Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Усольский техникум сферы обслуживания»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Таинственная история русской вышивки в народном костюме»
Выполнила: Дианова А.А.
Мастер п/о
Усолье – Сибирское, 2015
Рассмотрено и одобрено
на заседании ПЦК
Протокол № от
« _____» _________ 2015г.
Председатель ПЦК
_______ /Денисенко Т.Н./
Автор: Дианова Анастасия Аркадьевна, мастер п/о
Методическая разработка «Таинственная история русской вышивки в народном костюме» предназначена для проведения внеклассного занятия, с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (8вида). Гражданской идентичности на основе изучения одного из направлений народного творчества. Направлена на повышение уровня социализации учащихся, образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рецензент: Уянаева Е.В. , преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ИО УТСО
Введение
Вышивка в русском народном костюме - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Вышивка как вид искусства, безусловно, была известна еще с дохристианской эпохи. Именно тогда формировались художественно-стилистические способы шитья, рождались знаки, символизирующие силы природы, космогонические представления относительно устройства Вселенной, творились образы, которые потом долго были закодированы в вышивке и других видах искусства, указывая на языческие верования наших предков.
Основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных культов: верования древних славян, поклонение Божествам, просьба о здоровье, добре, урожае, помощи в сложных жизненных ситуациях.
Осмысливая Вселенную, человек пытался защитить себя от враждебного влияния непознанных сил. Для этого он использовал орнаменты и своеобразные заклинания. Защитные функции имели резные и рисованные мотивы на фасадах и в интерьере жилища, декоративные ткани, мелкая пластика, писанки и т.д. Вышивка также была своеобразным оберегом от злых сил. И остается им и сегодня.
Этнокультура представляет себе, широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности. Играет огромную роль в эстетическом и патриотическом развитии личности. И активизации в художественно - творческой деятельности обучающихся.
Ход мероприятия:
Цель: формирование и закрепление знаний об особенностях древнерусской вышивки и её элементах.
Задачи:
формировать знания обучающихся о русской народной вышивке, её значении, символике и элементах;
развивать познавательную активность, любознательность, кругозор;
воспитывать чувство патриотизма, осознания себя как наследника и носителя самобытной русской культуры.
повышение уровня социализации учащихся.
формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники вышивки.
Образовательные:
Ознакомить обучающихся с русским народным костюмом, с его историей, истоками и традициями;
Изучить названия и смысловое значение традиционных образов и мотивов в народном костюме, ознакомить с символикой в русской вышивке (цвет, узор)
Практические:
Совершенствование графических навыков при составлении узора и его прорисовке, использовании художественных выразительных средств (композиция, цвет, ритм, форма) в процессе творческой работы;
Способствовать формированию у обучающихся умения воплощать свой творческий замысел в соответствии с народными традициями;
Развивающие:
Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и образное мышление учащихся;
Развивать воображение, фантазию, чувство ритма, симметрии и цветовой гармонии.
Форма: русские посиделки
Приёмы: рассказ, беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.
Оформление мероприятие: накрыт стол в русских традициях (кухонная утварь), костюмы в русском народном стиле.
Оборудование: Ноутбук, экран, проектор, буклеты, музыка, бумага А4, фломастеры, нитки мулине цветные, ткань (канва), иголки, пяльцы.
Ведущий:
Музыкальный фон – русская народная музыка - гусли.
Важною «павой», «душой голубицей»
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:
Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха
(Черное - скорбь, что на родине свято),
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.
Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кика, сорока - убор молодицы,
Косник, венец - украшенье девицы,
Сборник, повойник - убор для старухи...
Самый красивый - убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
По О. Островской
Добрый день, судари и сударушки, красны девицы да добры молодцы! Расскажу-ка я вам про времена стародавние, про обычаи наши старорусские. Слушайте да на ус мотайте.
Итак, начинаем мероприятие, посвященное таинственной истории русской вышивки в народном костюме.
Русский народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Все ткани на Руси были домотканые. Это значит, что в каждой семье был свой ткацкий станок, и женщины сами ткали на нем ткань, чтобы шить одежду для своих семей.
Ткань делали из льна, крапивы, конопли и хмеля. Ткани часто получилась плотными и жесткими.
Все тонкие и легкие ткани ввозили на Русь из-за границы. Готовую ткань красили. Краски использовались натуральные.
Цвет в одежде всегда был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.
Вопрос №1. Кто знает, какие цвета использовались в русском народном костюме и что они символизировали?
Предполагаемый ответы обучающихся:
Черный - символизирует землю,покой, траур.
Красный - огонь, кровь, заря, жизнь.
Белый - святости, источник чистоты, снег.Белый цвет раньше очень ценили, поэтому обручальные кольца делали из серебра, они были как обереги.
Синий -небо, вода, духовность, разум. Является символом очищения, душевного спокойствия и избавления от болезней.
Зеленый - красота, любовь, цвет природы. Является символом весны и молодости.
Желтый - солнце, тепло, свет. В то же время считается цветом разлуки.
Вопрос № 2. Какие же натуральные красители применяли на Руси?
Предполагаемый ответы обучающихся:
Из берёзы - получали желтый, орешник.
Из крапивы- зеленый
Из девясила – получали синий
Из зверобоя – получали, в разном температурном режиме давал желтый, розовый и красный цвета.
Ведущий:
Образ женщины издавна был, почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре, и часто он неотделим от образа птицы - древнейшего символа добра и благополучия. «Лебёдушка», «пава», «голубка» - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом.
Вопрос № 3. Как вы думаете, из чего состояла женская и мужская одежда.
Предполагаемый ответы обучающихся:
Женская одежда
Мужская одежда
Ведущий:
Женщины носили длинную рубаху. Рубаха повседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и отделки. По вырезу горловину и, часто, по обшлагам рукавов рубаху украшали вышивкой.
Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами.
Поверх рубахи сибирячки надевали также поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе.
На голову чаще всего повязывали платки.
Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов - портов (от слова портки, портной). Рубаху подпоясывали длинным поясом кушаком.
[link]
Приложение № 1.
Приложение № 1.
[pic]