ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧИЛИЩЕ
ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С. БУБКИ
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Семинар-практикум
«Интеграция спорта и искусства. Бокс. Красота успеха»
Донецк – 2016 г.
Методическая разработка воспитательного мероприятия
Семинар-практикум
«Интеграция спорта и искусства. Бокс. Красота успеха»
Мероприятие включает в себя информационный блок в форме презентации на тему взаимосвязи спорта и искусства, истории бокса как вида спорта и связи его с искусством, виртуальную фотоэкскурсию по музею советского спорта, специальные задания практикума, просмотр документальных видеоматериалов о выдающихся боксерах прошлого и современности, прослушивание популярных аудиозаписей о боксе и боксерах, интерактивную беседу со спортсменами.
Основными направлениями практикума являются:
1. Развитие коммуникативных навыков в аксиологическом аспекте воспитательной работы (обогащение словарного запаса воспитанников посредством осмысления общезначимых культурных и спортивных фактов и событий).
2. Патриотическое воспитание и формирование гражданской позиции.
Данный воспитательный час предназначен для старшеклассников и студентов ДРВУОР им. С. Бубки.
Разработчики: Тарновская Т.Н., воспитатель 1 категории,
Кноблох Н.В., воспитатель, специалист.
Семинар-практикум
«Интеграция спорта и искусства. Бокс. Красота успеха»
Цели: расширить представление обучающихся о спорте и искусстве, их взаимосвязи и интеграции; способствовать развитию коммуникативных навыков в объеме темы «Бокс как искусство»; сформировать базовые нравственные ценности через понимание истории и культуры бокса как вида спорта; воспитать чувство патриотизма на примере выдающихся отечественных спортсменов.
Задачи: совершенствование навыков диалогической и монологической речи в социально-культурной сфере общения; овладение лексикой в рамках изложенной темы; овладение основными правилами речевого поведения в процессе участия в конкурсных заданиях; личностное развитие обучающихся; повышение культуры взаимодействия в коллективе; формирование гражданской зрелости посредством ценностного восприятия фактов и событий в истории отечественного бокса.
Форма проведения: коммуникативный практикум
Место проведения: читальный зал библиотеки
Продолжительность мероприятия – 90 мин.
Целевая аудитория – старшеклассники и студенты ДРВУОР им. С. Бубки.
Подготовительная работа:
- оформление презентации;
- оформление тематической фотогалереи;
- работа со специальной литературой и Интернет-ресурсами;
- подготовка материалов практикума.
Оборудование: компьютер, проектор, 4-5 листов формата А-3, 2 маркера.
Ожидаемые результаты:
- пополнение лексического запаса воспитанников;
- развитие их спортивного и культурно-исторического кругозора;
- воспитание интереса к истории и культуре спорта.
Ход семинара-практикума
Прослушивание аудиозаписи с гимном бокса (слайд № 1)
Работа с понятиями «искусство», «спорт» (слайды №2 №3)
Ведущий 1 знакомит с понятием «искусство» (слайд №1):
Иску́сство – образное осмысление действительности. Виды искусства – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино являются разновидностями образного осмысления действительности.
Ведущий 2 знакомит с понятием «спорт» (слайд №2):
Спорт – это составная часть физической культуры: комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма; тренировки и соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований. Существует любительский спорт и профессиональный.
Задание № 1 «Что объединяет и что различает спорт и искусство?»
Ведущий 1 предлагает участникам практикума разделиться на 2 команды, выбрать капитанов и выполнить задание, ответив на следующие вопросы:
1) Как вы считаете, что объединяет искусство и спорт?
2) Что, по вашему мнению, отличает спорт от искусства?
Ответы команда пишет на листе бумаги; комментирует капитан или какой-либо другой член команды. Максимальное количество баллов за задание – 5 (ответ оценивается по таким критериям: последовательность, по существу, без речевых ошибок, самостоятельность)
Ведущий 1 подводит итоги задания.
Взаимосвязь спорта и искусства (слайды №5-6)
Ведущий 2 по результатам выполненного задания беседует с участниками практикума на тему «Общие и отличительные черты спорта и искусства» (внося новые тезисы в записи команд-участниц)
Спорт и искусство. Общие черты (слайд № 5)
- большой эмоциональный подъем; - наличие четких законов и правил; - созидательный и творческий характер; - экспрессия как артиста (спортсмена), так и зрителей; - высокий уровень профессионального мастерства; - совершенство техники; - проявления лирического, героического и комического; - эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя; - эстетическая деятельность; - призыв мечтать, дерзать, сметь.
Различия между спортом и искусством (слайд № 6)
- Искусство создает художественный образ
- искусство чаще всего оформляется в художественные произведения
- художник – творец прекрасного в разных видах искусства
- в искусстве нет соревнования
- искусство воспитывает ум и душу
- в искусстве мы наслаждаемся шедевром автора или талантом его исполнителей
- актер может сыграть спортсмена
- в искусстве – конкурс
- Спорт демонстрирует физические возможности человека
- спорт существует только как процесс, на глазах у зрителей
- спортсмен – мастер высоких спортивных достижений
- в спорте важна роль соперничества
- спорт развивает ум и тело
- в спорте мы сопереживаем игре, которая происходит у нас на глазах
- спортсмен не сыграет актера
- в спорте – соревнование
Интеграция спорта и искусства (слайд №7-8)
Ведущий 2 рассказывает о взаимопроникновении спорта и искусства
Каждый человек способен мыслить и жить творчески. Направление творчества – это свобода нашего выбора. Кто-то выбирает путь врача, учителя, бухгалтера. Но, чем бы человек ни занимался, важно не потерять себя в красоте процесса, иначе любой творческий труд превращается в монотонную, рутинную работу.
То же самое и в спорте. Спорт – это и труд, и творчество одновременно. Если посмотреть на спорт с позиции физиологии, то это тяжелая физическая работа, приносящая временное моральное удовлетворение. А если спортсмен в процессе тренировок и соревнований умеет раскрыть свой творческий потенциал, показать свое «я», то его труд становится сродни искусству.
Поскольку спортивная деятельность имеет огромный эстетический ресурс, спорт можно считать одной из форм искусства, а спортсмен высокого класса может быть рассмотрен как артист.
Эстетическая составляющая в разной степени присуща всем видам спорта. Максимально приближаются к искусству так называемые "художественные" виды спорта: художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, фристайл, прыжки в воду, спортивные танцы, балет на льду и др.
Спорт находит свое отражение в разных видах искусства – в моде, танцах, поэзии, музыке, кино, фотографии, скульптуре, живописи. Организуются даже международные выставки-бьеннале «Спортсмены – в искусстве», которые собирают работы бывших и действующих спортсменов. Первая такая выставка прошла в Барселоне в 1986 году.
Спорт и искусство дополняют друг друга. А их взаимопроникновение (интеграция) служит мостиком между физическим и духовным в человеке. Глубоким приверженцем идеи интеграции спорта и искусства был основатель современного Олимпийского движения Пьер де Кубертен, который ратовал за укрепление союза между ними. Гармонию физического и духовного в человеке он называл понятием «эйритмия».
«Спорт надо рассматривать как источник для искусства», – писал Кубертен. – Искусство должно быть связано с практикой спорта. Искусство должно участвовать в современных Олимпиадах. Какой же это праздник без музыки, стихов, живописно украшенных стадионов? Все музы должны официально утвердиться на Играх».
Эта мысль, озвученная Пьером де Кубертеном на парижской «Конференции по вопросам науки, спорта и искусства» в 1906 году, стала одной из важнейших в деле возрождения Олимпийских Игр. Идея объединить спорт и искусство получила широкую поддержку и стала основным принципом Олимпийского движения.
По примеру древнегреческих Олимпийских Игр, в период с 1912 по 1948 годы в программу Игр Олимпиады входили художественные конкурсы по скульптуре, архитектуре, музыке, живописи и литературе. В частности, на Играх 1936 года было проведено 15 художественных конкурсов. Но с 1952 года по решению МОК состязания в видах искусства были заменены культурно-развлекательной программой – художественными концертами и выставками.
Спартианские Игры, которые проводятся в России с 1991 года, – это новая попытка интеграции спорта и искусства. Согласно правилам, каждый участник Игр выступает в соревнованиях, связанных как со спортом, так и с искусством. Таким образом реализуется идея взаимного обогащения спорта и искусства, синтез физической и духовной сторон личности.
С 20-х годов прошлого века спорт и искусство призваны для решения общей задачи: воспитать идеологически подкованного и физически развитого советского человека, который «готов к труду и обороне».
В СССР спорт становится важной частью подготовки человека к любым трудностям, что отражается в произведениях искусства того времени. Примерами могут служить работы (проецируются на экране) Александра Самохвалова «На стадионе», «После кросса», «Девушка в футболке»; Сергея Луппова «Спортивные игры на стадионе»; Ивана Куликова «Физкультурница»; в плакатах Петра Караченцова «Выше знамя красного спортинтерна» и Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть…»
Искусство второй половины 20 века – средство пропаганды спорта. В 1963 году Союз художников СССР и Союз спортивных обществ СССР проводят первую Всесоюзную выставку «Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве», которая приурочена к III Спартакиаде народов СССР. В рамках выставки, которая собрала более 500 произведений живописи, скульптуры и графики, участвуют художники различных городов России, Украины, Грузии, Казахстана, Армении, Латвии, Литвы, Белоруссии и других союзных республик. В последующие годы состоялись еще три Всесоюзных, а также большое количество республиканских и городских выставок.
В конце 20 века спортивная тема получает новое, альтернативное звучание в искусстве. Авторы работ этого периода намеренно снижают характерный для соц-арта победно-героический пафос и эмоциональную приподнятость. Их герои забавны и порой откровенно смешны. Многие работы (проецируются на экране) – «Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика, «Летающий лыжник» Михаила Дронова, «А судьи кто?» Бориса Черствого и других – выполнены не только с оттенками иронии, но и в пародийном жанре.
Таким образом, на протяжении всего советского периода, несмотря на различие и разнообразие стилей, жанров и художественных интерпретаций, спорт и искусство идут «рука об руку». Говоря словами поэта Роберта Рождественского, спорт является «великолепным сюжетом для искусства, который помогает художникам раскрыть свое творческое «Я».
Задание № 2 «Презентация» (слайд № 9)
Ведущий 1 предлагает командам (капитану или группе участников) на основе их комментариев, а также прослушанной информации об искусстве и спорте, подготовить презентацию «За что я люблю бокс».
Максимальное количество баллов – 5 (критерии: связная речь, аргументация, умение делать выводы, выразительность, умение заинтересовать аудиторию).
Ведущий 1 подводит итоги.
История бокса (слайды № 9-12)
Ведущий 1 делает краткий экскурс об истории бокса как вида спорта.
Кулачный бой – прообраз бокса - входил в программу Олимпийских игр в Древней Греции.
Противники надевали цесты – специальные перчатки из сыромятной кожи, пары борцов составлялись по жребию, а не по весовым категориям. Встреча продолжалась, пока один из участников не выбывал из строя.
В Древнем Риме кулачные бои превратились в поединки гладиаторов. Они были вооружены медными кастетами. Сражения устраивались на аренах амфитеатров.
Как вид спорта бокс определился в 18 в. н.э. в Англии. Там же Маркизом Куинсбери в 1865г. были сформулированы первые правила проведения боксерских поединков, по которым до сих пор проводят соревнования среди любителей и профессионалов (продолжительность раунда – 3 мин с обязательным минутным перерывом; если один из боксеров падал, ему полагалось подняться в течение 10 с без посторонней помощи)
В начале 20 в. бокс получил широкое распространение в разных странах.
В программу современных Олимпийских игр этот вид спорта впервые был включен на Играх III Олимпиады в Сент-Луисе (1904г.)
В этих олимпийских соревнованиях участвовали боксеры из США. Они оспаривали награды в семи весовых категориях.
Соревнования по боксу на Играх Олимпиад проводятся с выбыванием спортсменов после первого поражения. Но на Олимпийских играх, состоявшихся в период с 1904 по 1948г., боксеры, проигравшие полуфинальные поединки, встречались между собой в споре за 3-е место (победитель получал бронзовую медаль, а проигравший занимал 4-е место).
На Играх IV Олимпиады подавляющее большинство соревнований участников по боксу составляли спортсмены Великобритании. Они завоевывали все золотые, серебряные и бронзовые медали в пяти весовых категориях.
На Играх X Олимпиады в Амстердаме (в 1928г.) мог каждую страну мог представлять только 1 спортсмен.
Начиная с Игр XIV Олимпиады в Хельсинки (1952г.) регламент соревнований был изменен: отныне обоим спортсменам, проигравшим полуфинал, без дополнительных поединков вручались бронзовые медали. Изменилось количество весовых категорий – вместо 8 их стало 10.
На Играх XXIII Олимпиады в Лос-Анжелесе (в 1984г.) соревнования по боксу проводились уже в 12 весовых категориях.
За всю историю олимпийских соревнований по боксу только двум выдающимся спортсменам удалось завоевать по 3 золотых медали: венгерский боксер Ласло Папп, кубинец Теофило Стивенсон.
Рекордсменом в чемпионатах мира стал кубинец Феликс Савон – 5 золотых медалей.
Самым молодым олимпийским чемпионом по боксу оказался Джон Филдс (США): он победил на Играх VIII Олимпиады (в 1924г.) в возрасте 16 лет. Этот рекорд нельзя было уже побить, т.к. позднее было установлено, что к олимпийским играм допускались только те спортсмены, которым уже исполнилось 17 лет (эти правила действуют до сих пор).
На 18-ом году жизни становились олимпийскими чемпионами трое боксеров: Флойд Паттерсон (США), Хуан Эрнандес (Куба), Мелдрик Тейлор (США).
Триумф на олимпийском ринге становился нередко стартовой площадкой для смены любительского статуса на профессиональный. Некоторые имена боксеров, достигших больших успехов в профессиональном боксе: Флойд Паттерсон, Мохаммед Али ( Кассиус Клей), Джозеф Фрезер, Джорж Формен.
Национальный кулачный бой
На Руси в 15-17вв. большой популярностью пользовались кулачные поединки, особенно массовые бои «Стенка на стенку».
Согласно кодексу русского кулачного боя запрещалось нападать со спины и бить ниже пояса. По таким правилам уже дрались на Руси в 10в. Между тем в Англии даже в 18в. «рукопашникам» разрешалось наносить удары головой, локтями, коленями, топтать упавшего, душить.
Бокс в России
В России бокс как вид спорта стал развиваться в самом конце 19в.
В 1896г. по инициативе гвардейского офицера Михаила Кистера был открыт первый атлетический кружок в Москве.
Русские бомбардиры – некоторые известные имена
Константин Градополов – чемпион СССР, основоположник отечественной школы бокса. Профессор, доктор педагогических наук, более 30 лет руководил кафедрой бокса Московского института физкультуры.
Николай Королев – ученик Градополова – 13- кратный чемпион СССР.
Борис Лагутин – двукратный олимпийский чемпион, 6-кратный чемпион СССР.
Валерий Попенченко – двукратный чемпион Европы, доктор педагогических наук .
Задание № 3 «Викторина» (слайды №14-15)
Ведущие 1-2 проводят викторину: команды отвечают на вопросы
Максимальное количество баллов – 6: (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл); вопросы под №1 адресованы одной команде, вопросы под №2 – другой.
Вопросы викторины
1. В какой стране бокс определился как вид спорта?
2. В каком веке бокс определился как вид спорта?
1. Кто сформулировал первые правила боксерских поединков?
2. Каковы основные правила боксерских поединков?
1.Скольким боксерам за всю историю олимпийских соревнований удалось завоевать по 3 золотых медали. Назовите их.
2. Кто является рекордсменом в чемпионатах мира по боксу (3 золотых медали)?
1. Что объединяет спорт и искусство: труд или творчество?
2. Какие виды спорта наиболее приближены к искусству?
1. Когда и как возрождалось Олимпийское движение?
2. Что означает термин «эйритмия» и кто его автор?
1. В каких видах искусства отражается спорт?
2. Где проводятся Спартианские Игры и в чем их суть?
Ведущие 1-2 подводят итоги задания.
Бокс как искусство (слайды № 16-17)
Ведущий 2 вовлекает участников практикума в интерактивную беседу о боксе как искусстве кулачного боя.
Известный бард, кумир многих поколений спортсменов Владимир Высоцкий пел, что «бокс – не драка, это спорт отважных», и был прав. Певец сам занимался боксом, фехтованием и изучил основы каратэ. Его разносторонние интересы помогли ему в будущем на съемках фильмов обходиться без каскадеров, а в песенном творчестве правдиво показывать характер и судьбы людей.
Прослушивание видеозаписи «Песни сентиментального боксера» в исполнении Владимира Высоцкого
В песне этой, конечно же, много юмора, но столько же и правды. Вы сами знаете, насколько тяжела работа боксера с точки зрения физиологии. Вы выбрали очень азартный спорт, который связан с риском потери здоровья, сопровожден крайним физическим утомлением, необходимостью каждый раз преодолевать себя. Ведь что такое бокс для обычного обывателя? Это просто драка двух мужчин или даже женщин, а для тех, кто хоть раз бился один на один с противником, бокс – это искусство, которое требует долгой физической и
моральной подготовки. Технике бокса учатся месяцами, годами. Но, кроме технических знаний, боксеру нужно иметь устойчивую психику. Поэтому боксом занимаются лишь сильные, во всех смыслах этого слова, люди.
Аркадий Георгиевич Харлампиев, старейший русский боксёр, говорил: «Бокс – это не драка, а славно подготовленный, основательно обдуманный технический бой на ринге. Это поединок двух думающих бойцов. Самым главным в боксе считается ум, точный расчёт и тактика, а не жесткая физическая сила».
Бокс является одним их самых древних и известных видов спорта, он преодолел долгий путь от кулачного боя до стандартного единоборства с нынешними правилами, сформировавшими его как вид спорта.
А в чем же заключается творческая сторона бокса? Выдающиеся боксеры видят ее в искусстве владеть своим телом, умом и сердцем; в умении красиво уходить от ударов и в мастерстве искусно их наносить.
Бокс – это искусство борьбы, которое воспитывает мужество, а это является одним из самых важных качеств человека. А также бокс способствует организованности, собранности, учит противостоять трудностям.
Знатоки этого вида спорта часто говорят о музыке бокса. По их мнению, если одиночные элементы бокса, которые начинает разучивать новичок (удары, блоки, перемещения и т.п.), сравнить с музыкальными нотами, то их разнообразные сочетания: красивые атакующие комбинации, эффектные защитные действия, быстрые контратаки и многое другое – все это своеобразные мелодии, которые боксёр “проигрывает” во время поединка. И чем боец более опытный и квалифицированный, тем более разнообразен его «репертуар», тем больше у него шансов победить.
Тренер учит вас слышать музыку бокса – его ритм, мелодию, композицию. Это открытие окрыляет, и спортсмен готов буквально воспарить над рингом. То, что раньше казалось ему скучным и необходимым, наполняется совершенно иным смыслом. Приседания, отжимания, подтягивания, прыжки со скакалкой перестают быть преодолением себя. Вы тренируетесь изо всех сил для того, чтобы подниматься всё выше и выше в познании счастья бокса.
Исследователи бокса называют бокс одним из видов воинского искусства, у которого есть свои ценители, почитатели, знатоки. Есть свои гении и мастера. Как и любое искусство, бокс – это путь к самосовершенствованию, стремлению познать самого себя. А на этом пути самым главным для человека является не победа над каким-либо конкретным соперником, а победа над самим собой.
Миллионы людей со всего мира любят бокс как спорт, который преисполнен колоссальной внутренней красотой, особой мужественной эстетикой.
Привлекательность бокса – в эмоциональности поединка, где борьба идет не только за физический, морально-волевой, технический, но и за интеллектуальный перевес, за гибкость боевой логики. Пример тому – биография Владимира Сафронова – известного художника, ставшего олимпийским чемпионом по боксу, будучи всего лишь спортсменом-перворазрядником.
Просмотр 3-минутного видеоролика о боксере Владимире Сафронове.
Известные люди и бокс
Не случайно именно творческий характер бокса привлекает очень многих людей, чьи профессии далеки от спорта вообще.
Александр Сергеевич Пушкин увлекался боксом и был единственным в России человеком, который выписывал из Англии учебник по боксу.
Известные русские писатели Сергей Довлатов и Владимир Набоков занимались боксом. Писатели Джордж Байрон, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй тоже знали бокс не понаслышке.
Актер Михаил Пореченков довольно долго занимался боксом и стал призером чемпионата Эстонии по боксу. Дружили и дружат с боксом очень многие голливудские актеры.
Звезда советской эстрады Иосиф Кобзон в свое время занимался боксом и даже стал чемпионом Украины.
Исполнители в стиле шансон Михаил Шуфутинский и Александр Новиков тоже хорошо знакомы с канатами ринга.
Их коллега Александр Розенбаум в молодости профессионально боксировал и даже получил звание кандидата в мастера спорта.
Из современной истории бокса можно привести пример Александра Колесникова, вошедшего в Книгу рекордов Гиннеса как первый боксер, выигравший свой дебютный бой на звание чемпиона мира после многолетнего перерыва в спорте.
Просмотр 3-минутного видеоролика о боксере Александре Колесникове.
Задание № 4 «Ринг» (слайд № 18)
Ведущий 2 приглашает на воображаемый ринг капитанов команд, которые вначале разыгрывают право первого «удара».
Затем первый спортсмен произносит название любого боксерского удара, а второй объясняет его значение. И так по очереди, не повторяясь, боксеры называют как можно больше применяемых в боксе прямых, боковых и ударов снизу и объясняют их.
Критерии оценки: за каждый названный «удар» - по одному баллу; за каждый правильный «ответ» – тоже по одному баллу.
Максимальное количество баллов определяется количеством правильно названных ударов и «ответов».
Ведущий 2 подводит итоги задания.
Задание № 5 «Узнай боксера по имени» (слайд № 19)
Ведущий 2 предлагает участникам команд из списка десяти выдающихся российских спортсменов подчеркнуть боксеров (вычеркнуть не боксеров) и внятно рассказать об одном из боксеров.
Критерии оценки: за каждый правильный ответ – по одному баллу; за исчерпывающий сюжет о боксере – два балла, за менее развернутое сообщение – один балл, за невыполненное задание – 0 баллов.
Максимальное количество баллов зависит от числа боксеров в списке.
Ведущий 2 подводит итоги задания.
Задание № 6 «Твои достижения и планы» (слайд № 20)
Ведущие 1-2 вовлекают спортсменов и их тренера в интерактивную беседу, предлагая им по кругу ответить на следующие вопросы (задание в баллах не оценивается).
Ваши достижения и планы.
Что важно для успеха в боксе?
Какие качества воспитывает бокс?
Что делать, если кто-то нуждается в вашей помощи…
Ведущий 2 побуждает аудиторию подумать о том, что, возможно, рядом с нами живут близкие нам люди, которым мы можем и должны помочь.
Просмотр 3-минутного видеоролика социальной рекламы «Бокс помогает…»
Подведение итогов практикума.
Ведущий 1 подводит итоги мероприятия, награждает победителей, высказывает пожелания, обменивается впечатлениями с участниками.
звучит аудиозапись боксерского гимна.
Использованная литература:
1. Голейзовский К. Я. Спорт как искусство//Театр. 1966. №4. с. 79-83.
2. Козлова В. Н. Спорт как социально-зрелищная сфера. М.: "ПРАДАР". 2007.
3. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт.- в 2-х кн.: кн. 2, 1997, с. 151-157.
4. Солодовникова Е. М. Спорт и искусство//VIP-Premier. 2008.
5. Спорт в изобразительном искусстве. М.: ФиС, 1981.
6. Столяров В. И. Спартианские игры – новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством. «СпАрт». 1998.
7. Столяров В. И. Спорт и искусство: сходство, различие, пути интеграции. Гуманитарный проект «СпАрт». 1998.
8. Столяров В.И. Современный спорт и олимпийское движение в системе международных отношений. М.: 2009. 9. Френкин А. А. Эстетика физической культуры. М.: ФиС. 1963.
10. Энциклопедия для детей, т.20. Спорт, 2001, Москва, Аванта, 2001,
с. 385-402.