С Ц Е Н А Р И Й В Е Ч Е Р А
Р У С С К О Г О Р О М А Н С А
Эпиграфы: «Люблю я слушать, в негу погружась,
Романсов пылких вздохи огневые»
С. Данилов
«Романс – это красивое страдание»
С.Есенин
У занавеса появляются ведущие – юноша и девушка - с одной стороны, ведущие – учителя – с другой.
(на фоне музыки “Отвори потихоньку калитку…”)
Ведущий - юноша: Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса
Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.
Ведущая - девушка: Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.
Ведущая - учитель: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.
Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Романс полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.
Ведущий - учитель: Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцатым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.
Ведущая - учитель: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.
Ведущая - девушка: Ах, романс, наш старинный романс -
Недосказанность главных событий,
В те века тебе слава пришлась,
Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
Ведущий - юноша: В тиши ночной аккорд печальный
Тревожит мир души моей,
Как будто отголосок дальний
Былого счастья, лучших дней.
Ведущий - учитель: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв. Романс... Русский романс... Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна. Непритязательная лирическая песня-вздох, песня-откровение, выражающая все, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не дает.
Ведущий - юноша: У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой.
(Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки - танцуют вальс)
Ведущая - девушка: О, музыка! Наш сон нарушив,
Ты бьешься в спящие сердца,
Врачуешь сморщенные души,
Пророком делаешь певца.
Смиряя грозную стихию
Словами, полными любви,
Ты всю бескрайнюю Россию
Зовешь в объятия свои.
Ведущая - девушка: Русский романс. Сколько разбитых судеб, растоптанных чувств хранит он! Но сколько прелести, поэтичности, трогательной любви воспето в романсе! В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви.
Участник: История отношений Алексея Константиновича Толстого и Софьи Андреевны Миллер - это борьба за то, чтобы стать самими собой в любви, в жизни: Софья замужем за нелюбимым человеком, не счастлив и Толстой. "Кровь застывает в сердце, - писал он, - что я могу тебя потерять. Я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: все вокруг лишь свет и счастье...". Они расставались часто, его письма к ней - история двух сердец, постепенно соединившихся настолько, что можно говорить об одном человеческом сердце, об одном человеческом существе. А двадцать лет назад он увидел ее впервые "средь шумного бала, случайно...", маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали ее голову. Она была стройна и изящна, с очень тонкой талией. Они говорили недолго: суета пестрого бал-маскарада разлучила их. Но она успела поразить его точностью и остроумием своих мимолетных суждений. Позднее он посвятил этой встрече строки своего стихотворения. Музыку же к нему написал П.И. Чайковский в 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого. Музыка этого романса столь чистая, нежная и целомудренная, как и стихи.
(Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П. И. Чайковского. На экране - портреты А. Толстого и С. Миллер, репродукции картин)
Ведущая - учитель: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романса трогают душу каждого человека.
Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Не умолкай, не умолкай!
Отрадны сердцу эти звуки,
Хоть на единый миг пускай
В груди больной задремлют муки.
Участник: В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».
Тургеневу с первого раза приглянулась белошвейка в доме матери Авдотья Ермолаевна Иванова своими ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью. Но с матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…
(Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”)
Ведущий: Волненья прошлых, давних дней
Мне песнь твоя напоминает;
И льются слезы из очей,
И сладко сердце замирает…
И мнится мне, что слышу я
Знакомый голос, сердцу милый;
Бывало, он влечет меня
К себе какой-то чудной силой;
И будто снова предо мной
Спокойный, тихий взор сияет
И душу сладостной тоской,
Тоской блаженства наполняет…
Участник: А вот ещё одна история любви. 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но родители Амалии отдали предпочтение барону Крюденеру. Но Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе Карлсбаде, после которой 67 – летний поэт написал свое стихотворение-признание «Я встретил вас, и все былое в отжившем сердце ожило». Последняя встреча произошла в марте 1873 года, когда у постели разбитого параличом поэта появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее не произнося от волнения ни слова…
(Звучит романс "Я встретил вас...", сл. Ф.И. Тютчева, муз. Л. Д. Малашкина)
Ведущая: Романс непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий…О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.
(Звучит романс «Только раз бывает в жизни встреча». сл. П. Германа, муз. Б. Фомина)
Ведущая - девушка: Бывают романсы без слов. Их исполняет инструмент - скрипка, рояль, флейта, виолончель, гитара – как бы подражая человеческому голосу.
Настрой же струны на своей гитаре,
Настрой же струны на старинный лад,
В котором все в цветенье и разгаре.
"Сияла ночь, луной был полон сад".
Ведущий - юноша: И плывут и растут эти чудные звуки,
Захватила меня их волна...
Поднялась, подняла и неведомой муки
И блаженства полна.
(Звучит гитарная композиция, на экране – картинки-фото)
Ведущая – учитель: О, говори хоть ты со мной,
Гитара семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!
Вон там звезда одна горит
Так ярко и мучительно,
Лучами сердце шевелит,
Дразня его язвительно…
(Исполняется романс «Гори, гори, моя звезда…» на стихи В.П.Чуевского)
Ведущая - учитель: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.
Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души Двадцатый первый век не хочет расставаться с романсом. Романс в потоке времени меняется. Он то усложняется, становясь развёрнутым монологом или исповедью, то возвращается к старой своей форме. Но всегда – и в наши дни, как и в прежние – романс не может и дня без любви. Лирические признания в романсах никогда не исчезнут, пока есть на земле любовь к матери, другу или подруге, к детям, к близким людям. Будут рождаться новые романсы вместе с новыми влюблёнными. Но никогда не отзвучат и старые лирические романсы – бесценный дар на все времена!
Ведущий - учитель: Старинный романс, я грущу над тобой
За то, что красив ты и светел,
За то, что на все, что случится с судьбой,
Ты ясно и просто ответил.
За то, что умна твоя старая грусть
И я перед нею немею,
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не умею.
(Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мной»… Муз. Таривердиева)
Ведущий - юноша: Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!
Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает –
И петь, и плакать, и любить.
(Звучит романс «Очарована, околдована».
На фоне музыки танцуют школьники средней школы)
Ведущая - девушка: Мечтательно-возвышенный,
Стыдливый и простой
Мотив, когда-то слышанный,
Пронесся надо мной.
Знакомые носятся звуки
И льнут к моему изголовью,
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.
Ведущая - учитель: Любовь к романсу непреходяща, она постоянна. Он волновал души и сердца великих и простых смертных. Александр Блок и Лев Толстой, Александр Пушкин и Федор Тютчев, Федор Шаляпин и Аполлон Григорьев, С. Есенин и многие – многие другие. Но, возможно, романс не стал бы так популярен, если бы не прекрасные исполнители. Это Екатерина Сергеева, Мария Каринская, звездами романса являются Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая – царицы салонов, божественные, несравненные. В 20 веке - Елена Образцова и Тамара Синявская, Борис Штоколов и Леонид Сметанников, Алла Баянова и Анна Герман, Валентина Пономарева и Александр Малинин, Алибек Днишев и Ермек Серкебаев. Они приносят в наши сердца трепетность и неповторимость чувств, заставляют в который раз волноваться.
Предлагаем вам продолжить название романса…
Однозвучно гремит ….( колокольчик)
Белой акации …. (ветви душистые)
Утро туманное …..(утро седое)
Отцвели уж давно…….(хризантемы в саду)
Темно – вишневая ……………(шаль)
Я помню вальса …………………(звук прелестный)
Только раз бывает …………….( в жизни встреча)
Живет моя отрада………………( в высоком терему)
Не отрекаются…………….(любя)
Я встретил Вас…..(и все былое в ожившем сердце ожило)
Мой костер втумане……(светит)
Гори…….(моя звезда)
Весенние….(воды)
Белеет …. (парус одинокий)
Однозвучно ….(гремит колокольчик)
Выхожу…..(один я на дорогу)
Женщине…..(которую люблю)
Обойми…(поцелуй)
Белая …. (акация)
Зимний….(вечер)
Не шуми………………( ты, рожь)
Я помню…………………(звука вальс прелестный)
Не пой ……….(красавица при мне)
Я тебя ………..(никогда не забуду)
Только раз…………….( бывают в жизни встречи)
Предложить исполнить романс «Романс о романсе», «В лунном сиянии», «Мой костер в тумане светит».
(под музыку "Романс" Г. Свиридова к кинофильму "Метель" или к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» на сцену выходят все участники литературно – музыкальной гостиной)
Ведущая – учитель: Темнеет… Комната пуста,
С трудом я вспоминаю что-то,
И безответна, и чиста,
За нотой умирает нота.
Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.
Ведущий – учитель: Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда, где встретит нас романс.
Ведущая – девушка: Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.
Ведущий – юноша: Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...
Участник: Ах, романс, наш душевный романс -
Размягчил огрубевшие чувства
Так, что страсть из души полилась,
Унося повседневные грусти.
Участник: Ах, романс, наш любовный романс -
Растревожил до трепета душу,
Даже муза тобой восторгалась,
Рвётся истинно сердце наружу.
Участник: Ах, романс! Ах, романс! Ах, романс!
В этом мире всё так преходяще,
Оставайся навечно для нас
Воплощением чувств настоящих.
Ведущая – учитель: В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжелого: пока она горит, у него есть надежда. Поэтому мы закрываем нашу литературную гостиную романсом Андрея Макаревича «Пока горит свеча».
Желаем всем, чтобы надежда была всегда с вами.
(Звучит романс «Пока горит свеча»)