ВВЕДЕНИЕ 3
Тема нашего исследования «Театр кукол», именно театр кукол, а не «кукольный театр». Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» обижает кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий», «игрушечный», поэтому будем говорить корректно: «театр кукол».
Почему мы выбрали эту тему? От взрослых часто слышим фразу: «Весь мир театр» (В.Шекспир), у Омара Хайяма есть строки:
" Мы – послушные куклы в руках у творца.
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
И пихает в сундук, доведя до конца".
В нашем классе 2 год работает театральный кружок, где мы учимся работать с куклами, ставим этюды, сценки, есть опыт постановки спектаклей. Другие ребята скептически относятся к нашему увлечению, считая, что театр морально устарел. Так ли это? Мы решили доказать обратное ...
Тема нашего исследования: «Смотрим, играем, изучаем!»
Цели работы:
Мы хотим узнать, какое место занимает театр кукол среди интересов наших сверстников.
Нам интересно познакомиться с историей развития театра кукол.
Изучить особенности различных видов кукол.
Выдвигаем гипотезу:
театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, он современен, актуален, интересен.
4
ГЛАВА I
1.1 Тема исследования
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
В 1730 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» была впервые напечатана статья о театре кукол, автор которой дал, наверное, лучшее определение театра кукол - как театра, способного «естество вещи показывать».
1.2 Результаты опроса
Мы провели анкетирование в нашем классе и выявили интересы ребят: Из 25 ребят ожидаемо назвали любимым увлечением работу за компьютером 5 человек, далее идет - сбор "Лего"- 3 человека, по 2 ребят
любят читать, столько же коллекционировать магнитики и просто гулять, но что самое интересное 10 человек любят ставить спектакли. Это те ребята, кто посещает кружок «Жемчужина». Представления показали не только в классе, но для родителей и учеников школы. В общей сложности наши спектакли увидели более 120 человек. Мы
5
поставили спектакли «Снежная Королева», «Чудо для Алены», «Дочь и падчерица ».
Увлеченность театром помогла нам поверить в собственные силы, сдружила и объединила моих одноклассников. Мы очень любим,
ставить спектакли, разучивать роли, искать характер персонажа, выступать в роли актеров. Театр кукол обладает особой магией.
Магия театра кукол
Какой ребенок не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Вот тряпичная мягкая кукла, которую можно «оживить» с помощью руки и «одушевить» силой эмоциональных переживаний. С помощью такой куклы мы можем выразить все то, сто тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.
Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все они основаны на известных и любимых детьми сказках. Сказка открывает самые важные человеческие ценности. Она учит думать, оценивать поступки героев, усваивать правила поведения, развивает речь и память. Полумрак, кулисы, игра света и тени- все это создает магическую обстановку. Кукольный театр-это маленькая модель мира, которая является отражением настоящего мира взрослых. Неслучайно театр кукол со временем превратился в свою рода кладовую сокровищницу многих сюжетов. Ученые доказали, что сюжеты произведений «Король Лир», «Ромео и Джульетта», « Фауст» были известны задолго до Шекспира и Гете в представлениях кукольников
6
Кукольный театр - это творчество. Все дети любят смотреть спектакли. Нам нравится не только смотреть, но и самим участвовать в их постановке.
Вывод.
Театр кукол – это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества, формирует характер человека.
7
ГЛАВА II
2.1 История театра кукол
Кукла родилась едва ли не в одно время с человеком, они почти ровесники. Человек создал куклу, удовлетворив свою потребность одновременно и в боге, и в друге. Потом люди стали играть с куклой, а следом возник кукольный театр, в котором человек стал и партнером куклы и единым целым с ней. История кукольного театра показывает, насколько крепки узы, связывающие человека и куклу.
Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов. Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Истоки театра кукол - в языческих обрядах, действиях с идолами, олицетворявших силы природы. Он был в Древнем Египте, Индии. В Древнем Риме в каждом доме была своя коллекция кукол.
История возникновения театра связана с рождественскими праздниками. В средних веках в монастырях устраивались представления. Изначально все сюжеты показывали исключительно библейские темы, главными персонажами были Младенец Иисус, святые, дева Мария. Во время празднования Рождества Христова на алтаре ставили деревянный ящик без передней стенки, внутри которого из кукол разыгрывали сцены евангельских описаний рождения Иисуса. Этот вид кукольных обрядово-ритуальных представлений сохранился до наших дней, называется - Вертеп. Кстати, слово «марионетка» произошло от названия небольших фигурок девы Марии "Марион" - куклы на нитках.
8
Со временем сюжеты представлений стали «земными», они имели сатирическое, злободневное содержание. Это вызвало преследования со стороны церкви. Кукольный театр изгнали из церкви, он обосновался на городских площадях, ярмарках. Так родился народный театр.
Народному театру свойственны условность, минимализм декораций, простой традиционный сюжет. Кукольник часто был не только единственным исполнителем, но и драматургом, режиссером, композитором, конферансье. Показы проходили не только в крупных городах, но и в отдаленных селах. Странствующий актер, снаряженный ширмой-будкой, приходил в деревню, собирал вокруг себя всю округу ,и закипали кукольные страсти. А так как зрителями были простые люди, то и герои и события, персонажи были понятны, узнаваемы. Сатиричным образам злого помещика, доктора шарлатана, жадного купца противопоставляли сообразительного и веселого героя из народа. Главным героем этих ярмарочных представлений народных карнавалов, веселых народных игрищ был большеголовый, крючконосый, с горбом персонаж-шут: Пульчинелло (в Италии), Полишинель (во Франции), Панч (в Англии), Гансвурст (в Германии), Пикельгеринг (в Голландии), Вольте (в Бельгии), Коплеяк (в Польше), Василаке (в Румынии), Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй) (в России). В странах Востока и Азии схожим главным комедийным героем был Видушака (в Индии), Карагез (в Турции). Огромные его глаза смотрят то озорно, то весело, то сердито, то негодуя.
2.2 Театр кукол в России.
Летопись «русского кукольного театра начинается информацией о найденных археологом М.Рабиновичем керамических куклах 15 века,обнаруженных при раскопках в центре Москвы, принадлежали,
9
видимо скоморохам и надевались на пальцы. Кто были эти скоморохи: пришельцы
из Византии, русские потешники, или иноземные - неизвестно. Ясно одно: ими играли на потеху русскому народу в русской столице 15 века.
По просторам России бродило много странствующих актеров. В конце 19 века петрушечники объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день помногу раз историю похождений Петрушки. Актер таскал на плече складную ширму и узел или сундучок с куклами, а музыкант – тяжелую, до 30 килограммов, шарманку. Петрушка приветствовал публику, представлялся и заводил разговор с музыкантом. Шарманщик время от времени становился партнером Петрушки: вступая с ним в разговор, он то увещевал его, то предупреждал об опасности, то подсказывал, что делать.
В первой четверти 20века стали создаваться профессиональные Театры кукол для детей и взрослых.
На протяжении многих лет история кукольного российского театра тесно связана с именем Сергее Владимировича Образцова. Сергей Владимирович был прекрасным рассказчиком и обаятельным человеком. Все, кто знал его, говорили. Что слушать его было одно удовольствие. Государственный театр кукол открылся 16 сентября 1931года. В нем работало 12 человек, сейчас в нем работают 350 человек. Центральный театр кукол под руководством С.В.Образцова известен всему миру. Его спектакли «По щучьему велению»(1936год) он идет и сейчас, «Волшебная лампа Аладдина(1940год) этот спектакль сыграли 1700 раз, «Король-олень»(1943года). «Необыкновенный концерт»(1946года) Этот спектакль был сыгран более 6000 раз и неизменно пользовался успехом. Театр показал этот спектакль всему миру.
10
Одним из самых ярких звезд театра был Зиновий Герд. В кукольном театре он проработал почти 40 лет. Умением как бы «влить свою кровь» в куклу он владел необычайно. Его необычайно красивый бархатистый голос и особая интонация завораживали зал, кукла не только оживала, но и «очеловечивалась»
Сейчас театр работает на Садовой - Самотечной улице. На фасаде здания часы с куклами размером 4 на 3 метра. В центре - циферблат с золотыми стрелками и золотыми цифрами. Вокруг циферблата размещены "домики", а в них - фигурки двенадцати сказочных животных. Так сорок лет назад у города появилась новая достопримечательность, каждый раз собиравшая в полдень толпы зрителей всех возрастов. Вряд ли какая-нибудь ещё вывеска, кроме образцовской, может гордиться использованием тех же материалов, из которых изготавливали детали реактивных самолётов.
Очень радостно думать, что искусство кукольного театра в России живо. Во многих городах успешно работают кукольные театры, залы их полны зрителей, там звучит счастливый смех детей. С1958 года регулярно устраиваются международные фестивали кукольников, что способствует об мену опытом.
В самодеятельности, особенно в школах театр кукол пользуется большой популярностью.
2.3 Классификация кукольных театров по видам кукол и способам их управления.
В спектакле используются разные виды кукол. Куклы - артисты отличаются не только внешностью, но и устройством, или «анатомией».
11
Куклы на палец. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Таких малышек можно без труда взять с собой в путешествие.
Перчаточные. Иначе ее называют петрушечная, потому, что так устроен Петрушка. Итальянцы назвали их «бураттини» Указательный палец актера проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава костюм. Движения головы, рук осуществляются с помощью движений пальцев и кисти руки. Перчаточные куклы очень подвижны и выразительны.
Тростевые куклы. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется «гапит». К рукам куклы прикреплены трости-палочки, которыми двигает кукловод. Большинство театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные тростевые куклы.
Марионетки-куклы, управляемые сверху нитями. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину-«вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к ее плечам, коленям, голове, локтям. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актер заставляет куклу двигать руками и ногами.
Эта очень древняя форма кукольных представлений достигла расцвета в 17-18веках в стране Италия. В это время у марионеток появляются свои маленькие театрики, сцены которых в точности повторяют сцены знаменитых театров того времени. Куклы на нитках исполняли популярные оперы, балеты. Кукловоды достигали высочайшей точности в имитации человеческого жеста. Один из почитателей театра марионеток писатель Стендаль насмешливо заметил, что неплохо бы танцовщикам знаменитого театра Ла Скала, гордящихся своим мастерством, посмотреть на изящество и грацию своих меленьких кукольных собратьев.
12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем городе нет профессионального театра кукол, только кружки, но в столице Казани есть Татарский государственный театр кукол «Экият», был основан в 1934 году. Он является одним из ведущих театров кукол нашей страны.
В театре работает около 100 человек. Из них 29 актеров работают на русском и татарском языках. В репертуаре театра более 40 спектаклей. Сегодня театр возглавляет Роза Яппарова, главный режиссер Ильдус Зиннуров. Для «Экият» писали и пишут такие известные писатели драматурги Татарстана, как Туфан Миннулин, Мансур Гилязов, Борис Вайнер, Гульшат Зайнашева. Все спектакли пронизаны музыкой, создающей атмосферу чудесного праздника и волшебства.
Этот театр с успехом работает, получает поддержку правительства. Сейчас он находится у красивом здании, похожим на сказочный терем.
Театры кукол сейчас существуют в профессиональных 39 театрах кукол нашей страны, при школах, детских садах и просто больших дружных семьях.
Мы делаем только первые шаги в этот удивительный мир театра, но уже раскрыли некоторые секреты театрального закулисья, любовь к театру мы пронесем через года. Занимаясь театром, мы ставим перед собой цель - сделать наше свободное время интересным и содержательным, наполнить его интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, могли использовать в повседневной жизни.
Наша гипотеза: театр кукол и сегодня остается любимым увлечением, подтвердилась.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3
ГЛАВА I
Тема исследования……………………………………..4
Результаты опроса ………………..……………………4
Магия театра кукол………….…………………………5
ГЛАВА II
История театра кукол……………………………………6
Театр кукол в России…………………….………………7
Классификация кукол………………….………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………...11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. В.Х. Тутаюк «Театр кукол в начальной школе»
Издательство «Дрофа», 2002г.
2. [link] «Театральная история России»
Издательство «Аванта+», 2008г
3. Энциклопедия Бориса Голдовского «Кукольный театр»
4.Журнал «Начальная школа»,№ 2,5 2007г., № 4, 2006г.
5. А.В.Ефимова «Работа с мягкой игрушкой в начальных классах».
Из опыта работы. Москва, «Просвещение» 1988 г.
(стр. 162 Куклы на руку для самодеятельного театра, Петрушка);
6. Надежда Огненко «Волшебная сила сказки: осуществление
мечты и полцарства в придачу.
Игра «Дворец желаний» СПБ.; Речь, 2008 г.
7.Информация из Интернета.