Рабочая программа внеурочной деятельности кружка По дороге к сказке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]

Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка


[pic]

В соответствии с ФГОС

В соответствии ФГОС


Министерство образования и молодежной политики РК

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей» г.Сыктывкара

«Бать-мамтӧм да бать-мам дӧзьӧртӧгкольӧмчелядьлы 3 №-а торъя

(коррекционнӧй) школа-интернат» Сыктывкарын

Коми Республикаса канму общеобразовательнӧй учреждение




«Утверждаю»

Директор ГОУ РК «Школа-интернат №3» ______________ Орловский В.А.


Рекомендовано

Методическим советом

протокол №___

от «____» _________ 2016 года

Приказ № ____ от «___» ____2016г





Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка

«По дороге к сказке»


(для работы с детьми младшего школьного возраста

с ограниченными возможностями здоровья)



Нормативный срок освоения:

4 года

Составители:


Кудряшова В.В.

руководитель, воспитатель

Герасимова В.А.

воспитатель

Шабалина Г.Е.

педагог дополнительного образования








Сыктывкар 2016 год

Содержание



1.Актуальность…………………….


4

2.Пояснительная записка …………….…….


5

3. Целевые направления программы …………


8

4. Общая структура работы театрального кружка…


11

5. Технология организации театрализованных игр


12

6. Основные требования к организации тетрализованных игр ………………………………………………….

14

7. Планируемые результаты ……………………


17

8. Учебно тематическое планирование…………………



8.1. 1 год обучения…………………………………………


20

8.2. 2 год обучения ………………………………………


29

8.3. 3 год обучения ………………………………………


36

8.4. 4 год обучения ……………………………………….


40

9. Методическое обеспечение программы ……………


45

10. Список информационных ресурсов ……


50





















«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы изучит

себя, измерить, оценить свои возможности».

Джанни Родари

  1. Актуальность

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше.

Детям с ОВЗ театральная деятельность помогает раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий.

По словам К.С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собой и каждого с самим собою», «…на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов». Далее К.С. Станиславский пишет: «Особенность сценического общения заключается в том, что оно происходит одновременно с партнером и со зрителем. Замечательно то, что и с тем и с другим общение является взаимным. В процессе общения надо уметь приспособляться к обстоятельствам, к времени, к каждому из людей в отдельности. Лучше всего наблюдать эти приспособления у детей».

Программа «По дороге к сказке» ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста с ОВЗ, его неповторимой индивидуальности, направлена на развитие воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей и представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.





  1. Пояснительная записка

В соответствии с федеральным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью (ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Одной из форм является театрализовано-игровая деятельность, театр.

Такая деятельность актуальна и востребована, так как именно в театральном коллективе успешно происходит преодоление закомплексованности ребенка и ориентация на всестороннее развитие личности, его неповторимой индивидуальности. Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Рабочая программа «По дороге к сказке» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основе программы.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Для многих людей важной составной частью их деятельности является общение. Оно имеет место во всех сферах жизнедеятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. Для детей важным является общение с взрослыми, так как это является одним из факторов развития ребенка. Коммуникативные навыки являются составляющей общения, и они могут быть у каждого индивидуальны. Их уровень развития во многом зависит от ближайшего окружения ребенка, то есть от среды, в которой растет и воспитывается ребенок. В настоящее время растет численность детей с нарушенными коммуникативными навыками. Чаще это дети с ограниченными возможностями. Как правило, у таких детей часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, речи, мышления, моторики, эмоциональной сферы. В основном такие дети замкнуты в себе, редко сами идут на контакт. Это может быть связано с их или нежеланием, или неумением этого делать. Но, к счастью, в настоящее время таким детям все больше уделяется внимания, и ищутся пути решения их проблем. Одним из способов развития коммуникативных способностей является театрализовано-игровая деятельность. 

По мнению Л.С. Выготского, проблемы в развитии у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру». Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализованной.

Театрализованная деятельность ребенка с ОВЗ, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела, реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

Новизна программы «По дороге к сказке» определяется систематизацией средств и методов театрально-игровой деятельности и обосновано на использовании разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. Мы, составители программы, считаем, что эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспресссивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения младшими школьниками с ОВЗ данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры.

В основу технологии развития театрального творчества положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие младшего школьника, формируются все стороны его личности.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие младших школьников с ОВЗ, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

Отличительными особенностями программы являются:

  • Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

  • Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

  • При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.

В соответствии с задачами ФГОС НОО, театрализованная деятельность объединяет

обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, тем самым, обеспечивая формирование театрализованной деятельности у младших школьников с ОВЗ.

Умелое использование театрализованной деятельности способствует формирова-

нию положительных качеств младших школьников с ОВЗ, их умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых ФГОС НОО, и находит свое отражение в работе педагогов младшего школьного образования

  1. Целевые направления программы.

Направление программы:  

  • художественное-эстетическое;

  • обеспечение собственного творческого развития ребенка и целенаправленное воздействие на все стороны его личности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • ознакомить с простейшими законами сцены и начальными основами актерского мастерства;

  • развивать навыки сценической речи и правильной артикуляции;

  • формировать практические навыки обобщения и обработки информации, используя ИКТ;

  • закрепить умение действовать в предлагаемых обстоятельствах;

  • формировать сценическую культуру у детей;

  • обучить простейшим приемам театрального творчества.

Развивающие:

  • выявлять и развивать творческие способности, возможности памяти, речи и воображения с учетом особенностей и дарования каждого;

  • развивать умения запоминать, воплощать задуманное;

  • расширять кругозор посредством обогащения речи воспитанников новыми словами и умением использования знакомыми (диалог, реплика, персонаж, монолог, сценический монолог, импровизация, ремарка, композиция, темп, ритм);

  • развивать навыки творческой поисково-исследовательской деятельности воспитанников;

  • выработка навыков работы в коллективе, формирование ответственного отношения к результатам своего труда и бережного отношения к труду товарищей.

Воспитывающие:

  • формировать эстетический вкус у детей и игровое поведение;

  • воспитывать чувство внутренней свободы;

  • создавать творческую атмосферу, основанной на уважении и терпеливом отношении друг к другу.

Условия реализации программы.

Эффективной реализации программы способствует система условий, побуждающих ребенка к самовыражению, проявлению своего «Я».

Первая группа условий:

  • развитие представлений о разных видах театра;

  • разнообразие атрибутов и доступность художественного оформления;

  • овладение правилами и приемами определенного вида театрализованной деятельности;

  • эмоционально-положительное отношение взрослого к театрализованному творчеству ребенка

Вторая группа условий:

  • организация предметно-пространственной среды (материал, обстановка, атмосфера);

  • роль взрослого (предоставление возможностей для самостоятельности, инициативы, творчества, направляющая функция); 

  • активная позиция самого ребенка.

Основные принципы программы:

  • Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата;

  • Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу;

  • Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению;  

  • Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь;

  • Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Принципы комплектования группы и организации работы:

  • добровольное участие;

  • недирективность позиции взрослого;

  • учет психофизических особенностей детей.

Режим деятельности драматического кружка: Непосредственно - образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Длительность проведения НОД, учитывая возраст детей и их индивидуальные возможности – 20-25 минут.































  1. Общая структура работы театрального кружка:

  1. Речевая разминка. Её цель:

  • развитие речевого дыхания;

  • формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции;

  • упражнения на развитие речевого дыхания;

  • дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.);

  • дидактические игры.

  1. Новая информация. Способы её подачи:

  • использование театрализованных фрагментов;

  • беседы – диалоги;

  1. Физкультминутка

  2. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;

  3. Подведение итогов. Анализ деятельности детей.


Основные методы и приемы:

  • игра;

  • метод игровой импровизации;

  • упражнения на расслабление и напряжение мышц;

  • метод действенного анализа (этюдная методика);

  • инсценировки;

  • драматизация;

  • рассказ;

  • чтение воспитателя;

  • рассказ детей;

  • беседы;

  • разучивание произведений устного народного творчества.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображе­ние, творческое воображение.



  1. Технология организации театрализованных игр.

Работу по формированию театрализованной деятельности целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности.

 Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

 Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием педагогического театра — коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры.

Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых.

Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности, впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). 






  1. Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.

  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

  • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету ли-

тературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры. Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

Театрализованные занятия

Занятия, включающие театрализованную игру, выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременно выполнение следующих целей:

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества

3) Развитие музыкальных способностей

4) Социально-эмоциональное развитие

Содержание театрализованных занятий включают в себя:

а) Просмотр кукольных сценок

б) Театрализованные игры

в) Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

г) Беседы о театре

д) Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества

е) Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей

Занятия в основном строятся по единой схеме:

1. Введение в тему, создание эмоционального настроения

2. Театрализованная игра (обыгрывание стихотворений, сказок):

  • действия детей с кукольными персонажами

  • непосредственные действия детей по ролям

  • литературная деятельность (диалоги и монологи)

  • изобразительная деятельность — дети создают декорации, костюмы персонажей

  • музыкальное исполнительство- исполнение знакомых песен от лица персонажа, их инсценирование, напевание.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды.

Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные зрители угадывают, какой эпизод представлен. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребёнка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.

Также для обучения детей средствам выразительности в театрализованных играх используются упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: ‘возьми’, ‘помоги’, ‘здравствуй’ (приветливо, небрежно, просяще, требовательно). Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

Таким образом, изучив современную психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театр занимает особое место в воспитательно-образовательном процессе.



























  1. Планируемые результаты:

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение воспитанником социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие воспитанника со своими воспитателями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение воспитанником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение воспитанником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

К концу обучения по программе воспитанники получат возможность:



Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевал-ке, в игровом творческом процессе;

- правила игрового общения;

- о правильном отно-шении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;

- иметь нравственно-этический опыт взаимо-действия со сверстни-ками, старшими и млад-шими детьми, взрос-лыми в соответствии с общепринятыми нравст-венными нормами.


- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

- о способах кукловождения кукол разных систем;

- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимо-действовать с партне-рами по команде (тер-пимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в раз-личных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно восприни-мать предложения и оценку учителя, това-рища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.












Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.



- полученные сведения о многообразии театраль-ного искусства;

- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект;

- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.


Формы подведения итогов занятий младших школьников в кукольном театре:

  • выступления перед зрителями в школе и детских домах;

  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников кукольного театра, их родителей, а также зрителей.

Этапы работы кукольного театра

1 год обучения

Азы сценического мастерства (движения кукол, особенности речи, характера героя). Работа над небольшими по объёму спектаклями. Работа с театром картинок и перчаточными куклами. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

2 год обучения

Расширение репертуара. Увеличение объёма пьес. Работа с перчаточными. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

3 год обучения

Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами и куклами-марионетками. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.

4 год обучения

Свободное владение куклой (перчаточной, тростевой, куклой-марионеткой). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными, тростевыми куклами, куклами-марионетками . Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.









  1. Учебно-тематический план


1 год обучения


Тема занятия

Количество часов



на тему

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

2

1

1

2

Устройство ширмы и декорации

4

1

3

3

Виды кукол и способы управления ими

4

1

3

4

Кукольный театр на фланелеграфе

4

1

3

5

Особенности работы кукловода

4

1

3

6

Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

2

1

1

7

Речевая гимнастика

4

1

3

8

Выбор пьесы и работа над ней

7

1

6

9

Генеральная репетиция. Спектакль

3


3


Всего

34

8

26

Содержание 1 этапа

  1. Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

Знакомство детей с историей театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. Поня­тие «кукловод». Ознакомление детей с принципом управле­ния движениями куклы (движения головы, рук куклы). Тех­ника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

  1. Устройство ширмы и декораций

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра. Первичные навыки ра­боты с ширмой. Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т. д.). Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита.

Практическая работа: установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

  1. Виды кукол и способы управления ими

Расширение знаний о видах кукол. Изготовление кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками. Работа над спектаклем.

  1. Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­кол. Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.).

Практическая работа: расчёт времени тех или иных сцен, мизансцен и протяжённости всего спектакля. Этюдный тренаж.

  1. Посещение театра кукол. Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

  1. Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текс­тов (диалог, монолог, рассказ о природе, прямая речь, речь автора за кадром и т.п.). Речевая гимнастика (в декорации). Работа со скороговорками. Природные задатки человека, пути их развития. Посещение спектакля кукольного театра.

Практическая работа: отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

  1. Выбор пьесы

Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа. Драматургия, сюжет, роли.

Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Состав жюри. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музы­кального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой де­кораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

Практическая работа: организация и проведение спек­такля; организация и проведение гастролей (подготовка коро­бок для хранения и перевозки ширмы, кукол и декораций); показ спектакля учащимся начальных классов, дошкольни­кам; участие в смотре школьных кукольных театров.


Календарно- тематическое планирование

1 год

Тема занятия

Содержание

Количество часов




Вид деятельности,

теория

практика

1

Вводное занятие. Особенности театральной терми­нологии

1.-Знакомство детей с историей кукольного театра в Рос­сии. Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности театральной терминологии. Беседа о разновидностях кукол: 1.-перчаточная кукла и ее виды, 2.-тростевая кукла - эффектнее перчаточной, её руки длиннее и сгибаются в локте.. 3- марионетка- кукла, управляемая с помощью нити. 4- большая напольная кукла. Знакомство с основными театральными терминами:

- антракт- промежуток между действиями спектакля.

- бутафория – предметы и украшения, имитирующие подлинные.

- декорации ( от латин.- украшение)- худ.оформление действия на ширме.

- мизансцена – определённое расположение декораций, предметов и действующих лиц на сцене в отдельные моменты спектакля.

- монолог- речь одного лица.

- папье-маше- способ изготовления кукол с помощью пластилиновой формы, оклеивоемой бумагой.

- реквизит- вещи и предметы, используемые по ходу действия спектакля.

- репертуар - спектакли, идущие в определённый промежуток времени.

- ширма- сцена кукольного театра.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Игровая

познавательная

0,5

0,5

2

Особенности театра «Петрушка»

Особенности организации работы театра. Поня­тие «кукловод». Тех­ника безопасности. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Просмотр видиофрагмента и его последующий анализ.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0,5

0,5

3-4

Устройство ширмы и декорации

Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления (декорации, цвет, свет, звук, шумы и т. п.) спектакля кукольного театра.

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д).

Практическая работа: установка ширмы и изготовле­ние элементов декораций.

Первичные навыки ра­боты с ширмой.

Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Речевая и пальчиковая гимнастика.

Понятие о физико-технических свой­ствах материалов для изготовления театрального реквизита. Речевая и пальчиковая гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику.

Игровая

познавательная

1


6

Изготовление декораций

Выбор спектакля. Изготовление плоских декораций и героев сказки ( по выбору учащихся)

Игровая

Познавательная

трудовая


1

7

Кукольный театр на фланелеграфе

Знакомство с особенностями театра на фланелеграфе (доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки).


Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1


8

Работа с куклами- картинками

Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с куклами-картинками.

Превращении и перевоплощении” главное явлении театрального искусства.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

9

Речевая гимнастика

Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей, различных зверей). Работа над спектаклем.

Игровая

Познавательная



1

10

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1 классов, анализ.

Художественнее творчество, социальное творчество


1

11

Пальчиковый театр

Виды кукол и способы управления ими. Расширение знаний о видах кукол- пальчиковые куклы. Отбор спектакля. Голосовые модуляции

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

Игровая

Познавательная

1


12

Изготовление пальчиковых кукол и декораций

Изготовление пальчиковых кукол и декораций для спектакля

Трудовая

Игровая

Познавательная


1

13

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Распределение ролей. Речевая гимнастика

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

14

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Артикуляция.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

15

Движение куклы по передней стенке ширмы

Отработка навыков движения куклы по передней створ­ке ширмы.

Игровая

Познавательная


1

16

Движение куклы в глубине ширмы

Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

17


Отработка навыков движения куклы.

Худ-ое творчество


1

18

Психологическая готовность актера

Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0,5

0,5

19

Работа над спектаклем.

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

20

Генеральная репетиция спектакля

Генеральная репетиция. Разбор спектакля

Худ-ое творчество


1

21

Спектакль

Показ спектакля учащимся 1-2 классов. Анализ.

Художественнее творчество, социальное творчество


1

2223

Посещение театра кукол Обсуждение спектакля (зарисовки)

Посещение областного художественного театра кукол. Знакомство с правилами поведения в театре.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей. . Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

Практическая работа: Обсуждение спектакля (зарисовки). Этюдный тренаж.

Досугово- развлекательная, проблемно-ценностное общение

1

1


24

Особенности работы кукловода

Понятие о разнообразии движений различных частей ку­клы перчатки.

Закрепление навыков жестикуляции и физических действий

Выбор пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

1


25

Пробы ролей

Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Речевая гимнастика . Работа со скороговорками.

Игровая

Познавательная



1

26

Сценическая речь

Отработка (тренинг) сценической речи, Этюдный тренаж..

Игровая

Познавательная


1

27

Актерское мастерство

Разучивание ролей с применением голо­совых модуляций. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театраль­ного образа.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

28

Изготовление декораций

Оформление спектакля: изготовление ак­сессуаров, декараций, подбор музыкального оформления.

Трудовая

Игровая

Познавательная


1

29

Соединение словесного и физического действия

Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персо­нажей. тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

30

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

31

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

32

Работа над спектаклем

Работа над спектаклем. Репетиция

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

33

Генеральная репетиция

Подготовка помещения для презентации кукольного спек­такля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Генеральная репетиция. Разбор итогов генеральной репетиции.

Игровая

Проблемно-ценностное общение

Худ-ое творчество

трудовая


1

34

Спектакль

Организация и проведение спек­такля учащимся начальных классов; Показ спектакля. Анализ спектакля.

Художественнее творчество, социальное творчество


1


Всего


34

8

26

Результаты 1 года обучения

1 уровень результатов – приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе, о правилах групповой работы и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;


- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- о способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;

- о способах кукловождения кукол этих систем;

- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Уметь

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведе-ния при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий.

- высказывать своё предположение (версию)

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.











Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

- подводить самостоятельный итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства


-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

- в игре использовать накопленные знания.

2 год обучения


Тема занятия

Количество часов



на тему

теория

практика

1

Азбука театра

2

1

1

2

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

3

Секреты сценического мастерства

5

1

4

4

Театр

5

1

4

5

Выбор пьесы и работа над ней

10

1

9

6

Особенности изготовления кукол

5

1

4

7

Изготовление декораций и бутафории

2


2

8

Генеральная репетиция. Спектакль.

3

1

2


Всего

34

7

27


Содержание 2 этапа

  1. Азбука театра.

Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.

Практическая работа: Театральный словарь - работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

  1. Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: отработка техники движений куклы на руке.

Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

Роль. Озвучивание пьесы. Музыкальное оформление спектакля.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр.

Расширение знаний о театре. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация.

  1. Особенности изготовления кукол

Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для из-

готовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол

  1. Изготовление декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление декораций и бутафории

  1. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения


Тема занятия

Содержание

Количество часов




Вид деятельности,

теория

практика

1

Азбука театра.


Особенности кукольного театра. Роль кукловода. Оформление декораций. Сцена. Зрители.


Игровая

Познавательная


1


2

Театральный словарь

Работа с театральными словами в группах, объяснение слов и терминов. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

3-4

Виды кукол и способы управления ими.


Расширение знаний о видах кукол. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения.


Трудовая

Игровая

познавательная

1

1

5

Выбор пьесы и работа над ней.


Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Импровизация.


Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

6

Работа над пьесой

Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей.


Игровая

Познавательная

трудовая


1

7

Работа над пьесой

Репетиции. Отработка чтения каждой роли.

Игровая

Познавательная

трудовая


1

8

Секреты сценического мастерства.


Роль. Озвучивание пьесы.


Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

9

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

трудовая


1

10

Секреты сценического мастерства.


Музыкальное оформление спектакля. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

11

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Трудовая


1

12

Изготовление декораций и бутафории


Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество


1

13-14

Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Анализ

Художественнее творчество, социальное творчество

1

1

15

Театр.


Расширение знаний о театре. Роль декораций в постановке.


Игровая

Познавательная

1


16

Кукловождение

Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.


Игровая

Познавательная

трудовая


1

17-21

Особенности изготовления кукол


Знакомство с технологией разработки выкроек кукол. Выбор материалов для изготовления различных частей куклы. Порядок изготовления головы. Изготовление одежды кукол. Понятие о технологии изготовления различных кукольных персонажей.

Практическая работа: изготовление различных кукол


Худ-ое творчество

Игровая

Познавательная

трудовая

1

4

22

Выбор пьесы.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

23

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная


1

24

Изготовление декораций и бутафории


Изготовление декораций и бутафории к спектаклю

Трудовая

Игровая

Познавательная Художественнее творчество


1

25

Секреты сценического мастерства.


Озвучивание пьесы.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение

0.5

0.5

26

Секреты сценического мастерства.


Музыкальное оформление спектакля. Репетиция

Игровая

Познавательная

трудовая


1

27

Секреты сценического мастерства.


Взаимодействие актеров на сцене. Манипуляции голоса. Репетиция

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

28

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

29

Работа над пьесой

Репетиции.

Трудовая

Игровая

Познавательная


1

30

Работа над пьесой

Репетиции.

Игровая

Познавательная

Проблемно-ценностное общение


1

31

Генеральная репетиция. Показ спектакля

Генеральная репетиция. Показ спектакля. Рефлексия актеров и зрителей

Художественнее творчество, социальное творчество


1

32

Театр.


Расширение знаний о театре. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

Худ-ое творчество


1

33

Театр.


Расширение знаний о театре. Этюдный тренаж.

Игровая

Познавательная

трудовая


1

34

Театр.


Расширение знаний о театре. Импровизация

Игровая

Познавательная

трудовая


1


Всего


34

7

27


Результаты 2 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;

- о способах кукловождения ;

- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю; - технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- определять и формулировать цель деятельности .

- проговаривать последовательность действий .

- высказывать своё предположение (версию);

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- донести свою позицию до других;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.












Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства


-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности,

- в игре использовать накопленные знания.












3 год обучения


Тема занятия

Количество часов



на тему

теория

практика

1

Театр кукол

2

1

1

2

Азбука театра

2

1

1

3

Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

4

Секреты сценического мастерства

3

1

2

5

Театр

2

1

1

6

Выбор пьесы и работа над ней

6

1

5

7

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2


2

8

Генеральная репетиция. Спектакль.

2


2

9

Театр тростевых кукол

4

1

3

10

Выбор пьесы и работа над ней

5

1

4

11

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2


2

12

Генеральная репетиция. Спектакль.

2


2


Всего

34

8

26


Содержание 3 этапа

  1. Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

Актёр, режиссёр, декоратор. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат.

Практическая работа: Выпуск альбома «Все работы хороши»

  1. Виды кукол и способы управления ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр.

Расширение знаний о театре. Роль декораций в постановке. Реквизит. Чтение

пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой. Приёмы кукловождения. Импровизация.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.

  1. Театр тростевых кукол

Знакомство с тростевыми куклами. Кукловождение над ширмой. Роль декораций в постановке.

Практическая работа: Кукловождение над ширмой. Этюдный тренаж.

  1. Выбор пьесы и работа над ней.

Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев.

Практическая работа: Отработка чтения каждой роли. Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Изготовление, кукол, декораций и бутафории к спектаклю

  1. Генеральная репетиция. Спектакль.

Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.


Результаты 3 года обучения

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;

- о способах кукловождения ;

- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю; - технологию изготовления куклы-перчатки

Уметь

- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить.

анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

- соблюдать правила игры и дисциплину;

правильно взаимодействовать с партне-рами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- определять и формулировать цель деятельности;

- проговаривать последовательность действий;

- высказывать своё предположение (версию);

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

- донести свою позицию до других;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

- планировать свои действия в соот-ветствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ( под руководством учителя);

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

- выступать перед публикой, зрителями.












Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

- подводить самостоятельный итог занятия;

- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства


- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

- в игре использовать накопленные знания.













4 год обучения


Тема занятия

Количество часов



на тему

теория

практика

1

Театр кукол

1


1

2

Азбука театра

2

1

1

3

Кукол и управление ими

1


1

4

Секреты сценического мастерства

3

1

2

5

Театр

1


1

6

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2


2

7

Пьесы - миниатюры

4


4

8

Театр тростевых кукол

2

1

1

9

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2


2

10

Пьесы - миниатюры

4


4

11

Театр марионеток

4

1

3

12

Изготовление кукол, декораций и бутафории

2


2

13

Пьесы - миниатюры

4


4

14

Генеральная репетиция. Спектакль

2


2


Всего

34

4

30


Содержание 4 этапа

  1. Театр кукол.

Расширение знаний о театре кукол. Исторические сведения.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Азбука театра.

Актёр, режиссёр, декоратор. Репертуар. Бутафория. Виды сценической речи. Зритель. Театральный плакат. Мини-пьесы.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Изготовление театрального плаката

  1. Куклы и управление ими.

Расширение знаний о видах кукол.

Практическая работа: Изготовление кукол. Развитие умения кукловождения.

  1. Секреты сценического мастерства.

Роль. «Озвучивание» роли.

Практическая работа: Этюдный тренаж.

  1. Театр.

Расширение знаний о театре. Импровизация. Роль декораций в постановке. Реквизит.

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры.

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр тростевых кукол.

Знакомство с тростевыми куклами. Роль декораций в постановке. Импровизация

Практическая работа: Этюдный тренаж. Кукловождение над ширмой.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории.

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры.

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Театр марионеток.

Куклы-марионетки. Приёмы кукловождения. Ремонт и изготовление кукол. Чтение пьесы, её анализ. Работа над характерами героев. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Выступление перед зрителями. Коллективный анализ выступлений. Составление пьес-миниатюр и их постановка. Анализ пьес.

  1. Изготовление кукол, декораций и бутафории

Практическая работа: Ремонт и изготовление кукол. Подбор и изготовление декораций и бутафории.

  1. Пьесы-миниатюры.

Чтение пьес, их анализ. Работа над характерами героев. Коллективный анализ выступлений. Отбор пьес-миниатюр. Их постановка.

Практическая работа: Приёмы кукловождения. Разучивание ролей. Репетиции. Выступление перед зрителями. Анализ пьес.

  1. Генеральная репетиция. Спектакль.

Коллективный анализ выступлений.

Практическая работа: Выступление перед зрителями.








Результаты 4 года обучения

3 уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, публичного сценического выступления, взаимодействия с большими и малыми социальными группами

Личностные

Метапредметные

Предметные


Знать

о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;

- правила игрового общения, о пра-вильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;

- иметь нравственно-этический опыт взаи-модействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответст-вии с общепринятыми нравственными нормами.


- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами разных систем;

- о способах кукловождения кукол разных систем;

- о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

Уметь

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекатель-ных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию.

- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе;

выступать перед публикой, зрителями.





Применять

- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систе-матизировать полученные умения и навыки.


- полученные сведения о многообразии театрального искусства;

- красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организо-вывать небольшой творческий проект;

- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.

































  1. Методическое обеспечение программы

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное».

Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Мама – тёплая».

  1. «Звучащие игрушки».

Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  1. «Конкурс инсценированной песни».

Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами. Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой, подержать её в руках, попытаться «оживить».

Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;

  2. этюды на развитие памяти;

  3. этюды на развитие воображения;

  4. этюды на развитие мышления;

  5. этюды на выражении эмоций;

  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

  7. этюды на выразительность жеста;

  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

  9. этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начиная с самых простых в управлении:

  • картинки – куклы на фланелеграфе;

  • куклы-Петрушки;

  • тростевые куклы;

  • куклы-марионетки;

В репертуар кукольного театра включены:

  • инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

  • адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;

При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Техническое оснащение занятий

Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол необходимо следующее оснащение:

  • театр на фланелеграфе:

    • куклы-картинки;

    • фланелеграф;

    • рисунки для мини – декораций.

  • театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):

    • куклы;

    • театральная ширма;

    • декорации к спектаклям.

  • театр кукол - марионеток:

    • куклы;

    • театральная ширма для театра марионеток;

    • декорации к спектаклям.

Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.

Результат реализации программы будет отслежен следующими методиками.

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

Коммуникабельны ли Вы”.

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: “Самооценка эмоционального состояния”.

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: “Личностный рост”.


Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: “Социометрическое изучение межличностных отношений в группе”.

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

Необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»)




















  1. Список информационных ресурсов

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  6. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

  8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  9. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  10. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  11. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  15. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  16. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль, 1997.

  17. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

  18. Изготовление реквизита в кукольном театре. — М., 1979. Михеева Л. Н.

  19. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

  20. Наш школьный кукольный театр. — М., 1978.

  21. С.А.Прибыловская. Школьный кукольный театр


2