Разработка внеклассного мероприятия Лицо истории живое. Русская жанровая живопись 1960-1970гг. XIXв.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Эпиграфы:

 «Красота – дело вкуса:
для меня она в правде».
И.Е.Репин

«Искусство не просто отражает жизнь, оно ее объясняет и произносит над ней свой приговор».
Н.Г.Чернышевский



Уважаемые ребята! Учителя!



В рамках декады истории и географии Вашему вниманию сегодня будет предложено необычное мероприятие, участниками которого будите вы сами. Мероприятие называется «Лицо истории живое».

В данном мероприятии участвуют ученики 10-11 классов. Они представляют сюжеты исторических и бытовых картин, и расскажут о них. Выбирали эти картины сами учащиеся. В этом году тема мероприятия посвящена картинам быта в живописи художников второй половины 19 века. Итак, тема нашего мероприятия:

Русская жанровая живопись 60-х - 70-х годов XIX века

В начале 60-х годов отчетливо определились Два направления в русском изобразительном искусстве, в частности в бытовой живописи: идеализирующее, поверхностно описательное, не затрагивающее глубин жизни, смыкающееся с салонным, и реалистическое, целью которого было раскрытие общественного смысла явлений. Покровительство бытовой живописи со стороны Академии было кратковременным; оно кончилось, как только чиновники от искусства почувствовали, что жанровая картина становится острым оружием критики социального строя.

Сегодня мы с Вами рассмотрим несколько картин на бытовую тему художников 2 половины 19 века.

Картины будут представлены в следующем порядке по их содержанию, поэтому очередность выступления будет следующая:

1. 10А – «Максимов В.М. Приход колдуна на сельскую свадьбу» 1875г.

2. 10Б – «Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866г.

3. 11Б - «Неврев Н.В. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» 1866 г.».

4. 11А «Волков А.М. «Прерванное обручение» 1860г.


На нашем конкурсе работает компетентное жюри:

- Кашина Валентина Леонидовна, завуч школы;

- Петрова Елена Михайловна, завуч школы;

- Подолянченко Елена Владимировна, завуч школы;

- Черкашина Альфия Жаудатовна, учитель изобразительного искусства.


Уважаемые болельщики!

Внимательно слушайте, а в конце конкурса вы присудите приз зрительских симпатий лучшей команде, по-вашему мнению!


Участникам требуется, как можно достовернее передать сюжет и настроение героев картины. К представлению картин предъявляются следующие требования: (другой лист)


Ребята! пожелаем участникам вдохновения, артистизма и исполнение задуманного!


Предоставляется слово учащимся 10 А класса, картина Максимова В.М. «Приход колдуна на сельскую свадьбу».

Спасибо за выступление!

Итог: Одно из лучших произведений позднего передвижника Василия Максимова. В своём творчестве он неизменно опирался на два столпа – жанровость и достоверность. Художник-жанрист, как именуют его искусствоведы, был верен себе и в этой картине. Благодаря исключительной достоверности, реализму и тщательно выписанным образам и эмоциям, вся сценка будто оживает у нас перед глазами, герои приобретают объёмы, все события неспешно, но динамично разворачиваются перед глазами.

В разгар весёлого свадебного пира, на современный взгляд, конечно, простоватого, но богатого в своей аутентичности, в дверях дома появляется колдун. Древний дед в заснеженном тулупе вызывает у всех собравшихся соседей и родственников молодых, застывших под образами, целую гамму эмоций – у кого-то оторопь, у кого-то смятение, у кого-то плохо скрываемое беспокойство. Сегодняшнему зрителю очень сложно понять, отчего так переполошилась сельская свадьба?

Всё дело в том, что приход колдуна мог сулить, как и счастье, так и горе – никто не знает посулит ли мудрый старец долгую беззаботную жизнь молодым или же предречёт тяжкие испытания, а то итого хуже – сглазит или хворь «наговорит»? Именно поэтому музыкант бросил балалайку, о чём-то тревожном шепчет подружка, с тревогой глядит на дверь молодая, а родители молодых спешат задобрить старика, привечая его хлебом-солью.


В середине 60-х годов одним из крупнейших мастеров бытового жанра становится Неврев Николай Васильевич . Начиная с середины 60-х годов, показ угнетенного народа становится основной темой жанровых картин.

Предоставляется слово учащимся 10 Б класса, картина 10Б – Неврева Н.В. «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого».

Спасибо за выступление!

Итог: Картина «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» — выдающееся произведение, написанное именно в жанре картинной драмы, едкой сатиры, демонстрирующей отвращение автора к «диким» нравам крепостных помещиков. По мнению знатоков, «он умел подметить наиболее характерное в быту, внешнем облике и укладе жизни» и одновременно был «беспощаден и язвителен в показе неустройства современной жизни, дикости нравов, проявлений жестокости и гнета».

Тип бытового жанра в интерьере картины Н.В. Неврева приобретает остро социальные черты и критическую направленность.

Все симпатии Неврева - на стороне крестьян; их простая, своеобразная одежда, красивые и благородные лица решительно контрастируют с пошловатой уродливой физиономией покупателя и бесцветным лицом продавца - помещика. Сцена происходит в комнате, где собраны книги, картины, в том числе портрет Мирабо, деятеля французской буржуазной революции. Эта обстановка, так не соответствующая происходящему, обнажает подлинную циничную природу «хозяев».

По словам В.В. Стасова, картина соединяет «бытовую национальную правду с потрясающей драматичностью».


Следующую трагическую страницу нашей истории, отражают учащиеся 11Б класса, картина Неврева Н.В. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие».

Спасибо за выступление!

Итог: Картина отличается правдивостью и глубиной психологизма. Хорошее знание купеческого быта (художник родился в купеческой семье) позволило художнику создать яркую, реалистичную картину с большими вкраплениями сатиры и юмора. О картине «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» много говорили, хвалили художника за выразительность образов, современность тематики и замечательное живописное мастерство.

Полную драматизма картину выставил другой художник - Адриан Маркович Волков.

Слово 11А классу, картина Волкова А.М. «Прерванное обручение» 1860


Спасибо!

Итог: во время обручения молодого человека, желающего поправить свои финансы женитьбой на купеческой дочери, появляется соблазненная и брошеная им молодая женщина с ребенком на руках. Заметим, что картина А. Волкова, осуждающая аморальность одного человека, была достаточно холодно встречена Советом Академии, хотя нашла горячий отклик в широких кругах российского общества.


Спасибо учащимся всех классов за выступления.

Ребята! Я думаю, что Вы, окунувшись в мир истории, почувствовали, какой он живой и современный, созвучный нашей эпохе!



Приз зрительских симпатий. (хлопают в ладоши)



Предоставляется слово нашему жюри.


  [pic]

Максимов В.М. Приход колдуна на сельскую свадьбу. 1875г. Холст, масло.
116 х 188 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

[pic]

1866, Холст, масло, 48,3 х 61,3



[pic]

Неврев Н.В. «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» 1866 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

[pic]

Волков А.М. «Прерванное обручение» 1860
Холст, масло 116 х 150
Государственная Третьяковская галерея
Москва