Открытое мероприятие
в 7 классе
День православной книги
Внеклассное мероприятие для обучающихся 7 класса
«День православной книги».
Цель: сообщить детям о новом православном празднике в нашей культуре, рассказать о появлении на Руси первой печатной книги и ее создателе - Иване Федорове, познакомить с православными писателями, заинтересовать школьников православной книгой, ее содержанием.
Оборудование и технические средства: мультимедийная презентация «Мастера печатных дел», выставка православных книг и печатных изданий, запись колокольного звона, песня в исполнении Жанны Бичевской «Открою я Псалтирь святую».
Оформление классной доски:
Классный час на тему: « ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ»
Эпиграф. « Есть чудо на земле с названьем дивным – книга!
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел».
План.
День православной книги.
Путешествие в глубину веков к истокам создания первых печатных книг на Руси.
Жизнь и труд первопечатника Ивана Федорова (1510 – 1583 годы).
« Апостол» - первая печатная книга на Руси.
Православные писатели, издания, книги.
Значение православной книги. Чтение и обсуждение рассказа Б. Ганаго
« Прозрение»
Творчество учеников.
Учитель. Наше время — время великих достижений науки, техники, «время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим является книга. В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее... Книга — верный и неизменный наш спутник. Она остается главным источником, из которого мы черпаем знания. Недаром К. Г. Паустовский писал: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из новой книги!» Но, среди множества книг, как выбрать ту, которая оставит след в душе, запомнится на всю жизнь, укажет верный путь, обогатит твой внутренний мир? Многие люди обращаются сейчас к православной литературе. Это замечательные произведения, в которых нет зла, насилия, жестокости…
Я книгу взял, чеканные застежки отогнул,
Пересмотрел ряды кириллицы пригожей,
И воска с ладаном приятный аромат вдохнул.
Прочел псалом: «Как лань к источнику стремится,
Так рвется, Господи, к тебе душа моя».
Пахнула свежестью старинная страница,
И с тихой радостью читаю книгу я.
Что люди находят в православной литературе, какие мысли пробуждают в человеке эти книги, давайте мы с вами попытаемся разобраться в этих вопросах.
На фоне колокольного звона звучит стихотворение К. Романова «Не говори, что к небесам...»
Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна
Верь, как душистый фимиам
Она создателю угодна.
Когда ты молишься, не трать
Излишних слов, но всей душою
Старайся с верой сознавать
Что слышит ОН, что ОН с тобою.
Что для НЕГО слова? – О чем,
Счастливым сердцем иль скорбящий
Ты не помыслил бы, - о том
Ужель не ведает Всезрящий?
Любовь к Творцу в душе твоей
Горела б только неизменно,
Как пред иконою священной
Лампады теплится елей.
Учитель. Сообщение темы классного часа, цели, эпиграфа, плана
Учитель. Известно, что Иван Фёдоров родился в 1510 году, учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. В 1550-х годах он служил дьяконом в Москве, в храме Николы Гостунского, где хранилось множество славянских и греческих книг. Служителей сюда брали особо грамотных. И он, Иван Фёдоров, удостоился этой чести. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего.
"Me пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время
моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного
дела, а вместо хлеба должен рассеивать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу", - лишь грамотный человек с богатым
внутренним миром мог написать эти строки. Есть сведения, что первопечатник находился в самой гуще общественной и культурной жизни Москвы, был знаком со многими выдающимися деятелями той эпохи - митрополитом Макарием, Максимом Греком, священником Сильвестром. « Ради книг я должен жить и трудиться».
Ученик. По благословению митрополита Макария Иван Фёдоров едет в Тверь в Отрочь монастырь побеседовать с узником этого монастыря - Максимом Греком, знающим тайну печатания книг. При встрече с ним Иван Фёдоров старался запомнить каждое слово учёного грека.
Ученик. В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии. Но готова она была только в 1563 году. Митрополит Макарий советует Ивану Грозному принять на службу Ивана Фёдорова. Писатель Юрий Овсянников в книге об Иване Фёдорове «Ради братии своих...» так описывает начало работы первой печатни в Москве:
Ученик. «Страх не покидал его со вчерашнего дня. Владыко Макарий вчера после всеношной объявил ему, что царь Иван Васильевич самолично желает узнать, как он, Иван Фёдоров, собирается подвижными буквами священные письмена печатать. И надлежит ему, Фёдорову, поутру явиться в государевы покои. Во время разговора с царём Иван Фёдоров подал ему белый лист бумаги, на котором подвижными буквами был отпечатан полный титул государя и царя Ивана Васильевича. Царь откинулся в кресле и долго любовался листом. Потом сказал: «Не в чулане начинать такое дело надо... Святой отец благословил тебя на него, и я без своей милости не оставлю. Печатню настоящую поставим. Здесь, в Кремле. У храма Николы Гостунского...» |
Ученик.
Просыпались по застрехам птицы,
Запевали третьи петухи.
Поднималось солнце над столицей,
Золотя шатровые верхи.
Царь спешил на стройку.
Там умело возводили стены мастера
Для большого дела, для живого-
Первого печатного двора.
Вот они! Пока ещё без крыши,
Меж лесами прорези окон,
И заметно с каждым днём всё выше
Становился дом со всех сторон.
Царский глаз, усталый, воспалённый,
Всё искал: не кроется ль изъян...
Пред царём коленопреклонённый
Книжный мастер - Фёдоров Иван.
Царь Иван стал, будто ростом ниже,
С мастером Иваном говоря,
Молодой, широкоплечий, статный,
Перед Грозным Фёдоров Иван
О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тёзке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты...
Грозный царь стоял и думал думу
О дерзанье царственном своём.
И в печати помощь видел Грозный
Для своих больших державных дел...
Ученик. 10 лет работали Иван Федоров и его ученик Петр Мстиславец над устроением Печатного двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги. Иван Федоров сам строил печатные станки, сам отливал формы для букв, сам набирал, сам правил. Много труда ушло на изготовление различных заставок,, рисунков большого и малого размеров. Рисунки изображали и кедровые шишки, и диковинные плоды - ананасы, виноградную лозу. Взял Иван Федоров страницу, оттиснул на ней узор, вырезанный на доске и смазанный черной краской. Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Дальше шли буквы более мелкие.
Вот и готова первая страница
Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью.
И, словно драгоценные венцы
Евангелия старинные сияли.
Письма Славянского узорчатая вязь
Орнаментом цветочным оплелась,
А контуры зверей лесных и птиц
Цветами, травами и стеблями вились
Ученик. Первую книгу делали целый год и называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов»). Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу: по буквам, по рисункам и по заставкам - концовкам, состояла из 267 листов.
Ученик. Книга вышла в свет I марта 1564 года повелением Ивана Грозного и благословением митрополита всея Руси Макария. Этот год и почитается началом московского да и всего русского книгопечатания. Иван Федоров с Петром Мстиславцем вошли в историю как русские первопечатники, а их первое датированное творение стало образцом для последующих изданий. До наших дней дошел 61 экземпляр этой книги.
После выхода «Апостола» стал Иван Федоров со своими помощниками готовить к изданию новую книгу - «Часовник». Если «Апостол» выпускался год, то на «Часовник» ушло всего 2 месяца. По «Часовнику» учили детей грамоте.
Ученик. В 1566 году Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем оставил Москву и переехал сначала в Литву, потом на Украину. Одной из причин было недовольство отдельной части церкви, священников, считавших кощунством механическое воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка. Также не очень-то пришлись по вкусу старым монахам - переписчикам новые веяния в книжном деле. Труд переписчика становился абсолютно невыгоден: ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле. В этом же году в типографии Фёдорова произошёл пожар, и он был неслучайным.
Ученик
И тогда не знали два Ивана,
Заведя горячий разговор,
Что по воле вражеского стана
Запылает их Печатный двор.
Что объявят «ересью и ложью»
Всю печать - не рукописный труд,
И, призвав на «ересь» « кару Божью»,
Двор Печатный ночью подожгут.
Что потом боярин сговорится,
Как бы им народ ввести в обман,
Что покинет древнюю столицу
Для чужбины Фёдоров Иван…
Ученик.«Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», - писал Фёдоров в послесловии к своим книгам.
Ученик. Но Фёдоров и Мстиславец продолжали заниматься печатным делом.
Несколько лет первопечатники работали в городке Заблудово в типографии литовского гетмана Григория Ходкевича, известного покровителя православного просвещения. Здесь было напечатано «Учительское Евангелие»- сборник евангельских текстов. В Заблудове в 1570 году вышла новая книга Ивана Фёдорова «Псалтырь с Часословцем». В этом же году состарившийся гетман Ходкевич закрыл заблудовскую печатню, так как не мог её больше финансировать. ( Песня в исполнении Жанны Бичевской).
Ученик. Затем Иван Фёдоров с семьёй переехал во Львов. Он занял денег и построил свою печатню. В 1574 году он издал здесь первую русскую «Азбуку». Открывали её 45 букв кириллического алфавита. В азбуке находились учебные тексты, грамматические конструкции, а также молитвы, послания, притчи. Это была полноценная учебная книга, которая шла нарасхват и зачитывалась буквально до дыр. В послесловии И. Фёдоров писал, что букварь «напечатан для пользы русского народа».
Ученик. Финансовые трудности вынуждают Ивана Федорова покинуть Львов и поступить на службу к богатому украинскому феодалу, князю Константину Острожскому. В городе Остроге заработала 4 по счету типография И. Федорова. Мастер продолжал печатать свои книги. Но именно в Остроге им была напечатана первая полная славянская Библия. Она стала известна под названием «Острожская Библия». Издание Библии, широко разошедшейся по всем славянским землям, стало одним из главных деяний Ивана Федорова.
Ученик. В последние годы жизни мастер испытывал большую нужду. Создать собственную типографию во Львове не удалось. Умер Иван Федоров в 1583 году 5 декабря. На надгробном камне была сделана надпись : «Друкарь книг пред тем невиданных».
Учитель. Русский народ отдает должное своему первопечатнику. Книгоиздатели и книговеды ежегодно, с 1959 года проводят научные сессии, посвященные проблемам истории книги и книжному делу- « Федоровские чтения». Вышло большое количество трудов, посвященных жизни и деятельности Ивана Федорова. В центре Москвы, на Никольской улице поставлен памятник первопечатнику. Монумент был открыт в торжественной обстановке 12 октября 1909 года. Ученик.
Ученик.
Мы умеем предками гордиться-
Память о печатнике живет,
Фёдорову памятник в столице
Сохраняет бережно народ.
(Н. Кончаловская)
Учитель. А теперь, ребята, посмотрите сценку, которая поможет вам совершить увлекательное путешествие во времени и встретиться с удивительным человеком - первопечатником Иваном Фёдоровым. От него мы ещё раз услышим рассказ о создании печатных книг на Руси. А встретиться с ним нам поможет обыкновенный школьник Петя.
(Занавес открывается. У печатного станка стоит Первопечатник. Появляется Петя.)
Первопечатник (замечает Петю):
Ты кто таков? Откуда взялся?
Тебя я прежде не видал.
Петя (вздыхает, вытирает пот со лба):
Ну, наконец-то я добрался,
Меня сюда к вам Даль прислал.
Он мне рассказывал, что Вы
В печать дорогу проторили,
И чтобы там не говорили,
Но мне хотелось бы узнать,
Как дело удалось начать.
Первопечатник:
Да как хоть кличут-то тебя?
Петя: Ой, извините, Петя я.
Первопечатник:
Ну, слушай, повесть вот моя.
Я книги с детства почитал:
В них видел мудрости исток.
И с ранних лет уже мечтал,
Чтоб каждый их читать бы мог.
Но вот была в чём незадача:
Не всякий книгу и видал,
А в руки взять - уж редкая удача.
Петя (удивлённо):
А я про это и не знал!
(С любопытством.)
И почему ж так редки книги были?
Первопечатник: Так долго ведь вручную их писать.
Вот потому мы и решили
Книгопечатанье в Москве начать.
Мне повезло наш царь Иван,
Что средь народа Грозным звался,
Дал разрешенье на печатный стан,
И с Божьей помощью наш труд начался.
Мы буквы, шрифты отливали-
Давалось дело новое непросто,
Ночами тёмными не спали.
(С гордостью.)
И вышла книга первая - «Апостол».
К печатанью второй я приступил.
Но вскоре царь Москву покинул,
И труд мой тут же прерван был.
Бояре-недруги явили злую силу-
Печатню сжечь они пытались.
И мы, хозяйство не ленясь собрать,
В Литву далёкую подались.
Святое дело наше продолжать. (Задумчиво.)
Так начались мои скитанья...
В Литве недолго я прожил,
Не все там высоко ценили знанья.
И в город Львов оттуда я отбыл.
Пошло там дело у меня-
Книг множество исправно выпускал.
Тогда и побывал в далёких странах я,
Где пользу грамоты народ признал.
Вернувшись, напечатал я «Букварь»,
Чтоб нашу азбуку весь мир услышал.
И первый русский « Календарь»-
Он тоже из моей печатни вышел.
Петя:
Да, это дело стоит похвалить!
А что сейчас вы издаёте?
Первопечатник:
Я Библию Руси задумал подарить-
Она у нас уже в работе.
Учитель. Книги, которые издавал Иван Фёдоров, были в основном духовно-религиозного содержания. (Слайд) Что такое православная книга в наше время? Митрополит Климент на празднике православной книги пояснил: «Православная книга-это издания, рассказывающие о православной вере, помогающие понять Священное Писание, богослужение, приобщиться к православной традиции». Посмотрите, ребята, на нашу выставку книг. Православные писатели хотят донести до вас евангельское слово в доступной и понятной форме. Добро и зло, любовь и прощение, милосердие и забота о ближних - вот что составляет содержание этих книг. Евангельская тематика присутствовала в произведениях многих русских писателей: И.С. Шмелёва («Лето Господне», «Богомолье»), Л. Андреева (« Гостинец»), А. П. Чехова («На Страстной»), Н. С. Лескова (« Фигура»), А. К. Толстого («Благовест»), Ф. М. Достоевского («Божий дар»). Православная традиция сохранилась и в творчестве современных писателей: Е. Поселянина («Николка»), Ю. Вознесенской («Путь Кассандры»), Н.Коняева («Никола хлебный»), Б.А. Ганаго («До первой звезды»).
Сейчас в нашей стране есть православные издания(«Лепта»), православные журналы (« Русский дом», « Славянка», «Виноград», «Фома»), православные радиостанции («Радонеж»), православные телеканалы(«Союз»).
Учитель. А сейчас я предлагаю вам послушать рассказ Б. Ганаго
«Прозрение» и подумать: о чём написал вам автор?
Учитель.1. Как вы понимаете значение слова « прозрение»?
1)Стать зрячим (видеть мир глазами).
2)Стать зрячим душой и сердцем (делать людям добро, спешить им на помощь).
Название рассказа «Прозрение» объясняется вторым значением.
2.К кому в рассказе можно отнести словосочетание «прозревшие для добра»?
1) К одноклассникам Левы.
2) К друзьям по институту. Их человеческая доброта помогла Леве обрести смысл жизни.
3.Как одноклассники восприняли несчастье, которое произошло с их другом?
( Они проявили неравнодушие к его беде. Помогали ему в учебе, провожали в школу, вместе учили уроки, водили на каток и концерты. Безграничная доброта и милосердие друзей Левы помогли ему в его нелегкой жизни).
4. Можно ли сказать, что смысл жизни друзей Левы состоит в том, чтобы дарить людям добро, спешить к ним на помощь?
5. Чему учит рассказ «Прозрение»?
(Добру, милосердию, любви к людям, чуткости).
Учитель. На этом мы заканчиваем наш праздник. В заключение хочу сказать: прочитайте книги, о которых мы говорили. Оттого, какие книги вы
будете читать, зависит и то, какими будете вы.
[link] .
Б.Ганаго «Прозрение».