Диспут «Зачем на земле этой вечной живу!»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Диспут «Зачем на земле этой вечной живу!»

Цель:

1. Формирование качеств, способствующих развитию диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире, способности к быстрой адаптации к непрерывным социальным изменениям.

2. Преодоление нравственного максимализма.

3. Воспитание положительного отношения к знаниям, труду, здоровью, семье.


Ход диспута

Звучит музыка

Ведущий.

Человек на протяжении всей жизни задает себе вопросы. И не только задает, но и пытается найти ответ. Есть вопросы, которые можно отнести к категории вечных, и вопрос нашего диспута — один из них. Каждая эпоха по-разному объясняет смысл жизни, что значит «счастье», формирует предпочтения и интересы человека. Казалось бы, стоит ли искать ответ на вопрос, когда до нас сотни, тысячи раз это делали другие? Стоит. И сегодня, когда жизнь настолько стремительна, когда, кажется, что изменились представления о привычных вещах — о добре и зле, чести и достоинстве, благородстве и справедливости, — задавать себе такие вопросы и искать на них ответы просто необходимо.

Чтобы подойти ближе к пониманию и решению вопроса «Зачем на земле этой вечной живу!» мы проведем сегодня не просто занятие, а диспут.

Диспут – это публичное обсуждение той или иной проблемы.

Помогать нам будут две службы: лавка мудрых мыслей и служба социологических исследований. Я призываю всех собравшихся к активному диалогу, но не забывать о корректности в отстаивании своего суждения, ибо, как сказал немецкий философ Эрих Фромм, «совершенно не имеет значения, кто прав в разговоре, самое главное — чтобы все сказанное было настоящим, подлинным».


Начнем обсуждение с первого вопроса.


«Истинное значение человека — жить, а не существовать» Д. Лондон.

1. Ребята, как вы думаете, прав, ли Д. Лондон?

2. Понятия «жить» и «существовать» - это одно и тоже?


Ведущий. Обратимся к хранителю мудрых мыслей.


Хранитель

- «Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло; она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили ее»... Французский философ эпохи Возрождения Мишель де Монтень.


- «Чтобы жизнь не казалась невыносимой, надо приучать себя к двум вещам: к ранам, которые наносит время, и к несправедливостям, которые чинят люди...» Французский писатель, мыслитель-афорист 18 века Себастьян Рощ Никола де Шамфор.


- «Надо жить так, чтобы каждый прожитый день казался новым». Советский скульптор и художник Сергей Тимофеевич Коненков.


Ведущий Жизнь есть искусство — самое важное и в то же время самое трудное.

Каждый человек хочет быть счастливым.

Недаром второй вопрос нашего диспута так и звучит.


«Человек рождается для счастья»


Но для достижения счастья нужно, прежде всего знать, что такое счастье.


Давайте обратимся к Социологу и спросим, как определяют счастье словари, как трактуется слово «счастье» в разных языках.


Социолог.

Понятие «счастье» определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.

В латыни счастье называли фортуной, с французского оно переводится как шанс, с английского — удача. В русском языке слово имеет общеславянские корни. Приставка «с» в значении «хороший» и «часть» — «доля, удел». И первоначально слово «счастье» употреблялось в значении «хорошая доля».


Ведущий.

  1. Как вы думаете, в чем заключается счастье?

  2. Вспомните, в какие моменты вы были счастливы.

обсуждение

Ведущий. А хранитель познакомит нас с тем, что говорят о счастье известные люди и народная мудрость.


Хранитель

- «Одно из удивительных заблуждений заблуждение, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». Советский писатель Алексей Николаевич Толстой.


- «Жизнь это не то, что ты прожил, а то, что ты сделал». Пословица.


- «Дереву цена по плодам, человеку — по делам» Туркменская пословица.


- «Конь узнается в скачке, человек в делах». Казахская пословица.


- «Воду в реке весна разливает, цену человеку труд добавляет». Узбекская пословица,


- «Праздная жизнь не может быть чистой». Русский писатель Антон Павлович Чехов.


- «Счастье дается тому, кто много трудится». Леонардо да Винчи.


Ведущий. Спектр счастья очень широк. Это может быть везение и удача в чисто житейском понимании. Это могут быть переживания, особенно радостные чувства. Это может быть одно мгновение жизни, если оно было очень ярким. Каждый имеет свой идеал счастья, который с возрастом меняется. Это вполне объяснимо, поскольку с возрастом переосмысливаются цели, планы, весь образ жизни.

Жан Жак Руссо полагал, что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок. Как бы думаете, прав ли этот писатель?


Рассуждения участников диспута.


Социолог. Видимо, Руссо был неправ. В США провели исследование: благосостояние американцев в последние годы возросло значительно, но доля людей, заявивших, что они счастливы, выросла ненамного. Безусловно, если у человека в силу каких-то обстоятельств ухудшается материальное положение, он начинает чувствовать себя несчастным. Но исследования показали, что и в обратном случае человек испытывает душевный дисбаланс. Проведенный в Англии опрос 191 обладателя крупного выигрыша показал, что эти люди чувствуют себя несколько более счастливыми, чем раньше, но вместе с тем у них появились другие проблемы. Например, они стали ощущать зависть и враждебность со стороны соседей и родственников, к ним без конца обращаются за материальной помощью. Многие, получив крупный выигрыш, бросали работу, а в результате стали испытывать одиночество.

Ведущий. Вряд ли человек может быть счастлив сам по себе.

Максим Горький писал: «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным близким людям».


Хранитель. В моей старинной книге есть легенда. Послушайте ее.


Легенда о Ларре.


Ведущий

  1. Может ли человек быть счастлив сам по себе?

  2. Важно ли ему, что думают о нем другие? Или ему все равно? Пусть его ненавидят, презирают, завидуют ему. Нужно ли человеку признание других людей: друзей, родных, коллег?

Рассуждения участников диспута.


Ведущий. И ваши слова подтверждают даже скупые цифры социологических исследований. Слово вам.


Социолог

Вот несколько цифр: для 23% подростков главным является семья,

10,5% на первое место ставят отсутствие проблем в школе;

среди студентов 20% на первое место ставят взаимопонимание

18% - семью

15% - любовь

10% - необходимость быть нужным людям .


Хранитель

- «Добрый друг — великое сокровище». Пословица.


- «Как много прелести утратило бы наше счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами. Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас». Древнеримский оратор Цицерон.


- «Нет ничего выше и прекраснее, чем давать счастье многим людям». Немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.


- «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив». Древнеримский философ Сенека.


- «Самые богатые из людей не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрее всех других раздавал себя людям». Русский писатель Леонид Леонов.


Ведущий. В наше время, время компьютеризации, телевидения, новых технологий, важно, что человек оставит после себя. Народная мудрость гласит:


«В жизни нужно воспитать ребенка, построить дом и посадить дерево».


  1. Ребята, согласны вы с этим утверждением? Почему?

  2. Что еще человек может оставить после себя?


Ведущий. Можно ли научиться счастью? Наверное, у каждого свой рецепт счастья.

Люди привыкли думать, что советы, как прожить жизнь счастливо, в гармонии с самим собой и окружающими, может дать только тот, кому самому удалось быть счастливым. Польский писатель Мартин Грей прожил трудную, полную лишений и невзгод жизнь. Он был узником фашистских концлагерей, во время оккупации потерял родителей, а после войны — жену и четверых детей, трагически погибших во время пожара. Казалось бы, после таких потерь трудно подняться. И тем не менее Грей написал книгу «Сила жизни», которая для многих стала путеводителем в их повседневных поисках житейского счастья. Что же советует Мартин Грей тем, кто перестал радоваться каждому дню? Вот лишь некоторые из его советов:

— прежде всего задуматься над собой, отделить желания истинные от суетных и пустых;

— наблюдать за людьми, учиться видеть их своеобразие;

— наблюдать за миром, ведь ежесекундно все вокруг нас изменяется, и если мы не видим ничего нового, значит, просто не умеем смотреть.


Жизнь прожить — не поле перейти. Но этот миг между прошлым и будущим хочется, ну просто очень хочется прожить счастливо. А иначе, зачем на земле этой вечной жить?


Звучит песня «Птица счастья»



Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки, в той стране каждый древесный лист и стебель трав дают столько тени, сколько нужно человеку, чтобы укрыться в ней от солнца, жестоко жаркого там.

Вот какая щедрая земля в той стране!

Там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, да после охоты, пели песни и играли с девушками.

Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали, жалкие, обратно землю. Тогда пошли искать девушку, но — не нашли ее. И забыли о ней, как забывают обо всем на земле.

Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И когда ее спросили, где была она, она рассказала, что орел унес ее в горы и жил с ней там, как с женой. Вот его сын, а отца уже нет; когда он стал слабеть, то поднялся высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы, насмерть разбился о них.

Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О!.. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали:

— Ему нет места среди нас! Пусть идет, куда хочет.

Он засмеялся и пошел, куда захотелось ему,— к одной красивой девушке, которая пристально смотрела на него; пошел к ней и, подойдя, обнял ее. А она дочь одного из старшин, осудивших его. И хотя он был красив, она оттолкнула его, потому что боялась отца. Она оттолкнула его, да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу; девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.

Всех, кто видел это, оковал страх,— впервые при них так убивали женщину. И долго все молчали, глядя на нее, лежавшую с открытыми глазами и окровавленным ртом, и на него, который стоял один против всех, рядом с ней, и был горд,— не опустил своей головы, как бы вызывая на нее кару. Потом, когда одумались, то схватили его, связали и так оставили, находя, что убить сейчас же — слишком просто и не удовлетворит их.

И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми — и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много — и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

Спросим его, почему он сделал это? Он сказал:

«Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!»

А когда развязали его, он спросил:

- Что вам нужно? – спросил так, точно они были рабы…

- Ты слышал…- сказал мудрец.

- Зачем я буду объяснять вам свои поступки?

- Чтоб быть понятым нами. Ты гордый слушай! Все равно ты умрешь ведь… Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы останемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем…

- Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее.

- Но она не твоя!

- Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги… а владеет он животными, женщинами, землей… и многим еще…

- За все, что человек берет, он платить собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним, и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было не племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумайте такого тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тело, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хитер, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его, И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

- Не троньте его! Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

- Он не может умереть! — с радостью сказали люди.

И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел - высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их проступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость

6