Привлечение родителей к чтению художественной литературы дошкольникам

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тезисы по теме «Привлечение родителей дошкольников к чтению книг своим детям»

воспитателей МБ ДОУ №2 г.Мурманска

Ануфриевой Светланы Викторовны, Брач Елены Леонидовны, Зубович Дианы Николаевны.


Чтение – это дверь в мир человеческой культуры, возможность понять себя и мир, составить представление о добре и зле, выработать способ общения с иным человеком, культурой. Чтение является важнейшим «ресурсом» развития человеческой личности.

Главная, или - как говорят психологи - ведущая деятельность дошкольного возраста – это детская игра. Именно в ней формируются основные психические новообразования этого возраста, происходит развитие ребенка: развитие основных психических функций, формирование внешней социальности, осознанности и произвольности, целеполагания, становление внутренней социальности (сознания и самосознания) ребенка, развитие фантазии и воображения. В игре происходит формирование и развитие психических новообразований, необходимых для всей дальнейшей жизни ребенка, в том числе и для его читательской деятельности

Снижение доли игр в дошкольном детстве нередко восполняется тем, что дети все свободное ото сна и еды время «потребляют» мультфильмы, телесериалы, телерекламу, игры на приставках и компьютере. Динамичный видеоряд телеэкрана и компьютера не позволяет ребенку задуматься, понять, что происходит, выстроить логику сюжета, зачастую и логики-то никакой нет: ни причинно-следственных, ни временных связей. Мир предстает в виде беспорядочных отрывочных действий, немотивированных поступков персонажей, несвязных событий. Нарушается работа дошкольника по упорядочиванию, выстраиванию мира. При этом собственная активность ребенка сводится к нажатию кнопок на пульте. Эта привычка к скоростному восприятию информации с экрана, не дающая времени ребенку ни задуматься, ни сопереживать, изменяет восприятие художественного текста: нарушается процесс восприятия целостной структуры произведения, не воспринимается подтекст, второй план, утомляют описания и авторские отступления.

Возрастающий ритм жизни, тотальное внедрение в жизнь ребенка телевидения и компьютера, раннее обучение вместо игры - приводит к информационным перегрузкам и, как следствие, к снижению собственной активности ребенка, в том числе и познавательной.

Ребенок, не прошедший закалки свободой, фантазией, игрой, но подвергнувшийся раннему обучению, не научился придумывать, изобретать. Зато у него появляется страх сказать или сделать что- нибудь неправильно. Этот страх сковывает фантазию и воображение, уничтожает творческий потенциал, необходимый для того, чтобы стать полноценным читателем художественного произведения. А потом ребенок идет в школу, где чтение из приятного и интересного занятия (если ему повезло) превращается в учебный предмет с оценками, неудачами, страхом неуспешности, что не только не способствует формированию читательской мотивации, но и нередко вырабатывает у детей стойкое отвращение к чтению. А упор в обучении на скорость чтения, бесконечные проверки в начальной школе скорости чтения приводят к росту функциональной неграмотности (непонимание прочитанного), а иногда и к вторичным дислексиям (нарушение, при котором уже сложившийся навык чтения разрушается).

Отношение к чтению как получению информации, распространенное у современных родителей, зачастую приводит к тому, что чтение художественной литературы строится по типу учебных занятий (с обязательным пересказом, ответами на вопросы и т.д.). При таком чтении происходит замена эстетической, эмоциональной деятельности - учебной, у ребенка выключается механизм эмоционального восприятия текста, сопереживания героям… Результат – утрата интереса к чтению вообще. Это те негативные тенденции, которые мы сегодня наблюдаем в дошкольном чтении. Чем же, в идеале, должно быть детское чтение? Что должно происходить с ребенком, когда ему читают?

Известный французский специалист по вопросам детского чтения Д.Д. Ескарпи исследовала, что происходит с маленьким ребенком, когда он «читает» - рассматривает и слушает мамино чтение - альбом (так во Франции называют детские книжки-картинки). Альбом – это первая книга ребенка, которая вводит его в мир чтения, в мир книжной культуры. Но не менее важно, что альбом вводит ребенка и в мир человеческого общения. Картинки альбома воспринимаются ребенком как адресованное ему графическое послание и заставляют вступать в общение с людьми, его создавшими, с авторами альбома – художником, писателем. «Загадочность» картинки, текст (всегда минимальный) заставляет обращаться к взрослым – родителю, воспитателю, вступать в непосредственное общение по поводу альбома. При молчаливом рассматривании картинки ребенок опознает ее элементы, устанавливает связи между ними, выстраивает целостную ситуацию, т.е. он обращается к своему опыту – своим представлениям, переживаниям, происходит внутреннее общение с самим собой. Ескарпи подчеркивает, что текст и картинка должны составлять гармоническое равновесие на странице, приглашая малыша к «чтению» картинки, одновременно семантическому и эстетическому. Устанавливается четырехстороннее общение ребенка – с автором, иллюстратором, взрослым, с самим собой.

Таким образом, общение – это первое, что происходит с маленьким ребенком при чтении и первая задача, которую должно чтение решать. И только такое чтение-общение позволит ребенку в дальнейшем воспринимать автора и героя литературного произведения как необходимого, насущного ему, отдаленного во времени и пространстве Собеседника (М. М. Бахтин), Собеседника, задающего вопросы Читателю, отвечающего на вопросы Читателя.

Второй постулат и одновременно задача детского чтения – это развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание сочувствия, сострадания. Трех- четырех-летний ребенок, обидев, ударив сверстника, зачастую не понимает состояния обиженного. Но он же переживает за брошенного хозяйкой зайку, старается прикрыть ладошкой лису, открывшую рот на Колобка, до слез сочувствует бедной Дюймовочке и хохочет над приключениями обезьянки Анфисы, разгильдяйки Пеппи. И много-много раз просят дети перечитывать любимые книжки, зная их почти наизусть, потому что им зачем-то надо опять переживать, смеяться и плакать. Сопереживание – вот что должно происходить при чтении, особенно при детском чтении. Эмоциональное развитие, воспитание чувств, обучение умению сострадать и сорадоваться другому живому существу – вторая составляющая детского чтения.

Третья составляющая и третья задача раннего чтения – эстетическое воспитание, развитие эстетического отношения к литературному произведению. Ведь первые детские книжки – стихи и сказки, иллюстрации ложатся в основу формирования художественного вкуса ребенка. Это возможно благодаря тому, что дети от 2 до 5 лет удивительно чутки к поэтическому слову, их отличает тяга к рифмованию, сочинительству, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке.