Развитие этнической толерантности в подростковом возрасте

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Развитие этнической толерантности в подростковом возрасте»

«Толерантность не следует путать ни с пассивностью, ни с согласием или равнодушием. Это активное, положительное и ответственное отношение к человеческому разнообразию».

(Кофи Аннан)

В современном мире вопрос толерантности имеет важнейшее значение. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества

Эта актуальная проблема, так как в последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать социальная напряженность, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Все это является прямой внутренней угрозой безопасности страны. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, все больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школы. Поэтому очень актуален процесс поиска эффективных механизмов воспитания школьников в духе толерантности, в том числе принятия чужой культуры и уважение прав других.

Я провела исследование, целью которого было изучить проявления этнической толерантности и возможности ее формирования в подростковом возрасте.

Объектом исследования стала этническая толерантность как социокультурный феномен и общечеловеческая ценность.

Предметом исследования было развитие этнической толерантности у подростков.

Я выдвинула гипотезу о том, что: развитие этнической толерантности, соответствующих навыков и компетенций, а также моделей и форм толерантного поведения в школьной среде может осуществляться при реализации следующих условий:

1) развития этнопсихологической компетентности подростков;

2) формирование ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному на принципах толерантности;

3) использования тренинговых, рефлексивных, диалоговых упражнений.

На первом этапе исследования изучался уровень толерантности подростков. В исследовании принимали участие: 15 подростков (8-9 класс) экспериментальной группы, участвовавших в тренинговой программе, направленной на воспитание толерантности. 15 подростков (8-9 класс) контрольной группы, не посещавших специальные тренинговые занятия. Среди участников обеих групп были проведены исследования толерантности с помощью следующих методик: «Тип этнической идентичности» (Галина Уртанбековна Солдатова, С.В.Рыжкова), «Методика общей коммуникативной толерантности» (Виктор Васильевич Бойко) и «Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова). С помощью этих методик выяснилось, что контрольная и экспериментальная группы по всем показателям эквивалентны друг другу. Результаты исследования показали, что для учащихся характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт.

Далее была разработана и апробирована программы тренинговой работы, направленной на воспитание толерантности подростков.

Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Важно не просто научить подростка толерантному поведению, но и сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность. Важные составляющие активной толерантности: понимание, сотрудничество и дух партнерства.

Представленный вариант тренинга, направленный на развитие толерантного, бесконфликтного общения проходил в восемь занятий:

    1. Вводная часть. Знакомство с понятием толерантность.

    2. Я и группа: Толерантность к себе и другим: толерантное общение.

    3. Может ли другой стать другом?

    4. Разные, но равные.

    5. Стереотипы.

    6. Компромисс и сотрудничество.

    7. Границы толерантности

    8. Завершение. Выводы.

При реализации программы тренинга ожидалось, что у участников сформируется культура межличностных отношений, терпимость к людям другой национальности и правильное отношение к своей этнической группе.

Изучение влияния тренинговой программы на формирования этнической толерантности у подростка осуществлялось двумя способами: определением степени однородности контрольной и экспериментальной групп до и после проведения развивающих занятий и определением значимости изменений, произошедших за время тренинга в экспериментальной группе (приложение 3).

Выявление достоверности различий между экспериментальной и контрольной группой, происходило с помощью U – критерия Мана-Уитни.

По окончании тренинговой программы в экспериментальной группе, контрольная и экспериментальная группы приобрели статистически значимые различия по итоговым показателям методик диагностики уровня толерантности.

Сравнительный анализ показателей этнической идентичности контрольной и экспериментальной групп показал, что тренинг положительно повлиял на сочетание позитивного отношения к собственному народу с позитивным отношением к другим народам. Позитивная этническая идентичность задает оптимальный баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам. Показатели по шкале «этнофанатизм» существенно снизились. Это говорит о том, что готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, вплоть до этнических «чисток» в борьбе за благополучие своего народа, подростки стали считать не приемлемой. По остальным шкалам методики «Типы этнической идентичности» статистически значимых изменений не обнаружено. Качественный анализ результатов методики «Общей коммуникативной толерантности» показал, значительное понижение степени нетерпимости к окружающим. Существенно снизилась степень неприятия или непонимания индивидуальности другого человека, стремление подогнать партнера под себя. Так же снизилась нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» показал статистически значимые положительные изменения проявления этнической толерантности, то есть наблюдается положительная динамика в проявлении отношения ребят к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Так же наблюдается улучшение показателей по шкале «толерантность как черта личности». По результатам проведенной исследовательской работы можно сделать вывод о том, что тренинговые занятия поспособствовали положительному изменению установок и убеждений, относящихся к проблеме межкультурного взаимодействия, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

Можно сказать, что цель исследования достигнута. Изучены особенности проявления этнической толерантности в подростковом возрасте и возможности ее формирования. Так же подтвердилась гипотеза исследования о том, что развитие этнической толерантности, соответствующих навыков и компетенций, а также моделей и форм толерантного поведения в школьной среде может осуществляться при реализации следующих условий:

1) развития этнопсихологической компетентности подростков;

2) формирование ценностного отношения к межкультурному взаимодействию, основанному на принципах толерантности;

3) использования тренинговых, рефлексивных, диалоговых упражнений.

Список используемой литературы.

  1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124ФЗ (в ред. от 03.12.2011)

  2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001.

  3. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.:, 2003.

  4. Асмолова А.Г. , Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности М. Библиотека газеты «Ежедневные новости Подмосковья» 2010 г.

  5. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании. //Вопросы психологии. 2003, №3.

  6. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: уч. пос. / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.

  7. Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.:, 2003.

  8. Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе 2003, № 7.

  9. Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии. М.: Генезис, 2006.

  10. Солдатова Г.У. Межэтническая толерантность. М.: Смысл, 1998.

  11. Сайт http://festival.1september.ru/ Баранова Г. В., Орлова О. Д. Цикл занятий по профилактике ксенофобии в подростковой среде