Экскурсия «Храмы трех вер»
Продолжительность: 2.30 часа
«Храмы трех вер»
Цель экскурсии – знакомство экскурсантов с культовыми зданиями мировых религий в г. Тюмени.
Задачи экскурсии - формирование религиозного кругозора и культовой культуры у экскурсантов
- формирование навыков посещения культовых центров
- представить информацию экскурсантам о особенностях архитектуры в зданиях культурной значимости.
Общие методические указания:
- автобус должен проходить по всем правилом проведения экскурсии: 1.обогрев автобуса; 2.удобные, мягкие сидения и 3.оснащен нужной аппаратурой (микрофон, видео аппаратура и т.д.) 4. чистый.
- группа экскурсантов не более 35 человек.
- проведение экскурсии желательно проводить в теплое время года.
«Храмы трех вер»
Здравствуйте! Разрешите представиться, меня зовут Людмила. Я сегодня буду вашим экскурсоводом. Тема нашей экскурсии «Храмы трех вер». По времени она у нас займет около 2.30 астрономических часов. Вашему вниманию будут представлены три объекта:
1) Троицкий монастырь;
2) Католическая церковь (Костел – от польского);
3) Культовое здание иудеев (Синагога – переводится как место для собраний, произошло во времена Вавилонского пленения).
Прошедшее нужно знать не потому,
что оно прошло, а потому,
что, уходя не умело убрать своих последствий.
И так, начинаем мы нашу экскурсию с площади Ленина. И это место, когда-то было культовым. Здесь в начале xx века была возведена часовня во имя невинно-убитого императора Алексея ІІ, но она примерно просуществовала до середины xx века.
Логический переход
А какие еще нас дальше ожидают церкви и монастыри? Давайте посмотрим!
Прошу вас зайти в автобус и занять для вас удобное место. Большая просьба не вставать с мест до полной остановки автобуса. Ну что, поехали.
В Тюменском крае на протяжении многих веков формировалась религиозная культура, где официально представлено более двадцати конфессий. Тюменская земля принимала всех, не смотря на этническую принадлежность и религиозные верования.
Сегодня в городе сосредоточено большое количество культовых зданий различных кофессий: 10 православных храмов, 2 мусульманские мечети, а так же 1 еврейская синагога, 1 католический костел и комплекс Свято-Троицкого монастыря – где мы сегодня побываем на нашей экскурсии.
Путевая информация. Рассказ Прием комментирования.
С левой стороны от моей руки вы можете разглядеть Знаменский собор. Закладка Знаменской церкви состоялась в 1768 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Разнообразие форм и превращение традиционного пятиглавия и декоративное завершение придают церковному зданию сложный и в то же время легкий облик.
Вопрос к студентам.
А вы знаете, в каком стиле построена Знаменская церковь? (она построена в силе русского барокко). Церковь со временем подвергалась некоторой перестройке. И как Вы уже заметили, она и сейчас находится на реконструкции.
По этой же стороне за «мостом влюбленных», вы видите полу разрушенную Вознесенскую церковь. Она была заложена в !770 году. Строилась двадцать лет. В те годы это был первый двух этажный и самый большой храм Тюмени; при нем находилось приходское училище. Храм был довольно богат. Владельцы кожевенных заводов Колмогоровы, Решетниковы жаловали храму, как деньги, так и церковную утварь. В 1929 году храм бал закрыт и частично разрушен (утрачена колокольня. Купола, кресты). Сейчас церковь находиться в стадии восстановления.
А по правую руку от меня находится Крестовоздвиженская (прежде ее называли – Вознесенская, Никольская во имя Николая Чудотворца). Церковь построена по типу трапезных, с богато декоративным пятиглавием. Во время капитального ремонта в ХІХ в. Изящный барочный декор церкви исчез, тем не менее она не утратила своей красоты. В 1997 году при храме открылось Духовное училище, в 1999 году для него было построено новое здание, которое вместе с церковью составляет сейчас единый архитектурный ансамбль.
Логический переход от путевой информации к подтеме.
Каждая из этих церквей уникальна по-своему и имеет большое культурное значение для нашего города, но жемчужиной истории и архитектуры Тюмени является мужской Свято-Троицкий монастырь.
Сейчас мы подъезжаем к нему, и вы сразу можете увидеть могучий вид этого монастыря.
Остановка
Прошу вас выйти, не торопясь из автобуса и дождаться всех остальных.
[pic]
Показ. Прием предварительного обзора.
И так, мы стоим у древнейшего в Сибири по времени своего возникновения памятника. Он образует исключительно монументальный, окруженный высокими стенами, комплекс с очень выразительным силуэтом. Рассказ. Прием повествование.
По преданию мужской монастырь основан в 1616 г. пришельцем из казанской Раифской пустыни монахом Нифонтом. В 1622 г. при игумене Сергии монах Корнелий Хорев срубил первую деревянную шатровую церковь во имя Преображения, давшую название монастырю - Спасо-Преображенский. Долгое время все постройки обители были деревянные. Но в 1706г., после большого пожара, митрополит Филофей Лещинский обратился к Петру I с ходатайством о постройке каменных монастырских зданий. В конце года разрешение было получено.
Начавшись в 1708г. сооружение собора длилось 9 лет. Освящение Троицкой церкви состоялось 3 июня 1715г. Другие престолы (в северном теплом приделе - Успения, вверху над ним на хорах - Преображения, на западных хорах, алтарем к югу - Антония и Феодосия Печерских), построенные «все в одном корпусе» с Троицкой церковью, закончили в 1717г. По именованию главного престола не только собор, но и весь монастырь стал называться Троицким (с 1709г.).
Давайте подойдем по ближе и рассмотрим монастырь.
Показ. Прием зрительной реконструкции.
По своему плану вы видите, что собор представляет четырехстолпный трехапсидный храм, но с упрощенной схемой: боковые нефы - узкие, уменьшены размеры поперечного западного нефа с хорами. Кубический храм осложнен пристройкой с северной стороны двухэтажного здания приделов. С востока к храму примыкают три граненые (украинская традиция) апсиды, средней из которых придана башнеобразная форма. Боковые апсиды (жертвенник и дьяконник) - прямоугольные, одноэтажные, равные по ширине боковым нефам. В западной части устроены хоры,
соединенные балконом. Лестница на хоры расположена в толще северной стены. Могучие столбы, широко расставленные в пространстве храма, по древнерусской традиции имеют крестчатое сечение. Однако, следуя в организации плана традиционной схеме, строители собора по-новому решают его интерьер. Он фактически расчленен на три части: притвор с хорами, собственно храм и алтарные приделы. Доминирующее значение пространства храмовой части на фасаде выявлено ступенчатым повышением объема куба под центральной главой, а внутри собора средняя вертикальная ось подчеркнута сомкнутым четырехлотковым сводом, пришедшем на смену крестовому. Алтарные приделы и хоры перекрыты коробовыми сводами. Таким образом, древнерусская схема была переработана в пользу пространственности интерьера храма.
Своеобразно соединив традиции древнерусской (плановая структура) и украинской деревянной архитектуры (три купола по продольной оси) зодчие тюменского собора создали «произведение оригинальное и в то же время характерное для периода активного усвоения форм, рожденных за пределами России».
Рассказ. Описание.
Архитектура храма отличается грузной кубичностью основного объема, внушительные размеры которого вызывают ощущение особенной
массивности, уравновешенности, тектонической мощи храма. На статичность куба влияет и отсутствие членений, свойственных структуре четырехстолпного храма. Как известно, в древнерусском зодчестве внешние стены разбивались широкими лопатками-пилястрами, которые отвечали расположению внутренних столбов и были связаны с конструкцией. Здесь пилястры смещены относительно столбов и закрепляют углы основного объема. Кроме того, одна из пилястр южного фасада попадает на грань боковой алтарной пристройки и, срезанная ее крышей, воспринимается как элемент декоративного убранства.
Прием сравнения.
В древнерусских памятниках система тектонических и декоративных членений, как правило, акцентировала внимание на вертикальной вытянутости форм храмов. Куб тюменского собора фиксирован угловыми пилястрами и «отсечен» карнизом от пространственной зоны глав, тем самым усиливается впечатление неподвижности объема.
Прием диалога, вопрос-ответ.
А как вы думаете, какой архитектурный стиль в облике собора, созданного в переходный период?
Здесь заметно сказывается влияние украинского барокко, через которое проникали и некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
Рассказ. Прием описание.
Порталы храма решены не в характерной для древнерусских церквей романской «уступчатой» манере, а состоят из полуколонок с базами и капителями и опирающегося на них стилизованного архитрава. Торцовые стены северного придела получили сложное завершение в виде аттиков с «щипцовым» ломаным верхом. Общая декоративная обработка фасадов трактована в духе живописного рельефа. Вместе с тем декор обладает особой выразительностью, свойственной памятникам более раннего периода. Эта выразительность достигается «живой» как бы очеловеченной пластичностью форм, легкой асимметрией в прорисовке деталей, которая создает впечатление ручной работы. По традиции наличники окон на каждой стене имеют различный рисунок. На западном и южном фасадах преобладает мотив полуколонок с полуциркульным (в первом ярусе) и трехлепестковым (во втором ярусе) профилированным очельем. На апсиде колонки с перехватами чередуются с колонками, набранными из «кубышек».
Суровому облику южного и западного фасадов, обращенных в сторону парадного двора, противостоят необычайно живописные фасады северного придела. Роскошный декор выполнен с большим мастерством. Стены завершаются развитым карнизом и щипцовыми нарядными аттиками. Углы апсиды отмечены раскрепованными пилястрами. Сочные фигурные очелья наличников образуют исключительно пластичный рельеф, обогащенный живописной игрой света и тени. В том, что придел получил более раскованное декоративное убранство, есть определенная логика. Этот объем воспринимается только изнутри монастыря, в интерьере двора, причем не с
парадной его зоны, а с интимной части, непосредственно соотносившейся с трапезной.
Прием диалога, вопрос-ответ.
А как вы думаете, внутреннее пространство собора также могуче, как смотрится с внешней стороны?
Внутреннее пространство собора, расчлененное могучими колоннами-столбами, производит не менее сильное впечатление. Использование сомкнутого свода создает ощущение высокого целостного пространства храма. Присутствие мощных столбов смягчается освещенностью храма вторым ярусом окон. Пронизанный светом стройный интерьер собора отвечает новым эстетическим представлениям конца ХVII в. А в 1850-х годах после ремонта собора его стены украсились живописью, которая частично сохранилась до наших дней. Росписи интерьера представляют редкий в регионе сохранившийся образец русской монументальной живописи исторического жанра ХІХ в созданной в характерной академической манере. И в настоящее время Свято-Троицкий монастырь находится на ремонте и реставрации и является одним из уникальных паломнических и туристических центров области.
Подводя итоги можно сказать, что Троицкий монастырь является одной из главных архитектурных и духовных доминант исторического центра Тюмени.
Что вас больше заинтересовало, может, что-то для вас осталось не раскрытым? Можете мне задать вопросы.
Логический переход от подтемы к подтеме.
А сейчас мы отправимся и посмотрим церковь, не похожу на предыдущие церкви, по архитектурному строительству и многим другим особенностям так, как это католическая церковь или по-другому Костел.
Прошу вернутся к автобусу и занять свои места. И так мы направляемся в Костел.
Остановка.
Дорогие студенты мы подъехали краснокирпичному зданию. Это и есть римско-католическая церковь Я попрошу вас выйти.
Католическая церковь или костел
[pic]
Показ. Прием предварительного обзора.
Перед вами находится Костел Святого Праведного Иосифа, который был возведен в 1903-1906 гг. польской общиной Тюмени, состоявшей из сосланных сюда участников польского восстания против России в 1863г.
Рассказ. Прием Объяснения.
За сто лет существования храму пришлось многое пережить. В позапрошлом столетии на территории Тюменской области было довольно много ссыльных, в том числе и поляков, исповедовавших католичество. Тогда собственного храма у них не было. Для проведения месс католики арендовали различные помещения, приспосабливая их под молельные дома. Наконец, в 1902 году собрали пожертвования на строительство католической церкви. В основание храма были заложены Свидетельство о сборе 5 тысяч рублей на строительство, составленное на латыни священником Пжецмыцким, монеты того времени, газеты и зерно урожая 1902 года. В 1906 году храм был достроен и в нем начали происходить первые богослужения.
Первым настоятелем Тюменского костела стал Юзеф Ундерис. К этому моменту приходская община насчитывала более шестисот человек. Лояльное отношение Николая II способствовало развитию и укреплению католического общества в Сибири. В здании католической церкви находилась библиотека, насчитывавшая три тысячи томов. Однако жизнь костела была нарушена установлением советской власти, которая, как известно, была нетерпима к религиям. Для храма настали тяжелые времена. Самым страшным моментом в «жизни» костела стал, пожалуй, 1937 год, когда расстреляли тринадцать членов тюменского прихода, обвиненных в «контрреволюционной деятельности». Спустя двадцать лет их реабилитировали представители той же советской власти. К середине двадцатого века здание католической церкви стало складом, где разместился «Клуб красных директоров». После этого, с 1940 года, там находился спортзал, с конца шестидесятых по начало семидесятых — снова склад. В 1986 году здание перешло в руки ТГУ. Там был открыт этнографический музей. В конце двадцатого века костел совместно использовали католическая община, госуниверситет (как Дом ученых) и филармония (как органный зал). Стодвадцатилетний орган когда-то был подарен друзьями-католиками из Германии, а позже — перенесен в здание Тюменской филармонии.
Римско-католическая община была вновь зарегистрирована в Тюмени уже в 1993-м, но лишь в 1998 году храм окончательно вернулся к ней. Сейчас храм живет своей жизнью — в нем проводятся богослужения, туда приходят новые люди, ищущие свой собственный путь к Богу. Католическая община в Тюмени невелика — человек пятьдесят. Однако в дни праздников церковь навещают представители местной администрации и люди, которым было интересно увидеть храм изнутри, и в итоге могут собираться до двухсот человек. Живет костел главным образом за счет пожертвований со стороны горожан. Ему также помогают католические храмы других стран. Принимая помощь от них, Тюменская католическая церковь даже и не надеется на помощь со стороны нашего, Российского, государства, которое, проявляет явную незаинтересованность ни в развитии церкви, ни даже в поддержании её в надлежащем состоянии. Например, чиновники отказали в помощи по ремонту прорванных тепловых труб. Костел мирно соседствует с православными церквями. На праздники же церкви обмениваются поздравлениями. Настоятелем храма в настоящее время является отец Лешек Хрычук. Содержать храм в надлежащем порядке ему помогают монахини. Однако костел — это не только здание, где собираются люди для проведения служб, это и сами люди, которые приходят сюда. В храме помимо богослужений существует воскресная школа, проводится воспитание юных прихожан. Есть и своя библиотека, в которой находятся книги религиозной тематики. Для прихожан костела организуется активный досуг, например, поездки в католические храмы России и зарубежья, знакомства с католиками других стран. Помимо всего прочего храм открыт для людей, интересующихся его жизнью и историей. В духе Римско-католической церкви ведется воспитание молодежи и детей прихожан. Священники, монахини занимаются предварительной подготовкой к вступлению их в веру. Для людей, желающих принять католичество, проводится обучение — в течение некоторого времени они узнают об основах католической веры, ее ценностях и таинствах. По большей части, католическая община состоит из людей, уже давно принявших эту веру, но есть и новообращенные.
Храм отличается особым убранством. Главный зал представляет собой просторное помещение, внутри которого расположены скамьи для прихожан или людей, пришедших послушать мессу. Однако самые важные богослужения слушают стоя.
На дальней от входа стене зала располагается огромное резное распятие. В костеле не ставят свечей, в нем не увидишь икон — не принято, однако на стенах храма висят рельефные резные изображения, изображающие различные сцены из жизни Христа. В костеле чувствуешь себя просто и свободно, в нем можно спокойно поговорить и даже громко засмеяться — никто внимания не обратит.
Вот такие особенности имеет католическая церковь. Вы можете самостоятельно осмотреть здание и задать вопросы интересующие вас?
Тогда двигаемся дальше. Сейчас мы едем к культовому зданию иудеев Синагога.
Еврейская община города Тюмени представляет собой, с одной стороны, сообщество людей, объединенных по национальному признаку, с другой – совокупность организаций, деятельность которых отражает различные аспекты Современного Еврейского
бытия.
Остановка.
Прошу Вас дорогие студенты выйти из автобуса. Перед вами находится
Культовое здание иудеев Синагога
[pic]
Рассказ. Описание.
Восстановление единственной в Тюменской области синагоги велось с апреля 2000 года. Сама синагога была построена в Тюмени в 1911 году, а после революции пережила те же события, что и культовые сооружения других религиозных конфессий. В 1926 году ее изъяли у еврейской общины. В ней в разные годы то устраивали общежитие, то открывали музыкальную школу, то помещали местную контору “Союзаттракциона”. Одно время изрядно обветшавшее здание хотели передать для каких-то надобностей управлению КГБ, но чекисты отказались. По причине ветхости. Здание, украшенное мраморной дощечкой с надписью, что это памятник, который “охраняется государством”, опустело, стало приютом для бомжей.
В 1978 году было сделано заключение, что строение изношено на 80 процентов. 3 февраля 1993 года первый заместитель главы администрации Тюмени Александр Гулько подписывает распоряжение N 257, и синагога, точнее сказать, то, что от нее осталось, была передана тюменским евреям. И тут произошло первое совпадение. Три студента Тюменского медицинского института — Павел Фельдблюм, Илья Пестриков и Сергей Соловьев — решили воссоздать в городе еврейскую общину и зарегистрировали две организации: религиозную общину “Мадрегот” (“Ступени”) и общество еврейской культуры “Авив” (“Весна”). Восстановительными работами занималась Фирма “Автостройтранс”. Средства на строительство собирали всей общиной, помогали и из других стран.
Первые тюменские евреи принадлежали к двум категориям - ссыльные и торговые люди. В Тюмени не было своего раввина. Ребе приезжал из Ялуторовска (из ссыльных раввинов). Зато был шойхет. В городе Тара была деревянная синагога. Также несколько синагог было в Тобольске (до четырех синагог и молельные дома). В городе есть дома с сохранившимися следами могендовидов (дома купцов Брандта и Айзенштадта). Местная достопримечательность - дом с воротами, на которых отлито: Я.Ш. Шайчик".
Потерян след помещения, где находилась миква. Не сохранилось и здание молитвенного дома, но восстановлена синагога, построенная в начале прошлого века (проект 1905 г., строилась - 1911-1913 г.).
Сейчас в Тюмени существуют три основные еврейские организации: общество еврейской культуры “АВИВ”, благотворительный еврейский центр "Хэсэд-Даниэль" и община прогрессивного иудаизма “Мадрегот”. Но как заверили журналистов представители этих организаций, перед синагогой едины все члены еврейской общины Тюмени, а новое культовое здание будет только способствовать этому объединению.
Наконец-то удалось собрать под одну крышу общего дома все еврейские организации — и общество культуры, и воскресную школу, и молодежный центр, и благотворительную структуру “Джойнта”, и представительство “Сохнута”. Те, кому приходится бывать в синагоге, отмечают, что в здании с залом четырнадцать на четырнадцать и четырнадцати метров в высоту необыкновенно хорошо дышится. В первом ряду главного зала синагоги стоят шесть именных кресел. На бронзовых табличках начертаны фамилии тех, благодаря кому возрождение стало возможно, — Павел Фельдблюм, Илья Пестриков, Герман Хан, Семен Вайншток, Семен Розенберг, Рафаэль Гольдберг. А на памятной доске в честь завершения строительства — еще две фамилии: Николай Дьячков, главный строитель, и Геннадий Бордаков, архитектор.
Ни искусство,
Ни мудрость,
Не могут быть достигнуты
Если им не учиться!
Демокрит.
Теперь уважаемые студенты вы можете самостоятельно осмотреть здания и поделиться общими мнениями и задать мне вопросы.
Рассказ. Беседа, диалог, вопрос-ответ.
Ну вот, подводя итоги по нашей экскурсии давайте все это обобщим и сделаем оценку изложенного в экскурсии. Какое культовое здание из трех нами осмотренных вас больше заинтересовало, и чем? Что на ваш взгляд в зданиях является притягательным и отталкивающим? Как часто вы бываете в подобных местах?
На этом наша экскурсия подходит к концу. Но на пути к конечной остановки мы еще встретим несколько церквей, которые вы сможете увидеть. Прошу занять Вас свои места.
Путевая информация. Рассказ. Прием комментирования.
Сейчас мы будем проезжать церковь Архангела Михаила, которая находиться по левую руку от меня Почти весь квартал между улицами Ленина и Герцена занимает территория храма. С 1616 года церковь была деревянная, а с 1789 года построена из камня. Построенная на деньги купца Трусова. В н. ХХ в. церковь была закрыта. Разобрали колокольню, сняли купола, передали здание под клуб, контору, склад и гараж. На сегодня храм восстановлен с наружи, а в нутрии еще продолжаются работы.
А с правой стороны вы видите Спасскую церковь. Церковь построена в 1794 году в архитектурном стиле русского барокко. Она несколько раз горела и по этому сохранилась не полностью. В этой церкви молился, по прибытии в Тюмень, сын Николая І, будущий император Александр ІІ. С 1930 года церковь стала общежитием. Позже в ней находилась областная библиотека, а с 1982 года разместились фонды и библиотека областного краеведческого музея.
Тюмень, это необыкновенный город. Он поражает нас своей особенностью, радует наш взгляд своей красотой, которая отражается в культовых зданиях, с которыми мы сегодня познакомились на нашей экскурсии.
Что есть красота?
И почему ее обожают люди?
Сосуд она, в котором пустота.
Или огонь, мерцающий в сосуде.
Н. Заболоцкий.
Мы подъехали к конечной остановки (центральный рынок). Спасибо, что вы нашли время побывать на экскурсии. Была очень рада сопровождать Вас. До свидания! (выход их автобуса)
Литература.
Тюмень архитектурная. Б.А. Жученко; С.П. Заварихин.1984г.
2. Города нашего края Тюмень. Д.И. Копылов, В.Ю.Князев, В.Ф
Ретунский1986г.
3. Тюмень Путеводитель – Справочник 1974г.
4. Улицы Тюмени рассказывают.1979г.
5. Путеводитель. Тюменская область 2005г.
6. Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири. Конец 17 – 18 вв.
7. Абрамов Н. Город Тюмень.
8. Б.В. Емельянов «Экскурсоведение» учебное пособие 3 части.1992г.
9. Г.А.Королева «Методика подготовки и проведения комплексной экскурсии». Ежегодник ТОКМ 2000г.
«Храмы трех вер»
Маршрут
Хронометраж
Объект
Примечание
Основная часть
10.00 Выезд от пл. Ленина
Вспомог. объект
Пл. Ленина
Вспомог. Объекты
Знаменская церковь
Вознесенско-Георгиевская церковь
Крестовоздвиженская церковь
Инфррация о площади Ленина-является логической связкой с темой экскурсии.Знаменская, Вознесенско-Георгиевская, Крестовоздвиженская церкви являются путевой информацией непосредственно связано с темой экскурсии по дороге к Троицкому монастырю
10.20 Троицкий монастырь (Коммунистическая 10)
10.20-11.10 – экскурсия
11.10 – Выезд к следующему объекту
Основной объект
Троицкий монастырь
11.20 Костел
11.20-11.50 (на пересечении ул. Ленина и Перекопской –Экскурсия
11.50-Выезд к след. объекту
Основной объект
Костел
12.00 Синагога ( ул. Кирова 44)
12.00-12.15-экскурсия.
Основной объект
Синагога
12.15 –Выезд к конечной остановки «Центральный рынок»
Вспомог. объект
Церковь Михаила Архангела, Спасская церковь
Церковь Михаила Архангела, Спасская церковь являются путевой инфорацией от Синагоги к конечной остановки «Центральный рынок».Это логически связанная информация с темой экскурсии в виде приема комментирования.
Заключительная часть 3-5 мин.
12.30- Центральный рынок
[pic]
«Храмы трех вер»
[pic]