[link]
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта.
2. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
3. Развивать эстетические чувства учащихся.
Целевая аудитория: обучащиеся школы.
Место проведения: концертный зал.
Художественное оформление зала: участники и гости вечера, представитель «Золотого века» юноша одет в стиле XVIII-го века (А.С. Пушкин), представитель «Серебряного века» девушка с палантином (А.А.Ахматова).
Рабочий стол А.С.Пушкина: резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, черно-белый рисунок с изображением С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы. Портреты: Воронцова Е.К., М.Н.Волконская, Керн А.П., А.А.Оленина, Н.Н.Гончарова. Стенд, посвященный А.С.Пушкину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация
Литературная гостиная «Я вас любил…»
Авторы:
Цель: познакомить учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина.
Задачи:
Познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта.
Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Развивать эстетические чувства учащихся.
Целевая аудитория: обучащиеся школы.
Место проведения: концертный зал.
Художественное оформление зала: участники и гости вечера, представитель «Золотого века» юноша одет в стиле XVIII-го века (А.С. Пушкин), представитель «Серебряного века» девушка с палантином (А.А.Ахматова).
Рабочий стол А.С.Пушкина: резной подсвечник со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, черно-белый рисунок с изображением С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы. Портреты: Воронцова Е.К., М.Н.Волконская, Керн А.П., А.А.Оленина, Н.Н.Гончарова. Стенд, посвященный А.С.Пушкину.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация
Действующие лица:
Учителя, читающие стихотворения(сидят за столом перед сценой)
Ведущий
Ученик
А.С.Пушкин
А.А.Ахматова
Н.Гончарова
Противник Пушкина
Ход сценария
Эпиграф
Ведущий:
Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
И.Северянин.
На сцене зал (оформлен как литературная гостиная): портрет Пушкина, стол с резным подсвечником со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги, два стула, плакат, высказывания Пушкина.
Ученик: Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Учи! Учи!......
Я вас любил…….
Любовь еще же может…..
Садится за стол. Зевает.
Я не хо-чу пе-ча-лить вас ни-чем…ни-чем
Опирается на стол руками и засыпает. Видит сон.
Занавес открывается.
Пушкин стоит напротив стола.
Звучит мелодия.
Голос за сценой читает стихотворение.
Ведущий: Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь, - еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.
(И.А.Бунин)
Ведущий: 19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.
Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкин подходит к портрету Е.П.Бакуниной
Ведущий: Бакунина Екатерина Павловна (в замужестве Полторацкая) - первая юношеская любовь А.С. Пушкина Пушкин впервые увидел ее в Царском Селе. Cемья Бакуниных жила там летом 1815 года. Старшая сестра его лицейского товарища Александра Бакунина, она не раз приезжала в лицей повидать брата, гуляла по аллеям парка, бывала на лицейских праздниках. Романтическая любовь прервалась с отъездом семьи на зиму в Петербург. И Пушкин написал:
Пушкин: "Уж нет ее...До сладостной весны
Простился я с блаженством и душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
……
Ведущий: Она училась живописи у Александра Брюллова, была талантливой художницей, об этом свидетельствуют портрет ее матери Е.А. Бакуниной и ее собственный автопортрет. Образ "милой Бакуниной" неотделим для Пушкина от "безмятежной" поры царскосельской жизни.
В. П. Бакуниной, сестре лицеистского товарища, героине одного из первых увлечений поэта, посвящены такие стихотворения, как «К живописцу», «Осеннее утро», «Окно», «Разлука», «Слово милой» и другие, навеянные неразделенной любовью.
За столом учителей загорается свеча. Учитель читает стихотворение.
*Звучит мелодия
ЖЕЛАНИЕ
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
1816
А.С.Пушкин медленно подходит к столу и садится, берет в руки перо, смотрит на портрет Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой
Ведущий: Елизавета Ксаверьевна Воронцова (1792—1880)поражала современников не только красотою, но и живым умом, хорошим образованием. Она была женой Новороссийского генерал-губернатора М. С. Воронцова, в подчинении у которого находился ссыльный Пушкин. Их знакомство состоялось осенью 1823 года. Первые впечатления от этого знакомства нашли свое отражение в рисунках на полях первой и второй глав «Евгения Онегина». Любовь эта была во многом трагической, ее значение в духовной и творческой биографии Пушкина чрезвычайно велико.
Пушкин: Пускай увенчанный любовью красоты
В заветном золоте хранит ее черты
И письма тайные, награды долгой муки,
Но в тихие часы томительной разлуки
Ничто, ничто моих не радует очей,
И ни единый дар возлюбленной моей,
Святой залог любви, утеха грусти нежной —
Не лечит ран любви безумной, безнадежной.
1824
За столом учителей загорается свеча. Учитель читает стихотворение.
*Звучит мелодия
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Пушкин подходит к портрету Анны Петровне Керн (1800—1879), задумчиво отходит.
Ведущий: Полгода спустя Анна Петровна приехала недели на три в Тригорское, и поэт, едва увидев ее, влюбился. Через два дня после ее отъезда писал:
Пушкин: «Каждую ночь гуляю я по саду и повторяю себе: она была здесь — камень, о который она споткнулась, лежит у меня на столе, подле ветки увядшего гелиотропа, я пишу много стихов — все это, если хотите, очень похоже на любовь, но клянусь вам, что это совсем не то. Будь я влюблен, в воскресенье со мной сделались бы судороги от бешенства и ревности, между тем мне было только досадно...»
Подходит к столу
Пушкин: Я напишу одно из самых знаменитых стихотворений в русской лирике, которое посвящено Анне Петровне Керн «Я помню чудное мгновение…
За столом учителей загорается свеча. Учитель читает стихотворение.
*Звучит музыка романса
К***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Ведущий: Эти стихи не только навеки прославили А. П. Керн, но стали подлинным гимном любви, ее самым чистым выражением. Воздействие стихов было усилено музыкой М. И. Глинки, которую тот написал в 1839 году, посвятив ее дочери А. П. Керн - Екатерине Ермольевне. Так мать и дочь были навсегда введены в историю русской поэзии и музыки. Однако при всей автобиографичности пушкинская лирика была прежде всего результатом поэтической фантазии.
Появляется Анна Андреевна Ахматова. Садится на стул.
Пушкин: Кто ты мне - счастливый миг ли,
Берег ль ровный среди круч?
Или в этом тёмном мире
Долгожданный света луч?
Анна Ахматова: Я поэтесса из «серебряного века» Анна Андреевна Ахматова.
Ведущий: Серебряным веком назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
Анна Ахматова: Ваше творчество стало одним из моих источников вдохновения. Лучшие поэты "серебряного века” сформировались под влиянием музы великого русского поэта, вобрали в себя все лучшее, что привнес в русскую поэтическую традицию Александр Сергеевич Пушкин.
Гимназические годы мои прошли в Царском Селе.
Пушкин. В те дни, когда в садах лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне…
Анна Ахматова: Те же Лицей и небо, и так же грустит девушка над разбитым кувшином, шелестит парк и мерцают пруды...
Анна Ахматова: Эта встреча никем не воспета,
И без песен печаль улеглась.
Наступило прохладное лето,
Словно новая жизнь началась.
Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем,
И нужнее насущного хлеба
Мне единое слово о нем.
Ты, росой окропляющий травы,
Вестью душу мою оживи, —
Не для страсти, не для забавы,
Для великой земной любви.
Пушкин: Краткость, простота и подлинность поэтического слова!
Анна Ахматова: Этому я училась у Вас.
Любовь
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя...
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
В молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
Ахматова уходит.
Пушкин подходит к портрету Анны Алексеевны Олениной (1808—1838)
Ведущий: Пушкин влюбился в Анну Алексеевну Оленину в мае 1827 года. Особенно часто они виделись весной и летом 1828 года. Поэт был настолько увлечен мыслью о женитьбе на Олениной, что не только то и дело рисовал ее на полях своих рукописей, но и примерял ее имя к своей фамилии: Annete Pouchkine (Анета Пушкина). Он сделал предложение и услыхал решительный отказ. Полвека спустя племянник Анны Алексеевны спросил у тетушки, почему она не приняла предложение поэта, и услыхал в ответ: «Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат».
За столом учителей загорается свеча. Учитель читает стихотворение.
*Звучит мелодия
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне...
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду...
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Пушкин: О нет, мне жизнь не надоела,
Я жить люблю, я жить хочу.
Душа не вовсе охладела,
Утратя молодость свою.
Подходит к Н. Гончаровой, берет за руку и ведет. Звучит негромкая музыка. Пушкин и Гончарова подходят к художнику. Гончарова присаживается.
Пушкин: Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моём
средь медленных трудов
Одной картины я желал быть зритель,
Одной: чтоб на меня с холста,
как с облаков,
Пречистая и наш божественный
спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести
чистейший образец…
Ведущий: Тихим октябрьским вечером Пушкин попросил художника Карла Брюллова нарисовать портрет своей молодой жены Натальи Николаевны. Он звал её просто – Натали. Чувство глубокой любви он сохранил к жене на протяжении всей их совместной жизни. Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и одновременно испытание быть любимой такого человека? О ней говорили разное в веке прошедшем и в веке нынешнем. Кто-то завидовал, кто-то славословил, кто-то пытался очернить её. А Пушкин как будто чувствовал, что его счастье не может быть длительным. Поэтому Брюллов и рисовал этот портрет, запечатлевая образ прекрасной женщины для потомков. Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении...
Пушкин: Натали, Мадонна – чистейшей прелести чистейший образец.
Ведущий: Наталья Николаевна Гончарова (1812—1863) была единственной героиней пушкинской лирики последних лет.
Сам Пушкин, словно бы предвидя будущую несправедливость, заранее отвечал на нее: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».
Впервые поэт увидел ее на балу. (Это было зимой 1828—1829 года). Ей только недавно минуло шестнадцать лет. «Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение,— вспоминал он впоследствии в письме к ее матери,— ваш ответ при всей его неопределенности (Пушкину не было совсем отказано, но ему, сославшись на молодость Натали, сказали; что еще рано говорить о ее замужестве.); в ту же ночь я уехал в армию...»
Он уехал в действующую армию на Кавказ. Там в мае 1829 года было написано первое стихотворение, которое связывают с именем Натальи Николаевны.
Гончарова:
На холмах Грузии лежит ночная мгла:
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одним тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
15 мая 1829
Ведущий: С любовью к Н. Н. Гончаровой были связаны и другие стихи.
*Звучит мелодия
МАДОННА
Сонет
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
8 июля 1830
Пушкин: Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Сцена из романа «Евгений Онегин».(?????)
Звучит ария «Куда, куда, куда вы удалились?» из оперы «Евгений Онегин».
Пушкин: (обращаясь к Наталье Гончаровой).
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия…
«Пора, мой друг, пора!..», 1834
Уходит Гончарова
Вбегает секундант с пистолетом и противник Пушкина
Двое дуэлянтов стоят друг напротив друга. Один из них Пушкин
Секундант: Сходитесь!
Пушкин и его противник поднимают пистолеты. Противник Пушкина делает выстрел. Пушкин лежит раненый. Противник подходит к раненому Пушкину.
Пушкин: За что?
Противник Пушкина: За что!? Меня из-за тебя на второй год по литературе оставили!!!
Ученик просыпается от выстрела, выходит на середину сцены и читает стихотворение
Ученик: Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.