ОГБПОУ «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса»
Классный час по теме «Под сенью Гамаюна»
Преподаватель Мартынова Л. В.
Смоленск 2016
Классный час «Под сенью Гамаюна»
Цели: 1.Знакомство с удивительной птицей Гамаюн , занявшей почетное место на гербе города Смоленска.
2.Восстановление, не искаженного современными влияниями представления об историческом прошлом Отчизны.
План.
1Вступительное слово.
2Стихотворение Н.Рыленкова.
3Почему Гамаюн?
4Разнообразные значения «Гамаюн»
519-20 века превращение птицы Гамаюн в многозначительный символ.
6В.Высоцкий о Гамаюне, как о птице подающей надежду в песне «Купола». 7Фольклорный образ Гамаюна.
8Заключение.
Классный час составлен по книге Г. Ражнева «Герб Смоленска» Смоленск 1993 г.
Под сенью Гамаюна
Кувшин, в кургане найденный,и фреска
В забытой церкви - все меня влечет.
Когда гляжу на древний герб Смоленска,
мне никакие тяготы не в счет.
Я не дивлюсь, что в нем могли сродниться
У перекрестка грозовых путей
И пушка, что таит грома, и птица,
О ясном дне поющая на ней.
Живой комочек пуха на металле
напоминает, что из века в век
Чем яростнее пушки грохотали,
Тем больше жаждал мира человек,
Я тоже пел о мире в годы битв,
Как герб родного города велит.
Николай Рыленков
Глеб Святославович (конdц Xlll века), подбирая атрибуты для
своего герба, твердо решил: главным из них будет пушка. Она
угрожала и предупреждала, заставляла думать о моlли и
неприступности, беспощадности и возмездии. Смоленск город_
крепость, должен быть грозен, а пушка лучше всего выражала его
суть,
BTopblM атрибутом герба будущий смоленский князь избрал
райскую птицу Гамаюн. Гамаюн, как символ, выражал мечту смолян о
мире, счастье, величии и процветании города, Сочетание пушки и
райской птицы имело и другой смысл: мир и счастье часто
приходиться отстаивать и при помощи грозного орркия. Птица же не
только украшала, но и смягчала устрашающий герб.
Удивительная сложность символики Гамаюна объясняется в
первую очередь разнообразием взглядов древних людей на птиц,
Птица стала олицетворять ветер, гром, молнию, полет стрелы и др,
Поэтому в греческой мифологии богам грома и молнии сопутствовали
и помогали орел и сокол, а в русском фольклоре аист и ястреб
считались птицами, связанными магическими силами с огнем.
Так, сохранились поверья, что дому, на крь!!д9 lФторого аист.свил
гнездо, не угрожает молния и пожар, а если хозяин разорит это
гнездо, то навлечет их на свой дом. Если при выtиетании углей и3 печи
загорится веник, его нельзя тушить ногами, ибо ястреб за такое
непочтение к огню вознегодует и перетаскает кур.
наблюдая за характером полетов и повадками птиц, люди
научились предсказывать погоду. Поэтому людям стали предписывать
мудрость и даже называть их вещими, но не только в смысле
проницательности ума, но и способности к чародейству, Образ ворона
и кукушки нашел широкое отражение в славянском фольклоре. А
суеверные римляне держали (сваленных)) кур в каждом легионе, где
штатные надсмотрщики (пуллариусы) ухаживали за ними, По тому, как
kypbl склевывали
сражений. Любуя
корм, жрецьlпредвещали исход предстоящих
с полетом птиц, человек сравнивал их с
предметами. Например, стремительность птиц уподоблялась летящей
стреле, впущенной из мощного лука, Народная загадка маскировала
стрелу следующим образом: летит птица перната без глаз, без крыл,
сама свистит, сама бьет. Появилась новая загадка. летит орел, дышит
огнем (ядро)
в cTapblx гербах Смоленска никогда не изображались пушечные
ядра, хотя они так и просились для уравновешивания композиции.
Поэтому можно предположить, что птица Гамаюн по смыслу заменяла
пушечные ядра. Это подтверждается и тем, что птица исстари
символизировала огонь, молнию и гром. Безногая и бескрылая птица
на гербе Смоленска изображалась в те времена с мощным красным
клювом, а ведь красньtй клюв символизировал молниеносный удар
стрелы (ядра), которыми птица поражает на смерть всякого, кто
попадает на ее пути.
Этимология слова <<Гамаюн)-древнеиранская. хума(й), Хумо(й) в
переводе на русский язык означает птица, приносящая счастье,
власть, богатство, победу и силу. В одной из молитв обращенных к
Хоме (здесь Хома как растение), говориться говориться, что из этого
растения приготавливается ритуальный напиток. А сам дух Хомы
рисуется мужчиной, обладающим бессмертием, физическим
совершенством и прекрасной внешностью. Хоме приписывали и
нравственную сущность праведника. К восточным славянам этот
иранский образ мог перейти от скифов, сарматов или фрагийцев-
потомков древних северных Ариев, контактировавших с конца первого
тысячелетия до н.э. со славянами в Причерноморье. Слово (гамаюн>
могло осесть в Смоленске и с возникновением города. И в период
активной торговли его с Востоком. Включение в герб Смоленска
восточной, а затем обрусевшей птицы не случайно: Гамаюн
убедительно демонстрировал, что древний Смоленск с
lX века имел давние и прочные связи с мусульманским Востоком.
о Гамаюне упоминается в поэме А, Навои <<Язык птиц)). А. Навои
Пишет, что Гамаюн обитает в поднебесье, где царствует ":мир ангелов_
посредников между богами и людьми. Поэтому воля для Гамаюна - это
воля богов, воля всевышних сил:
.1
всевышних
Да найуm свой приют на небесном престоле
И да всmупяm подсень Гамаюновой волu!
Свое произведение А, Навои написал под влиянием
аллегорической <Беседы птиц) (MaHTblK ат -Тайр>) Жившего задолго
до него Фарид ад-,Щина Аттара (1141-1230)Исследователи считают.
Что в этом замечательном памятнике суфизма Аттар использовал
мотивы народного творчества, хотя и опирался на более ранний (
Трактат о птицах> Газали, жившего на рубеже Xl-Xll веков.
В другой поэме А, Навои-<<Смятение праведньlх))_Хума предстает
как олицетворение справедливости, мудрости, Добродетели и заботы
властелина о своих подданных'
Ты-мудрый Сулейман в юОолu сей:
Хума парчm на0 еоловой mвоей.
Ты правчл mам, еOе правчл 0ревнай Джам...
3лаmой фчал чOеm mвоuм персmам.
Но mы на персmне наOпчсь не забуOь,
Чmо кВ справеdлчвосmч - к спасенъю пуmы)
Молясъ, аяm Корана повmоряй:
к Правumелъ, справедливо управляй! >
Являясь поэтом, музыкантом, художником и политиком А. Навои
был еще и философом, В эпической поэме <<Стена Искандера>> он
использует образ Хумы для раскрытия смысла противоположностей:
Еще я должен правuла назваmь,
Komopые правumель должен знаmь,
Пусmь он умееm разлччаmь людей
Так, Как умеюm знаmоки камней
Рубин оm угля оmлumь на глаз, .,.
Не принимаmь сmекляшку за алмаз
Толченый сахар с мелкой солью схож, но вмесmо соли сахар не
возьмёшь
Быmь можеm, схожа с вороном Хума, но рознь uх непосmuжuма для
ума,.,
Г, Низами в одном из своих ранних лирических стихотворений в
образе XyMы воплощает возвышенное и романтическое, Которое
должно быть в человеке,
Не горюй, uбо друг есmь, на помощь коmорый прuходum,
К друеу друе как подержка в беде и опора приходum.
Tы - Хума поднебесья, презри воробьuные Kpoxи,Tы здоров - воm и
ладно, леченье же к хворым приходum...
В другом стихотворении Г.Незами предъявляя суровые
HpaBcTBeHHble требования к себе и окружающим,спрашивает в
раздумье о своем этическом идеале:
Низами, Предъявляя суровые
и окружающим. Спрашивает в
3
ГOе бы mень я сыскал, чmо явилась бы mенью XyMы?
ГOе бы верносmь нашел? Где бы чесmные всmреmчл умы?
Мысль о том, что Хумай это счастье, добываемое активной
деятельностью самого человека, пронизывает откровения Саади,
смело открывающего истину:
Тоm шах, чmо в вере исmuнной живеm,
Рукою правdы счасmья меч береm,
Такuх не знал я, кроме сына Саада,
Среди нынешнего общего разлада.
Какое древо райское - mы, славный шах!
Ты - верный сень на жuзненных пуmях!
Хоmел я, чmоб Хумай шчрококрыльtй
Оmрадой озарил мой дом унылый,
Но разум говорum - Хумая неm
Разнообразные значения слова (гамаюн> переходили с Востока
на Русь различными путями и отражались не только в посольских
грамотах и мундирах сокольничих, но и в личных знаках, гербах и
географических названиях.
В русском говоре слово (гамаюн> иногда ошибочно толкуют как
производное от (гомонить>> (много говорить). Поэтому в простонародье
оно получило различые смысловые оттенки, характеризующие
общительных, шумных непосед и трудяг, а также в переносном
смысле людей противоположного типа-праздно болтающих,
ленивых. например, в западных районах России слово (гамаюн)
получило значение словоохотливый, усердный, трудолюбивый. И
сейчас можно услышать. <<Он у нас такой Гамаюн, ни минуты без дела
не сидит).
На Руси птица Гамаюн, как и Сирин, Алконост, наделялась
чудесной силой пения, способной очаровать человека. Об этом,
например, рассказывается в притче <<Тысяча лет пройде яко день
един> и двухлистовой лубочной картинке XVllI века на этот сюжет.
Легенда повествует об иноке (монахе), который, увлекшись пением и
красотой райской птицы, ходил за ней, как ему показалось, не более
трех часов).,. и птитищ возлете на древо. Начал чудно и сладко
песненно Пети. Яко взабьlтие прийде иноку неведы колико стоя токмо
радуяся и веселяся птичищу и красоте его и сладкому пению...)).
Вернувшись затем в монастырь, он никого не узнал, так как слушал
волшебное пение не три часа, а триста лет, тем самым (от господине
отче велика благодати удостоился),
Е
В одной из книг средневековой' Руси, называемой
<<Козмографией>, имеется упоминание о птице Гамаюн: (В той же
части Азии, Симове жребии, многие островы на восточном море:
первый остров Макарицкий близ блаженного рая и потому его близ
глаголят, что оттуда залетают райские птицы Гамаюн и Феникс,
благоухания износят Чюдная,..)) Издатели книги сделали оговорку о
том. Что книга (сложена от древних философов, переведена с
Римского языка) из дальнейшего развитие представлений о Гамаюне шло в России по
пути насыщения его романтическим содержанием. Романтизация
гамаюна выразилась в том, что в русском народном творчестве
райских птиц стаи изображать не только с головой, но и грудью
женщины. Но геральдический Гамаюн не стал птицей-
девой,декоративный Гамаюн изображен и на утверждённом 21 июля
1917 года гербе смоленского дворянина Радковича, предки которого
получили имение в, Дорогобужских дворцовых селах в '168З году.
5
XIX-XX век в изобразительном искусстве наметилась устойчивая
тенденция превращения птицы Гамаюн в многозначительный символ.
Васнецов, отдавая дань символизму, написал впечатляющую картину
<<Гамаюн>>. Которая была ему очень дорога. На лице Гамаюна-
глубокое тревожное раздумье и предчуствие трудных, грозовых
времен, А в фигуре птицы-напряженность, доходящая до оцепенения.
кажется, что даже порыв ветра не сможет вывести из этого состояния
вещую птицу, находящуюся на пороге озарения, А. Блок, увидевший
картину на персональной выставке Васнецова написал вдохновенное
стихотворение <Гамаюн, птица вещая>:
На елаOях бесконечных во0,
Закаmом в пурпур облеченньtх,
Она вещаеm и поеm,
Не в сuлах крыл подняmъ смяmенньlх..,
Вещаеm иго злых mаmар,
Вещаеm казней ряд кровавых,
И mрус, u голод, и пожар,
3лодеев cилy, гибель правых..,
Пред вечным ужасом объяm,
Прекрасный лuк горит любовью,
Но вещей правдою звучат уста, запекшиеся кровью!
Одuн uз mаланmлuвейшuх pyccKux поэmов К, Д Балъмонm
в коmором
написал удивиmельное музыкальное сmuхоmворение, в котором
Гамаюн- голубая райская пmица, услаждающая слух:
. . .На Макарuйскuх осmровах
Жuвуm без горя человекu.
Там в uзумрудных берегах
Текуm пурпуровые рекч,
Там камнu ценные цвеmуm,
Там все в цвеmенье вечно юном,
Там пmици райские живуm-
Волшебный CupuH с Гамаюном.
...И если звоном нежных сmрун
Ты убаюкан, засыпая,
Так эmо пmuца Гамаюн
Поеm в безвесmном, голубая.
6
Под впечатлением эти строчек В. Высоцкий в Песне о России>>
(Купола>), где Гамаюн подает надежду на пробуждение родины,
Которая. По меткому вьlражению поэта, (раскисла, опухла от сна):
...Словно семь завеmных сmрун
Зазвенели в свой череd-
Эmо пmица Гамаюн
Надежду подаеm!
...Я сmою, как пред вечною загадкою,
Пред великою да сказочной сmраною.
Перед солоно да горько-кисло-сладкою,
Голубою, роднuковою, ржаною,
Грязью чавкая, жuрной да ржавою.
Вязнуm лошади по сmремена,
Но влекуm меня сонной державою.
Чmо раскисла,опухла оm сна,
Словно семь богаmых лун
На пуmи моем всmаеm-
То мне пmица Гамаюн
Надежду подаеm!
Душу, сбumую уmраmами да mраmами.
Душу, сmерmую перекаmами,
Если до KpoBu лоскуm uсmончал,-
залаmаю золоmыми я заплаmами,
Чmо бы чаще Господь замечал...
В истинно фольклорном смьlсле применил образ Гамаюна в
историческом романе- эпопее <<Иван lll-государь Всея Руси> другой
t,
советский писатель-В. И, Язвитский.
Автор глубоко изучил не только русские летописи и множество
других источников, но и богатый фольклорный материал. flля более
яркого описания перехода от отрочества к возмужалости будущего
государя всея Руси-Иванаlll Язвицкий использовал народную притчу,
философскую по своему содержанию. Он вложил притчу в уста
старого мудреца, звонаря Илейки, приставленного дядькой
стремянньlм к молодому княжичу Ивану. Илейка слышал эту притчу
еще в юности от своего деда, которому было тогда более ста лет.
...Притча повествует о Степане-богатыре, жившем в отрочестве в
радости и беззаботном веселье.
Как-то раз он повстречал Бабу Ягу, которая сразу догадалась, что
богатырь сердцем и умом- дитя малое, Что глаза его словно пеленой
завешаны и не видят зла на земле. И тогда спросила Яга богатыря,
хочет ли он понимать все, как надобно? Если хочешь, добавила она,
то возьми коготок от Гамаюн-птицы вещей.
Как только Степан положил коготок Гамаюна за пазуху, то начал
видеть окружающий мир по-другому - с его бедами, горем,
несчастьями, несправедливостями и жестокостями. От этого взяла
Степана смертная тоска 'и
решил он выбросить ноготок Гамаюна:
к,..Ищет он за пазухой коготок вещий, Скорей бросить прочь его
хочет, а найти не может. Нащупал потом - под кожу ему ушел коготок,
да к ребру под самым сердцем и прирос>.
Коготок Гамаюна стал в притче и в самом романе символом
прозрения, взросления, возмужалости богатыря, а в подтексте
символом познания Иваном lll необходимости трудной борьбы за
создание Русского централизованного государства, символом
осознания сущности и задач великокняжеской власти и
объединительной политики будущего государя.
Таким образом, каждая историческая эпоха, каждый ее этап и
даже конкретное событие накладывали свой отпечаток на развитие
символики этой удивительной птицы, в которой сочетается и
реальное, и мифическое.
Сегодня Гамаюн символизирует и нечто новое, Это-радость
мирной жизни, надещда и вера в оздоровление cтpaHbl, Это
обновленная красота древнего Смоленска, это и патриотическая
гордость за многовековую славу города - воина, города -героя. Это и
гордость за то, что именно Смоленщина под знаком космической
птицы Гамаюн дала человечеству первого космонавта 3емли.