготовят сами.