Исследовательская работа История праздника Масленица

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Исследовательская работа

«История праздника Масленица»



[pic]



Выполнила: Фёдорова Анжела,

ученица 7 кл., МБОУ «Тагнинская ООШ»,

Руководитель: Виноградова Татьяна Ивановна



д.Тагна

2016 г.

Я живу в живописном месте Заларинского района –деревне Тагна. Учусь в Тагнинской школе. Я люблю учиться и принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, сельском Доме Досуга и ДДТ. Мероприятия у нас проводятся разные, а многие из них посвящены народным праздникам, истории нашей страны. Меня заинтересовал известный, всеми любимый народный праздник Масленица. Я решила побольше узнать из истории этого праздника и написать доклад «История праздника Масленица».

Цель моей работы: изучение истории возникновения праздника Масленица.

Основная задача исследований- выяснить отношение школьников к этому празднику.

Изучив литературу, вот что я узнала:

История праздника.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр I, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.


Игры на Масленицу.


Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.



Чучело Зимы – главный символ Масленицы

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Угощения на масленицу.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах. Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару».


Обряды на Масленицу.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды:

В понедельник – встреча Масленицы,

во вторник – заигрыши.

На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины».

В широкий четверг происходили самые людные санные катания.

В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение.

Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.



Заключение.

Таким образом, сведения, полученные в ходе исследования расширили мой кругозор, я узнала много нового и интересного из истории праздника Масленица. Я решила поинтересоваться у своих одноклассников, а нравятся ли им народные игры, любят ли они участвовать в таких мероприятиях. И вот , что я узнала: из нашего класса 8 ребят не только любят, но и участвуют в народных праздниках, а Герасимов Толя доже является участником Народного чувашского ансамбля «Кукушечка».



Литература:

  1. Н.Б.Слуцкая «Будет день-будет и праздник!». Ростов –на-Дону. 2005 г.

  2. Е.А.Воронова «Школа смеётся!» .Ростов –на-Дону. 2006 г.

  3. Н.В.Домашкина «Подарите праздник!». Панорама. 2008 г.

  4. В.А.Георгиевский Л.И.Шитикова «Проведение праздников в начальных классах». Просвещение. 1983 г.

  5. Журнал для организаторов внеклассной работы «Последний звонок»».2009- №1, 2010- №2

  6. Внеклассные мероприятия «Мозаика детского отдыха». Москва.ВАКО.2004 г.

  7. Г.Загребина «Давайте устроим праздник» Академия Развития. Академия Холдинг