Игровая программа на свежем воздухе для среднего звена.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное специальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная школа-интернат

VII-VIII вида»

г.о. Электросталь, Московской области.

«Поиграй-ка!».

Игровая программа для проведения на улице для детей среднего звена.

Составила и провела воспитатель 2 группы Паршина Е.В.

Цели и задачи:


1. Коррекция поведения детей с ОВЗ на основе здоровьесберегающих технологий.

2.Пропаганда здорового образа жизни как безопасного поведения человека в современных условиях жизни.

3.Усвоение детьми основных правил предлагаемых игр для возможности самоорганизации таких игр.

4.Развитие ловкости, быстроты реакции, внимания.

5.Умение работать в команде.

6.Создание благоприятного климата в детском коллективе.

7. Создание хорошего настроения как положительного фактора укрепления физического и психического здоровья детей.



Методические рекомендации.

Подвижные игры для детей среднего звена школы.

Подвижные игры для детей 10-12 лет являются более сложными, чем в младших классах. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат ещё довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, поэтому силовые данные детей ещё невелики; организм пока не готов к большим физическим напряжениям, к односторонним нагрузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, ёмкость лёгких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туловищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста. Развивающийся организм испытывает всё большую потребность в кислороде. Дыхательная система детей отличается большей развитостью, нежели в младшем школьном возрасте, но дыхание ещё недостаточно глубокое. Игры с активными движениями способствуют укреплению дыхательного аппарата. В процессе занятий подвижными играми дети осваивают многие движения, требующие тренировки, сознательного волевого усилия. Игры для 10-12-летних по времени более продолжительны, чем игры для младших школьников. Иногда играющие довольно долго находятся в постоянном движении, что способствует развитию выносливости. Дети этого возраста начинают мыслить более критично и отвлечённо, у них развивается способность к абстрактному мышлению, всё это позволяет им осваивать более сложные игры с многочисленными правилами. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Детям 10-12 лет интересны игры, в которых совместные усилия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится конкретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре. К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, меткость, выносливость, силу и сообразительность. Игры детей 10-12 лет остаются сюжетными, однако играющих больше интересует символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как было раньше. Однако руководителю необходимо помнить, что при неправильной организации подвижных игр некоторая неустойчивость в поведении детей, переоценка ими своих сил могут привести к нежелательным поступкам. В некоторых подвижных играх водящие исполняют свои обязанности с начала и до конца игры. Для таких игр надо подбирать наиболее подготовленных игроков. При их выборе хорошо пользоваться советами учащихся, которые уже в состоянии оценить силы своих товарищей и быть самокритичными. Воспитатель может предложить учащимся выбрать водящего, указав, какими качествами он должен обладать. Можно использовать и другие способы выбора водящих. В конце объяснения игры необходимо обратить особое внимание на её правила. Образность рассказа об игре в этом возрасте уже не нужна, но изложить сюжет некоторых игр нужно. Детям легче воспроизводить знакомые понятия, чем подражать образам, а их творческой фантазии достаточно, чтобы понимать, что игра условна.

Командные игры занимают особое место в деятельности детей этого возраста, поэтому следует научить их делиться на равносильные команды. Можно применять все способы деления на команды, кроме выбора игроков капитанами, так как они ещё не могут делать это объективно.

Дети в этом возрасте очень эмоциональны и им трудно дожидаться своей очереди в эстафетах, гонках, так что лучше делить их на небольшие команды по 8-10 человек в каждой. У детей повышается интерес к самим действиям. Их интересует не только конечный результат, но и качество выполнения того или иного действия. В данном возрасте учащиеся прислушиваются к мнению товарищей и иногда считаются с ними больше, чем со взрослыми, поэтому руководитель должен обладать умением воздействовать на отдельных играющих через коллектив.

В этот период хорошо приучать детей к честному поведению в игре. На тех, кто не сделает этого, руководитель должен обратить особое внимание. Когда играющие научатся смело и честно признавать свои ошибки, играть будет интереснее и судить игру станет значительно. Знакомая игра может использоваться в качестве разминки в подготовительной части прогулки (после контрольных уроков в классе, после последних уроков, когда учащиеся утомлены и рассеянны). Малоподвижные игры проводятся в заключительной прогулки, чтобы привести учащихся в относительно спокойное состояние и сосредоточить их внимание.



План занятия.


1.Объяснение правил игры: начало, ход игры, результат игры.

2. Этап «Спортивный».

3. Этап «Смекалка».

4. Этап «Военный».

5. Этап «Кроссворд».

6. Подведение итогов.



Ход занятия:



1.Объяснение правил игры: начало, ход игры, результат игры.


Дети по команде воспитателя строятся в одну шеренгу. Воспитатель рассказывает детям, что на прогулке они будут играть в игру, состоящую из нескольких этапов. Проходя по этапам нужно будет выполнять определённые задания, после выполнения которых дети получат в конверте часть финальной фразы. Если удастся собрать всю фразу целиком, они узнают секрет и получат сладкий приз.

Приложение.

ФИНАЛЬНАЯ ФРАЗА:

«Физкультура укрепляет наши мышцы, наше тело.

Учит быть здоровым, ловким, смелым.

Чтоб расти и развиваться, надо спортом заниматься.

Спорт – помощник, спорт – игра! В добрый путь, физкульт -  ура!!!»

Воспитатель даёт старт игры-прогулки:

«Готовьтесь к старту! Вас сегодня игры ждут. Пусть ловкость, дружба и смекалка вас к победе приведут!».


2. Этап «Спортивный».


1). СПОРТИВНЫЕ ЗАГАДКИ

1.

Соберем команду в школе

И найдем большое поле.

Пробиваем угловой -

Забиваем головой.

И в воротах пятый гол!

Очень любим мы ... (футбол)


2.

Здесь команда побеждает,

Если мячик не роняет.

Он летит с подачи метко

Не в ворота, через сетку.

И площадка, а не поле

У спортсменов в ... (волейболе)


3.

В этом спорте игроки

Все ловки и высоки.

Любят в мяч они играть

И в кольцо его кидать.

Мячик звонко бьет об пол,

Значит, это ... (баскетбол)

4.

Я смотрю - у чемпиона

Штанга весом в четверть тонны.

Я хочу таким же стать,

Чтоб сестренку защищать!

Буду я теперь в квартире

Поднимать большие ... (гири)

5.

На Олимпе в древнем мире

Греки поднимали гири,

Состязались в беге, силе,

Тяжести переносили.

И дарила им награды

Летняя ... (олимпиада)

6.

Мы не только летом рады

Встретиться с олимпиадой.

Можем видеть лишь зимой

Слалом, биатлон, бобслей,

На площадке ледяной -

Увлекательный ... (хоккей)

7.

И мальчишки, и девчонки

Очень любят нас зимой,

Режут лед узором тонким,

Не хотят идти домой.

Мы изящны и легки,

Мы - фигурные ... (коньки)


2) Воспитатель предлагает детям две игры:

«Не хуже кенгуру». Нужно пробежать, а вернее — пропрыгать определенное расстояние, зажав между коленями теннисный мяч или спичечный коробок. Время засекают по часам. Если мяч или коробок падает на землю, бегун поднимает его, снова зажимает коленями и продолжает бег. Побеждает показавший лучшее время.

«Кривая дорожка». На полу проводят мелом кривую змеевидную черту — дорожку. Смотря все время под ноги сквозь перевернутый бинокль, нужно пройти дорожку с одного конца на другой и не споткнуться.

Получив конверт с частью финальной фразы, дети переходят на следующий этап «Смекалка».

3. Этап «Смекалка».

1)«Весёлые Да-Нетки»



Воспитатель:
- Помни, что не всегда ответ в рифму бывает правильным!
«Веселые «да-нетки» - без фантиков "конфетки".
Только "да" и только "нет" - дайте правильный ответ!

Если ты бежишь в буфет,

Значит, ты голодный? ... (да)— В небе месяц и звезда —

Значит, это полдень? ... (нет)


На лётном поле поезда

Готовы к старту в небо? ... (нет)


Кто много кушает конфет,

Тот сладкоежка, верно? ... (да)


Кастрюля и сковорода

Нужны для ловли рыбы? ... (нет)


Сохранить большой секрет

Очень трудно, правда? ... (да)


Если любишь ты балет,

То пойдешь в театр? ... (да)


Растут усы и борода

У тех, кто ходит в садик? ... (нет)


Если ленишься всегда,

В дневнике пятерки? ... (нет)


Ты с аппетитом съел обед,

Сказать спасибо нужно? ... (да)


Если врешь везде, всегда,

Значит, ты правдивый? ... (нет)

В колодце чистая вода,

Чтоб плавать и нырять там? ... (нет)




2) Воспитатель предлагает детям две игры.

«Хозяин и молодцы».
Играющих может быть сколько угодно, но не меньше 3 человек. Чем больше игроков, тем больше нужно места. Выбирается один тролль, ему отводится какое-либо место — «дом» — это может быть стул, дерево, очерченный мелом круг. Подальше от тролля находится «дом» молодцов.
Здесь молодцы тихо договариваются, на какую работу к троллю они будут наниматься. Работу они будут показывать только движениями.
Делать это они должны одновременно.

Пример игры:
Молодцы договорились быть пильщиками и идут к дому тролля. Подходят и говорят:
— Здравствуй, Тролль!
— Здравствуйте, молодцы! Зачем пришли?
— На работу наниматься!
— А что вы умеете делать? Молодцы отвечают:
— А вот что!..
И начинают молча показывать движениями, как пилят дрова. Если тролль догадывается, что ребята показывают, то говорит: «Пильщики мне не нужны!» И с этими словами бежит ловить молодцов. Пойманный становится троллем  и  занимает «дом».  Бывший  тролль становится молодцом.
Ну а если не отгадает с трех попыток, то молодцы ему «делают нос» и говорят: «Не догадался — без работников остался!» и дают троллю новое задание.


«Поезд».
Инвентарь: свисток.
Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идёт от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже. Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.



Получив конверт с частью финальной фразы, дети переходят на следующий этап «Военный».


4. Этап «Военный».

1)Дети отгадывают загадки:

1.Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ...

(страну)

2.

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ...

(пограничником)

3.

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ...

(корабле)

4.

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ...

(летчик)

5.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ...

(танкистом)

6.

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ...

(пехота)

7.

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ...(войны)



2). Дети выполняют различные команды на перестроения как на военной подготовке.



3). Воспитатель предлагает детям 2 игры:


«Кривая дорожка».

На полу проводят мелом кривую змеевидную черту — дорожку. Смотря все время под ноги сквозь перевернутый бинокль, нужно пройти дорожку с одного конца на другой и не споткнуться.

«Тёмный лабиринт».

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.



















5 этап. «Кроссворд».

Разгадывание кроссворда по командам на время.

КРОССВОРД
«ВОЕННЫЙ»


[pic]


КРОССВОРД
«ВОЕННЫЙ»:



По горизонтали:
2. Какое животное иногда тоже служит?
4. Куда идут служить все ребята, когда вырастут?
8. Больница для раненных солдат.
9. Специальный карман для пистолета.
10. Техника для охраны воздушной границы.
11. Зимняя верхняя одежда солдата.
12. Средство передвижения на гусеницах.



Кроссворд «Военный». Ответы.


По вертикали:

1. Корабль
3. Родина
5. Мина
6. Сапоги
7. Воин
8. Граната

По горизонтали:

2. Собака
3. Армия
8. Госпиталь
9. Кобура
10. Самолет
11. Шинель
12. Танк



5. Подведение итогов.


Получив конверт с частью финальной фразы, дети складывают финальную фразу целиком. Это и есть итог игры. Дети хором произносят финальную фразу, делают выводы с помощью воспитателя о пользе физкультуры для человека. Каждая команда получает или не получает баллы за скорость, качество прохождения этапов, а также за взаимовыручку во время игры.

Воспитатель подводит итог игры-прогулки, дети делятся впечатлениями, воспитатель хвалит и награждает детей.
























13