Методический материал Особенности восприятия дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Особенности восприятия дошкольников

Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек, не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие – это форма познания действительности. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в процессе накопления жизненного опыта. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что человек воспринимает, предстает перед ним в виде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. При совместной работе органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие.Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процессе восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие, как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете. Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости воспринимать его, волевые усилия, направленные на достижение восприятия, настойчивость, которую мы проявляем, таким образом восприятие - единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация. Так формируется ощущение, а ощущение - структурный элемент процесса восприятия. Физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Физиологическая основа восприятия усложняется тем, что тесно связана с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Начавшись в органах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, где охватывают различные зоны коры, вступают во взаимодействие с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собой и широко охватывающая разные зоны коры, составляет физиологическую основу восприятия. Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, бывают двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношения – временное, пространственное и прочее (так называемый рефлекс на отношение). В коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза. Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснил существованием ассоциаций (зрительных, кинестических, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер, т.е. в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Целостность восприятия дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения прочно связаны между собой. С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени и доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины, формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. В содержании восприятия сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией. Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и др.). Природа иллюзий определяется субъективными причинными, физическими факторами и явлениями. Следующим свойством восприятия является осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Другими словами свойство – это всегда активность (или избирательность). В любой момент времени мы воспринимаем один предмет или конкретную группу предметов, в то время, как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания. В основе одной из классификаций восприятия лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Значит восприятие – это результат взаимодействия ряда анализаторов. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Так восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие. Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени. Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временные особенности характерны для каждого явления или события. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве. Восприятие движения осуществляется благодаря очень сложному механизму. Если предмет движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. При этом происходит два явления. Во-первых, смещение объекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижение в пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом и это особенно важно для восприятия движения. В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки. Механизм их состоит в том, что при обнаружении неких признаков движения осуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение о том, что предмет движется. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередования сна и отдыха. Мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности чередования возбуждения и торможения, мы получаем определенную информацию о времени. Оценка длительности времени зависит от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим, негативные переживания удлиняют временной отрезок. Особенностью времени является его необратимость. Время – направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. В восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный связан с нашей личной оценкой проходящих событий, которая зависит от наполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Субъективный аспект отражает наше ощущение времени. Объективно-условный связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Объективно-условный аспект помогает нам ориентироваться во времени. Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным закономерностям. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения. Это относится, в основном, к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа не происходит. Характер движений, совершаемых в перцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картины воспринимаемого нами мира. Основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах. Также важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делал следующий вывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобного рода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживается благодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается и развивается с детства. Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде. Образ индивидуален, он принадлежит к внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками; это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение. Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, предметность – семантическая константность. Важно то, что мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия,иллюзии, и неадекватность будет сохраняться до тех пор, пока восприятие не подстроится к новым условиям с помощью обратной связи. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения;

Аудилы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал;

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты – у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов.

Каждый человек обладает способностью принимать и анализировать информацию через все перечисленные каналы, но, как правило, отдает предпочтение одному или двум. Есть такие ситуации, когда информация представлена текстом, надо её читать глазами, а есть ситуации, когда для решения задачи можно (а иногда и нужно) использовать разные каналы. Согласно исследованиям ученых, всего у трети людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности. В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Однако сам этот уровень развития может быть различный и будет зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации. Существуют примеры обучения человека, у которого открыт только один канал. Например, кинестетический: Элен Келлер, слепоглухонемая девочка, которая научилась активно общаться с людьми, используя специальный язык для слепоглухонемых. Другой пример - физик Стивен Хокинг, человек, который слышит и видит, но вследствие полной обездвиженности реализует свой творческий потенциал; необычно общается с людьми и даже читает лекции с использованием электронных технических средств. Как можно распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

Дошкольный возраст. Малыш - визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Они предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Для ребенка-визуала важно, что на нем одето, он сам выбирает цвет колготок, платья, кофточки; девочки трепетно относятся к украшениям, заколкам, бантикам. Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет внешние признаки, кто, в чем пришел сегодня в садик, у кого на площадке была самая яркая игрушка. Визуал довольно аккуратен (для своего возраста), он, например, не полезет в лужу, потому что ботинки будут грязными, некрасивыми. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один. В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации.

Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети - аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому эти навыки развивают с помощью игр, упражнений.

Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить. Такой малыш любит активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш – кинестетик любит все трогать, ощупывать. Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудила характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудилов - по средней линии, у кинестетиков - вниз. Особенности внимания. Кинестетику трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно, аудил легко отвлекается на звуки,визуалу шум практически не мешает.Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудил - то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь. Специалисты говорят: от визуала можно требовать быстрого решения задач, от аудила - немедленного повторения услышанного им материала, от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения. С ребенком важно общаться на "его языке". При общении использовать методы, понятные и близкие ребенку: с визуалом употреблять слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия; с аудилом использовать вариации голоса (громкость, паузы, интонации); с кинестетиком использовать жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволять ему "обыгрывать" информацию.

Замечание тоже лучше делать "на языке ребенка": визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; аудилу - сказать шепотом "ш-ш-ш"; кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Нужно учиться понимать друг друга, тогда в жизни взрослых и в жизни детей будет намного меньше проблем!

Список литературы:

1. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства – М.:МГУ, 2004.

2. Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. М., 2010.

3. Гиппенрейтер Ю. Б., Любимов В. В., Михалевская М. Б. Психология ощущения и восприятия, Издательство АСТ, 2009

4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений – 2-е изд. Стереотип – М.:Издательский центр «Академия», 2009