Классный час на тему краски

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Сколько раз в детском саду и на уроках рисования в школе мы сталкивались с красками? Наверняка многие помнят свои первые акварельные краски – с круглыми цветами и лохматой кисточкой. Медовые. Некоторые пытались акварель съесть, и почти у всех была привычка облизать кисточку. А между тем, акварель далеко не так съедобна, хотя и в самом деле содержит мед. Немногие знают о том, что все краски: акварельные, масляные, гуашевые– изготавливают на одной основе на протяжении тысячелетий. Основа всех красок – пигмент и связующее вещество. От того, на чем замешивают краски, и зависит получится она акварельной или масляной. А пигмент у всех красок один. Краски существуют так давно, что невозможно сказать, когда и кем они были изобретены.

Я предлагаю начать ознакомление с ними с кратких сведений о красящих веществах в том смысле и виде, в котором их понимает современный человек. Важно понимать, что краска — это не одно вещество, а всегда смесь, вдаваясь в подробности с точки зрения химической технологии, — суспензия, т. е. грубодисперсная система с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой. Это означает, что в краске всегда присутствуют как минимум два вещества. В данном случае это вода, масло, а иногда и клей (связывающая дисперсная среда), и порошок пигмента (грубодисперсная система). Звучит довольно сложно, но на деле в этом составе люди смогли разобраться уже во времена нижнего палеолита. Иногда в красках содержится третий компонент — порошок, делающий краску более густой без изменения цвета. Эта составляющая даёт дополнительную гамму оттенков даже без учёта смешивания базовых пигментов. До этого тоже додумались во времена первобытности, и об этом немного ниже. Но зачем вообще предки занялись практикой изготовления красок и почему же до сих пор мы продолжаем их ремесло? Скорее всего, «открытие» красок произошло случайно, и логично, что первым пигментом стал уголь, который, кстати, и сейчас верно служит людям. Уголь и в твёрдом состоянии способен оставлять стойкие, насыщенные следы, а при разведении в животном жире, которым пользовался первобытный человек, он становился жирной краской, оставляющей многолетние(!) наскальные следы. В этих следах современный человек узнал животных того времени, автопортреты наших предков, растения, этнические элементы первобытных художников. Историческое значение этих рисунков нельзя переоценить. Например, выяснено, что неандертальцы, как и непосредственные наши предки, умели рисовать. Однако, в дальнейшем речь пойдёт о Homo Sapiens и их изобретениях в мире цветов. Кра́ски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими). В живописи используют в основном неорганические красящие вещества, как более стойкие, реже - органические.

Первую краску изобрели в Замбии, в эпоху Палеолита. Лоуренс Барэм из Ливерпульского университета обнаружил пигмент, датируемый нижним палеолитическим периодом. Краска, найденная им при раскопках, была предположительно использована для ритуальных целей, т. е., для окраски тела. В основном это был жёлтый пигмент, который получил название «охра». Желтые охры — природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. Таким образом, жёлтый пигмент, а именно охра, — самый древний специально выделенный человеком для изобразительных целей пигмент. Любопытно, что оппоненты Барэма утверждают, что охра могла быть использована в целях скрепления топорища и древка. От того, кто же «победит» в этом споре зависит научное представление о том, когда же у людей могло появиться образное мышление, а, значит, и первый примитивный язык. Также открытие Барэма отодвигает появление украшений на 100 тыс. лет назад. Для наскальной и стенной живописи в Древнем Египте применялись земляные краски, а также искусственно полученные окрашенные окислы и другие соединения металлов. Особенно часто применяли охру, сурик, белила, сажу, растертый медный блеск, окислы железа и меди и другие вещества. Древнеегипетская лазурь, изготовление которой было позднее (I в. н. э.) описано Витрувием, состояла из песка, прокаленного в смеси с содой и медными опилками в глиняном горшке. Наряду с минеральными красками и в Передней Азии, и в Египте даже в глубокой древности население использовало растворимые природные красители. Среди находок, относящихся к додинастическому периоду Древнего Египта (более 3500 лет до н. э.), имеются циновки, окрашенные в красный цвет. По клинописным табличкам, найденным в Месопотамии, расшифрованы красители и рецептуры, относящиеся по крайней мере к II тысячелетию до н. э. Замечательно, что даже в столь далекие времена были освоены способы не только прямого, но и протравного крашения. В качестве источников красителей использовали растения: алканну, вайду, куркуму, марену, сафлор, а также и некоторые животные организмы.

Алканна – род многолетних растений, близких к известной у нас медунице. Наиболее интересен фиолетово-красный корень алканны, которой содержит смолистое красящее вещество, растворяющееся, например, в маслах, с образованием раствора яркого красно-малинового цвета. Ученые обнаруженные в Египте выкраски алканной датирующиеся XIV в. до н. э.

Вайда (синильник). Это растение содержит в своих тканях вещества, которые после ферментации и воздействия воздуха образуют синюю краску. Как выяснилось уже в конце XIX в. (А. Байер), в состав лучшего индийского ''индиго'', полученного из индигоферы, входит не только синий краситель, но и красный.

Куркума - многолетнее травянистое растение сем. имбирных. Для крашения использовали желтый корень, который высушивали и истирали в порошок. Краситель легко экстрагируется содой с образованием красно-бурого раствора. Окрашивает в желтый цвет без протравы и растительные волокна, и шерсть. Легко изменяет цвет при малейшем изменении кислотности, бурея от щелочей, даже от мыла, но так же легко восстанавливает яркий желтый цвет в кислоте.

Кермес - этот краситель получали из особого насекомого - дубового червеца, паразитирующего на разновидности дуба, произрастающей в Средиземноморье. Для приготовления красителя ''орешки'' на листьях, а в более поздние времена - самок насекомых в определенное время собирали, умерщвляли уксусом, выдерживали на солнечном свету и высушивали. Красящее начало растворимо в воде, от кислоты желтеет, а от щелочи приобретает фиолетовый цвет. С алюминиевой протравой дает кроваво-красный цвет, с железной - фиолетово-серый, с медной и винным камнем - оливково- зеленый, с оловянной и винным камнем - канареечно-желтый. С железным купоросом кермес дает черный цвет. Плиний (I в. н. э.) сообщает, что половина податей, выплачиваемых Испанией Риму, погашалась поставками кермеса.

Пурпур - знаменитая краска древности, известная в Месопотамии по меньшей мере во II тысячелетии до н. э. Источником краски служил напоминающий мидию двустворчатый моллюск, обитавший на отмелях о-ва Кипр и у финикийского побережья. Образующее краску вещество находится в маленькой железе в виде мешочка, из которого выдавливали студенистожидкую бесцветную массу с сильным чесночным запахом. При нанесении на ткань и высушивании на свету вещество начинало менять окраску, последовательно становясь зеленым, красным и, наконец, пурпурно-красным. После простирывания с мылом окраска становилась ярко-малиновой. Для приготовления краски в основном поступали другим образом: тело моллюсков разрезали, солили, некоторое время варили в воде, раствор выдерживали на солнечном свету и упаривали до

Мел - тонкозернистый, мягкий, белый известняк, состоящий из мелких обломков и целых известковых скелетов морских микроорганизмов. Наиболее часто мел встречается с примесями, которые, так или иначе, окрашивают его. При обжиге мел переходит в безводную известь. Мел, используемый как материал живописи, очень прочен во всех отношениях.

Применение масляных красок в Европе началось в 15 веке. До этого самым распространенным живописным средством была яичная темпера, которая не обладала пластичностью красителей, основанных на высыхающих маслах. Кроме того, масляные краски легко смешивались, ими можно было работать длительное время, придавая изобразительной поверхности различный характер, а их прозрачность подразумевала гораздо более широкую гамму тонов. Все это позволило масляным краскам стать ведущим художественным средством начиная с 16 века и вплоть до наших дней. Известно, что растительные масла для красочных составов употребляли еще античные живописцы. Энкаустические краски, применявшиеся в античности, включали в себя не только воск, но и льняное масло. Упоминания о льняном масле как компоненте масляных красок можно найти в ряде трактатов и манускриптов VIII-XII веков. А в трактате Ираклия (XIII век) имеются даже рекомендации по приготовлению масляных красок. А так же дается технология обработки льняного масла для приготовления масляных красок: "Известь и масло возьми по соразмерности, 11 смешай и вари все, снимая пену. Прибавь туда соответственно взятому маслу некоторое количество свинцовых белил и поставь на один месяц или более на солнце, часто помешивая. Знай, чем дольше масло стоит на солнце, тем лучше. Затем процеди и мешай на этом краски". Здесь и варка масла для его полимеризации, и применение извести для удаления белковистых включений, находящихся в нем, и введение свинцовых белил, делающих масло быстросохнущим, и уплотнение и отбеливание масла на солнце. Средневековая живопись на масле не пользовалась популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких случаях: при некоторых росписях стен, покрасках, т. е. в работах декоративных, не требовавших тонкости в исполнении. Дело в том, что масло не отвечало запросам примитивной техники живописи, приемы которой вытекали из другого вида красок, обычных в то время, главным составным элементом связующего вещества которых была вода, к тому же в те времена художники еще не знали холста. Они рисовали на дереве, покрытом тонким слоем грунта. Лишь только после усовершенствования масляных красок, сделанного Яном Ван-Эйком (XV столетие), приблизившего их по свойствам высыхания и консистенции (вследствие введения в них эфирных масел и сушек) к водяным краскам, перед которыми масляные имели многие несомненные преимущества, наблюдается и быстрый рост интереса к ним у живописцев и быстрое вытеснение ими других способов станковой живописи. В XV веке масляные краски были освоены таким художником, как Пьеро дела Франческа. В Венеции Джованни Беллини по достоинству оценил глубину и насыщенность тонов, доступных в масляной живописи. Он часто начинал картины с темперного подмалевка – рисунка в манере перекрестно-параллельных штрихов, а применение масляных красок на последующих этапах придавало изображению почти осязаемый объем. Среди других художников, обращавшихся к обоим средствам, были Перуджино и Рафаэль. Рафаэлю удавалось сохранять чистоту белых и синих мазков в живописи неба, используются в качестве связующего каштановое масло, привносящее в краску меньше желтизны, чем льняное, с которым мастер смешивал остальные цвета. К первому десятилетию XVI века в Италии масляные краски повсеместно утвердились в качестве основного художественного средства. Масляная краска на протяжении нескольких столетий широко применялась при создании живописи. Маслом писали Рембрандт , Репин и Суриков. Масляную краску готовят, растирая пигмент как правило с льняным маслом, которое вырабатывают из семян льна. Интересно, что не всякое масло подходит для приготовления масляной краски. Секрет техники живописи как раз и кроется в особом составе масла: оно состоит из сложных эфиров ненасыщенных органических кислот — олеиновой, линолевой и линоленовой. На воздухе масло высыхает, так как непредельные кислоты окисляются и полимеризуются. При этом образуется сухая прозрачная эластичная плёнка, которая закрепляет пигмент. Она настолько прочна, что картина не испортится, если даже намокнет под дождём.