Бал в традициях XIX в. как результат межпредметной проектно-ролевой деятельности учащихся 9-10 классов

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...












«Приглашает бал в свои объятья, радость отражая в зеркала…»




Бал в традициях XIX в. как результат межпредметной проектно-ролевой деятельности учащихся 9-10 классов
























Предметная область

Литература, МХК.

Участники проекта: учащиеся 9-10 классов МКОУ ЗАТО Знаменск Гимназия № 231

Проект подготовили:

Шапкина Елена

Минеева Надежда

Щёнева Тамара

Горбанева Анна

Данкова Виктория

Тип проекта

Интегрированный, межпредметный, коллективный

Наши цели:

  • Погрузиться в атмосферу XIX века, почувствовать себя в роли кавалером и дам того времени, ощутить стиль эпохи

  • Пробудить интерес к литературе XIX века

  • Способствовать повышению общего уровня эстетической культуры учащихся


Наши задачи


  • Изучить: историю костюма, танцев и бальный этикет

  • Разучить основные танцы XIX в.

  • Узнать бальные традиции того времени

  • Познакомиться с развлечениями гостей и музыкой на балу XIX столетия

  • Научиться составлять альбом уездной барышни

  • Исследовать быт и нравы дворянского общества

  • Оформить актовый зал



Проблема и ее актуальность

  • в современном обществе нет той культуры поведения, присущей людям, жившим в 19 в., нет той вежливости, галантности, у общества другие взгляды, мировоззрение.

  • Молодежь читает очень мало, не проявляя особого интереса к литературе XIX века, а это, по нашему мнению, может привести к потере огромного литературно-исторического наследия наших предков.

  • Современной молодежи трудно анализировать произведения, сложно понимать некоторые аспекты жизни героев, их поведение, образ жизни, ведь мы слишком мало знаем о традициях того времени.



Наш бал.

Идея возникла в ходе изучения курса литературы XIX века. Ученики девятых и десятых классов, были наслышаны о проведении литературных вечеров для старшеклассников нашей гимназии. И, конечно, захотели устроить такой же. Учитель русского языка, литературы и МХК Губина Елена Викторовна предложила устроить не просто костюмированный вечер, а некую реконструкцию бала 19 столетия. Идея всем очень понравилась.

Начались масштабные приготовления. Работа велась сразу в нескольких направлениях. Участники ходили в ЦДТ на занятия с хореографом Костецкой Н.Н. После того, как все разучили движения трех основных танцев ( полонеза, вальса и мазурки), начались репетиции в актовом зале нашей школы. Каждый день мы собиралась на больших переменах и после уроков, для того чтобы отточить все движения и придать им непринужденность и грациозность, как это и было на балах в XIX веке. Репетировать приходилось очень много, все уставали, но результат стоил всех усилий.

Одновременно с подготовкой танцев начали готовить и костюмы. При чем, не только девушки, но и юноши. Эта задача была одной из самых сложных. Простое вечернее платье совсем не подходило. Пришлось проявить фантазию. Веера, перчатки, прически, украшения… все это должно было быть не только красивым, но и подходить по стилю. Многие шили себе костюмы сами.

Следующим направлением стало изучение бального этикета. Как себя вести, как сидеть, как говорить, как двигаться. Было необходимо было не только знать теорию но и уметь применять на практике. Еще одна ступень подготовки – это альбомы уездных барышень. В создании своей странички из альбома принимали участие все без исключения ученики и ученицы 9-10 классов. У каждого класса был свой альбом.

Многие захотели спеть на балу романс, аккомпанируя себе на музыкальном инструменте, или прочитать стихи модного в то время поэта.

И вот, после долгих усилий настал тот долгожданный вечер. Гости уже сидели в зале, а участники стояли, волнуясь и ожидая за дверью актового зала, превратившегося в шикарную бальную залу. Заиграла музыка, открылись двери, и вошли девушки в парах со своими кавалерами. Зал наполнился шелестом платьев.

В ходе работы над проектом мы узнали, как появился бал в России

История бала.

Бальная культура в России начинает развиваться в эпоху петровских реформ. В то время бал являлся элементом чуждой западноевропейской культуры и искусственно прививаемой формой нового социального общения. Мероприятия и празднования совершались в виде ассамблей, непременно в присутствии государя. Бал, прежде всего, был танцевальным мероприятием. Танцевальная часть была обязательной.. Все остальное — разговоры, буфеты, игра в карты — лишь сопутствовало танцам, следовавшим один за другим в строгом порядке.

Открывался бал полонезом (или польским).

Кульминацией всякого бала была мазурка. Этот танец требовал особого мастерства. Здесь без специальной подготовки было не обойтись.

И наконец, «самый бальный» танец— вальс.


Танцы.

Полонез

Этим танцем открывался любой бал. Это было торжественное шествие, в котором принимали участие все прибывшие, даже если потом они весь бал проводили за карточным столом. В первой паре шел хозяин с самой знатной гостьей, во второй — хозяйка с самым именитым гостем. Первая пара задавала фигуры, остальные повторяли их. Количество фигур не было ограничено. Их можно было придумывать прямо по ходу танца. Сам танец мог продолжаться около часа.

Вальс.

Немецкий танец. В старинном вальсе движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском вальсе.

Исполняется неограниченным количеством пар. Все танцующие встают в позу вальса, лицом к центру круга.

Любой вальс исполняется в ритме   3/4.

Мазурка.

польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна.

В мазурке ведущая роль принадлежала кавалеру.  Именно он должен менять темп, выбирать фигуры и движения. Дама же должна была грациозно лететь по залу, быстро схватывать движения и переходы, которые ей предлагает кавалер.


Помимо танцев в 19 веке существовали светские игры, такие как ручеек и полька кадриль



Что бы подготовить костюм, подходящий к теме мероприятия нужно было узнать основные положения моды XIX столетия.


Костюм.

Прическа.

С началом века из моды ушли пудреные косы, им на смену пришли прически из собственных волос, завитые в кудряшки.

У мужчин стало модным носить бакенбарды: во всю щеку, височные, острые, пышные.

Одежда

В моду вошел высокий английский цилиндр с небольшими полями.

Верхней одеждой стал фрак или приталенный кафтан-сюртук. Вошли в обиход дворян и простых городских жителей длинные штаны со штрипками, которые не давали штанам собираться в складки на ногах. Ворот рубашки поднимался вверх, вокруг него обвязывали длинный галстук, концы его завязывались у горла в бант или узел. Неотъемлемой частью мужского гардероба стал короткий жилет, надевавшийся на фрак или сюртук. Маленькие карманчики жилета обычно служили для хранения часов или для лорнета.

У дам наряд отражал классический стиль. Платья, чаще всего, светлых тонов (темные были в основном дорожные или траурные). У бальных платьев были короткие рукава фонариками, у каждодневных – длинные, и так же со сборкой у плеч. Обувью служили туфли на невысоком каблуке или сапожки с коротенькими голенищами. Женским Головным убором стала шляпа-капор с лентами, завязывающимися под подбородком.

Всем известно, что одним из главных атрибутов барышень был веер. Он использовался не только как украшение, но и как способ сообщить кавалеру о многом более красноречиво и с меньшим риском. Это - язык веера.


Язык веера.

«Ты мой идеал» – дотронуться открытым веером до губ и сердца.
«Я тебя люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Верить ли вашим словам?» – закрытый веер держать у левого локтя.
«Я жду ответа» – ударить веером по ладони.
«Я хочу с тобой танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
"Вы меня огорчили" - быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.
«Молчи, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.
"Мои мысли всегда с вами" - на треть открыть веер и легко провести им по лбу.


На балу существовали особые правила поведения. И каждый приличный дворянин должен был их твердо знать и соблюдать.


Бальный этикет.

Приглашения на бал рассылались не менее чем за семь-десять дней до его начала – главным образом для того, чтобы у дам была возможность подготовить соответствующий наряд: на бал необходимо было являться непременно в новом и модном платье.

Получив приглашение, в течение двух дней отвечали письменно о своём согласии принять участие на предстоящем балу, или же выражали сожаление о невозможности посетить мероприятие – но для отказа требовалась веская причина (например, период глубокого траура).

Приезжающие гости должны были засвидетельствовать своё почтение, в виде приветствия, прежде всего перед хозяевами.

Желая пригласить даму на танец, кавалер подходил к ней, кланялся и произносил учтивую фразу, наподобие: «Позвольте мне иметь честь пригласить вас на польку» или «Могу ли я надеяться, что вы удостоите меня танцевать с вами вальс». Дама, принимая приглашение, отвечала реверансом. Кавалер подавал даме свою правую руку, дама подавала кавалеру левую руку, и пара отправлялась участвовать в танце.

Согласно правилам, кавалер начинал приглашения на танцы с хозяйки дома, далее шли все её родственницы, а уж потом наступала очередь танцевать со своими знакомыми дамами.



Альбом.

Начиная с середины XVIII века, в домах образованных барышень были чрезвычайно популярны рукописные альбомы, в которых гости и друзья могли оставить рисунок, стихотворение или какую-либо другую "вечную" память хозяйке альбома.
Записи, оставляемые в альбомах, представляли собой: — восхищение красотой и умом владелицы альбома; — пожелания счастья, любви; — клятвы верности и преданности; — наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе; — напоминание о детстве — лучшей поре в жизни — «не торопись казаться взрослой»; — куплеты о любви и коварстве мужчин; — а также типичные шутки, эпиграммы.


Теперь мы хотим зачитать комментарии гостей, посетивших наш вечер.


Окончен бал. Погасли свечи.

В душе восторг…

В нас пробудил прекрасный вечер

Чудес росток…

Прелестны лица и движения,

Круженье пар…

И мимолетное виденье-

Влиянье чар…

И тщательно под маской скрыты

И пот, и кровь...

Блестят глаза, цветут ланиты,

Она – любовь!

(Л. А. Данилова)


Белое платье, цветущий жасмин

Дамы прекрасные и кринолин.

Веер, записки, томные взгляды.

Юноши, фраки, шпоры, гусары.

Вальс и мазурка, бала круженье.

Бал был чудесен, все как тогда.

Век 19 мы посетили.

Вы нас, конечно, всех восхитили.



  • Работа над проектом шла 2 месяца, было потрачено много сил, нервов и времени, но все это принесло нам огромное удовлетворение как во время, так и после проведения вечера. Благодаря это работе, мы изучили быт и погрузились в атмосферу бала XIX в. Вечер был прекрасен! (комментарий участницы проекта)

Итоги:

  • Самым главным итогом работы стал вечер.

  • Участие в проекте дало нам возможность сделать что-то интересное самостоятельно и в группе, максимально проявить свои способности.

  • Проект помог нам лучше понять психологию литературных героев произведений 19 века, разобраться во взаимоотношениях персонажей , а также стало гораздо легче анализировать ….


Выражаем огромную благодарность за помощь в организации проекта «Бал в традициях XIX века» Губиной Елене Викторовне и Костецкой Наталье Николаевне.