МОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
Автор:
учитель начальных классов
Сердитова Людмила Васильевна
д. Калининская
Прилузский район
Республика Коми
2014
Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Задачи мастер-класса:
• передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Модель проведения мастер-класса.
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).
Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.
Основная часть.
Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.
Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование- представление выполненных работ.
Заключительное слово.
Анализ ситуации по критериям:
овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;
развитие способности к рефлексии;
развитие коммуникативной культуры.
Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.
Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе
Алгоритм мастер-класса (по автору Н.И. Ведерниковой)
Структура проведения «Мастер-класса»:
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Рассказ педагога о проекте занятия
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
Краткая характеристика результативности используемой технологии
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
Ход проведения «Мастер-класса»:
Презентация педагогического опыта педагога-мастера
-Добрый день, уважаемые участники мастер-класса. Актуальность выбранной мною темы для мастер-класса заключается в словах В.А. Сухомлинского: «Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. Плохое чтение, как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте.
-Действительно, первой и наиболее доступной для детей формой художественного восприятия художественного произведения является выразительное чтение и рассказывание учителя. Слушая выразительное чтение, дети проникают в суть произведения, истолковывают текст так, как его преподносит учитель. Поэтому очень важно вести эту работу грамотно и целенаправленно.
В канун 70 – летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войны необходимо больше внимания уделять вдумчивому чтению произведений о войне. И если рассказы и повести учащиеся читают охотнее, то чтению стихотворений должна предшествовать
определенная подготовительная работа. Об этом мы и поговорим сегодня на нашем мастер – классе.
Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
- Свою работу по обучению активному методу восприятия литературных произведений я веду по пособию М.И. Омороковой «Учимся читать выразительно» издательства «Вентана – Граф».
-У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особые «инструменты», помогающие радовать слушателей своим чтением. Давайте назовем их. (Это дыхание, голос и дикция.)
На уроках литературного чтения мы работаем над техникой речи и выразительностью.
Дыхание – это тоже средство развития речи. Как вы считаете, почему чтецу нужно управлять своим дыханием? Дыхание связано с голосом. Слабое, прерывистое, неглубокое дыхание делает голос тихим, невнятным, не способным, когда нужно, повышаться или понижаться. Предотвратить это помогут выполнение следующих заданий.
Задания:
Прочитай строчки, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки между частями, затем быстро и без пауз.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю. Друнина
- Понаблюдаем за дыханием. Читая быстро, мы не можем вникнуть и прочувствовать смысл стихотворных строчек. Спешка при этом недопустима.
Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
А.Твардовский.
- Повторы слов «ВОЙНА» и «НЕТ» усиливают смысл стихотворения.
Голос тоже участвует в образовании речи, поэтому он должен быть достаточной звучности и частоты. Какой бывает голос? (Полетный - свободно звучащий, благозвучный - приятный, гибкий - подвижный, каркающий – скрипящий). Какой голос надо развивать? (Средний по высоте, не требующий напряжения)
[pic]
Задания:
Мне хотелось вобрать
Всю листву, все увалы,
Мне хотелось запомнить
Всех трав имена.
Мне впервые
Природа такой представала,
И глаза на нее
Мне раскрыла война.
Б.Дубровин.
- Обратите внимание, что это стихотворение подходит читать пониженным и ровным голосом, высокий – не подойдет для этих строк.
Когда упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, -
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..
И.Уткин.
Речевое мастерство – это показатель культуры учителя и учащихся.
Очень важный инструмент чтеца – это дикция, то есть отчетливое, ясное произношение звуков и слов.
Произноси четко п ,б, р, прочитай строки ясно выделяя эти звуки.
Прошедшим фронт, нам день зачтется за год,
В пыли дорог зачтется каждый след.
И корпией на наши раны лягут
Воспоминания юношеских лет.
Н. Рыленков.
Прочитай торжественно, грустно, зло.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна…
О. Берггольц.
- Действительно, торжественно и зло не получится прочитать, т. к. в стихах заложена печаль, грусть…
Вот некоторые приемы работы над выразительным чтением стихотворений о войне. Причем мы прочитали стихи поэтов военной поры и стихи тех авторов, которые писали уже в послевоенное время (И.Уткин, Н. Рыленков, Б.Дубровин). Для детей выходят новые сборники произведений о Великой Отечественной войне. С ними обязательно надо знакомить наших учащихся.
Таким образом, всю работу над выразительным чтением художественного произведения можно объединить в кластер (показ).
[pic]
Урок (занятие) или имитационная игра со слушателя с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
- Вашему вниманию я представляю работу по произведению Ольги Берггольц «Баллада о ленинградской матери», данное произведение посвящено августу 1941 года, когда Ленинград объявлен в опасности.
Берггольц Ольга
Песня о ленинградской матери
Двадцатое августа 1941 года.
Ленинград объявлен в опасности.
Вставал рассвет балтийский
ясный,
когда воззвали рупора:
— Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград! —
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала:
— Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,
и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его.
Иди, мой младший, мой любимый,
зови с собой своих друзей.
Да не падет на дом родимый
бесчестье плена и плетей!
Нет, мы не встанем на колени!
Не опозорить, не попрать
тот город, где Владимир Ленин
учил терпеть и побеждать.
Нет, осиянный ратной славой,
великий город победит,
мстя за Париж, и за Варшаву,
и за твою судьбу, Мадрид.
...На бранный труд, на бой, на муки,
во имя права своего,
уходит сын, целуя руки,
благословившие его.
И, хищникам пророча горе,
гранаты трогая кольцо,—
у городских ворот в дозоре
седая мать троих бойцов.
20 августа 1941
- Определите авторскую позицию, свое отношение и задачу чтения. Авторская позиция: Автор сочувствует матери, сожалеет, что мать должна отдать последнего сына на защиту Родины.
Наше отношение к героям: Нам жаль мать, мы переживаем за нее, и понимаем, как ей больно.
Задача чтения: Сообщить слушателям о состоянии бедной матери и пробудить к ней сочувствие, передать весь трагизм войны.
- Данное стихотворение созвучно с идеей плаката «Родина – мать зовет!» Почему? Да, изображена седая мать, с поднятой рукой. Дух ее не сломлен, она верит в победу, победу любой ценой.
4. Моделирование
- Я предлагаю разделиться на 2 группы и самостоятельно разработать систему заданий в режиме продемонстрированной педагогической технологии. (Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею).
Например, Что нужно сделать, чтобы понять и выразить чувства?
Перечитай внимательно текст и найди слова, выражающие чувства героя и автора.
Подумай, что пережил герой; вообрази себя на его месте и попытайся пережить события вместе с ним.
Реши, как ты относишься к героям и событиям.
Попытайся прочитать текст, передавая свое отношение к герою, событиям, картинам. Не забудь про дыхание, голос, дикцию.
Работа по памятке:
«Учимся понимать художественное произведение»
Понять текст (о чем в нем говорится)
Представить героев, картины, нарисованные поэтом или писателем, увидеть их;
Понять чувства героев и автора произведения.
Осознать свои чувства, свое отношение к героям и событиям.
Рефлексия
(Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей).
Итак, обучение выразительному чтению в начальной школе мы рассматриваем как компонент читательской деятельности младших школьников и активный метод подготовки вдумчивого читателя, способного к углубленному восприятию произведений разных жанров.
Читать и говорить выразительно – это значит владеть «инструментами» чтеца, понимать задачу своего чтения – научиться понимать о чем читаешь.