Тема. Мудрость жизни. Совесть и раскаяние.
Цель:
формировать умение критически относиться к себе;
давать честную оценку своих поступков;
побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;
учиться прощать людей.
1. Проблемная ситуации: чтение рассказа «Осколки сердца»
Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия? (Совесть, раскаяние). Сегодня мы попытаемся заглянуть внутрь себя, посмотреть на себя, на свои поступки со стороны и сделать выводы.
Скажите, ребята:
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? (угрызение совести)
Что же такое совесть?
Словарь Ожегова и Даля повествует: Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Совесть - наш внутренний судья.
Как вы думаете, герой рассказа раскаялся в своем злом поступке?
Раскаяние – искренне признание своих плохих поступков и твердое намерение исправиться.
Ребята подберите слова, характеризующие поступок героя рассказа, а я вам помогу. Учитель пишет на доске слово бес и учащиеся добавляют (сердечно), бес(совестно), бес(жалостно).
Обратите внимание, все эти слова объединяет три буквы, и подумайте, что они означают, откуда они пришли (идущие от зла).
2. Ребята, обратите внимание на слайд (картина Рембранта «Возвращение блудного сына»). Посмотрите внимательно на рисунок и послушайте притчу «О блудном сыне», которая так взволновала художника, что он взялся за кисть.
У одного человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько слуг у отца моего и все сыты, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число слуг твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». А отец сказал слугам своим: «пПринесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться, ибо сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое?» Он сказал ему: «Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым». Он рассердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же сказал ему: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой умер и воскрес, пропадал и нашелся».
Что заставило вернуться блудного сына? (Тяжелая жизнь, голод и раскаяние)
Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Какие важные дела совершает наша совесть? (ответы детей)
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: "Так нельзя! Исправься!".
3. Ребята, из дней далеких перенесемся в наше время. Учитель читает ребятам «Покаяние Нерчинского каторжника».
В одной из тюрем Нерчинской каторги произошел среди арестантов бунт. Арестанты разделились между собой на два лагеря, и один против другого восстали свирепо. Пригласили священника, который немедленно выехал.
Тюрьма была оцеплена солдатами. Арестанты, разделившись на две части, стояли во дворе. Когда священник обратился к арестантам, то одна часть арестантов, внимала пастырской проповеди.
В это время главарь второй партии Сахалинец грозно ответил священнику русским трехэтажным словом и поднял кулак вверх. Тогда священник сошел со своего места, пошел прямо к нему и упал во всем священническом облачении к его ногам и, стоя перед ним на коленях, сказал ему:
– Сын мой милый! Я на коленях стою перед тобою, молю тебя, послушай меня, исполни мою слезную просьбу, измени свою жизнь, будь другим существом! О, если бы сейчас, в этот момент увидела тебя твоя родная мама, что я стою перед тобою на коленях, то она не устояла бы на ногах, а если она уже умерла, то от одной сердечной тоски о твоей душе, она несколько раз перевернулась бы в могиле.
Так умоляя и прося арестанта, священник достиг своей цели, арестант поднял его с колен. После этой проповеди этот самый арестант при всех арестантах дал свое верное арестантское слово, что он слагает с себя свою прежнюю обязанность. После всего этого, вечером того же дня были отпеты несколько душ арестантов и сейчас же начали совершать всенощное богослужение. Во время службы священник произнес еще две проповеди. По окончании службы арестанты пожелали исповедаться, а на завтрашний день и причаститься Святых Тайн. Пожелал и этот узник последовать их примеру. На следующий день в девять часов утра священник вошел в церковь, а там уже стоит тот самый арестант. Он, увидав священника, шепотом сказал:
– Батюшка, я исповедоваться и причаститься не могу, мне стыдно пред арестантами.
– Друг мой родной, послушай меня сегодня, так же, как ты послушал меня вчера, зачем менять Христа на ложный страх? Послушай меня, радость моя, исповедайся и причастись.
Арестант понурил свой взор и как бы нехотя ответил:
– Исполню Вашу просьбу, я уже более 37 лет не был на исповеди. Еще когда был я в гимназии, то только тогда я причащался.
Священник повел его в алтарь и там его и исповедал. Исповедь его была трогательна! Нужно сказать то, что этот арестант получил высшее образование, первый раз он попал в тюрьму совершенно невинно, и, когда просидел в ней три месяца, то оттуда вышел таким озлобленным, что для него уже после этого не было ничего святого. Он был прежде сослан за убийство на Сахалин. Через некоторое время он бежал с Сахалина. Всех побегов из тюремной жизни он совершил семь или восемь. Все эти побеги были залиты человеческой кровью. Он не щадил ни старых, ни малых. Во многих тюрьмах он был большим Иваном, т.е. тюремным царьком. Ему беспрекословно подчинялись все арестанты той тюрьмы, в которой он находился. На Сахалине он собственною рукою многих арестантов давил, как мух. Все арестанты и этой тюрьмы боялись и уважали его, как своего неограниченного начальника. В одной сахалинской тюрьме он самолично вынес шести арестантам смертный приговор, и они в назначенный час покончили с собой самоубийством.
После чтения Святого Евангелия я произнес проповедь о всепрощающей любви Христовой к кающимся грешникам. Когда кончилось запричастное священник вышел с Чашей Господней к предстоящим. Начал я причащать арестантов, доходит очередь и до этого узника. Когда он открыл рот, и священник вложил в его рот лжицу со Святыми Дарами, то тотчас же арестант этот закачался, налились его очи слезами, и он в этот момент затрясся всем своим существом. Только что отошел он от Чаши Христовой и взглянул на икону Спасителя, то поднял вверх свои гигантские руки, и громко во всеуслышание закричал: «Христос! Христос! Ты ли меня простил? О, Боже! Ты ли, меня, такого страшного убийцу, разбойника простил?! О, Господи! Я, как грецкая губка весь пропитан, переполнен человеческой кровью; я около ста душ погубил, невинно, невинно погубил! Я неоднократно обкрадывал храмы! О, Господи! И Ты меня простил?! О, милосердный Господь! Я насиловал свою мать, сестер, детей, я предавался скотоложству! О, кто со мною сравнится во грехах, и Ты, и Ты, Господи, простил меня?! Слышал ли Ты, Господи, что я всю свою жизнь хулил Тебя, проклинал Тебя, и Ты, и Ты, Христос, все, все мне простил! Твоя, Господи, любовь ко мне настолько велика, что я ее не вынесу, не вынесу, я не переживу сегодняшний день, я умру, она погубит меня, Господи!»
При виде такой небывалой сцены, священник не мог дальше причащать арестованных, и ушел в алтарь и там, склонив голову на Престол, нервно плакал. Арестанты подняли в церкви такое рыдание, такой рев, что казалось, весь храм превратился в какой-то страшный гул, раздирающий сердце. Кончилась служба, во дворе этой тюрьмы был слышан какой-то шум. Этот арестант на коленях ползал перед другими арестантами, моля и прося их, чтобы они во всем простили его. И возле этого арестанта собралось такое множество арестантов, что весь двор тюрьмы представлял собой сплошную живую массу людей, и все они, как ласточки возле своего гнезда, увивались возле этого узника. Одни из них его целовали, другие сами заражались его покаянием, каялись в своих грехах и проклинали свою преступную жизнь, а некоторые из них, поднимая свои взоры к небесам, молили Бога, чтобы он простил им грехи их. У начальника тюрьмы этот арестант просил позволения побыть некоторое время в одиночной камере. Сей арестант писал священнику много писем, и последнее его письмо гласило, что он, как кончит свой тюремный срок, отправится в Валаамскую обитель»
Ребята, какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (ответы учащихся)
Разве мы порой не становимся «каторжанами» своих страстей, грешных привычек и привязанностей?
Разве не бывает так, что мы строим из души свой не «храм для Духа», а возводим крепкие стены собственной мрачной темницы?
(размышления ребят)
4. Отречение апостола Петра, предательство Иуды
У Иисуса было 12 учеников- апостолов, среди которых был и Иуда.
На последней трапезе перед распятием Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем – поможет врагам схватить Учителя. Услышав об этом, ученики стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» Спросил и Иуда, уже договорившийся с людьми, желавшими смерти Христа, что предаст им Его за тридцать сребреников (монет). Спаситель ясно ответил Иуде: «Ты», желая устыдить его и отвратить от предательства. Но Иуда не отступил от своего замысла и ушел с вечери, чтобы исполнить его.
Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Все апостолы оставили Спасителя и в страхе разбежались. Только двое из них, Пётр и Иоанн, издали следовали за Ним.
Была глубокая ночь. Вооружённые воины и храмовая стража привели связанного Спасителя на суд к первосвященникам: к престарелому Анне и его зятю, действующему первосвященнику Каиафе.
Апостол Иоанн, знакомый первосвященнику, вошёл во двор, а затем ввёл и Петра. Увидев Петра, служанка, стоявшая при дверях, спросила его: "Ты не из учеников ли Этого Человека?" Пётр ответил: "Нет". Ночь была холодная. Служители развели во дворе костёр и грелись. Вместе с ними стоял у огня и Пётр.
Вскоре другая служанка, указывая на Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом из Назорета".
Но Пётр опять отрёкся, сказав, что не знает этого Человека. Приближался рассвет, и служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "Точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошёл родственник того самого Малха, которому Пётр отсёк ухо, и сказал, что видел Петра вместе со Христом в Гефсиманском саду.
Тогда Пётр начал клясться и божиться: "Не знаю Человека Сего, о Котором говорите".
В это время запел петух. И вспомнил Пётр слова Спасителя, сказанные Им на Тайной Вечери: "Прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от Меня".
В эту самую минуту Господь, которого вывели из дома, посмотрел на Петра. Взгляд Спасителя проник в самое сердце ученика. Стыд и жгучее раскаяние охватили его душу. Апостол вышел со двора первосвященника и горько заплакал о своём грехе.
5. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать человеку, чтобы очистить свою совесть? (ответы учащихся)
Два шага в раскаянии:
1. Согласие человека с протестующим криком своей совести;
Переворот своих стремлений.
6. «Минута прощения». У православных есть замечательная традиция. Последний день Масленицы - последнее воскресенье перед Великим постом называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит, и я прощаю». Просить прощения нужно, когда подсказывает совесть, и делать это необходимо искренне.
Ребята, может быть, кто-то из вас осознал свои плохие поступки и готов попросит прощение? Снимите камень со своей души. Чтобы вам было легче это сделать - я сделаю это первой. Я прошу прощения у вас, мои ученики, что бываю с вами излишне строга, может быть, я нечаянно обидела вас словом или поступком.
Ребята, если у вас не хватает смелости попросить прощение вслух, вы можете сделать это письменно или по телефону. Только обязательно сделайте!
7. Заключительная часть. Рефлексия.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Доблесть не в том, чтобы никогда не совершать ошибки, а в умении признавать их.
А может быть, чья - то совесть еще спит, или мы сами заглушаем ее?
Нужно работать над собой, прислушиваться к своей совести, анализировать свои поступки и каяться.