Беседа на православную тему Сретение Господне с вопросами по теме 5 - 7 классы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


СРЕТЕНИЕ

В этот день – сороковой день по Рождестве Христовом – Пресвятая Богородица, следуя ветхозаветному закону, принесла Младенца Иисуса в иерусалимский храм, чтобы посвятить Его Богу. Согласно Евангелию, на сороковой день после Рождества Христова дева Мария вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим, чтобы, согласно обычаю, принести в Иерусалимский храм младенца Иисуса. По закону Моисея этот обряд был обязателен для всех мальчиков-первенцев. В качестве храмовой жертвы Мария с Иосифом принесли двух птенцов голубей.



Как произошло Сретение?

В храме Младенец Иисус был встречен праведным старцем Симеоном – одним из образованнейших людей своего времени. По преданию, он был одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык. Когда праведный Симеон переводил книгу пророка Исаии, он дошел до слов: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» — и усомнился: разве дева может родить? Он хотел уже вставить вместо слова «Дева» слово «жена», как вдруг ему явился ангел и, удержав за руку, сказал, что Симеон не умрет, пока не увидит исполнения пророчества.

Благочестивый старец Симеон, которому была предсказана встреча с девой Марией и Спасителем, ждал исполнения обета около трехсот лет. Он и встретил в храме Святое семейство. Взяв на руки Иисуса, Богоприимец Симеон сказал, обращаясь к Богу-отцу: «Ныне отпускаешь раба твоего, владыко, по слову твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение твое, которое ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа твоего».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).

Сретение относится к числу Господских праздников, посвященных Иисусу Христу, но оно близко и Богородичным праздникам – в честь девы Марии. На иконе «Сретение» изображения Христа и Матери Божией равны по значительности: младенец Иисус, сидящий на руках старца Симеона, символизирующего Ветхий завет, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь и отдающая своего сына для спасения мира.

В этом двойственная природа праздника – радость Сретения и будущая страстная скорбь.

Сретение символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов. «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству», – писал епископ Феофан Затворник

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Что означает слово Сретение?

Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом.

Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века.

В народном календаре «сретенье» – это долгожданная встреча зимы с весной

В праздник Сретения перед началом божественной литургии на амвоне перед царскими вратами проводится освящение свечей, которые затем раздают верующим.

Сретенье в славянской традиции

У славянских народов сретение совпадает с последней фазой зимы и появлением на небе солнца. В народе сретение – это встреча зимы с весной.

Пословицы на сретение:

На сретение зима с весною встретилась.

В сретение солнце на лето – зима на мороз.

Какова погода на сретение, такова и весна.

Если на сретенье снег — весна поздняя и холодная.

Впрочем, снег на сретение считался хорошей приметой для будущего урожая.

Народные обычаи на сретение

На сретенье кормят домашнюю птицу, курам дают овес, чтобы лучше неслись.

Со сретения скотину можно выгонять из хлева в загон.

На сретение начинали готовить семена к посеву.

На сретение белили плодовые деревья.

На сретение в деревнях делали расчеты хлебных запасов и кормов.

На сретение в деревнях проводили гулянья и пекли блины, символизирующие Солнце.











ВОПРОСЫ:

  1. Какой это день после Рождества Христова? (40)

  2. Что необходимо было делать по ветхозаветному закону на 40 день рождения ребенка? (нести в храм, чтобы посвятить Богу).

  3. Это был обряд для всех детей? (нет. только для мальчиков-первенцев).

  4. В какой храм Мария принесла младенца? (Иерусалимский)

  5. Откуда пришли Мария и Иосиф из какого города? (из Вифлиема в Иерусалим).

  6. Что принесли они в качестве храмовой жертвы? (двух голубей)

  7. Кем был встречен младенец в храме? (праведным старцем Симеоном и Анной пророчицей)

  8. Кем был Симеон? (одним из образованнейших людей своего времени, одним из семидесяти переводчиков Пятикнижия с еврейского на греческий язык.)

  9. Сколько ему было лет? Сколько лет он ждал исполнения обета? (300 лет)

  10. Какое на какое слово хотел Симеон при переводе книги пророка Исаии заменить (дева на жена)

  11. Что ему сказал явившийся ангел? (не умрет, пока не увидит исполнения пророчества).

  12. Правда ли то, что Симеон держал на руках Богомладенца? (да)

  13. Правда ли, что Симеону Богоприимцу молятся о детях и при бесплодии? (да)

  14. Правда ли, что он предсказал будущее Пресвятой Богородице? (да)

  15. Кто, кроме Симеона, был ещё в храме? (Анна пророчица)

  16. Сколько лет было Анне пророчице (84 года)

  17. Что значит слово «сретение» (встреча Иисуса Христа и всего человечества в лице старца Симеона с Богом- отцом)

  18. С какого века известен этот праздник нам? ( с 4 века).

  19. Что символизирует сретение (встречу Нового и Ветхого Завета)

  20. Что означает сретение по народному календарю (встреча зимы с весной)

  21. В чём заключается двойственная природа праздника? (радость Сретения и будущая страстная скорбь).

  22. Что совершает священник в этот день на Литургии? (на амвоне перед царскими воротами освящение свечей)



















иосиф бродский Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взоров небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему,
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: “Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: Он – Твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в Нем”. – Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. “Слова-то какие…”
И старец сказал, повернувшись к Марии:

В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око”.

Он смолк и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шел молча по этому храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972