МКОУ «Краснинская школа-интернат»
ПРОЕКТ
КУзбасс и россия, вы - сердце мое и душа
автор: Романенко
Наталья Петровна,
воспитатель
2016 г.
проект
КУзбасс и россия, вы - сердце мое и душа
[pic]
Если в карту Сибири всмотреться,
На ней обозначены контуры сердца.
И бьется оно,
И Отчизна внимает
Рабочему ритму
Кузнецкого края.
И в будни эпохи,
И в каждом из нас,
Пульсирует гордое имя -
Кузбасс.
Г.Юров
Актуальность
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дальнейшем поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать сознание маленькой личности. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» писал К.Д.Ушинский. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется и народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовывать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Проблема
Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем селе, районе, области. Родители не уделяют внимание данной проблеме, считая ее не столь важной. В учебных заведениях отсутствует система по ознакомлению с родным краем.
Поэтому, считаю данную проблему актуальной не только для нашей школы - интерната, но и для общества в целом.
«Знать – значит любить» говорится в русской поговорке. Данным проектом предусматривается развитие интереса к истории жизни и деятельности людей, явлениям природы, воспитания любви к России, родному краю, поселку. На доступном уровне обучающиеся с нарушениями интеллекта знакомятся с народными играми, традициями, бытом, обычаями русского народа и коренных жителей Кузбасса. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, развивает интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей, педагога, воспитателя и родителей способствует единению всех субъектов образовательного процесса.
Данный методический проект, основан на воспитании любви к Родине, приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики. Проект может реализовываться как во внеурочной деятельности, так и в режимных моментах.
Цель: формирование у обучающихся устойчивого интереса к культурным ценностям родного края, чувства уважения к его жителям, гордости от осознания принадлежности к жителям Кузбасса через обогащение и систематизацию краеведческих знаний и представлений.
Задачи:
Вызвать у обучающихся чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
Способствовать прочному усвоению знаний о символах государства
России и Кемеровской области (герб, флаг, гимн).
Расширять представления и обогащать знания обучающихся о
родном крае.
4. Воспитывать интерес и любовь к фольклору, традициям и промыслам
своей малой Родины.
Критерии эффективности:
Ожидаемые конечные результаты:
Обучающиеся
используют в активной речи русский фольклор (потешки, считалки, поговорки)
умеют играть в русские народные подвижные игры.
знают национальные костюмы, музыкальные инструменты, коренных народов Кузбасса.
используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
созданы методические продукты и пособия для школы по изучению истории Кузбасса, его культурному наследию.
Сбор информации
Средства: энциклопедии, музей, фотографии, картины, книги, журналы, фотоальбомы, семейные фотографии с интересных мест отдыха, символы России, Кемеровской области (герб, флаг), запись гимнов, предметы народно-прикладного искусства.
Участники проекта:
педагоги, воспитатели, обучающиеся 1-2 классов, родители.
Срок реализации проекта:
2 месяца
Этапы реализации проекта:
Организационно – теоретический этап
Анализ литературы по истории Кузбасса
Анкетирование родителей по выявлению уровня заинтересованности по вопросам приобщения детей к истории родного края, традициям коренных жителей. (приложение 1)
Диагностика обучающихся для определения уровня сформированности знаний о родном крае. (приложение 2)
Выявление проблем и определение направлений деятельности.
Интервьюирование учреждений социума с целью готовности к сотрудничеству по реализации проекта.
Разработка проекта
Этап реализации
Перспективный план реализации мероприятий
Первая неделя
Тема: «Кузбасс, Кузбасс – моя держава…»
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Беседа на тему: «Россия — Родина моя»
Закрепление у обучающихся представления о своей Родине - России, о символах (флаг, герб, гимн).
Рисование «Флаг России» (совместная деятельность)
Закрепление знаний символа России — трехцветного флага; развитие умения рисовать предметы прямоугольной формы
2
Аппликация «Кремль» (коллективная работа)
Закрепление умения вырезать знакомые фигуры; развитие способности работать в коллективе, договариваться между собой; воспитание любви к Родине.
Чтение стихов о России
Воспитание любви к Родине, гордости за гражданскую принадлежность к России.
3
Беседа на тему: «Кузбасс - моя держава». Стихи поэтов Кузбасса о родном крае. (приложение 3)
Формирование у обучающихся представлений о своей малой Родине - Кузбассе, о символах (флаг, герб, гимн).
Рисование флага Кемеровской области с элементами аппликации (приклеивание герба) совместная деятельность
Закрепление знаний обучающихся о символике Кемеровской области.
4
Путешествие по городам Кузбасса.
Формирование у обучающихся представлений о множестве и разнообразии городов в Кемеровской области; закрепление знания названия областного, районного центра, села, в котором мы живем.
5
Беседа и рассматривание иллюстраций с достопримечательностями родного края.
(приложение 4)
Расширение представлений детей о красоте и величии родного края, ее природы, развитие эстетического восприятия.
Результат: Книжка-раскладушка (коллективная работа) на песню «Что мы Родиной зовем?»
Вторая неделя
Тема: «Кузбасс – жемчужина Сибири»
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Беседа и рассматривание иллюстраций с видами родного края (пейзажи, горы, моря, леса, животные, растения и т.д.)
Расширение представлений обучающихся о красоте природы родного края и ее разнообразии; развитие эстетического восприятия.
Чтение стихотворения о Кузбассе «Край родной» В. Кротова
Воспитание чувства гордости и любви к родному краю.
2
Загадки о животных и природе Кузбасса.
Закрепление умений анализировать текст загадки и делать вывод — отгадку; развитие слухового восприятия, речи; расширение представлений обучающихся о животном и растительном мире родного края.
Развивающие игры «Зоопарк», «Деревья и кустарники»
Закрепление знаний о природе и животных Кемеровской области; развитие памяти, внимания, мышления.
3
Конструирование из бумаги. Макет «Лесная поляна».
Формирование у обучающихся умений вырезать и клеить из бумаги, бересты, лепить из пластилина грибы, развивать мелкую моторику.
Пальчиковые игры: «Дождик», «Улитка», «Зайчик», «Хомка»
Развитие мелкой моторики.
4
Чтение книг о природе и животных.
Приобщение детей к красоте родной природы, к разнообразию животного мира.
5
Изготовление папки -передвижки «Береги природу!»
Воспитание любви к природе родного края и бережного отношения к ней (не ломай ветки, не жги костры, не разоряй гнезда и т.д.).
Результат:
Неделя
Тема: «Народ Кузбасса - мощь его и сила»
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Беседа и рассматривание кукол в национальных костюмах коренных народов Кузбасса (шорский, телеутский и русский национальные костюмы) (приложение 5)
Формирование у обучающихся представлений о том, что Кузбасс-край многонациональный, приобщение к русской национальной культуре, знакомство с фольклором коренных жителей Кузбасса (шорцы, телеуты), воспитание толерантности.
Знакомство с музыкальными инструментами, прослушивание народных наигрышей
русские народные (балалайка, трещетка, бубен, гармонь)
шорские (кай-комус, шаманский бубен)
(приложение 6)
Ознакомление с русскими и шорскими национальными музыкальными инструментами, воспитание эстетических качеств.
2
Чтение русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье»
Приобщение к произведениям русского устного народного творчества.
Театрализация-драматизация.
Фланелеграф - «Лисичка со скалочкой»
Развитие умения самостоятельно воспроизводить содержание сказок, развитие артистизма.
3
Чтение шорских народных сказок «Отчего у глухаря глаза покраснели», «Как птицы огонь добывали», «Догадливая выдра» (приложение 7)
Приобщение к произведениям устного народного творчества коренных жителей Кузбасса
Знакомство пословицами телеутского народа
Одинокое дерево ветра боится, одинокий человек людей страшится.
На светлое сколько ни намажешь сала, так же свет будет, дурному сколько добра ни сделаешь, такой же дурной будет.
Учить рассуждать, находить в русском фольклоре пословицы с аналогичным смыслом, приобщение к фольклору коренных жителей Кузбасса.
4
Чтение и заучивание потешек «Баю-баю», «Зайчишка-трусишка» и т.д.;
Развитие памяти, приобщение к устному народному творчеству.
Настольный театр - «Бычок - смоляной бочок».
Развитие умения самостоятельно воспроизводить содержание сказок, развитие артистизма.
5
Викторина по русским народным сказкам (вопросы, разрезные картинки).
Закрепление названий русских народных сказок.
Театрализация-драматизация.
Кукольный театр - «Колобок»
Развитие умения самостоятельно воспроизводить содержание сказок, развитие артистизма
Результат: выставка рисунков по русским народным сказкам.
Четвертая неделя
Тема: «Матрешки»
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Беседа и рассматривание различных видов матрешек (познавательное занятие).
Познакомить детей с русской народной игрушкой, со старинной русской одеждой, с некоторыми названиями, с несколькими видами матрешек — учить видеть отличия друг от друга.
Пальчиковая игра «Веселые матрешки»
Учить передавать различные танцевальные движения матрешки через изменения положения рук; упражнять в словесном обозначении разного положения рук (один ребенок показывает, остальные повторяют).
2
Лепка из глины: «Матрешка танцует».
Учить обучающихся лепить фигуру матрешки; передавать различное положение рук у матрешки; украшать подол и перед сарафана матрешки.
3
Аппликация: «Укрась матрешку».
Учить детей украшать матрешку, используя знакомые фигуры (овал, круг, треугольник, цветные полоски).
4
Раскрашивание матрешки вылепленной из глины «Матрешки».
Учить аккуратно раскрашивать отдельные элементы узора платья матрешки.
5
Рисование «Матрешка».
Учить передавать в рисунке основные элементы наряда матрешки (косынку, фартук).
Результат: выставка глиняных детских работ–матрешек.
Пятая неделя
Тема: «Предметы народно-прикладного искусства.
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Рассказ об изделиях народных промыслов и ремесел в Кузбассе, история их возникновения, показ изделий, иллюстраций, презентации. (приложение 8)
Ознакомление обучающихся с изделиями народных промыслов Кузбасса
2
Рассказ воспитателя о берестяном промысле (познавательная беседа).
Ознакомление с древнейшим видом народного промысла , формирование этетических чувств.
Раскрашивание «Туесок» (совместная творческая деятельность).
Формирование умений передавать характерные узоры в рисунке
3
Познавательная беседа
«Кукла из бабушкиного сундука». (Приложение 9)
Ознакомление с разновидностями русских и шорских народных кукол.
4
Изготовление игровой тряпичной шерстяной куклы.
Приобщение к традициям русского народа, к праздникам.
Рисование (совместная творческая деятельность). Расписные валенки для куклы.
Закрепление умений изображать элементарные узоры на предметах
5
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»: «Изба, русский быт».
Ознакомление обучающихся с приемом «экскурсия-беседа», учить воспитанников действовать в роли экскурсовода.
Результат:
.
Шестая-седьмая недели
Тема: русские народные игры и праздники
Дни Образовательная деятельность
Цель
1
Знакомство с русскими народными играми: «У медведя во бору», «Гуси-лебеди».
Развитие двигательной активности; ознакомление с играми русского народа.
2
Изготовление атрибутов для игр.
Развитие творческой активности, совершенствование навыка работы с бумагой, ножницами, клеем.
3
Знакомство с русскими народными играми «Филин и пташки», «Волк»
Развитие двигательной активности; расширение представлений о играх русского народа.
4
Изготовление атрибутов для игр.
Развитие творческой активности, совершенствование навыка работы с бумагой, ножницами, клеем.
5
Знакомство с играми народов Сибири
Расширение представлений об играх коренного населения Кузбасса
6
Праздник Рождество Христово
Формирование представлений о значении народных христианских праздников; ознакомление с их традиционными особенностями (песни, обряды, игры и т.д.)
7
Праздник святой Пасхи
8
Праздник Ивана-Купалы
9
Праздник Масленица
10
Развлечение «Масленица».
Совместная работа с родителями по организации и проведению праздника (приложение 10)
Закрепление представлений обучающихся об особенностях празднования Масленицы, привлечение внимания родителей к воспитанию в детях культурного наследия
Результат: Атрибуты к празднику Масленица.
Восьмая неделя
Аналитико-обобщающий этап
Конечные продукты проекта
1. Презентация проекта
2. Выставка детских работ «Моя любимая русская народная сказка».
3. Выставка авторских книжек-малышек «Лучшее место отдыха нашей
семьи в Кузбассе» (совместная работа с родителями).
4. Книжки-малышки (коллективные работы) «Береги природу!», «Что мы
Родиной зовем?»
5.Макеты русской избы
7. Развлечение «Масленица».
8. Кукольный спектакль «Рукавичка».
9. Постановка русской народной сказки «Три медведя»
10.Выставка детских глиняных работ–матрешек.
Приложение 1
Анкета для родителей № 1
«Интерес ребенка к малой Родине»
Проявляет ли ваш ребенок интерес к истории родного края ?
Как проявляет этот интерес?
Что именно интересует Вашего ребенка (улицы, площади, памятники, парки и т.д.)?
Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего села? В связи с чем?
Как часто Вы знакомите ребенка с достопримечательностями родного края?
Анкета для родителей№ 2
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
1. Считаете ли Вы тему интересной и актуальной?
Да/ Нет (ненужное зачеркнуть)
2. Какие виды народного искусства Вы знаете? (перечислите)
___________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие?
_________________________________________________________
___________________________________________________________
4. Как часто Вы читаете ребенку русские народные сказки?
___________________________________________________________
5. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские народные пословицы и поговорки?
Да/ Нет/ Иногда (ненужное зачеркнуть)
6. Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Пели ли Вы ребенку колыбельные песни?
Да/ Нет/ Иногда (ненужное зачеркнуть)
8. Готовы ли Вы поучаствовать в организации народного праздника для детей?
Да/ Нет (ненужное зачеркнуть)
9. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской народной культуры?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение 2
Диагностика
определения у обучающихся уровня сформированности
знаний о родном крае
Задание 1. «Наш район»
Цель: Определить уровень знаний о своей малой Родине (знать название района, села, домашний адрес, называть другие села района, достопримечательности города Ленинска-Кузнецкого)
Материал: фотографии, картинки с достопримечательностями города Ленинска Кузнецкого
Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографии города, назвать его достопримечательности.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла)
Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес, улицы села, называет другие села района. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Не знает название достопримечательностей, но имеет о них представления. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание 2 «Символика»
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе Кемеровской области.
Материалы: Герб Кемеровской области.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок узнает герб среди других. Без труда называет значение изображения на нем. Может объяснить символику. Проявляет интерес.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах герба и их значении.
Низкий уровень (1 балл)
Не может найти герб. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание 3 «История народной культуры и традиций»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях народа родного края.
Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Предлагает найти русские национальные костюмы, костюмы коренных жителей Сибири.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Рассматривая предметы быта, ребенок безошибочно называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение. Находит правильно русские национальные костюмы, костюмы коренных жителей Сибири.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Находит только русские национальные костюмы.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.
Задание 4. «Природный компонент родного края»
Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего края; народных промыслах.
Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о растительности, животном мире родного края. Спрашивает: какая река протекает в нашем городе? Ее название? Какая рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки? Какие природные богатства есть в нашем крае? Просит перечислить народные промыслы.
Оценка результатов:
Высокий уровень: (3 балла)
Ребенок правильно называет растительность, животный мир нашего края. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе. Связывая имеющиеся знания о природных богатствах края, догадывается о народных промыслах.
Средний уровень: (2 балла)
Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.
Низкий уровень: (1 балл)
Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»
Цель: Определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.
Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в нашей области или районном центре?
- Что интересного о родном городе ты знаешь?
-Бывал ли ты в краеведческом музее?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, какие достопримечательности города он знает. Рассказывает о том, что видел в музее.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий уровень (1 балл)
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Приложение 3
Стихи о Кузбассе
[pic] [pic] [pic]
Край родной
Есть красивее поселки,
Есть крупнее города,
А у нас пушистей елки,
В родниках - как лед вода.
Кто водицы той напьется
Из ладоней родника,
Где бы ни был, он вернется
Издалека - далека.
А какие здесь рассветы
Белым маем над Мрассу
И малиновки секреты
В тихом девственном лесу.
И подснежник робкий - робкий,
Сбросив зимние тиски,
Приподнялся по - над тропкой,
Загляделся на Мыски. В. Кротов
Приложение 4
Достопримечательности малой Родины [pic]
Областная филармония Кузбасса [pic]
Драмматический театр г. Кемерово
Площадь Победы Г.Ленинск-Кузнецкий [pic]
[pic]
Приложение 5 Национальные костюмы [pic]
[pic]
Русский национальный костюм Индийский [pic]
[pic]
Эвенкийский Шорский
национальный костюм национальный костюм
Приложение 6
Шорские национальные музыкальные инструменты [pic]
Кай-комус [pic]
Шаманский бубен.
Приложение 7
Шорские народные сказки
Как птицы огонь добывали
Было это, когда добрый Ульгень горы и реки, деревья и травы сотворил,
людьми, зверями, птицами, рыбами землю и воду населил. Птицам в их гнездах тепло и уютно жилось: перьями и пухом они были одеты. Зверям в берлогах и норах тоже вольготно было: их шерсть густая от холода укрывала. О рыбах и говорить нечего. У всех еды было вдоволь, добывать ее было легко - словом, всем хорошо жилось.
Одному человеку было плохо: он голым был, в жилище его огня не было,
чтобы согреться возле него в зимние холода, мясо или коренья на нем сварить или зажарить. Холодно и голодно людям было. И стали они птиц
просить-умолять:
- Вы, птицы, вокруг всей земли летаете, в небо - к солнцу и звездам
поднимаетесь, горы огнедышащие переваливаете,- только вы и можете добыть и принести нам огонь...
Птицы во все концы земли разлетелись, в небо взвились.
Журавль, в небесное жилище Ульгеня поднявшись, сказал:
- Тобою созданные люди на земле от мороза коченеют, от голода погибают. Дай огонь им!
Ульгень разгневался и на людей, и на журавля. Даже искорку огня из
своего очага отказался дать, как журавль ни упрашивал. Выгнал его из жилища, а сам спать улегся.
Подождал журавль, пока Ульгень хорошенько заснет, потихоньку к очагу
подобрался, длинной своей ногой из очага пылающий уголек выхватил, в длинном клюве своем уголек зажав, стремглав на землю опустился, огонь людям принес...
Другая птица - орлица, над высокими горами пролетая, на скалу
подоблачную отдохнуть присела. Лишь коснулась своими когтями скалы – камень от нее отломился, вниз покатился и, ударившись о другой камень, искры высек, от которых сухие деревья загорелись. Орлица, осколок скалы в своих когтях зажав, в долину к людям вернулась, сказала:
- Если два камня друг о дружку крепко ударить - искры посыплются, огонь можно разжечь...
С тех пор и научились люди из камня огонь высекать.
Догадливая выдра
Поглядишь, так зверям и птицам вроде совсем больно и беззаботно
живется: нет среди них ни родовитых князьков, владеющих самыми обильными и добычливыми угодьями, ни богачей, жадных и хитрых, закабаляющих вечно своих бедных родичей долгами и обманом. А все-таки и им приходится ежегодно и выкуп за себя выплачивать, и дань в срок приносить: птицам - своими перьями, а зверям - шерстью. Ведь каждую весну все звери-птицы линяют - скидывают с себя теплые пушистые шубы или свое зимнее оперение. Вот этой одежкой или
украшениями они и платят албан - дань и повинность духам - хозяевам земли и воды. Живущие на суше звери и птицы хозяевам гор и тайги албан выплачивают, обитающие в воде - хозяевам рек и озер дань несут...
Из зверей только одна выдра ни горному, ни водяному хозяину албан
платить не желает, хитро от него увертывается. Она ведь попеременно то на берегу, то в воде живет. И когда Хозяин горы ее спросит: "Где ты, зверюга, проживаешь?" - выдра лукаво отвечает: "В воде живу!"А когда Хозяин реки допрашивает: "Где ты, красавица, обитаешь?" - она в ответ: "В тайге, на горе жилище мое!.."Когда Хозяин горы сердито ее к ответу требует: "Кому ты, непокорная, албан платишь?" - выдра, посмеиваясь в усы, говорит: "Хозяину реки должна платить!", а спрашивающему о том же Хозяину воды дерзко отвечает: "Хозяину горы я должна дань приносить!.."Так ни тому, ни другому албана и не платит. Поэтому выдра весной и не линяет - красивой и пышной своей шерстки не меняет...
Отчего у глухаря глаза покраснели
Давно-давно это было. Однажды осенью, когда листья с деревьев облетели, трава от инея завяла, все птицы тайги на собрание слетелись, чтобы обсудить и назначить один для всех срок, когда надо улетать в теплые края, на чужие земли. Все пернатые на собрание явились, на всех птичьих голосах и языках между собою переговорили, договорились. Только глухаря не было. Он в густой тайге свои песни пел, ничего не слышал.
В назначенный день, лишь светать начало, все птицы поднялись, опять на то же место, где собрание было, слетелись, перекличку по стаям устроили, и все вместе, полнеба крыльями своими закрыв, в теплые страны отправились.
А глухарь опять ничего не слышал и не видел, всё свои песни распевал.
В тайгу зима пришла, снегом землю припорошила. Тут огляделся глухарь, облетел всю тайгу, понял, что один-одинешенек в морозной тайге остался.
Сильно опечалился он, горько заплакал. Слезы из глаз ручьями текли, брызги их на лету замерзали. Тут и покраснели глаза у глухаря, с тех пор он один и зимует в тайге...
Приложение 8
Народные промыслы и ремесла [pic]
Берестяной промысел [pic]
Горный промысел Изготовление валяной обуви [pic]
[pic]
Гончарное производство
Рукоделие [pic]
[pic]
[pic]
Роспись изделий [pic]
Приложение 9
Материал для подготовки рассказа
об историческом возникновении куклы в Кемеровской области
Куклы из бабушкиного сундука
Всюду, где живёт и селится человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. История куклы прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. Но на неё не влияет время, она остаётся вечно юной. Кукла – первая среди игрушек. Игрушка – извечная спутница человечества. Кукле столько же лет, сколько и человечеству. По мнению археологов и искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Она проводник в глубину собственной души. Создание куклы как подобия человека является одним из средств самопознания. Ее значение многообразно: ритуальное, магическое, исцеляющее, развлекательное.
В быту русского народа тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой, но при этом она наименее изученный тип русской народной игрушкой. Куклы были не только тряпочные, их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В русской народной кукле уживаются сакральная и игровая направленность. В игре с куклой воспроизводились значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю, помогали в решении жизненных вопросов. Считалось, что через куклу можно напрямую общаться с богами, просить у них помощи и защиты. При изготовлении кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было рвать, а не резать. Перевязывали куклу без узелков, чтобы не было в судьбе у ребенка неразрешимых проблем, особенно если кукла предназначалась для будущего ребенка. По своему предназначению традиционные куклы русских делятся на три группы: обрядовые, игровые и куклы-обереги, или куклы-символы. Традиционные народные куклы из дерева, соломы, тряпок не имеют лица. По народному поверью у куклы не было лица, чтобы в нее не вселился нечистый дух. Люди боялись уподобить ее человеку, так как считали, что кукла с лицом обретала душу и могла повредить ребенку. Кукла зачастую являлась оберегом для человека.
На Руси существовали разные виды традиционной народной куклы. Приведем некоторые из существующих: кукла-скрутка, пеленашка, крупеничка или зернушка, День и Ночь, Параскева-Пятница, кукла масленичная, кукла коза, одноручка-свадебная, кукла Спиридон-Солнцеворот, кукла-крестушка, покосница, кукла от бессонницы для грудных детей, лыковая для охраны дома, кукла Десятиручка, травяные куклы, куклы зольные, шерстяные, купавка, Красота, двенадцать лихоманок, а также другие.
По названию кукол видно, что они выполняли множество функций в жизни человека. Кукла скрутка, пеленашка изготовлялась на рождение детей. Крупеничка или зернушка делалась для достатка в доме. День и ночь – обереги жилища. Они оберегают смену дня и ночи. Параскева-Пятница – защитница женщин, распорядительница браков. Масленичная являлась оберегом для молодоженов. Кукла коза символизировала достаток в доме и отпугивала нечистую силу. Одноручка делалась на свадьбу молодым, чтобы шли они по жизни рука об руку. Спиридон-Солнцеворот – одна из немногих кукол, олицетворяющая мужчину. Эту лыковую куклу изготавливали, чтобы вызвать желанные перемены в жизни. Крестушка символизировала лучи солнца и охраняла людей. Покосница – помощница в нелегком крестьянском труде. Кукла от бессонницы помогала успокоить незасыпающее дитя. Лыковая служила для охраны дома от сглаза. Кукла Десятиручка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданное, женщинам в разных делах, таких, как ткачество, вышивка. Травяные, сделанные из травы, предназначались для успокоения, лечения. Куклы зольные дарили молодым, а также использовались для игры. Шерстяные использовались в обряде встречи весны. Купавка олицетворяла начало купаний. Ее сплавляли по воде, считая, что она забирает с собой людские заботы и болезни – такое значение придавалось очистительной силе воды. Красота – кукла свадебная. Двенадцать Лихоманок от болезней. У каждой куклы не одно, а несколько предназначений. Куклы передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления, благодаря чему они и сохранились. Во многих домах их насчитывалось до семидесяти штук, что указывает на их важность. Как правило, изготовление кукол передавалось бабушками, мамами, а если быть более точными, от старших к младшим. Наступила пора заглянуть в бабушкин сундук, посмотреть, что же спрятано и сохранено в нем, или, скорее, в нашей памяти, достать тряпочки, ниточки, тесёмочки, всё, что связано с женским рукоделием, открыть душу радости, сделать своими руками игрушку на счастье, здоровье, любовь.
Народная кукла русских переселенцев
Кемеровской области
В течение ряда лет Агудиной Татьяной Ивановной были проведены исследования по изучению сохранности тряпичной куклы на территории Кемеровской области.
На территории Кемеровской области традиционные куклы использовались преимущественно как игровые, особенно в годы Великой Отечественной войны. Большинство экземпляров кукол было обнаружено в г. Новокузнецке. Сохранились экземпляры тряпичных кукол с использованием золы, шерстяных нитей. Память людей является бесценной кладовой, в которой и хранится наша с вами культура. Только к памяти нужно подходить бережно и аккуратно, суметь разбудить ее, и тогда на свет появляется рукотворное чудо, сделанное нашими руками.
По прошествии многих лет жители нашей области охотно поделились своими воспоминаниями об искусстве создания народной куклы.
Кукла игровая "лялечка в люлечке". Жительница с.Безруково Новокузнецкого района передала Борсук Любовь Леонидовне образец этого маленького шедевра. Изготавливается кукла из ткани прямоугольной формы. Делалась для детей.
Кукла зольная, игровая. В семье Борсук Любови Леонидовны из поколения в поколение передавали эту куклу. В неё играли дети.
Кукла тряпичная, игровая "столбцы". Манакова Анна Ивановна вспомнила, как ее бабушка сворачивала из куска ткани столбик поплотнее, да чтобы не заваливался. Игрушек в ту пору не было, ими и играли.
Кукла шерстяная. Золотарева Нина Петровна в детстве с подружками ладила пареньков и девчат из шерстяных нитей. Использовалась как игровая.
Кукла тряпичная, игровая. Боровиков Николай Иванович поделился воспоминанием о бабушке, которая любила скатывать из ткани кукол. Скатывали из ткани, пополам перегибали, отделяли голову, туловище. Руки просовывали, крест-накрест перевязывали.
Кукла игровая, тряпичная. Клеткина Зинаида Петровна вспомнила, как делала кукол её бабушка. Семья Зинаиды Петровны была репрессирована с Воронежской области, несмотря на трудности времени, бабушка шила кукол для ребятишек. Шила из ткани столбец, чтобы стоял. Набивала листьями. Одежда мастерилась из того, что было под рукой, а к столбцу иногда и руки пришивала, чтобы было интереснее играть.
Мазикова Надежда Антоновна рассказывала, что, несмотря на трудное время, делали кукол из трав, соломы, из белой ткани, если она была. Семья была репрессирована, жили голодно и одеться было не во что, а радость делали.
Кукла зольная с дитенком "гусеничкой". Бабушка Низамеевой Ольги Владимировны быстро мастерила кукол. Квадратик тряпочки, на него золу, потом другую сверху. Обовьет головку, ряд других действий, и готова кукленка.
Кукла игровая, тряпичная. Маричева Валентина Ивановна от бабушки запомнила, как делать куклу. Бабушка брала лоскут ткани, клала на середину ватку. Пополам перегибала, головку перевязывала ниткой, сверху платок, – вот и готова игрушка для радости. Нужны были руки – руки делали.
Кукла игровая, тряпичная с лицом. Играли с ней в старообрядческих семьях.
В наших куклах примечательно, что тип шерстяных кукол по внешнему виду соответствуют «мартиничкам». Очевидно, подобные куклы были известны и русским Кузбасса. Такие куколки в России развешивали на деревьях в день встречи весны. В Польше в старину был обычай: садить деревья и кустарники в память об умерших родственниках, где деревья и кустарники, по поверью, являлись убежищем для умерших родственников, воплотившихся в птиц.
Интересно, что в тряпичной кукле косой крест – традиционный знак земли и плодородия. Перетянутая "крест - накрест" ниткой грудь – материализованный в тряпичной кукле средний земной мир.
Зольная кукла воплощала собой дух предков, обращенный к потомкам. Зола издревле символизировала домашний, родовой очаг. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства. Это древний символ продолжения рода, посредник между тем и этим мирами.
По обычаю тряпичные обрядовые куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской продуцирующей очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата, женщина была хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. В доме кукла служила для выравнивания энергоинформационного поля семьи. Изготавливали в пределах собственного дома. Изначально она была напитана энергией семьи, рода. Ткань, из которой её изготавливали, долго служила семье, пропитываясь энергией событий и эмоциональным полем членов семьи. В этом плане кукла была безопасна. Как предмет она придавала уверенность, равновесие.
Народная кукла, их разнообразие – это некий язык, код устройства мироздания. Объяснение многогранности мира, его настоящего и будущего. Единение всего без отторжения любых существующих элементов, составляющих этот мир. Тряпичная кукла передавала по наследству из поколения в поколение код гармоничного устройства триединого мира. Являясь переходным мостиком между материей и духом, она соединяла в себе представления о бытии, о жизни и смерти.
Куклы сохраняются представителями старшего поколения. К сожалению, в массе своей она практически исчезла. Кукла была и останется величайшим памятником культурного наследия человечества. Она сохранилась в памяти народа общими очертаниями, ассимилировалась, приобретя некоторые характерные черты в соответствии с местностью, обычаями, течением времени.
Куклы коренных народов Кемеровской области
по определению исследователей, относятся к культовым и религиозным предметам.
К предметам домашнего культа шорцев относят куклы-изображения духов, олицетворяющих предков по женской линии или родоначальниц-покровительниц очага, семейного благополучия и детей. Таких духов у шорцев было несколько: орекенер, тор-кижи, Умай. Существовало злое божество Кара-Умай.
Исследователь А.П. Анохин отметил четыре типа обрядовых кукол, бытовавших у шорцев:
Шалыг – деревянный, березовый идольчик;
Эменгедер – куклы (катеринки, сшитые из холста и набитые куделей);
Канатуллар – тряпочка, подвязанная к березовой развилке с куриными перьями;
Май-Ичези – берестяная пластинка с заячьей шкуркой и деревянным лучком.
Шалыг (деревянная плоская антропоморфная фигурка) и эменгендер – хранятся в мешках, на печке, в амбаре.
У шорцев среднего течения реки Кондомы охотники почитали перед промыслом Шалыг. Изображение его делали из дерева, он имело оловянные глаза и бороду из беличьего хвоста. Шалыг часто мучает охотников болезнью – ломотой костей. Ему приносят в жертву кашицу.
У шорцев рода Челей по реке Кондоме Шалыга называли каст шалыг. Внешность его рисовалась с бородой из желтой белки, с костылем из желтой акации, с тонкой вихляющей поясницей, без ляжек ковыляющий. У кондомских шорцев, живущих близ г. Кузнецка, изображение шалыга делалось в двух экземплярах: одно изображение считалось мужем, другое женой. [pic]
Охотники рода "Челей" каждую осень устраивали камлание «хозяину двери», который считался сыном Ульгеня и хранителем человеческого жилища. Ему приносили в жертву туес с ячменной брагой. Моление совершал шаман.
Канатуллар делался в нескольких экземплярах и втыкался под крышей дома, амбара, в тех местах, где птицы вьют себе гнезда. Все три изображения ставят в честь духов покровителей домашнего благополучия.
Четвертое изображение Май-Ичези прикрепляется к стене напротив люльки. По мнению шорцев, она охраняет детей от несчастных случаев. Когда младенец улыбается, то улыбка приписывается невидимым действиям Май-Ичези, которую шорцы сравнили с ангелом – хранителем. Изображение Май-иче состоит из деревянного лучка со стрелкой, прикрепленных с куском заячьей шкурки к куску бересты, который прибивают к стене юрты, где родился ребенок, как знак присутствия здесь Умай.
Изображение Кара–Умай делалось в семьях, где умирали и болели дети. Женщина должна была из плохих тряпок скатать в виде куколки изображение Кара-Умай, которую укладывали в деревянную колыбельку. Кроме того, злое божество лепили из глины в виде человеческой фигурки, прикрепленной к деревяннойдощечке.
Орекеннеры - упрощенные антропоморфные изображения, сшитые из кендырной ткани в виде мешочков, чаще зашитых с одной стороны и набитые куделью, что придавало им цилиндрическую форму. Они соединялись попарно, или по три и более фигурок. Каждая пара с глазами из бисера изображала жену и мужа, у женских фигурок иногда отмечались груди. Область лица обозначалась нашитой полоской ткани. Наиболее древние по типу орекеннеры делались из шерсти и обматывались лоскутом ткани, иногда пришивались глаза. Они хранились в берестяных туесах, рядом с ними укладывали шкурку мелкого пушного зверька, что говорит о причастности этих духов к удаче в промысле.
Тайгам – деревянная плоская антропоморфная фигурка биовальной формы.
В верховьях реки Мрассу и в западной части Минусинского округа, населенной шорцами, охотничьем духом являлся тайгам. Изображение тайгама вырезалось из дерева и имело лицо с глазами из медных пуговиц. Его характерная особенность – это две головы, размещенные на разных концах общего туловища. [pic]
Каннатыг представляет собой ветку с развилкой, к которой прикреплен прямоугольный лоскут ткани, прошитый вокруг развилок нитками.
По среднему течению реки Мрассу, а также в верховьях реки Томи почитался охотничий дух Каннатыг "крылатый". Изображение его представляло две вилообразные ветки березы с тряпочкой посредине. К тряпочке были пришиты два пера глухаря. Его также «угощали» перед охотой.
Колунак – лоскут белого холста, который закреплен шкуркой колонка.
У шорцев в низовьях реки Кондомы покровителем охоты был колунак. Изображение его состояло из белой холщовой тряпочки, заменявшей шкурку колонка. Хранилось это изображение вместе с другими духами и угощалось при отправлении на охоту. Перед охотой его надо было "задобрить", чтобы он "шёл тихо, помогая загонять зверя". Обычно изображение колонка хранилось где-нибудь в амбаре или под крышей в юрте. Перед отправлением на охоту её - шкурку вносили в избу или юрту, вешали на матицу, или втыкали прут, на котором была привязана шкурка, на скамейку. "Хозяева" колонка были убеждены, что удачи на охоте не будет. Иногда эта шкурка оставалась висеть в жилище на все время, пока хозяин охотится.
В каталоге В.М. Кимеева отмечен предмет народной педагогики – детская кукла "кыдык", которая представляет собой деревянный стержень, обмотанный тканью и бумагой. Кукла одета в платье.
Существовала кукла – вместилище мертвой души "сюне". Ее использовали после погребальной церемонии, закапывая рядом с могилой.
Мы не можем с точной уверенностью определить разновидности кукол, потому что до сих пор остается нерешенной проблема научной обработки музейных экспонатов, но познакомиться у нас появилась возможность.
Куклы играли важную роль в жизни народа, и также выполняли множество важных функций в сохранении этой жизни. Описание духов – это не просто устное народное творчество, а, по всей видимости, видение духов тайги, которые также сохраняют жизнь природе и дают людям совместно жить и мирно существовать на территории, принадлежащей этой природе.
Приложение 10
Сценарий праздника "Масленица"
Необходимые материалы: 2 шапки, 2 шарфа, 2 валенка, 2 лыжи, 2 цветка, 2 веревки.
Дети заходят в зал и становятся полукругом.
Ребенок 1. Как у наших у ворот
Собирается народ.
Ребенок 2. Здравствуйте, гости,
Милости просим!
Все кланяются.
Ребенок 3. Масленицу широкую открываем,
Веселье начинаем.
Ребенок 4. Ой, ребята, та-ра-ра,
Выходите со двора,
Зиму провожаем –
Масленицу встречаем!
Ребенок 5. Уж ты зимушка зима
Все дороги замела.
Все дороги, все пути
Ни проехать не пройти.
Ребенок 6. Мы по кругу все пойдем
Дружно спляшем и споем.
Становятся в круг и поют
Песня «вот уж зимушка проходит»
Выходит Зима на санях – везет Масленицу (куклу)
ЗИМА. А я Зимушка – Зима,
Я вам Масленицу привезла!
Ребенок 7. Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
Для ребяток удалых.
Танец.
ЗИМА. Что за славный денек?
Собирается народ.
В игры зимние играть,
Да себя потешать.
Ребенок 8. Хватит Зимушка – Зима
Твоя кончается пора.
Ребенок 9. Предупреждаем тебя мы –
Скоро начнется пора Весны.
ЗИМА. Нет Весне не уступлю.
Во что зимой играли дети,
Сейчас я посмотрю.
Вновь принесла ветер, холод, мороз.
Вот вам одежды целый воз,
Кто смелее - оденется быстрее.
Игра-эстафета.
Кто быстрее оденется и передаст шапку, шарф и валенки.
2 команды.
Каждый должен одеть валенки, шарф и шапку. Снять и передать следующему и т.д. Последний одевается и бежит к первому. Раздевается, кладет на стул и бежит на свое место…..и кто первый, тот и победил.
Ребенок 10. Все равно, Зима, уходи!
А весна, поскорей к нам иди.
Ребенок 11. Уходи зима с дороги,
Уноси скорее ноги!
Ребенок 12. Приходи, Весна – Красная,
Принеси нам тепла
Приди, погода ясная
Приди, солнце красное!
Песня «Солнышко».
Входит Весна.
ВЕСНА. Вот и я
Вы меня звали, друзья?!
Я Весна – Красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лед,
Светлым делаю восход.
Всюду в поле и лесу –
Людям радость я несу!
Здравствуй, Масленица, дорогая,
Наша гостьюшка годовая.
ЗИМА. Ох, Весна, ты и хитра,
Очень речь твоя сладка.
Снег и холод все равно не унесу.
И свое место не уступлю!
Ну ка, Весна, давай посоревнуемся.
Игра – эстафета «Ходьба на одной лыже».
2 команды «Весна» и «Зима». За Весной и Зимой становятся дети и скользят по очереди на одной лыже до стула и обратно, передавая другому лыжу.
Ребенок 13. Все ребята удальцы,
В зимних играх молодцы.
ВЕСНА. Только ты, Зимушка не злись
И попусту не заводись!
Видишь, Масленица у двора,
Уходить тебе пора.
А что весной делают дет – не скажем,
Только мы тебе это покажем!
Игра – эстафета «Собери цветок».
На полу разбросаны части от 2-х цветков. 2 команды – каждая собирает свой цветок. Первый ребенок из каждой команды кладет на стол кружок-середину, а остальные по лепестку. Побеждает команда, которая первой соберет цветок.
Ребенок 14. Как весна хороша.
Цветы подснежники принесла!
Ребенок 15. Весна – красна
Разбудила землю ото сна.
Эй веселый муравей,
Своих ножек не жалей!
Игра-эстафета «Трудолюбивый муравей»
2 команды. За веревку поочередно прицепляются все дети друг за другом.
ВЕДУЩАЯ. Молодцы.
ВЕСНА. Будем Масленицу встречать,
Будем петь и танцевать.
Танец – хоровод «Блины».
В центре Масленица.
ВЕСНА. А теперь Масленица, прощай
И праздник наш не забывай.
Масленицу увозит Зима.