ДОКЛАД НА ТЕМУ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛ.ШК-В

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23 г.Тайшета





Выступление на районном методическом объединении по теме:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьного возраста»











Выполнила учитель начальных

классов Ганаева Н.В.







2016г



Проект «Сказка».



Цель проекта: воспитание у детей любви и интереса к сказке, как одной из форм устного народного творчества. Формирование чувства патриотизма к исконно русскому. (слайд)

Характер проекта: творческий, ролевой, межпредметный.

Тип проекта: среднесрочный.

Вид: индивидуальный, групповой. (слайд)

Задачи проекта:

  • создавать условия для детей, способствующие сочинению сказок;

  • закрепить и расширить знания детей о сказках;

  • развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

  • способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

  • продолжать вовлекать детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Участники проекта: учитель, дети, родители . (слайд)

Сроки реализации проекта: среднесрочный. (слайд)

Актуальность данного проекта

Дети перестали читать. Телевизор, планшет, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души.

В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка, как сокровищница русского народа, находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Этапы работы:

  • Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  • Составление плана-схемы проекта.

  • Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  • Работа по плану с детьми, родителями.

  • Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  • Презентация проекта.

Предполагаемый результат

  • Развитие духовно-нравственных качеств личности.

  • Привить любовь и уважение к художественной литературе и инсценированию сказок.

  • Расширение словарного запаса, развитие связной речи.

  • Активное участие родителей .

Пути реализации проекта

  • Пополнение содержания книжного уголка сказками.

  • Организация выставки сочиненных сказок и поделок.

Продукт проекта

- Итогом проекта становится сочинение и инсценирование сказок, создание видеофильма.

-Дети с удовольствием сами лепили и рисовали героев сказки.

-Обогатился словарь детей. Они узнали новые народные пословицы и поговорки о добрых делах и поступках.

-Хорошим показателем реализации проекта стали нравственные поступки детей.

Этапы реализации проекта

1 неделя-



















2 неделя











3 неделя

4 неделя

-Беседа «За что мы любим сказки?»


Задачи: ознакомление с художественной литературой: учить детей слушать сказки, отвечать на вопросы по тексту сказки, передавая ее содержание, основные идеи, осмысливая и оценивая поступки персонажей и свои впечатления от прослушанного.


-Работа в библиотеке «Помоги книге».

Задачи: предложить детям рассмотреть книги, выяснить, какие книги нужно ремонтировать, предположить, почему порвались книги, что стало причиной, рассказать, как правильно обращаться с книгами. Организовать работу по «лечению» книг. (слайд)


-Работа с книгой. Чтение русских народных сказок.

- Сочинение своих волшебных сказок.

-Выбор сказки для рисования и инсценирования.

Задачи: воспитывать у детей любовь и интерес к сказке как одной из форм устного народного творчества, учить выделять основных персонажей, рассказывать о их поступках, характерах.

(слайд)

-Лепка сказочных персонажей.

-Инсценирование русской народной сказки «Лиса и козел».

-Инсценирование сочиненной сказки «Волшебное перышко».

Задачи: учить детей привносить в игру элементы театрализации, выступать поочередно в качестве артистов и в качестве зрителей, действовать в соответствии с игровым замыслом. развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений, учить подбирать их в соответствии с характером персонажей. (слайд)

Сообщение за круглым столом о предстоящем проекте (тема, актуальность, цель, задачи проекта).














Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности.








Показ ролевых сказок и фильмов на празднике для мам.












Проект (от латинского projectus – брошенный вперёд) – это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия. Проектная деятельность основывается на исследовательской работе, существенными чертами которой являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на проблему. Некоторые виды проектов не вписываются в урочную систему. Работа проводится во внеурочную деятельность.

Основные цели проектной деятельности вы видите на экране.

Обязательным условием проектной деятельности является успешность. Она позволяет обрести ученику ощущение своей значимости, независящее от успеваемости, она направлена на результат, который получается при решении личностно и социально-значимой проблемы.

Что такое проект для учителя и ученика?

Уже с первых дней пребывания в школе необходимо готовить детей к проектной деятельности, развивать мышление, учить оценивать свою деятельность, формировать коммуникативные умения, лежащие в основе взаимодействий в процессе обучения: умения спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться. («Как ты думаешь?», «Выскажи своё предположение», «Докажи, что я не права», «Задай вопрос товарищу», «Обсуди в паре, в группе», «Найди ответ на вопрос» и т. д.).

Проектная деятельность требует от учителя соблюдения некоторых правил.

В проекте выделяют 5 составляющих: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация (оформление результатов проекта – через листовку, презентацию, видеоклип, рекламу, журнал, спектакль, телепередачу, ролевую игру).

Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.

Проекты бывают: личностные, парные, групповые.

По продолжительности проекты бывают: мини-проекты (1 урок или менее), краткосрочные (4-6 уроков), средней продолжительности (недельные, 30-40 часов), долгосрочные (о,5 года или год).

По характеру результата проекты бывают:

  • Творческие - проект, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры, рисунок)

  • Исследовательские – подлинно научное исследование. Оно включает актуальность, задачи, гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, используются методы современной науки: соц. опрос, эксперимент.

  • Информационные– направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщение, представление для широкой аудитории.

Ролевые – участники берут на себя роли различных героев. (слайд)

























Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьного возраста. (слайд)

Эпиграф «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки.

Если хотите, чтобы они были умнее, читайте им больше сказок!»

Альберт Эйнштейн (слайд)

В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним). Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

 Проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Причины ослабевающего интереса к книге кроются в однообразии уроков в начальной школе и в недостаточном внимании родителей к своим детям.

Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к чтению? Как построить работу учителя, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к книге сопутствовало ему всю жизнь. Чем же могут помочь родители?

Первое, это в самом раннем детстве познакомить детей со сказкой. Хорошо если бы их читали бабушки. Это запомнилось бы детям надолго. А родители, в первую очередь, больше времени уделяли своим детям чтением книг, а не включали бы телевизор, а сами бы не уходили и не занимались своими делами.

Когда дети приходят в школу первыми литературными произведениями, с которыми они знакомятся, являются сказки. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказках напевность, яркость изобразительных средств, красочность языка.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, рассуждающее воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.

Детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям .  Слушайся родителей, уважай старших, Не уходи из дома без разрешения, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

 Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.

Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает её воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают её герои.

Те уроки, которые дает сказка, это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких. Для детей это ни с чем не сравнимые уроки нравственности, для взрослых это уроки в которых сказка обнаруживает своё порой неожиданное воздействие на ребенка .

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжают душу нравственной энергией. Читая малышу сказки, с искренним интересом разглядывая вместе с ним картинки и комментируя их, понимаешь, что это, может быть, важнее и, главное, эффективнее, чем последующая многолетняя работа с подросшими детьми. Именно и создается это богатство - естественный и стойкий интерес к книге, представление о правильной, красивой литературной речи, вкус к родному языку, который позже назовут врожденной грамотностью. Упустить этот момент - и понадобятся годы специальные методики прочие педагогические премудрости, чтобы достичь того, что сейчас создается так легко - достаточно просто читать ребёнку сказки.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радость погружается в не реальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра .

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Основные приемы работы со сказкой. (слайд)

1. Анализ сказок.

Цель - осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известная сказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

1.    Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

2.    Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

3.    Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

4.    Подумайте, что было бы, если бы главный герой не совершил такого-то поступка.

5.    Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие (или плохие) герои, что это была бы за сказка?

6.    Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет.

2. Рассказывание сказок.

3.Переписывание сказок.

        Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет поворот событий, ситуаций, конец сказок и т.д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психо-коррекционный смысл переписывания сказки.

4.Постановка сказки с помощью кукол.

В работе по ознакомлению со сказкой, нужно вовлечь и родителей. Родители вместе с детьми придумывают сказки, рисуют к ним иллюстрации. Совместное творчество родитель с детьми, создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворенности, обеспечивает максимально свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и педагогом их взаимное доверие, эмоциональную раскованность и так далее. Всё это в конечном итоге ведет к творческому раскрепощению, к созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов .

На данном этапе используется три варианта кукол:

1.    куклы марионетки.

2.    пальчиковые куклы.

3.    теневые куклы.

5.Сочинение сказок.

      Ребенок может сочинить сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе взрослой может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способ её решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Методы работы со сказкой. (слайд)

-СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ

-ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

-СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

-СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

-СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

-МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

-ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

-ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

-СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ.

-СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ

-ИЗ СКАЗКИ – ЗАДАЧКУ

-ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.

В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, – познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать…

Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
А что же предлагает нам интернет…Он предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари .

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок – вот главная задача.

Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и тд. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень – это хорошо, что «не обманешь – нс проживешь» и тд.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.

Несколько примеров.

В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?

Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель – ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для школьника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Значительная часть предлагаемых методов достаточно подробно описана ниже.

И начнем с «киднэпинга». Новое слово, которое все чаще появляется на устах взрослых. Речь идет о похищении детей. Есть проблема – значит, нужно ее решать. В том числе и с помощью сказок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.

«Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;
рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
-
 монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «
живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
-
 коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природный материал.

СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ (слайд)

Краткая по объему, меткая и емкая по содержанию, пословица может служить прекрасным вспомогательным материалом для сочинения. Предлагаем вам такие примеры:
Пословица . «За двумя зайцами погонишься, ни одного нс поймаешь».
Начало. «Однажды мальчик-охотник увидел сразу двух зайчиков. Они были такие маленькие …»

Пословица. « Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Начало. «Жили-были ленивый медведь и трудолюбивая рыбка…»

Пословица. « Не все коту масленица».
Начало . «В одном доме жил ленивый-преленивый кот. Дошло до того, что мышки его полюбили. И тогда хозяева попросили его искать другую квартиру…»

ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

В наше время дети знают много сказок. Тут на службе у них и детские библиотеки, и массовое телерадиовещание. Порой им уже скучно становится слушать.
Для того, чтобы:
- поддержать интерес;
- внести элементы юмора;
- сосредоточить внимание и восприятие детей на знакомом произведении, мы предлагаем от случая к случаю рассказывать сказки с пропусками глаголов или существительных. Чтобы было интересно, советуем внести мотивацию такого явления:
«В одной очень знакомой тебе сказке надоело некоторым словам находиться в книжках. Решили они попутешествовать. И оставили они нам такую записочку: «Угадаете ли вы эту сказку без нас?» Давай попробуем! Для начала несколько примеров:
Убежали все части речи, кроме глаголов (сказка «Рукавичка»).
Что получилось - Шел… бежала… бежит… залезла жить… скачет… спрашивает…

Остались только существительные (та же сказка «Рукавичка»).
Что получилось - Дед… лесом… собачка… дед…

СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

Мы имеем в виду сказочные тексты, которые даются, возможно, без концовки:
• Один мальчик сочиняет сказки, в которых начало страшное, а конец веселый. В воскресенье он начал сочинять такую сказку:
«Жил-был мальчик, и были у него мама с папой. Мальчик их очень любил, а они его не очень слушались. Мальчик их воспитывал, воспитывал, а потом устал и говорит: «Вот что: поживите-ка вы тут без меня, а я пойду куда глаза глядят». И ушел. Шел-шел, и вдруг…».
А дальше он еще не придумал. Помоги мальчику дорассказать эту сказку.

Расскажите дальше, что же случилось с двумя подружками-лягушками:
«Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из лягушек была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, веселая. Звали ее … А другая была болотная, ни то ни ее: трусиха, слабая, соня. Звали ее … Но все-таки жили они вместе. И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дорожке и вдруг видят…»

Мы даем начало сказки, вводим главных героев:

«В одной сказочной стране жили-были Були. Маленькие, кругленькие (дети помогают создавать образ героев). И среди них жил буль Музюль. Он был не такой, как все: очень маленький с очень большими ушами. Були постоянно дразнили Музюля, не брали с собой играть. Но однажды…»

Очень полезно придумать свои варианты окончаний к знакомым, логически и завершенным сказкам:

Традиционная • «Три медведя». Маша убежала от медведей.
Возможные • Маша помирилась с медведями…

Традиционная • «Петушок и бобовое зернышко». Конечно, петушку помогли…
Возможные • Петушок сам себе помог…

Традиционная • «Репка». Вытянули репку.
Возможные • Вытянули не репку, а… клад…

СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

Такие картинки прежде всего привлекают внимание своей загадочностью. И чтобы их разгадать, надо внимательно всмотреться в каждую картинку, повертеть се порой в разные стороны:
Картинки с тенями тоже относятся к завуалированным.
Сочинять сказки по таким картинкам интересно и увлекательно.

МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

Вначале советуем обучить школьников составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Конечно, на первых порах сложно, глядя только на предметы, что-либо интересное сочинить. Но давайте поможем ребятам в этом сложном деле. Итак, «Чашка с молоком». Если нужен рассказ, то можно подвести детей к мысли о больной девочке или голодном котенке. Но ведь речь идет о сказке. И тогда мы делаем чашку волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое – если попадает к добрым людям. Горькое и черное у Бабы-Яги. Дети, без сомнения, заряжаются нашей энергией, нашей выдумкой…
Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагаются только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Это могут быть и схемы, представленные на следующей странице.
Да, перед детьми только схемы (нужно предлагать сразу только одну из них). Как же сочинять сказку, глядя только на линию или на пунктиры? Очень трудно. Поэтому вначале мы решаем с ребятами такой вопрос: «На что похожа… (волнистая линия)?» Вместе с детьми приходим к выводу, что эта линия может быть похожа на дорогу, змею, ленточку… И тогда мы подсказываем детям: «А может, это про ежика, который катился по такой же волнистой дорожке, а затем ему показалось, что он катится вниз по чему-то очень мягкому. И это оказалась змея, которая проснулась от уколов иголок ежика. И тогда…»
Вот так, в каждом конкретном случае, мы помогаем детям сочинять сказки по схематической модели.
Продолжая моделирование сказок, мы обучаем школьников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры.
Так мы показываем три одинаковых (по величине и цвету) кружка:
- значит, надо полагать, эти кружки означают сказку «Три поросенка»;
или три одинаковых по цвету, но разных по величине кружка:
- естественно, они говорят о сказке «Три медведя»;
или семь одинаковых треугольников: это может быть сказка «Волк и семеро козлят».
может быть, дети вспомнят сказку «Гуси-лебеди».
- а это может быть сказка «Репка». Или мы можем просто показать детям две палочки различной высоты и спросить, кто это может быть? Мама и дочка, волк и заяц, медведь и лиса. А ваши варианты?

СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ.

Научить детей сочинять аналогии – это тоже несомненный шаг в творческом развитии школьников. Можно взять за основу любые известные сказки. Но лучше, если это будут сказочные сюжеты с насыщенной положительной нравственной позицией. К примеру, предлагаем детям сказку.

ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

Для того, чтобы обратить внимание на цвета, мы рекомендуем рассказать «Сказку о волшебных красках». Н
Жили-были в одной сказочной стране краски. Каждая краска жила в своем сказочном замке. Красная краска в красном замке (рисуем на мольберте красное пятно), и в нем все было… какого цвета? Рядом стоял замок синен краски, а у нее все было… какое? Чуть дальше -замок зеленой краски. Там все было какое? А еще дальше стоял замок желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить друг к другу в гости, и вот что у них получилось. Как-то раз пошла красная краска в гости к желтой (набираем красный цвет и переносим в замок желтой краски). Что получилось? Оранжевый цвет. А синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось? и т.д.
После этого договариваемся с детьми, что сказка будет цветная, то есть одного цвета, к примеру: «Желтая сказка», и значит, в ней должно быть очень много предметов желтого цвета: «Жило-было солнышко, оно было желтое-прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому оно и подружилось с одуванчиком. Однажды они шагали по дорожке и встретили девочку в синем платьице. Она горько плакала оттого, что хотела иметь тоже желтое платьице. И тогда…»
По аналогии вместе с детьми можно сочинять и красные, и зеленые сказки. Важно только при этом договариваться и не забывать о правилах.

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

Мы в который раз рассказываем детям знакомую сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить.
Вначале мы в ней меняем совсем немногое и этим побуждаем ребенка придумывать. К примеру, мы говорим:
«Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что-то другое. И по этому, чему-то другому, принц также нашел ее». Что же потеряла Золушка, и как ее нашел принц? Путем рассуждений, путем проб и ошибок мы вместе двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая-нибудь деталь от наряда Золушки (бант). Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Ниже предлагаем еще ряд новых ситуаций к известным сказкам:
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» - На пути девочки встречается серый волк…
«ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» - Волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения…
«СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» - Рыбка захотела сама встретиться со старухой…

СКАЗКИ ОТ МФА

(метод морфологического анализа)

Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых, реальных и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш. Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны материалы, из которых он может быть сделан, а по горизонтали будут указаны варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами карандаша.

Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался волшебным и тотчас же… Вот примерное начало сказки.

А вам предлагается по аналогичной схемке соорудить домик для зверей:

Пользуясь предлагаемой схемой, придумайте такой домик для зверей, который поможет вам сочинить сказку.

СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор -никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использования отходов: оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах мы, взрослые, показываем и рассказываем первые «Мусорные» сказки.
Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.
Начало. Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке помочь:
- пустые коробки превратились в театр,
- цветные мелки в человечков,
- стружки помогли человечкам обрести волосы,
- полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,
- пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь мир…

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ.

Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
• «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть…»
Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
• У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда…

Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.

СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ

Есть задачи традиционные, а есть нестандартные, направленные на развитие элементов логического мышления. Вот они-то и призваны сослужить добрую службу в развитии речевого творчества школьников. Сам текст таких необычных задачек вызывает интерес и желание их решить. После решения взрослый предлагает из такой задачки придумать сказку. Модель начала сказки в первое время может быть дана и родителями. Но после обучения взрослым лучше отказаться от частых образцов.
В этом качестве лучше использовать шуточные, стихотворные задачки.
Задачка. Барсучиха-бабушка Испекла оладушки. Угостила двух внучат, Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат?
Начало. Взбунтовались однажды барсучата, решили убежать от бабушки и искать счастья по белу свету…

Задачка. Купила мама десять яиц и несла их в корзине зимой. А дно упало, (а дно – одно -игра слов). Сколько яиц осталось?
Начало. Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось…

ИЗ СКАЗКИ – ЗАДАЧКУ

Не менее важна обратная работа: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Благодатный материал (сказки) имеется. Дело за тем, как научить детей преобразовательному ремеслу. Для школьников это делается не столько путем объяснения, сколько с помощью образца:
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Задачка. Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?

Сказка «ТРИ МЕДВЕДЯ»
Задачка Если бы девочка вела себя примерно, то сколько бы героев сказки за нее переживали?

ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).

Повышенный интерес, проявляющийся в последние годы к литературному творчеству, говорит о поиске точек соприкосновения сказочного мира с миром реальным, о возможности их соединения. И не только о возможности - о необходимости. Нельзя допустить потери главного общемирового богатства - сказки. Ибо дети - наше будущее и от того, насколько глубоко впитают они главные нравственные идеалы, насколько прочно сохранятся в их сердцах лучшие народные традиции, зависит будущее всего человечества. Во имя этого пишутся сказки. В этом - их высокое предназначение.























Методы работы со сказкой.

-СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ

-ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

-СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

-СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

-СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

-МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

-ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

-ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

-СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ.

-СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ

-ИЗ СКАЗКИ – ЗАДАЧКУ

-ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.







Методы работы со сказкой.

-СКАЗКИ ОТ ПОСЛОВИЦЫ

-ИЗ СКАЗКИ УБЕЖАЛИ ВСЕ ГЛАГОЛЫ ИЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

-СКАЗКИ С НОВЫМ КОНЦОМ

-СКАЗКИ ПО ЗАВУАЛИРОВАННЫМ КАРТИНКАМ

-СКАЗКИ ПО АНАЛОГИИ С ИЗВЕСТНЫМИ

-МОДЕЛИРОВАНИЕ СКАЗОК

-ЦВЕТНЫЕ СКАЗКИ

-ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ

-СКАЗКИ ИЗ МУСОРА

-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ.

-СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ

-ИЗ СКАЗКИ – ЗАДАЧКУ

-ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ.