Сценарий литературного вечера, посвященного юбилею М.Ю.Лермонтова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова

«Земле я отдал дань земную»

Ведущий 1.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -

Но преждевременно, противника рукой –

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!

Ведущий 2.

27 января 1837 года рукой Дантеса была нанесена на дуэли смертельная рана великому русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину.

К моменту смерти поэта – 29 января – уже весь Петербург твердил наизусть строки молодого поэта, которого потом назовут достойный продолжателем творчества Пушкина. А власти за это его стихотворение впервые сошлют на Кавказ.

Выходит чтец 1. (читает резко, эмоционально. Сначала трагически, потом с негодованием – «Смерть поэта».

Погиб поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Ведущий 1.

Кто мог знать, что через 4,5 года оборвётся жизнь и этого юноши.

Ведущий 2.

Ему оставалось всего 4,5 года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, быть сосланным несколько раз на Кавказ, прослыть легендой Кавказской войны и погибнуть, как Пушкин, на дуэли.

Ведущий 1.

В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая определённость, рок. Он страдал более, чем жил.

Ведущий 3.

Род Лермонтовых происходит от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, который был взят в плен русскими войсками осенью 1613 г. при осаде польской крепости Белой. Георг Лермонт остался в России, был принят на "государеву службу" и пожалован в 1621 г. поместьями в Галицком уезде, Костромской губ. Убит во время второй польской войны зимой 1633-34 года.

Ведущий 4: 15 октября 1814 года…

Ведущий 3. В ту ночь в мире творилось что-то странное: над московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали свою дорогу.

Ведущий 4. Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома - семья генерал - майора Федора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздно ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

Ведущий 3. Тяжело перенесла роды мать. (Сцена затемняется, высвечивается портрет матери).

Ведущий 4. От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец. (Высвечивается портрет отца).

Ведущий 3. Но была в доме женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твердую решимость. Она молча, без суетливости, подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге. (Высвечивается портрет бабушки Е. А. Арсеньевой)

Ведущий 4. В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перипетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а, может быть и на всю судьбу одного из величайших поэтов России - Михаила Юрьевича Лермонтова.

(Сцена наполняется светом)

Ведущий 5. Ему дали жизнь Мария Михайловна и Юрий Петрович. Но та статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме, поставит его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

Ведущий 6. Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, ее мать, произнесла слово «нет». «Нет» повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.

Ведущий 5. Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своем. И он стал ее мужем

Ведущий 6. А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки. Но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днем.

(Звучит II часть сонаты №2 Бетховена)

Ведущий 5. Здоровье Марии Михайловны вызывало опасения. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817г. она скончалась. Лермонтову не было еще и трех лет. Но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:

Чтец 2.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее... и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчание...



Ведущий 7: На северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зеленых холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы, куда Лермонтова привезли из Москвы полугодовалым ребенком. Спустя положенные по христианскому обычаю девять дней после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила.

Ведущий 8. Для Елизаветы Алексеевны Арсеневой её ненаглядный внук Мишенька был самым дорогим человеком. Она жила ради внука.

Ведущий 7. Бабушка во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча «солдат» из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ… Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще всякий праздник - дым коромыслом, лишь бы Миша был весел.

Ведущий 8. Бабушка с тревогой приглядывается к нему: вот как будто задумался, да грустно так. А вдруг спросит про отца – почему он редко бывает в Тарханах, почему не живет здесь? А вдруг начнет выспрашивать о матери – почему да как умерла, да что было? Рано ему все это знать… Да об отце ли он думает?!

Ведущий 7. Он ничего не спрашивал. Но с какой радостью кидался к отцу в его редкие приезды, как льнул к нему! И как сокрушала эта сыновняя радость сердце Елизаветы Алексеевны! Любящее бабушкино сердце… Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки.

Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.

Бабушка. «После дочери моей Марьи Михайловны, которая была в замужестве за капитаном Ю.П.Лермонтовым, - говорилось в завещании, - остался в малолетстве законной ее сын, а мой родной внук Михаил Юрьевич Лермонтов. Завещаю и предоставляю по смерти моей ему, родному внуку моему М.Ю.Лермонтову, принадлежащее мне движимое и недвижимое имение, однако, ежели оной внук мой будет до времени совершеннолетнего его возраста находиться при мне, на моем воспитании и попечении. Ежели отец внука моего истребовает, то я, Арсеньева, все имение предоставляю в род мой Столыпиных».

Ведущий 8. Вот так: все или ничего! Неограниченная любовь бабушки не признает половинчатых решений. Что было делать Юрию Петровичу? Лишить сына всех этих бабкиных благ? А что скажет сын, достигнув совершеннолетия?

Оскорблен был и унижен отец этим духовным завещанием Арсеньевой. Но ради сына, ради его будущего проглотил обиду, умолк.

Он понимал, что Арсеньева нанесла ему сокрушительный удар, на который нет возможности ответить, но понимал так же, что сделала она это из любви к внуку – его сыну.

Лермонтов (выходит из тени вперёд, перед ведущими):

Впервые приехав к отцу, в его кабинете на стене я увидел портрет матери. На меня смотрела в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив из моих мучительно-смутных снов. Кружевные воротнички, белое платье, руки окутаны красной шалью. Открытое, прекрасное молодое лицо.

Я не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и мама смотрела на меня - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…

Ах, какие это были мгновения! Казалось, мама сейчас выпростает руки из-под складок шали и протянет их ко мне. (Слова он произносит с тоской, опустошённо, обращаясь к портрету матери, который стоит на столике, в рамке. Потом, опустив голову, уходит и садится).

Ведущий 7. Шли годы, Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Эта незаживающая душевная рана Лермонтова вылилась в горькие строки:

Чтец 3.

Ужасная судьба отца и сына.

Жить розно и в разлуке умереть,

И жребий чуждого изгнанника иметь

На родине с названьем гражданина!

(Музыка постепенно стихает).



Ведущий 8. Ранняя смерть матери, ссоры между близкими, толки о наследстве – все эти тревожные впечатления детства рано заставили Лермонтова задуматься над мучительными противоречиями в отношениях между людьми. В автобиографических набросках Лермонтов рассказывает, что с детских лет он «разлюбил игрушки и начал мечтать». А еще он вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать».

Чтец 4.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-Баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.


Ведущий 7. Разносторонняя одаренность Лермонтова проявилась рано. Он хорошо рисовал, лепил из воска, был талантливым шахматистом, играл на скрипке, на рояле, на флейте, пел арии из любимых опер, даже сочинял музыку.

Ведущий 8. Получив в подарок от бабушки толстый альбом, Михаил стал писать. Всё разом просилось в стихи: тоска по матери, вьюга, разыгравшаяся за окном, осень, любовь…

Ведущий 7. Всё это пылало в его груди и заставляло набрасывать на листах бумаги пробные строки, зачёркивать, рисовать…



Ведущий 9. Лермонтов тяжело переносил напряженную обстановку в семье и это не могло не сказаться на состоянии его души. В 1827 году Михаил Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Москву и поступает в Благородный пансион при университете.

Чтец 5.

Стихотворение «Люблю тебя Москва»

Ведущий 10. Стихи начал писать с 14 лет, учась в университетском пансионе. Всего Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около трехсот стихотворений. За годы учебы им было написано более 60 стихотворений и несколько поэм. 1831 год оказался для юного поэта очень тяжелым. В день, когда будущему поэту исполнилось 17 лет, он получил известие о скоропостижной смерти отца.

Ведущий 9. Характер будущего поэта слагался трудно, сложно, преодолевая противоречия. Болезненная резкость, замкнутость соседствовали в нем с мягкой мечтательностью; чудесный мир фантазий вмещал удивительные образы.

Лермонтов:

Стихотворение «Нет, я не Байрон»

Ведущий 10. Нельзя сказать, что жизнь Лермонтова была полна невзгод. Многочисленная просвещенная родня, блестящее общество, полная материальная обеспеченность. Благородный Университетский пансион, Московский университет, школа гвардейских юнкеров, лейб-гвардии гусарский полк, юнкерские кутежи, великосветские балы. Но он с ранних лет ощущал конфликт с окружающей средой, он с его характером, душой и талантом, не вписывался ни в школу юнкеров, ни в светские балы.

Чтец 7.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом,

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном

Ведущий 9. В 1837 году после смерти Пушкина шеф жандармов граф Бенкендорф доложил императору Николаю I о чрезвычайном происшествии – распространении по столице возмутительных стихов Лермонтова, содержащих прямое обвинение в гибели поэта ближайших сподвижников русского царя.



Лермонтов:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под Сению закона,

Пред вами суд и правда – все молчи!


Бетховен «Лунная соната»

Ведущий 10. Лермонтов был арестован 18 февраля 1837 года. К нему пускали только камердинера, приносившего хлеб. Он просил заворачивать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений.

Лермонтов:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноокую девицу,

Черногривого коня.


Чернышев. «Корнета Лермонтова за сочинение известных Вашему сиятельству стихов перевесть в Нижегородский драгунский полк. Военный министр Чернышев графу Бенкендорфу.

Ведущий 11. Итак, он отправляется на Кавказ. Это была замаскированная ссылка. Ему остается жить всего 4 с половиной года!

Ведущий 12. В этом же году исполнилось 25 лет со дня, когда русская армия на Бородинском поле дала отпор полчищам Наполеона. С приближением годовщины стали появляться исторические описания великого сражения, рассказы и воспоминания его участников, романы и стихотворения о доблести полководцев и о подвигах героев Отечественной войны. Лермонтов описал великий день в стихотворении «Бородино».

Инсценировка стихотворения «Бородино».

Ведущий 11. В апреле 1838 г. Благодаря неустанным хлопотам бабушки Лермонтов переведен в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Период между двумя ссылками – самый плодотворный для Лермонтова. Он работает над «Героем нашего времени», написал «Мцыри», переработал «Демона», опубликовал «Песню про купца Калашникова», в которой выражена мысль о всесилии и несправедливости царя.

Ведущий 12. Лермонтов, как любой творческий человек, влюблялся не раз. Это были яркие, но трагичные страницы жизни поэта.

(Звучит вальсовая музыка, тихим фоном, когда выходят пары, музыка замолкает. Потом она вновь продолжится с остановившегося фрагмента.)

Ведущий 11. Еще подростком на Кавказе, куда бабушка возила его лечиться на минеральные воды, Лермонтов познал чувство первой любви. Он писал «Кто мне поверит, что я знал любовь, имея десять лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я не знаю, кто была она, откуда, хороша она была или нет, но эта загадка, этот потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..

Чтец 8. Стихотворение «Ангел»

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой…

Ведущий 12. Сушкова Екатерина Александровна.

(Выходит Лермонтов под руку с партнёршей (Сушкова). Он подводит её к стулу на другом конце зала, помогает сесть, затем Лермонтов проходит на середину. Читает, периодически обращаясь к Сушковой.)

Лермонтов:

Из-под таинственной холодной полумаски

Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку лёгкую заметил я невольно

И девственных ланит и шеи белизну,

Счастливец! Видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну!

И создал я тогда в моём воображенье

По лёгким признакам красавицу мою;

И с той поры бесполое виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И всё мне кажется, живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.


Ведущий 11. Екатерина Александровна – первая возлюбленная Лермонтова. Юный Мишель, встретив её в доме Верещагиных, посвятил ей множество стихотворений. Она была старше его на два года.

(Во время чтения ведущим своих слов Лермонтов подходит к стулу Сушковой, встаёт за ним. Она же, наоборот, поднимается со стула, поворачивается к Лермонтову, треплет его по щеке и, обращаясь в зал, произносит. )

Екатерина Сушкова. Я относилась к влюблённому мальчику немного свысока, но уже тогда пророчила «великого человека», одарённого незаурядным поэтическим талантом.

(Закончив, она улыбается взирающему на неё Лермонтову и отходит в сторону.)



Ведущий 12. Лермонтов позже сыграл нелицеприятную роль в жизни Екатерины Александровны. Он затеял с ней светский роман, чтобы доказать, что он уже взрослый и чтобы не допустить её брака с Алексеем Лопухиным, своим двоюродным братом, которого Сушкова не любила, но который был очень богат.

(Сушкова, которая во время слов ведущего стояла полубоком в зал и спиной к Лермонтову, чуть склонив голову, поворачивается и делает несколько шагов к зрителям.)

Екатерина Сушкова. Спустя много лет я благодарна Лермонтову за его вмешательство в мою судьбу. Я вышла замуж за своего давнего поклонника – Хвостова, и была счастлива.

Но в душе я хранила строки, обращённые ко мне:

Расстались мы, но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,

Я разлюбить его не мог:

Так храм оставленный- всё храм,

Кумир поверженный – всё бог!

(На её последних словах начинает звучать вальсовая мелодия из «Маскарада» Лермонтова. К ней подходит партнёр. Лермонтов предлагает даме руку, и они в танце уходят из зала. )

Ведущий 11. Иванова Наталия Фёдоровна

(Выходит Лермонтов вместе с партнёршей (Иванова). Иванова остаётся в одном конце зала, Лермонтов проходит на середину. Читает, периодически обращаясь к Ивановой. )

Лермонтов (читает одновременно с насмешкой и любовью)

Как мальчик кудрявый, резва,

Нарядна, как бабочка летом;

Значения пустого слова

В устах её полны приветом.

Ей нравиться долго нельзя:

Как цепь, ей несносна привычка,

Она ускользнёт, как змея,

Порхнёт и умчится, как птичка.

Таит молодое чело

По воле – и радость и горе.

В глазах – как на небе, светло,

В душе её тёмно, как в море!

То истинной дышит в ней всё,

То всё в ней притворно и ложно!

Понять невозможно её,

Зато не любить невозможно.

(Когда заканчивает, чуть отходит в сторону, поворачивается полубоком к залу и искоса смотрит на выступающую Иванову).

Иванова Наталия Фёдоровна (читает со своего места, обращаясь к зрителям).

Мы впервые встретились с Лермонтовым в 1830 году, потом было ещё несколько встреч. Мне льстила любовь юного поэта, мне нравилось, что именно я - адресат его любовных посланий.

(Она заканчивает и отходит назад, обмахивается веером, кокетливо посматривает на Лермонтова)

Ведущий 12. Наталия Фёдоровна по складу своего характера была обычная светская девушка, мечтающая выйти замуж за обеспеченного выгодного жениха. А юный Лермонтов влюблён в неё пылко и мучительно. В его стихотворениях, обращённых к ней, столько боли, страстных надежд и страданий.

(Лермонтов всё это время речи ведущего стоит спиной к Наталии Фёдоровне, на последних словах поворачивается, стремительно делает два шага по направлению к ней, протягивает руки и читает.)

Лермонтов:

Окончив труд дневных работ,

Я часто о тебе мечтаю,

Бродя вблизи пустынных вод,

Вечерним выстрелам внимаю.

И между тем, как чередой

Глушит волнами их седыми.

Я плачу, я томим тоской,

Я умереть желаю с ними…

(Закончив, он закрывает лицо руками, как бы в отчаянии. )

Иванова Наталия Фёдоровна (читает насмешливо, но с гордостью)

Мне, отчасти, посвятил Лермонтов драму «Маскарад». (После этих слов она одевает маску)

Лермонтов (читает, развернувшись в зал и уже не обращая внимания на партнёршу):

Я решился изложить драматическое происшествие истинное, которое долго беспокоило меня и всю жизнь, может быть, занимать не перестанет.

Иванова Наталия Фёдоровна (читает немного с грустью)

В 1939 году я вышла замуж за Николая Михайловича Обрескова, с Лермонтовым больше не встречалась, но его стихи навсегда остались в моей памяти:

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я всегда скажу, что ты

Несправедливо поступила.

(Пока она читает последний монолог, Лермонтов подходит к ней, стоит рядом, заложив руки за спину. В момент прочтения Ивановой стихотворения, начинает звучать вальсовая мелодия из драмы «Маскарад», именно с того момента, на котором она оборвалась в первом отрывке. Когда Иванова заканчивает, Лермонтов предлагает ей руку и они в туре вальса уходят со сцены.)

Ведущий 13. В этой череде промелькнуло событие, которое он побоялся открыть даже самому себе. А оно, как окажется позже, было самым важным. Это любовь к Варваре Александровне Лопухиной.

Ведущий 14. Любовь? Лермонтов поглядывал на Вареньку, привыкая к ней… Белокурые волосы, продолговатое лицо, прямой нос, задумчивые черные глаза, родинка над бровью… В ней не было никакого кокетства, но были удивительная природная грация, мягкость… Лермонтов смотрел на нее, и в нем, словно от какого-то кошмарного сна, просыпалась душа. Это была радость, как увидеть, проснувшись после грозовой ночи, голубое небо.

Ведущий 13. Варвара Александровна Лопухина

(Выходит ещё одна пара: Лермонтов и Лопухина. Под руку, чуть улыбаясь, она смотрит на него, он второй рукой поддерживает её руку. Они обыгрывают влюблённую пару.)

Варвара Александровна: (читает, не отпуская руку Лермонтова, но обращаясь в зал. Периодически она с любовью смотрит на своего партнёра. Он всё это время смотрит на неё)

Я знала Мишеля с детства, в наш дом он всегда приходил, когда был счастлив, влюблён или горевал (здесь она смотрит на него и снова в зал). Мне нравился этот необычный юноша. И он, казалось, был влюблён в меня.

(Лермонтов отпускает её руку, и они медленно отодвигаются друг от друга.)

Ведущий 14. Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и сохранил он его до самой своей смерти.

Лермонтов:

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоём!

Варвара Александровна:

Так поток весенний отражает

Свод небес далёкий голубой,

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.


Лермонтов

Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рождён, чтобы не жить без них.


Я рождён, чтоб целый мир был зритель

Торжества ил гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!


Варвара Александровна:

Люблю тебя нездешней страстью,

Как полюбить не можешь ты,

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

(Они читают это стихотворение, постепенно отдаляясь друг от друга. Когда он начинает читать второй отрывок, то протягивает к ней руки, потом в отчаянии их опускает. Она произносит свой отрывок, прижав руки к груди. Так они и замирают. Пока под вальсовую мелодию «Маскарада» начинает говорить ведущий.)

Ведущий 13. Их любовь была взаимной. Но Лермонтов уехал в Петербург, прогремел своей историей с Сушковой, так и не раскрыв ей сердце. Варваре Александровне показалась, что он не любит её. И она согласилась выйти замуж за Бахметева, человека, которого она никогда не любила и который был старше её на 17 лет.

Ведущий 14. Когда Лермонтов получил известие об их свадьбе, он вдруг изменился в лице, побледнел и, подавая письмо своему другу Шан-Гирею, сказал: «Вот новость – прочти» - и вышел из комнаты.

(Когда начинают говорить ведущие, Варвара Александровна и Лермонтов отворачиваются друг от друга и опускают головы.)

Ведущий 13. Через несколько лет Лермонтов встретился с Варенькой и понял, что она любит его и невыносимо страдает. Они долго смотрели в глаза друг другу. «Я не могу без тебя жить», - говорили её глаза. «И я без тебя», - читала она в его помрачённом тоской взоре… Они прощались. И чувствовали, что навсегда.

(На этих словах ведущего Лермонтов и Варенька поворачиваются друг к другу, сближаются, потом берут друг друга за руки и смотрят в глаза.

После последних слов ведущего Лермонтов приглашает её на вальс. Мелодия усиливается. И они в вальсе уходят со сцены.

А на сцену в это время выходит девушка-чтец, одетая тоже в длинное вечернее платье. Мелодия медленно утихает.)

Чтец-девушка.

Они прощались навсегда,

Хотя о том пока не знали.

Погасла в небе их звезда,

И тихо свечи догорали.

«Я обещаю помнить вас…

Дай бог дожить до новой встречи…»

И каждый день, и каждый час

Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,

С другим печально обвенчалась.

Он думал: «Жизнь не удалась…»

А жизнь лишь только начиналась.

Он ставит в церкви две свечи.

Одна – за здравие любимой,

Чтоб луч её мерцал в ночи,

Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажёг

За упокой любви опальной.

И , может, пламя горьких строк,

Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни…

Два конца…

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала.

(Девушка выходит читать с двумя свечами. Сначала она обращается в зал и указывает на ушедших партнёров - Лермонтова и Лопухину, затем, на словах о свечах она зажигает от стоящих в подсвечниках свечей две свечки. Одну ставит в свободный одинарный подсвечник, вторую держит в руках. На последних строках стихотворения она тушит свечу, которая у неё в руках. Задержавшись на секунду, уходит под нежно-трагическую мелодию.)



Ведущий 14. Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова и его последним пристанищем. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени». Его творения становятся известными широкой общественности. Возвратившись из ссылки в 1838 году, Лермонтов имел невероятный успех в свете и при дворе. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ.

Ведущий 13. Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф. Он спросил у нее, выпустят ли его в отставку, оставят ли в Петербурге? Киргоф, раскинув карты, предсказала, что Лермонтову никогда больше не бывать в Петербурге и что ожидает его другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь». Лермонтов посмеялся такому гаданию, но в груди его похолодело. Он почти поверил этому.

Ведущий 14. Не помогли хлопоты бабушки ни у царя, ни у Бога. Снова предстояла дорога. Лермонтов не знал о секретном предписании, которое вскоре будет послано вдогонку за ним, с указанием ни под каким видом не удалять поручика Лермонтова из полка и не прикомандировывать к экспедициям, чтобы отрезать всякий путь к выслуге.

Чтец 9 (задумчиво в первой части и с негодованием во второй):

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.


Ведущий 15. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года.

Разыгрывает сцена гибели Лермонтова. Выходят на сцену несколько групп участников: они шумят, разговаривают, делятся на несколько кружков. В одном – Мартынов, напыщенно одетый, во втором – Лермонтов. Звучит вальсовая мелодия как сопровождающий фон.

Ведущий 16. Накануне офицеры, отдыхающие в городе, собрались в доме Верзилиных. Звучала музыка, многие танцевали. Вдруг музыка умолкла, и все явственно услышали слова «горец с большим кинжалом», сказанные Лермонтовым о своем юнкерском друге Мартынове. Музыка замолкает.

Ведущий 15. Мартынов побледнел, закусил губы, глаза его сверкнули гневом; он подошел к Лермонтову и произнес:

В это время Мартынов подходит к Лермонтову. Он полон гнева, в руках держит перчатку, вторая – на руке.

Мартынов:

-Лермонтов, я тобой обижен, мое терпение лопнуло; мы будем завтра стреляться, ты должен удовлетворить мою обиду!

Лермонтов (смеясь):

-Ты вызываешь меня на дуэль? Знаешь, Мартынов, я советую тебе зайти на гауптвахту и взять вместо пистолета хоть одно орудие; послушай, это оружие верное – промаху не даст, а силы поднять у тебя станет.

Ведущий 16. (в это время среди групп пробегает смешок) Все офицеры захохотали, Мартынов взбесился.

Мартынов:

-Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

Бросает в лицо Лермонтова перчатку, разворачивается и уходит. Сцену покидают и все гости. Остаются стоящий в стороне Лермонтов, два мальчика-секунданта. Вновь возвращается Мартынов. Вальсовая мелодия замолкает после брошенной перчатки. Всё это происходит во время слов ведущих.

Ведущий 15. А Лермонтов был уверен, что это была шутка, верил, что все закончится миром.

Ведущий 16. Трагедия разыгралась июльским вечером 1841 года у подножия Машука.

Приближалась гроза, поэтому для поединка – небольшую и довольно покатую полянку – выбрали второпях, вблизи дороги. Условия дуэли были жестокими. Секунданты отмеряли 30 шагов, последний барьер поставили на десяти шагах, дали команду сходиться. Лермонтов остался неподвижен. Он поднял пистолет и опустил его тут же (все эти слова ведущих разыгрываются)



Лермонтов:

- Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах…

Ведущий 15. Лермонтов снова поднял пистолет и выстрелил вверх. (Лермонтов это разыгрывает)

Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру, лицо поэта в этот момент было спокойным, почти веселым… Раздался оглушительный выстрел…

Лермонтов падает. Секунданты замирают, немая сцена. Стоит с опущенным пистолетом Мартынов. Звучит пронзительная молитвенная мелодия. Выходит девушка-чтец, она полупоёт, получитает. Медленно движется к середине сцены. Она выполняет роль судьбы, в белом наряде.

Чтец – молитва:

Я, Матерь Божая, ныне с молитвою

Пред твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием.

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную;

Дай ей сопутников, полных внимания.

Молодость светлую, старость покойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела душу прекрасную.

(Она склоняется на колени перед Лермонтовым на последних словах. Начинает звучать трагическая мелодия, под которую будут говорить ведущие и чтец. )

Ведущий 16. Наконец он получил отставку, и именно ту, которую напророчила известная гадалка в Петербурге. Он и мертвым еще почти год оставался на Кавказе, пока бабушка не выхлопотала разрешение царя на перезахоронение тела поручика Лермонтова в родной земле.

Ведущий 15. Бабушка, от горя выплакавшая свои глаза, при встрече не могла поднять век. От слез они закрылись. Все вещи, тетради, сочинения внука, даже его игрушки, которые старушка бережно сохраняла, все она раздала, не будучи в силах видеть вокруг себя что-либо напоминавшее ей о Мишеньке. Слишком велика была боль…









Чтец 10.

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Внука своего пережила…

И четыре долгих года

Тень его

Душу ей страдальческую жгла.

Как она за Мишеньку молилась!

Чтоб здоров был

И преуспевал.

Только Бог не оказал ей милость

И молитв ее не услыхал.

И она на Бога возроптала,

Повелев убрать из комнат Спас.

А душа ее над Машуком витала:

«Господи, почто его не спас?!»

Во гробу свинцовом, во тяжелом

Возвращался Лермонтов домой.

По российским побелевшим селам

Он катился черною слезой.

И откуда ей достало силы –

Выйти за порог его встречать…

Возле гроба бабы голосили.

«Господи, дай сил не закричать…»

Сколько лет он вдалеке томился,

Забывал между забот и дел.

А теперь навек к ней возвратился.

Напоследок бабку пожалел.


Ведущий 16. Тело поэта было перезахоронено в небольшой часовне рядом с его матерью и дедом. Здесь поэт и обрел вечный покой.

Лермонтов.

Земле я отдал дань земную

Любви, надежд, добра и зла;

Начать готов я жизнь другую,

Молчу и жду: пора пришла;

Я в мире не оставлю брата,

И тьмой и холодом объята

Душа уставшая моя;

Как ранний плод, лишенный сока,

Она увяла в бурях рока

Под знойным солнцем бытия…