Классный час на тему: Куда ведет прогресс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ СОШ С. НЕКРАСОВО









Репортаж из школы.



Жан- Жак Руссо:

гениальные мысли о языке.











Учитель

русского языка и литературы

Тлевалиева

Марина Максотовна,

квалификационная категория













2015-2016 учебный год

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Урок – диспут в 9 классе « Куда ведет прогресс?», в основу спора взят трактат Жан-Жака Руссо «Опыт о происхождении языков». Спор между учениками продолжался около двух часов. К моему удивлению, в диспуте приняли участие и преподаватели. Но вопрос остался открытым, прав ли философ Руссо в своих выводах…Мы решили продолжить наш диспут на страницах сайта, используя интернет-ресурс. Выскажите свое мнение, актуальны ли проблемы, которые затрагивает в своих работах Руссо и почему.

Вы недоуменно пожмете плечами: « Почему 18 век, Руссо, трактаты? Это так далеко и неактуально». Я с удовольствием согласилась бы с Вами, если бы, читая произведения великого мыслителя, не останавливалась у каждой фразы, у каждого слова. Гениальное сплетение истории и философии, науки и публицистики, мудрости и откровенности заставляет читателя размышлять, спорить, плакать, смеяться ( как ни странно! ) над собой. Не могу не поразиться красоте слова, мудрости мысли, гениальной прозорливости Жан-Жака Руссо.

Цель моя заключается в следующем: дать возможность поближе познакомиться с биографией Руссо и его основными, на мой взгляд, мыслями о языке. И, если у Вас после прочтения появится желание поделиться впечатлениями, я буду рада общению с Вами .









1

С артикуляции, членораздельности начинается язык.

Он устанавливает слово, но и угрожает ему. Чем язык

рациональнее, тем менее он музыкален, чем лучше он

обозначает потребности, тем хуже выражает страсти.

Ж. Руссо «Опыт о происхождении языков».


Жан-Жак Руссо.

Руссо (1712-1778г.г.) родился в Женеве в семье часовщика. Появившись на свет, 28 июня Жан-Жак стоил матери жизни.

Мальчик рос добрым, великодушным. Начитавшись неправдоподобных до абсурда рыцарских романов, Жан-Жак мечтал о героических поступках. Однажды в воскресный день он поздно вернулся с прогулки и городские ворота захлопнулись перед ним. С игрушечной шпагой он отправился на поиски приключений.

Руссо много и долго скитался, переходя с места на место, был учеником у гравера, лакеем, секретарем. Учился урывками, пользуясь каждой возможностью , чтобы пополнить свои знания. Благодаря своему другу врачу Саломону, он получил представление об основах естествознания того времени, увлекся ботаникой, историей, математикой. Когда Руссо служил лакеем, он благодаря аббату Гувону изучил латинский язык. Ему стали доступны в оригинале Вергилий, Петрарка.

Между тем пережитые им невзгоды оставили глубокий след в его сознании. Он глубоко задумался над общественным устройством, поняв факт неравенства прав людей. Жизненный путь его ведет во Францию, в Париж. К этому времени Руссо хорошо известен как поэт, композитор. Он является одним из самых глубоких мыслителей своего времени. Появляются в печати его «Рассуждения о науках и искусствах» (1754г.). Здесь автор признает, Что науки способствуют развитию промышленности, а с нею рождается охота к роскоши. Сокровенные тайны бытия для человека становятся закрыты.

2

«Культ природы» - стержень эстетики Руссо. Очень интересны его трактаты «Рассуждение о происхождении неравенства» и «Опыт о происхождении языков». Жан-Жак Руссо стал первым, кто уделил такое большое внимание теории отношений между человеческими существами, поэтому нет ничего удивительного в том, что он сделал человеческую речь темой своих рассуждений. Можно сказать, что теория языка – один из тех элементов, которые цементируют изнутри наследие Руссо.

Изначально человек не был наделен даром слова. Речь не та способность, с которой человек был создан, эту способность он приобрел постепенно. Изобретя свой собственный язык, человек становится глух к голосу природы, который слышал прежде. Нравственное его существование больше не подчиняется естественному закону, и человек выдумывает свои искусственные законы. Для того чтобы услышать голос природы, человек составляет ученые рассуждения, теории.

Таким образом, получается, что чем лучше человек говорит, тем слабее звучит в его душе голос природы: он затихает по мере того, как совершенствуется членораздельная речь. Язык человеческий, отдаляясь от языка природы, портится, превращается в лживые разглагольствования: одновременно все глубже увязает в заблуждениях человек, превращаясь в существо лживое и злое. Точно так же, как рождение общества совпадает с возникновением языка, упадок его совпадает с порчей языка. Руссо убежден, что и язык, и история конечны, причем кончаются они плохо. Если первобытный человек был человеком неимущим и использовал язык для просьб о помощи, то человек «современный» , по Руссо, - человек ловкий, он пользуется языком для того, чтобы подчинять и обманывать себе подобных. На смену первобытной физической разъединенности пришла разъединенность моральная, неравенство, «отчуждение». Жителей Парижа, которых , казалось бы, общий и весьма изощренный язык должен объединять, на деле остаются чужими друг другу; они почти утратили

3

инстинктивную способность испытывать сочувствие и жалость. Разве что у

простого народа можно отыскать слабое подобие этих чувств. Современные языки, считает Руссо, созданы для бормотания в государственных советах; наши проповедники в храмах выбиваются из сил, обливаются потом, и никто не понимает, что они говорят. На смену человеческому общению приходят произвол и насилие. Деньги, оружие принуждают душу к молчанию!!! История общества, как и история языка, рано или поздно дойдет до крайней точки, которая замкнет круг и соединится с отправной. Например, мимолетные связи « культурных» людей схожи с мимолетными сношениями самца и самки в первобытном лесу – здесь конец истории пародирует ее начало.

В первых языках преобладающую роль играют ритм и интонация. Языки эти не удовлетворяют материальные потребности, они – не плоды кропотливого разума; они порождены велениями чувства и порывами страсти. Руссо исхитряется противопоставить артикуляцию (согласные) интонациям (гласные и ритм речи). Если верить Руссо, артикулированных звуков больше в северных языках, подчиняющихся нужде и рассудку. Страсть, напротив, прибегает к мелодической интонации. Существуй поныне «первый язык» , люди, изъясняющиеся на нем, пели бы, а не говорили. Первыми словами этого языка было бы не «помоги мне», а «полюби меня». На этой стадии «говорить» и « петь» означает одно и то же. Таков языковой идеал, осуществившийся в счастливом «несовершенном» обществе. Однако человек не способен двигаться назад. Нам не дано возвратиться в золотой век, когда слово, музыка, танец и поэзия были слиты воедино. «Опыт о происхождении языков» - рассказ о том, как после появления членораздельной речи, нарастания согласных и артикуляции, эти прежде неразрывные элементы отдаляются друг от друга все сильнее и сильнее. Речь теряет свою силу, интонации и мелодичность, она становится логичной, холодной, монотонной; музыка и поэзия потеряли ту верховную власть, Каковыми они были в пору

4

своего устного бытования, в поэмах Гомера и в великих произведениях устной традиции. Руссо выступает в роли человека, предпринимающего последнее усилие; в ту самую пору, когда человеческой речи грозит опасность погрязнуть в ничтожестве, он делает нам последнее предупреждение. Он – последний оратор, возвещающий о близкой смерти языка, а за ним – тишина. Руссо убежден, что он единственный, кто способен высказать эту универсальную истину.

Красноречие Жан-Жака Руссо – красноречие человека неимущего, который не может похвастаться ничем, кроме любви к истине, и не может опереться ни на что, кроме своего дара речи. Он желал бы, чтобы к нему прислушались как к человеку, который – несмотря на всеобщую развращенность – не забыл, что такое голос природы, что такое бессловесная любовь к себе и сочувствие к другим. Он может рассказать о первобытном языке, потому что в его душе этот изначальный голос все еще звучит.

Жан-Жак Руссо писал в своем знаменитом произведении « Эмиль, или о воспитании» : «Ограничивайте как можно больше словарь ребенка. Плохо, если у него больше слов, чем идей, и если он может больше наговорить, чем обдумать».

Свою написанную в старости книгу о самом себе Руссо назвал «Исповедью». В ней так ярко рассказано о людях, с которыми Руссо дружил или сталкивался, о перипетиях его жизни и глубоких раздумьях, что книгу эту воспринимаешь как художественное произведение. Тут и картины его детства, юности, годов зрелости, тут и нравственный анализ его поступков. Свою «Исповедь» Руссо писал как раз в те годы, когда на трактат об Эмиле обрушился гнев обеих церквей – католической во Франции и протестантской в Женеве.

Последние годы Руссо были тяжелыми. Его книгу «Эмиль, или о воспитании» сожгли рукой палача. 9июня вышел указ об аресте публициста. Родная Женева не приняла своего сына. Благодаря покровительству

5

влиятельных либеральных аристократов власти Франции не трогают его. В 1778году Руссо скончался, был погребен на маленьком «Острове тополей» посреди красивого озера.

Размышления о языке занимают в творчестве Руссо значительное место. С одной стороны, теория языка играет очень важную роль в его философских сочинениях, как в тех, где речь идет об истории общества, так и в тех, которые посвящены воспитанию человека нового времени; с другой стороны, проблема коммуникации, выбора выразительных средств неизменно интересует Руссо – музыканта, художника, романиста и в особенности автора автобиографических сочинений.




















6

Список использованной литературы:

  1. Опыт о происхождении языков. Жан Жак Руссо, Избр. соч., т. 1

  2. Жан Старобинский. Жан Жак Руссо. Москва, 2002, с. 288-306



























7