МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




[pic]

[pic]
















МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ










г.Калуга, 2000г.


Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе.


Фигура


Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.


Выбор руководителя похода


Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так класс разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну


Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.


Геометрия для слепых


Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет , что необходимо , закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.


Стульчики


Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.


Лидер

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

  • придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

  • построиться по цвету волос от светлых к темным;

  • оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Красный квадрат
  • организатор коллективной деятельности

Зеленый треугольник

  • генератор идей

Бордовый ромб

  • невостребованный талант

Коричневый прямоугольник

  • дезорганизатор



Киностудия


Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.


Старт


Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.


Правила организации игры:

1.Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2.Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;

3.Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)

4.У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.

5.Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.

6.Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.

7.Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.


Примеры заданий на этапах:

I этап "Эврика".

Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность.

Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.


II этап "Кусочки".

Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки.

Оценка: Если собраны 4 фигуры - 5 баллов,3 фигуры - 4 балла, 2 фигуры - 3 балла, 1 фигура - 2 балла.


III этап "ШТЭМ" (школьный театр эстрадных миниатюр).

Задание: Изобразите сценку из школьной жизни.

Оценка: По пятибалльной системе.

Этап развивает коммуникативные навыки.


IV этап "Взгляд".

Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе.

Оценка: По пятибалльной системе.

Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.


V этап "Да-нетка".

Задание: "Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача - задавая вопросы, на которые я могу ответить "да" или "нет", "не имеет значения" или "вопрос поставлен не корректно", восстановить ситуацию полностью.

Оценка: Если отгадано 3 ситуации - 5 баллов, 2 ситуации - 4 балла, 1 ситуация- 3 балла.

Этап развивает способность системно и логически мыслить.


VI этап "Перевертыши".

Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. ("Все собаке рождество" - "Не все коту масленица.)

Оценка: За каждый правильный ответ - 0.5 балла.

Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.


VII этап "Ведра".

Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача - перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка.

Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.


VIII этап "Проблемы".

Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.


IX этап "Спички".

Задание: Из спичек выполните три задания.

Оценка: Выполнено 3 задания - 5 баллов, 2 задания - 4 балла, 1 задание - 3 балла, ни одного - 1 балл.

Этап развивает способность нестандартно мыслить.


X этап "Самоуправление".

Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе.

Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.


Механизм выявления лидеров в игре "Старт"


При проведении игры "Старт" на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива.

После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления.



Приложения

«ДА-НЕТКА

  1. Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.

  2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.

  3. Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: «Шесть?» - « Нет, семь». О чем разговор ?


«ДА - НЕТКА 2»

  1. Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.

  2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-

  3. Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.

«ДА - НЕТКА

  1. Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.

  2. Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.

  3. Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.

«ЭВРИКА

  1. Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда ?

  2. Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, С какой скоростью ехала муха ?

  3. Чем кончается день и ночь ?

  4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7

  5. Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца ?

  6. Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно ?

  7. Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.

  8. Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните ?

  9. Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?

  10. Сколько на этом рисунке треугольников ?

[pic]


«ЭВРИКА 2»

  1. Бутыль " Пепси " стоит 10 $. " Пепси " на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль ?

  2. Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу ?

  3. Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните ?

  4. Росли четыре березы. На каждой березе - по четыре больших ветки. На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?

  5. Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду ?

  6. Что было в Лондоне 25 декабря 1884 года ?

  7. На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?

  8. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом ?

  9. У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?

  10. Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет ?

[pic]






«ПЕРЕВЕРТЫШИ- 1»

  1. Зажигалка взрослым инструмент.

  2. На полуострове осина почерневшая.

  3. Не передавал лисице черт глыбу масла.

  4. В поле погибла травинка.

  5. Ненависть добра, возненавидишь и барана.

  6. Богохульствовал ли ты с утра муженек?

  7. Умерший бегать может посидеть.

  8. По помойке муха ползала.

  9. Кошка - враг обезьяны.

  10. Муха никому не ноги.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Тень мрака из светлой республики.

  2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.

  3. Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.

  4. Громче, кошки - пес в подвале.

  5. Добрые уши смешнее бронежилета.

  6. Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.

  7. На ложной обочине стоите, господа!

  8. Продайте мне полностью " Дженерал Моторс ".

  9. А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.

  10. Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.


«СПИЧКИ-1»

  1. Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр ?

  2. При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.

  3. Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.

«СПИЧКИ-2»

  1. Как из 8 спичек сделать три ?

  2. Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.

[pic]

  1. Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.



ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ


«ДА - НЕТКА

  1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.

  2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.

  3. Струны на гитаре.


«ДА - НЕТКА

  1. Заноза.

  2. Музей. Картина " Иван Грозный и его сын Иван ".

  3. В открытой грузовой машине находился гроб.

«ДА - НЕТКА

  1. Ловили моль.

  2. На земле лежал оголенный высоковольтный провод.

  3. Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.


«ЭВРИКА

  1. У электропоезда дыма нет.

  2. Зимой мухи не летают.

  3. Мягким знаком.

  4. Подождать, когда она улетит.

  5. С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.

  6. Неправильно.

  7. Кофе был сухой.

  8. Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки

  9. Под мокрым,

  10. Семь. Седьмой в букве А.


«ЭВРИКА

  1. 0.5$ (50 центов).

  2. Марка.

  3. Он работал в Загсе.

  4. На березе яблоки не растут.

  5. Намокнет.

  6. Рождество.

  7. "Ты спишь ? "

  8. Когда дверь открыта .

  9. Дама шла пешком.

  10. Спичка. Вид с торца.


«ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

  1. Спички детям не игрушка.

  2. У Лукоморья дуб зеленый.

  3. Послал вороне бог кусочек сыра.

  4. В лесу родилась елочка.

  5. Любовь зла, полюбишь и козла.

  6. Молилась ли на ночь, Дездемона ?

  7. Рожденный ползать летать не может.

  8. По улице слона водили.

  9. Собака - друг человека.

  10. Хлеб всему голова.


«ПЕРЕВЕРТЫШИ –

  1. Луч света в темном царстве.

  2. Мой дядя самых честным правил.

  3. Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.

  4. Тише, мыши - кот на крыше.

  5. Злые языки страшнее пистолета.

  6. Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.

  7. Верной дорогой идете, товарищи!

  8. Купи себе немного " Олби " .

  9. А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.

  10. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.


«СПИЧКИ –

  1. Составить из спичек слово " ТРИ ".

  2. Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.

  3. Из данных спичек составить куб.


«СПИЧКИ –2»

  1. Сложить из спичек слово "МЕТР".

  2. Образовать квадрат спичками и углом стола.

  3. Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.