Социальный проект Разработка экскурсионного маршрута Параллели судеб

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Автор разработки-ученик 11 класса МБОУ г.Шахты "Гимназия №10" Салимов Роман. Проект стал призером секции "Краеведение" Донской Академии Наук юных исследователей. В проекте отражены история гимназии, собора и шахтинского трамвая, которые располагались в разные временные про�...


МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова


Наименование секции/подсекции:


ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ




ЭКСКУРСИЯ



«Параллели судеб»







Автор работы:

Салимов Роман , 11 класс,

МБОУ гимназия №10 г.Шахты,

Ростовской области.


Руководитель:

Авилова Александра Николаевна,

учитель МБОУ гимназия №10, г.Шахты.





г. Ростов-на-Дону

2016г.










ВВЕДЕНИЕ.

Формирующееся информационное общество XXI века столкнулось с серьезной проблемой качества информации и способности её критического восприятия, так как восприятие «вторичной» и «третичной» информации как объективной наносит ущерб знаниям, формирует ложные ценностные ориентации у молодежи, вызывает затруднения в определении достоверных фактов. С этой задачей лучше других справляется музей, т.к. его деятельность строится на исходной, т.е. первичной, достоверной основе. Он осуществляет пропаганду Отечественной культуры, вызывает интерес к музейным экспонатам, определяет различные формы педагогической и культурно - просветительской работы. Это посвящения школьников в мир музейного пространства (кружки, лекции, встречи, поиск, уроки), что способствует развитию инициативы и самодеятельности учащихся и жителей микрорайона. Музей -это как продукт, так и основа краеведческой деятельности сегодня. Обучающиеся МБОУ г.Шахты «Гимназия №10» любят свой школьный музей, активно участвуют в его работе: ведут поиск, проводят встречи с очевидцами событий, стремятся быть экскурсоводами, корреспондентами, преподносят дары, музею (гильзы патронов, фотографии и письма - треугольники военных лет, портрет Маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Баграмяна И.Х., сувениры и другие уникальные дары). И это не удивительно: музей - один из фундаментальных институтов современного общества, основа краеведческой деятельности в регионах. Понятия «связь времен», «преемственность», «наследие» в музее приобретают ту значительность и реальность, которых невозможно достичь в любой другой форме духовной жизни.

Историко-краеведческий музей Гимназии №10 располагается в светлом, современном двухкомнатном помещении. Переживая реставрацию и трудности с ней связанные, он продолжает работать, свою краеведческую деятельность осуществляет в органическом единстве со всей урочной и внеурочной воспитательской работой, проводимой гимназией и общественными организациями. Программа патриотического воспитания историко-краеведческого музея «Никто не забыт и ничто не забыто!» МБОУ «Гимназия №10», рассчитана на период 2009-2020гг. В музее есть материалы, собранные поисковыми отрядами в походах, экспедициях, при встречах с очевидцами событий, интересными людьми. Это - копии документов, фотографии -они отражены на 15 стендах. Экспонаты военных лет — бесценное достояние музея. Историко-краеведческий музей МБОУ «Гимназия №10» открыт в 2002 году (тогда - школа №10) не случайно. Самой историей предопределено быть музею в этом месте, поскольку оно необыкновенное, там стены являются свидетелями исторических событий: с июня 1941 года по март 1942 года ( установили краеведы) в здании школы № 10 располагался военный госпиталь, а с 21 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года, во время оккупации города фашистами, в школе №10 был открыт «лазарет» - лагерь раненых и больных военнопленных. Сама история нашей гимназии предопределила активную деятельность обучающихся в поисковой работе, направленной на изучение и пропаганду знаний об истории Гимназии №10, на патриотическое воспитание гимназистов.

Обоснование выбора темы.

Практика показывает, что знания становятся прочными, ценятся и используются в практической деятельности только тогда, когда они добыты с помощью деятельностного подхода. Другими словами, знания должны «добыть» сами обучающиеся в процессе краеведческой работы. Именно музей может обеспечить такой подход к образованию подрастающего поколения. Именно деятельность музея позволяет развернуть полноценную проектно-исследовательскую деятельность обучающихся. В данной работе я представляю опыт проектной деятельности обучающихся в рамках краеведческой работы. Цель данной работы: трансляция наработанного опыта организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках краеведческой работы , демонстрация возможности проектной деятельности в осуществлении краеведческой работы, в дополнительном образовании обучающихся, пропаганда краеведческой работы для патриотического воспитания молодежи, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСКУРСИЙ (В РАМКАХ ДАННОГО ПРОЕКТА Я И МОИ ДРУЗЬЯ ВЕДЕМ ЭКСКУРСИИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ НАШЕГО ГОРОДА И ГОСТЕЙ ГОРОДА В ТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ).

Задачи: создать возможность формирования многовекторной краеведческой деятельности.

Область применения материала: сфера дополнительного образования , организация музейного дела, проведение уроков истории (краеведения) в музее, проведение экскурсий для обучающихся Гимназии №10, обучающихся ОУ г.Шахты и Ростовской области, жителей микрорайона гимназии и г.Шахты в целом.

Целевая аудитория: руководители школьных музеев, учителя истории (краеведения), экскурсоводы школьных музеев.

Реализация поставленных задач не требует дополнительных финансовых вложений. Необходимы лишь желание обучающихся участвовать в данном проекте, понимание важности краеведческой деятельности как самими руководителями музеев, так и обучающимися. А в основе реализации поставленных задач- система патриотического воспитания молодежи.

Основной метод реализации поставленной задачи- использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования обучающихся.







ВЕКТОР №1. История строительства Собора Покрова Пресвятой Богородицы. От Святого Алтаря к трамвайному депо.

В 90-х годах XIX века в связи с ростом добычи угля население города стремительно росло. Действовавшие в то время две церкви не могли удовлетворить религиозные потребности всех верующих. И вот в 1895 году на Церковно-базарной площади (в настоящее время — площадь имени В.И. Ленина) рядом с деревянной Петро — Павловской церковью качалось строительство кирпичного храма. Когда оно было закончено, то Донская духовная консистория (орган управления епархией — церковным округом, совпадающим с границами области) решила перенести деревянную церковь на Сенную площадь и устроить на новом месте по старому плану с заменой обветшавших частей. Об этом решении Донская духовная консистория известила Областное правление войска Донского. Правление 11 сентября 1900 года постановило сообщить Донской духовкой консисторий о том, что «... со стороны Правления к переносу старого деревянного Петро - Павловского храма с Церковно-базарной на Сенную площадь в городе Александровске - Грушевском и постройке по прежнему плану с заменой некоторых частей, пришедших в ветхость, препятствий не встречается» . (Журнал Областного Правления войска Донского. 11 сентября 1900г. Государственный архив Ростовской области, т.301,8.0,д.1697,л.110). О том, что деревянная Петро - Павловская церковь была перенесена, говорится в «Ведомости о Петро - Павловской церкви города Александровска - Грушевского Черкасского округа Донской епархии за 1909год»: «Церковь эта построена в 1899 году по усердию и на средства прихожан, выстроена она вместо старой деревянной церкви, которая ныне перенесена на Сенную площадь сего города» . (Александровск-Грушевское благочиние, 1909.-Государственный архив Ростовской области.Ф.226, оп.№11676). В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска - Грушевского Донской епархии за 1909 год» указано время её строительства; «Церковь эта (Покровская) построена в 1902 году». (Александровск-Грушевское благочиние.1909.-Государственный архив Ростовской области.Ф.226, оп.№11676) Она была посвящена празднику православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому называется Покровской. В «Ведомости о Покровской церкви города Александровска - Грушевского Донской епархии за 1909 год» дано описание Покровской церкви: «Она (церковь) кирпичная с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом» (Александровск-Грушевское благочиние, 1909.-Государственный архив Ростовской области.Ф.226, оп.№11676). Детальное описание Покровской церкви содержится в описи, составленной специальной комиссией Шахтинского волостного исполкома в 1922 году (Опись Покровской церкви. ГАРО Шахтинский филиал Р-278/1с,оп.1,д.5, л.3). При открытии Покровской церкви в Александровске — Грушевском был образован новый приход, т.е. низовая ячейка православной церкви, имеющая храм с притчем (служителями) и общиной (прихожан). Приход вошел в Александровск - Грушевское благочиние (округ, объединяющий несколько приходов). В «Донской епархиальной ведомости за 1906 год» имеются сведения «о прихожанах означенной церкви». Всего в приходе проживало 2437 человек (1286 мужчин и 1151 женщин). Средствами церкви распоряжалась церковно-приходское попечительство, образованное в 1906 году. При церкви была библиотека, в которой имелись необходимые церковные книги и 20 книг для чтения. Задачей церковно-приходского попечительства было и содержание церковно-приходской школы, в которой одновременно обучались около 100 учеников (девочек и мальчиков). Школу открыли еще в 1885 году в собственном здании, которое уже было старым и ветхим. На церковные средства в 1904 году был построен дом для служителей церкви, а в 1908 году возвели каменную церковную ограду. Дом и ограда сохранились до наших дней. (Покровский собор г.Шахты.Журнал «Русь Святая», 1998г., №2, стр.14).

В январе 1920 года в Александровске- Грушевском была установлена Советская власть. Постановлением Донского Губернского Революционного комитета 11 февраля 1920 года он был переименован в город Шахты. Это название полностью соответствовало промышленности города, определяло его дальнейшее развитие. Началось восстановление и развитие угольной промышленности. В город потянулись переселенцы в поисках работы. В стране в 1921 - 1922 годах разразился голод, но правительство приняло все меры для улучшения продовольственного снабжения шахтеров. Налаживалась и культурная жизнь. На шахтах открывались клубы и библиотеки. Создавались специальные курсы для обучения взрослых грамоте - ликбезы. В это время в соответствии с новым советским законодательством здания Петро-Павловского собора, Александро- Невской и Покровской церквей и все находящееся в них имущество были национализированы. В 1922 году произвели изъятие из храмов церковных ценностей. А в 1923 году исполком городского Совета депутатов принял решение о закрытии всех трех городских храмов: Петро- Павловского собора, Александро-Невской и Покровской церквей. Это вызвало волнения и беспорядки в городе. Предпринималась даже попытка самовольно возобновить богослужение в Петро- Павловском соборе. Об этом рассказывает Семененко Н. М. в неопубликованных записках «Моя жизнь и приключения»: «Я вдруг услышал громкий и частый звон большого колокола на соборе. Зная хорошо, что собор по распоряжению местной Советской власти закрыт и в нем никакого богослужения быть не может, я заподозрил неладное и решил лично посмотреть и проверить на месте, что там происходит. Немедленно я оседлал свой велосипед и помчался на базар к собору, и там я обнаружил следующее. Двери собора были широко открыты. На паперти толпился народ, и по улицам бежали люди к собору. С каждой минутой толпа все увеличивалась. В толпе суетились разные люди, все больше из городских мещан и торговцев. Кое от кого я узнал, что граждане верующие самостоятельно решили открыть собор и производить в нем богослужение, для чего уже послали делегацию на дом к отцу Семену Соколову, который жил недалеко от собора. Как я после узнал, сначала отец Семен отказался идти в собор, но его все же уговорили. К этому времени в церкви уже было полно народу. А в это время среди верующих уже орудовали разные агенты и переписывали тайно всех активистов. Зная, что в такой ситуации нажить легче всего себе беды, я счел за благо удалиться с этого театра действий, сел на свой велосипед и уехал. Уже к вечеру я узнал, что богослужение, конечно, было прервано, и в городе много арестованных участников открытия собора. Потом долго еще велись следствия, арестовывали разных лиц, кого-то держали в тюрьме» (Семененко Н.М.Моя жизнь и приключения. Неопубликованные записки. Архив священника В.Горностаева). Исполком горсовета отменил свое решение о закрытии городских церквей. Они могли возобновить свою деятельность в соответствии с циркулярами, опубликованными в Известиях В ЦИК от 27 апреля и 10 мая 1923 года. В этих документах за церковью признавалось лишь право удовлетворять религиозные потребности верующих, но запрещались иные виды деятельности (экономическая, благотворительная и др.). 26 августа 1923 года состоялось разрешенное Шахтинским окружным исполкомом общее собрание верующих, проживающих в районе города под названием Грушевка. Присутствовало 262 человека. Собрание приняло решение учредить в соответствии с инструкциями В ЦИК от 27 апреля и 10 мая 1923 года религиозное общество Покровской церкви и принять его Устав. На копии Устава религиозного общества Покровской церкви, хранящейся в фондах Шахтинского филиала Государственного архива Ростовской области, имеются резолюции, которые свидетельствуют о том, что Устав был зарегистрирован Донским губернским исполкомом 17 декабря 1923 года и взят на учет в Шахтинском окружном исполкоме 12 февраля 1924 года (Устав Покровского общества города Шахты Шахтинского округа Донской губернии религиозного общества Православно-Российской церкви Греко-Восточного исповедания под ведением Патриарха Тихоны. ШФГАРО Р-33, ОП-2). Цель религиозного общества в Уставе определена так: «...объединение граждан — христиан, признающих Российскую православную церковь Греко — Восточного исповедания под ведением Патриарха Тихона». С этой целью религиозное общество должно устраивать молитвенные собрания, управлять церковным имуществом, полученным по договору от местных органов власти, участвовать в съездах религиозных обществ, назначать служителей культов для совершения религиозных обрядов. 15 февраля 1924 года религиозное общество Покровской церкви заключило с Шахтинским окружным исполнительным комитетом договор, по которому получило от него в безвозмездное пользование церковное здание и предметы культа, находящиеся в нем. Религиозное общество гарантировало использование полученного имущества только в целях богослужения. Для этого общество обязалось не допускать в богослужебных помещениях

а) политических собраний враждебного советской власти направления;

б) раздачи, продажи и хранения книг, брошюр, листовок и всякой литературы, направленной против советской власти;

в) хранение ценных вещей, не внесенных почему-либо в акты изъятия;

г) набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против

советской власти и др.( Договор. Шахтинский филиал Госархива Ростовской области Р-33, оп.2, д-6).

Хотя религиозная община оказалась малочисленной (205 человек), но Покровскую церковь посещали сотни людей.

Во второй половине 20-х - начале 30-х годов в городе происходили большие изменения. В нем проживало уже более 40 тысяч человек. Город рос и благоустраивался. Развивалась угольная промышленность. Входили в строй предприятия легкой промышленности. В 1929 году дала первый ток электростанция имени Артема. Прокладывался водопровод от реки Дон. Многие трудовые достижения стали возможны только благодаря самоотверженному труду шахтинцев. В 20-е годы зародились и стали массовыми субботники и воскресники. Однако в жизни горожан было много негативного (текучесть кадров, пьянство, хулиганство, безграмотность, разводы и т.д.). Для преодоления этого необходимо было повышение культурного уровня шахтинцев, особенно молодежи. Все дети школьного возраста получили возможность учиться. Для неграмотных расширялась сеть ликбезов. Открыли библиотеку и театр. В шахтерских поселках работали клубы. В 20-е - 30-е годы усиливается антирелигиозная пропаганда. Центрами этой работы становятся учебные заседания, клубы, библиотеки. В городе распространялась газета «Безбожник», плакаты антирелигиозного содержания. Действовали члены организации с антицерковной направленностью «Союз воинствующих безбожников». Они организовывали диспуты, в дни религиозных праздников проводили шествия, гулянья и др. В соответствии с параграфом 10 статьи 52 Уголовного кодекса РСФСР за «использование религиозных предрассудков для ослабления государства» предусматривалось наказание от трех лет тюремного заключения до смертной казни». В октябре 1929 года вышел циркуляр НКВД «О правах и обязанностях религиозных объединений Местным органам власти было дано право решать самостоятельно вопросы о закрытии церквей.

В январе 1920 года начальнику Шахтинской милиции поступило письмо Окружного Административного отдела. В нем предписывалось создать специальную комиссию, в состав которой включить представителя милиции для проверки Александро-Невской и Покровской церквей (Петро-Павловский собор был закрыт в 1929 году).

Комиссии поручалось :

«1. Произвести проверку имущества, находящегося в ведении религиозных обществ, уточнить инвентарные описи и провести оценку имущества.

  1. Произвести проверку выполнения договорных обязательств, лежащих на религиозных объединениях, как-то : страхование зданий и имущества культа, уплата госналогов и сборов, принятие мер охраны, противопожарные мероприятия, поддержание здания в целостности и исправности путем ремонта и др.

  2. Произвести изъятие и передачу в госфонды имущества, находящегося в пользовании религиозных объединений, пришедшего в негодность (битые колокола, металлический лом и др.)( ШФ ГАРО.Р-33, оп.2, д.6, л.122)».

Эти проверки проводились, чтобы найти нарушения Уставов и Договоров и под этим предлогом закрыть церкви. В ходе такой проверки никаких нарушений вскрыто не было. К тому же, как видно из заявления в Шахтинско-Донецкий окружной административный отдел от 31 декабря 1929 года, Покровская церковь приняла обновленческую ориентацию, т.е. поддерживала советскую власть (Заявление учредителей религиозной общины Покровской церкви в Шахтинско-Донецкий окружной Административный отдел от 31 декабря 1929г. Шахтинский филиал Госархива Ростовской области. Р-33, оп.2, д.6). Однако церковь была закрыта. Когда и как это произошло?

В сообщении Шахтинского городского Совета Шахтинскому исполкому от 3 марта 1933 года сообщается, что им направляется решение президиума Горсовета от 16 февраля 1933 года о закрытии Покровской церкви и протокольное решение церковной общины, (ШФ ГАРО.Р-33, оп.2, д.6, л.125). Значит, Покровская церковь была закрыта решением президиума Горсовета 16 февраля 1933 года. А о чем говорилось в решении церковной общины? 7 апреля 1933 года Северо-Кавказкий краевой исполнительный комитет направил в Шахтинский райисполком указание выслать им заявление верующих о закрытии Покровской церкви и сообщить об использовании церковного здания. В ответе Шахтинского райисполкома краевому исполнительному комитету сообщается, что им направляется «копия протокольного заявления с подписью верующих о закрытии Покровской церкви, подлинник которого хранится в Шахтинском горисполкоме, и выписку из протокола заседания Горсовета от 2 марта 1933 года» . Значит, официально Покровская церковь была закрыта по заявлению членов религиозной общины церкви. Как же верующие принимали такое решение? Подлинник их заявления с подписями мы пока не обнаружили. Но, анализируя обстановку в городе в 20-х – начале 30-х годов, мы можем сказать, что такое решение не могло быть чистосердечным. Конечно, оно принималось под давлением местной власти.

В это время по улице Советской прокладывалась трамвайная линия. Она должна была соединить железнодорожный вокзал с отдаленным поселком шахты им.Октябрьской революции. Все с нетерпением ждали открытия такого удобного вида транспорта. Сотни людей выходили на субботники, чтобы в кратчайшие сроки завершить строительство. Тогда и обратили храм в трамвайное депо. Колокола сняли и увезли на переплавку. Большой колокол разбивали на весу. Иконы и книги куда-то вывезли. Разрушили купол и колокольню. Рельсы проложили прямо к алтарю.



ВЕКТОР №2. Шахтинский трамвай на руинах храма. Трамвай в годы Великой Отечественной войны.

А что же потом? Как видим, строительство трамвая начиналось с разрушения….

В газете «Ленинское знамя» (1958г) напечатана статья Л.Тимофеевой «Так строился шахтинский трамвай» . К концу первой пятилетки наш город превратился в центр угольной промышленности. Увеличился жилищный фонд, построена больница им. В.И.Ленина, функционировал водопровод, открылся Горный техникум, работал рабфак. Дальнейшее благоустройство города было насущной задачей. Увеличение население, необходимость коммуникационных связей различных частей города, их обслуживание требовало современной инфраструктуры. Комсомольцы города Шахты, встречая 17-й съезд Коммунистической партии, решили построить трамвайную линию от центра города до шахты «Пролетарская диктатура». 1 января 1934г. трамвайные пути должны были быть сданы в эксплуатацию. Работу осуществлял трест «Севкавуголь». Работники шахт «Пролетарская диктатура», им. Петровского, Красненькой поддержали инициативу комсомольцев. «Превратим город Шахты в благоустроенный центр Донбасса»-под таким лозунгом специальный комсомольский штаб 18 ноября 1933 г. организовал первый субботник, в котором приняли участие 1500 человек. Трамвайные пути строили суровой зимой. Все делали вручную, так как в то время никаких механизмов и приспособлений еще не было. С трудом устанавливали опоры для контактного провода, с трудом устраивали земляное полотно. Но трамвайная линия удлинялась. Фамилии комсомольцев Склярова, Белоусова, Евтухова были известны. Они были награждены Почетными грамотами. За месяц в городе было проведено 5 субботников. Трамвайная линия заданного маршрута была сдана в эксплуатацию в срок. А начиналась трамвайная линия , как уже было сказано, прямо с Алтаря- священного места разрушенного храма. Вряд ли строители шахтинского трамвая задумывались о том, что трамвайное депо было построено на святом месте. И , конечно же, никто тогда не предвидел печальную судьбу шахтинского трамвая. Горд Шахты жил, развивался, строился, наращивал экономическую мощь, стал, как и предполагалось, центром угольной промышленности. Транспорт был необходим. И шахтинский трамвай трудился. А горожане просыпались утром от веселого звонка бегущего по рельсам трамвая, который вез тружеников к месту работы, школьников-в школы…

Но в 1941 году мирная история прерывается страшным событием – ВОЙНА. А что же трамвай? Понадобятся ли его услуги? Исследуя данный вопрос, мы отыскали очевидцев тех событий. И были поражены: история нашей гимназии переплетена не только с историей Собора Покрова Пресвятой богородицы ( гимназию от Собора отделяет низкая кирпичная стена), но и с историей шахтинского трамвая.

ВЕКТОР №3. История МБОУ гимназия №10.

78 лет назад началась история нашей родной школы. В 20-30-е годы прошлого столетия развернувшаяся в стране индустриализация требовала профессиональной грамотности рабочих. Коммунистическая партия развернула лозунг «Кадры решают все!». В связи с открытием новых шахт в нашем городе возникла потребность и в новых школах. Началась реформа системы образования. Были переработаны школьные программы. И в 1936г. в целях выполнения Постановления СНК Союза и ЦК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934г.) новое здание школы №10, построенное по пер.Короткому, распахнуло свои двери для первых учеников. В школе было 36 классных комнат , физический и химический кабинеты. Первым директором школы с 1936 по 1939 гг. была Александра Васильевна Журавлева.

В 1939 г. школу возглавил Шаповалов Владимир Михайлович, работавший учителем истории. В статье «Боевая задача школ», опубликованной в газете «Красный шахтер» 25 августа 1939 года, было отмечено, что школа №10 «успешно решает учебно-воспитательные задачи». Первый выпуск школы состоялся в 1939 году.

1941 год. Началась Великая Отечественная Война. В день вероломного нападения на нашу страну гитлеровской Германии на центральной площади, на шахтах, в учреждениях, учебных заведениях прошли митинги. Шахтинцы были охвачены единым стремлением сделать все для разгрома врага. Началась мобилизация военнообязанных. Тысячи шахтинцев шли защищать Родину добровольно.

28 июня 1941 года состоялся городской митинг, посвященный отправке на фронт мобилизованных и добровольцев. В рядах добровольцев были директор школы № 10 Владимир Михайлович Шаповалов и выпускники школы №10 1941 года:

Абрамов Евгений Пашкова Юлия

Батищев Петр Приходько Владимир

Бондаренко Иван Сотников Михаил

Воробьев Виктор Семененко Александр

Грищенко Николай Солонарь Николай

Ефремов Виктор Толмачев Евгений

Николаев Петр Чистов Виктор

Николаев Леонид Чистов Василий

Колюжный Василий Шевченко Петр

Копытин Николай Кравцов Сергей

Махненко Дмитрий

Вместе с директором школы В.М.Шаповаловым выпускники 1941 года добровольцами ушли на фронт. Все они погибли в боях за родную землю, за свой народ.

Вечная им слава, вечная им память…

В первые дни оккупации в городе были созданы карательные органы: военная комендатура, гестапо, жандармерия, управление полиции с 4-мя отделами, которые осуществляли террор в городе. Начались аресты. Людей расстреливали в карьерах в районе п.Каменоломни, хуторов Поповка и Власово-Аюта, а затем на шахте им. Красина . Среди расстрелянных на шахте им.Красина были учительница немецкого языка школы №10 Белько Евгения, ее муж и шестилетний сын.

В средней школе № 10 города Шахты во время Великой Отечественной войны располагался госпиталь № 1607 и лагерь для военнопленных. Юные краеведы школы, сознавая свой долг перед прошлым поколением, вели поиск под девизом «Давайте, люди, никогда об этом не забудем», пытаясь увековечить память о людях, работавших в госпитале и томившихся в лагере для военнопленных.

Их воспоминания переносят нас в грозный 1941 год самый тревожный в истории войны, когда шло мощное наступления немецких войск на Москву, — когда наши войска несли тяжёлые потери. В связи с этим в городе Шахты было размещено 5 госпиталей. Среди них был госпиталь, расположившийся в здании школы № 10.

Рассказывает Валентина Александровна Пржегалинская:

«24 июня 1941 года вместе с группой медицинских работников города я была призвана в ряды Советской Армии в несуществующий тогда госпиталь. В школе № 10 начались работы по его организации. Начальником госпиталя был назначен военный врач 2-го ранга А. Беляев, начальником 1-го медицинского отделения — А. В. Шлёпов, Госпиталь получил номер 1607.

Тянулись тяжёлые дни организационного периода, и то, что мы в мирной обстановке должны были делать за месяц, выполняли за одни сутки. Мы научились делать печи для отопления, рыть траншеи, оборудовать бомбоубежища для раненых. Одновременно с ремонтом шло переоборудование классов под операционные, перевязочные, палаты и другие необходимые помещения».

Первый военно-санитарный поезд прибыл на станцию Шахтная в день открытия госпиталя.

Кириаки Ивановна Коковияти вспоминает:

«Было очень трудно, с вокзала раненых привозили трамваем прямо к черному входу здания госпиталя. Трамвайная линия проходила через двор начальной школы № 17. Сортировка происходила прямо на вокзале. Большинство раненых поступало в тяжёлом состоянии с различными ранениями — осколочными, колотыми, иногда в запущенной форме.

На втором этаже в самом большом и светлом классе была оборудована операционная. Всей лечебной работой руководил ведущий хирург госпиталя Александр Васильевич Шлёпов. После окончания медицинского факультета Ростовского государственного университета он 3 года работал в клинике известного профессора Н. Богораза. В 1929 году приезжает в г. Шахты. Им было проделано множество операций в основном это удаление осколков и пуль, обработка гнойных ран, ампутации и другие.

Александр Васильевич Шлёпов:

«Мы не думали об отдыхе, работали днём и ночью, так как раненые поступали всё время. После одной операции сразу же другая. Мест не хватало, лежали на полу».

Начальник госпиталя — военный врач Беляев и ведущий хирург Шлёпов своей самоотверженной работой увлекали весь коллектив госпиталя.

Вспоминает Нина Евдокимовна Киселёва:

«Работали так, что болели руки, глаза, кружилась голова. Но, к сожалению, очень много раненых умирало, их хоронили во дворе школы».

Анна Васильевна Алексеенко: «Госпиталь был хорошо оборудован. Обслуживающий персонал многочислен. Но шахтинциы — взрослые и дети не оставались в стороне, как могли помогали: и материально, и личным участием (сдавали кровь). Женщины — матери учеников школы приносили продукты, одеяла, стирали бинты, помогали ухаживать за тяжело ранеными. Школьники приходили, чтобы написать письмо родственникам, прочитать книгу, выступить с концертом».

Все эти воспоминания записаны, оформлены в раскладушки и альбомы, хранятся в музее. Также в музее хранится стихотворение написанное в стенах нашей школы Виктором Ивановичем Фоминым, учителем по военной подготовке.

Город затих, город устал

Четвёртые сутки никто не спал.

К городу тянется длинный состав,

Раненых воинов город принял.

Ночью трамваи по городу ползают,

Небо расцвечено белыми звёздами.

Белая марля, бинтов не хватает,

В окнах трамвая сердце сжимает.

Здание школы — госпиталь временный

Кажется серым от тяжкого бремени

Госпиталь смотрит провалами окон.

В шторах нет щелей: фронт не далеко.

Низко склонясь над кроватью больного

Нянечка шепчет приветное слово.

Шлёпов — усталый, измученный взгляд,

До 40 операций подряд.

Память людей сохранит всё навечно

Слава героям, поклон им сердечный!

(В.И.Фомин, учитель школы №10).

Но фашисты уже подступали к городу. За 2 дня до оккупации Шахт немцами власти покинули город. Раненых, находившихся в госпитале № 1607 при школе № 10 надо было срочно эвакуировать в тыл ( из воспоминаний бывшего военнопленного И.Яновского.Из воспоминаний бывшего военнопленного Н.Серова.) . Водитель трамвая Мария Павловна Козыренко делала рейсы с ранеными от школы до вокзала. Возле привокзального моста по железнодорожной насыпи проложили деревянные мостки. По ним раненых на носилках поднимали прямо в вагоны и отправляли в тыловой госпиталь. Последний рейс Мария Козыренко завершить не успела. Увидела, что в город входят немцы. Девушка бросила рукоятки контроллера трамвая и вместе с ранеными скрылись в поле. (Во время оккупации, когда фашисты стали угонять молодежь на работы в Германию, она собрала в дорогу узелок и из домика в поселке шахты им. Октябрьской революции отправилась к родственникам в село Дёгтево Миллеровского района. Шла несколько суток, передвигалась только ночами, днем отсиживалась в лесополосе, наблюдая за передвижение немцев. После освобождения города Шахты Мария сразу же вернулась в город, восстанавливала трампарк и при возобновлении электроснабжения стала возить шахтинцев на своем трамвае. Начала Мария Козыренко свою трудовую деятельность в 1937 году, когда управляющим трампарка был Иван Клименко, а закончила почти полвека спустя) (из личной б6седы с М.Козыренко). Те раненые, кого не успели эвакуировать, стали военнопленными концлагеря.

В период оккупации (21 июля 1942 года — 12 февраля 1943 года) школа № 10 стала лагерем для военнопленных. Об этом свидетельствуют многочисленные рассказы жителей окрестных кварталов и самих узников.

Жители города рассказывают: «Лето 1942 года. В город вошли немцы. Пустынные улицы, редкие прохожие, словно всё вымерло. Только и слышен стук кованых сапог. Это враги, они как хозяева в родном городе. Больно, очень больно видеть всё это. Вскоре, через город потянулись колонны пленных, которых гнали озверелые фашистские молодчики. Раненые, больные, измученные, они; обессилев, не могли двигаться, и многие в изнеможении опускались на пыльные дороги. Упавшие, они больше не поднимались, ибо тут же пристреливались конвоирами».

Школу опоясывала высокая стена из колючей проволоки. В лагере, расположенном на территории нашей школы, бойцы подвергались самым жестоким пыткам, их морили голодом, не оказывали медицинской помощи. Во дворе ежедневно гремели выстрелы: шли расстрелы.

Вспоминает бывший военнопленный Иван Константинович Черепанов:

«В плену я находился с 1 октября по 12 февраля 1943 года. Ежедневно в лагере умирало 10-12 человек от истощения. Тяжело раненых лечить было нечем, не было перевязочного материала. Питание состояло из супа без жиров. Хлеба получали по 150 граммов. Вспыхнула эпидемия сыпного тифа и унесла массу военнопленных. Хоронили в общую яму, ежедневно расширяя её в длину. Фельдшер Серов Николай Васильевич устроил побег. Об этом я знал, но уйти из лагеря не представилось возможности. После этого случая нас стали держать ещё строже».

Жители города всячески стремились облегчить страдания военнопленных. Они передавали продукты питания, одежду, медикаменты.

Екатерина Григорьевна Мандрик дала своей 4-х летней дочери кусок хлеба и просунула её в дыру стены из колючей проволки. Девочка передала хлеб военнопленным, но её заметил фашист. Он схватил ребёнка и перебросил через стену. Мать еле успела поймать свою дочь. С тех пор фашисты даже близко не разрешали подходить к лагерю.

Жителям очень трудно стало помогать военнопленным, но они старались сделать всё возможное. Так, семья Ткаченко, проживавшая по улице Советская, 84 (Игнат Павлович, заведующий сапожной мастерской, его жена, Аграфена Васильевна, продавщицей в магазине, их дочь Александра, студентка Ростовского мединститута), оставшись в захваченном немцами городе, собирали у соседей одежду, продукты, лекарства и носили их в лагерь, помогли нескольким пленным бежать из лагеря, за что поплатились своей жизнью. Игната Павловича и Аграфену Васильевну фашисты расстреляли на шахте им. Красина 11 февраля 1943 года.

На шахте им. Красина работал Николай Климович Скрипченко, дядя Юрия Ивановича Рудь, очевидца событий в 10-летнем возрасте.

Юрий Иванович Рудь (ныне пенсионер) вспоминает: «Когда город захватили гитлеровцы, то над каждым человеком, который не пошел на них работать, нависла смертельная опасность. Вся семья жила в тревоге за Николая Климовича. Он участвовал во взрыве шахты перед немецкой оккупацией. Из города Николай Климович не эвакуировался, так как получил задание организовывать диверсии.

Когда людей начали угонять в Германию, Николай Климович скрывался в подвале своего дома по ул. Советская, 13. Хозяином дома был его отец Скрипченко Клим Яковлевич. Вместе с ним были еще 3-4 человека, бежавшие из лагеря военнопленных. Полицаи не раз делали обыски в доме и во дворе. Если бы они обнаружили скрывающихся то расстреляли бы не только их, но и всю семью Скрипченко. Семья Скрипченко дождалась освобождения. Николай Климович Скрипченко восстанавливал шахту имени Красина. Он сопровождал первый эшелон с углем, добытым на шахте после ее восстановления, в Сталинград».

Рассказывает Мария Григорьевна Башарина — бывшая узница лагеря: «Осень была холодной, шли дожди, а люди находились на улице, в грязи. Каждую ночь пленных заставляли подниматься плетьми. В углу школьного двора, когда-то было насыпано много семечек. Пленные раскапывали их и ели. Если кто-нибудь из немцев замечал это, людей избивали.

Немцы заставляли местных жителей работать на территории лагеря. Часто под видом местных жителей уходили из лагеря и военнопленные. Фашисты перестали доверять населению города и поменяли коменданта. Новый комендант был настоящим извергом. Расстреливали прямо в лагере, раздевали и бросали в ров, часто зарывали живыми.

Перед приходом наших частей немцы притихли. 12 февраля 1943 года город был освобожден. Здание школы было заминировано. Его разминировали, а пленных отправили по госпиталям».

В историю школы вошел подвиг учеников, которые вели подпольную борьбу с оккупантами в составе молодежной группы. Беденко Вячеслав, Беденко Борис, Чаповский Виталий…Подпольной группой «…систематически приводилась в негодность связь, выведена из строя автозаправочная мастерская, по улицам города расклеивались листовки. В момент, когда части Красной Армии входили в город, пионерской группой было уничтожено 18 немцев, ранено-36, взято в плен 70 человек». После освобождения города Беденко Вячеслав, Беденко Борис, Чаповский Виталий ушли на фронт и погибли…

В результате поисковой краеведческой работы перед нами раскрылись интересные страницы истории нашей школы, к которой мы уже никогда не будем равнодушны. Но мы уверены, найдутся ветераны, которые знают еще очень много о том, что было в нашей школе почти 60 лет назад. Поиск продолжается.

Война закончилась победой нашего народа, вклад в которую внесли ученики и учителя нашей школы.

В память о тех годах в фойе школы установлена памятная доска с надписью

«В здании школы во время оккупации фашистами города с 21 июля 1942 по 12 февраля 1943 года находился лагерь военнопленных. Вечная память жертвам фашизма».

В результате поисковой краеведческой работы перед нами раскрылись интересные страницы истории нашей школы, к которой мы уже никогда не будем равнодушны. Но мы уверены, найдутся очевидцы тех суровых событий, которые знают еще очень много о том, что было в нашей школе почти 70 лет назад. Поиск продолжается….

А символом истории нашей школы стал ее директор 1939-1941гг Владимир Михайлович Шаповалов, ушедший на фронт вместе со своими учениками в первые дни войны. Они погибли во имя нашей жизни.

Вечная им память. Вечная благодарность потомков. В знак благодарности потомков подвигу учеников и учителей во дворе школы установлен памятник.

ВЕКТОР №4.Параллели судеб. Возрождение храма.

Война закончилась. И теперь уже подвиги стали трудовыми. Город снова трудился: восстанавливал шахты, взорванные и не отданные врагу, строил жилые дома и здания фабрик и заводов, новые школы и объекты культуры. Крупнейший в Европе хлопчато -бумажный комбинат, огромная обувная фабрика, машиностроительный завод, Технологический и Политехнический институты, драматический театр, дом техники , мимо которого на нашей фотографии бежит трамвайчик…Трудяга трамвайчик работал вместе с людьми. Судя по статьям в местной прессе (а статей мы перечитали немало), в трамвайном депо сложился дружный коллектив, который потрудился на благо нашего города. К середине 60-х годов в городе функционировали 3 трамвайных маршрута (№1-ш.им. Октябрьской революции- железнодорожный вокзал, №3 –ш. Нежданная -первое пересечение, №2-железнодорожный вокзал- ш.им. Пролетарской диктатуры», «4-ш.Нежданная-ш.им. Октябрьской революции), которые отражали историю развития угольной промышленности в нашем городе. В семидесятые годы появился маршрут №5 ( Первое пересечение- железнодорожный вокзал). И шахтинцы гордились, что в нашем городе есть экологически-чистый вид транспорта. Никаких особо значимых исторических событий в жизни трамвая не было вплоть до начала 90-х годов. Распад СССР, объявление угольной отрасли в Восточном Донбассе нерентабельной, закрытие угледобывающих шахт , потеря сырьевой базы для ХБК и обувной фабрики привели к структурным изменениям в экономике нашего города. Регион объявили депрессивным, а город -дотационным. Для дальнейшего функционирования трамвая в городе Шахты, обновления путей и опор нужно было 200 млн.руб. Таких денег в казне города не было. Обо всем этом писали в газетах. Разом рухнули надежды шахтинцев на бесшумный трамвай. Не радовали горожан и появившиеся незадолго до этого троллейбусы.

Поворотным в судьбе трамвайного депо и Собора стало 16 сентября 1997 года, когда по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона принято решение об открытии собора Покрова в составе Ростовской епархии Председателем Приходского совета был избран уроженец г. Шахты диакон Георгий Сморкалов). На протяжении 4-х месяцев (октябрь 1997-январь 1998) в дождь и лютую стужу по воскресеньям шахтинцы приходили на территорию трампарка для чтения акафистов диаконом Г.Сморкаловым. 14 октября 1997г. были выведены все трамваи из депо. Их переместили в троллейбусное депо по ул.Шишкина. Ранее,5 января 1997 года был заключен договор с Комитетом по управлению имуществом Мэрии города Шахты об аренде половины здания подсобного помещения депо (Из личной беседы с О.Георгием (Сморкаловым). Прихожане своими руками чинили крышу, обвалившийся потолок, стеклили окна, выгребали мусор (приложение №18). Восстановление пошло полным ходом. Возрожденный Собор Покрова Пресвятой Богородицы - наша радость, наша гордость и слава! Проект его строительства разработан при непосредственном участии настоятеля-священника Георгия Сморкалова, инженера-строителя в миру. Собор построен в русско-византийском стиле, относится к крестовокупольному типу храмов. Диаметр самого большого из 10-и куполов равен 7,8 метров. Все купола изготовлены из нержавеющей стали и покрыты нитратом титана. В нем просматривается донская архитектура, которая ярко не выражена. Данный архитектурный объект уникален, поскольку нижний ярус сохранился от старого храма, построенного в 1902 году (приложение №19). Богатство убранства собора, роскошь резного деревянного иконостаса, тонкая оригинальная роспись внутренних сводов и стен создана Алексеем Абраменко, внучатным племянником А.М. Васнецова. Длина собора 42 метра, ширина 30 метров. Площадь вокруг него 1,9га. Собор Покрова Пресвятой Богородицы - третий по величине храм Донской земли. Распоряжением Министерства культуры Администрации Ростовской области в 2001 году Собор Покрова Пресвятой Богородицы заслуженно отнесен к категории вновь выявленных объектов культурного наследия памятников истории и культуры.

В 2002 году история шахтинского трамвая закончилась: трамвай в нашем городе перестал существовать. Трамвайные рельсы дорожные службы выкапывали и продавали, о чем свидетельствуют статьи в СМИ. 2 апреля 2003г.горожане прочитали в газете «Поле зрения» статью бывшего водителя трамвая О.Аксаниченко «Крик души о безвременно ушедшем трамвае» , а 4 июля 2003г. в газете «Поле зрения» была опубликована статья коренного шахтинца Ю.Походеева «Реквием шахтинскому трамваю» . И еще десятки статей в различных газетах и журналах. Разбираясь в потоке подобной информации, мы познакомились с Аксаниченко Ольгой Евгеньевной (автором одной из вышеназванных статей). Благодаря ей, в нашем музее хранится вся переписка ее и бывших работников трамвайного депо с различными организациями, в т.ч. и с прокуратурой, о восстановлении трамвая в нашем городе. Нет необходимости цитировать эту переписку здесь, вся она в приложении к данному исследованию. Все письма и газетные статьи – крик души шахтинцев об исчезнувшем трамвае. Шахтинцы сетовали на то, что трамвай уступил место автомобильному транспорту, загрязняющему окружающую среду . В ходе знакомства с историческими документами мы выяснили откуда в музее нашей гимназии оказалась эта фотографии. Как ни печально звучит, но ее подобрал ученик 6-а класса Манянов Олег около мусорной свалки по пер. Комиссаровский и положил ее на стол в музее). Нам трудно судить об экономической целесообразности решения шахтинских властей об уничтожении электротранспорта в нашем городе. Мы лишь констатируем исторические факты. Но мнение об этом у нас есть.




Заключение.

Стоят рядом сейчас два здания разного, на первый взгляд, назначения. Две судьбы. Но как одинаковы эти судьбы. Школа, которая прошла героический путь, стала гимназией, стала победителем Национального Приоритетного проекта «Образование», вошла в сотню лучших образовательных учреждений России, гордится своими достижениями и своими выпускниками. Храм, красавец Собор-святыня Шахтинской земли, так необходимый людям, пережил скорбные годы поругания и разрухи, возродившийся из руин для укрепления веры, для духовного воспитания молодежи. На соборную площадь приходят выпускники школ, принимают присягу кадеты Шахтинского казачьего кадетского корпуса имени А.П. Бакланова. Здесь проходят городские и церковные праздники, собирающие тысячи людей. Собор укрепляет дух шахтинцев, вдохновляет их на добрые дела. Собор и гимназия сотрудничают в деле духовно-патриотического воспитания детей. Священнослужители -частые гости гимназии. И так было всегда. Именно на руинах Собора, на его фундаменте построенный трампарк обслуживал трамваи, которые везли раненых в госпиталь, расположенный в стенах школы. Как будто из глубины фундамента, с проявлявшихся на разрушенных стенах Собора ликов Святых Земли Русской, шла помощь раненым –выжить, вагоновожатым – помогать раненым, военнопленным -выстоять, жителям -победить в страшные годы войны. А переливчатый колокольный звон сопровождает сегодня гимназистов по пути на уроки. И пусть две судьбы ШКОЛЫ и СОБОРА будут близки и в дальнейшем. Символом истории нашей школы стал ее директор 1939-1941гг Владимир Михайлович Шаповалов. Директор и его ученики погибли во имя нашей жизни. В знак благодарности потомков подвигу учеников и учителей во дворе школы установлен памятник. Решением № 331 33-го заседания городской Думы города Шахты от 29 ноября 2012 года гимназия №10 носит имя бывшего директора Шаповалова В.М., о чем также свидетельствует памятная доска у входа в школу. Мы также будем помнить подвиг женщин-водителей трамвая, перевозивших раненых. Они спасли не одну жизнь. Шумный трамвай совершил свой подвиг, став важным связующим звеном в военной истории города Шахты. Печальна история трамвая. Стоит задуматься о том, почему трамвай был закрыт. И только ли дело в тяжелой экономической ситуации? А может дело в том, что трамвайное депо было построено на руинах храма? Как говорится, время рассудит. Только вывод нам нужно сделать очень важный: нельзя надругаться над Святыней. Собор возродился, а трамвая в Шахтах уже нет….





Храм Божий и школа прихода, Есть в школе история века:

Меж ними нехитрый забор Война, оккупация, боль,

Душа и наука народа - Свобода и жизнь человека,

Гимназия, с нею собор. И смерти зловещая роль

Одна на двоих пуповина, Как госпиталь раненых в школе

И место во чреве земли, И Матери Божьей Покров

И общей судьбы половина Лечил и в ряды возвращал.

Для каждой шахтинской семьи. Утешит в минуты страданья,

Собор наш – оплот православья Но враг приближался, и вскоре Слезу остановит и кровь. Бойцов отвезли на вокзал

Собор сохраняет духовность, То юная дева Мария

Традиции чтит казаков. В трамвае солдат увезла.

Характеров дивную ровность Вокзал – значит тыл, Панагия.

Шлифует нам Божий закон. Спасенье Мария дала.

А рядом – сестра просвещенья, Фашист оккупировал Шахты.

Гимназия прочно стоит, Концлагерем госпиталь стал.

И лето- ведёт исчисленье, И каждому пленному шаг бы

И точит науки гранит. Пройти за колючечный вал.

Ей памятны годы гоненья Лбы русские выстрел пометил

На веру. Как в церковь трамвай И ад на земле сотворил.

Врывался без благословенья С котла сталинградского ветер

В алтарь, в оклеветанный рай Всех выдул фашистских горилл.

И, согнанный с места святого, В сто лучших гимназий России

Собор возрождён до конца. Всем миром вошли навсегда,

И школа увидела снова Есть в знаниях - высшая сила,

Намоленный профиль лица. Труда золотая звезда.,

Стоят, подпирая друг друга,

И радуют шахтинцев взор

Гимназия - детям подруга -

И праведник - славный собор.


Т.В.Мазур- выпускница нашей школы, известная поэтесса.

Литература.

1.Архив Собора Покрова Пресвятой Богородицы:

1.1.Донская Епархия. Статистический вестник. Распоряжения и известия Епархиального начальства. Стр.12-18.Новочеркасск, «Донская Типография», 1896г.

1.2. Личные встречи с Настоятелем Собора Благочинным Шахтинских приходов Отцом Георгием (Сморкаловым) и Иереем Отцом Иоанном (Трофимовым).

1.3. Письмо СЕВКАВКРАЙИСПЛКОМА № 0/15 от 04.04.1933г. о закрытии Покровской церкви и ее использование под трамвайное депо.

1.4. Письмо СЕВКАВКРАЙИСПЛКОМА № 0/02 от 12.04.1933г. об отчете использования Покровской церкви после закрытия.

1.5. Прошение Московскому Патриархату о благословении на строительство нового храма Покрова Пресвятой Богородицы.№4, от 16.09.1997г.

1.6.Покровский Собор г.Шахты. Историческая справка.»Русь Святая», 1998г, №2.

1.7.Справка № 362 Областной инспекции по охране и эксплуатации памятников истории и культуры о составе Ансамбля зданий Свято-Покровского Собора 19-начала 20 века от 21.11.2003г.

1.8.Часовня на Александровской. Шахтинские известия, №6-7, 16.01.2002г.

1.9. Ходатайство Главе Администрации г.Шахты о возвращении исторической территории Собору от 28.05.1992г.

2. Андреев В.А. Все круги ада. Независимая газета.07.05.1999г.

3. Медведева Н.И. Школа-госпиталь, школа-лагерь для военнопленных. Донской современник. 2002г., стр.213-215.

4.Официальный сайт Шахтинской Епархии shahteparh.ru, официальный сайт Собора Покрова Пресвятой Богородицы pokrov-shakhty.prihod.ru/o_prikhode,. Очерк истории храма Покрова Пресвятой Богородицы.Иерей М.Борисенко,14.07.2013г.Дата посещения сайта-регулярно. Посл.14.02.2014г. 5.Память. Анталогия. Шахтинские известия. 2000-2001гг.

6.Семиряга М.И. Судьбы советских военнопленных. Вопросы истории, 1995г., №4, с.19-37.

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИЗ ФОНДОВ МУЗЕЕВ.

1.Акт Шахтинской Городской комиссии по расследованию зверств и злодеяний немецко-фашистских захватчиков, учиненных ими за период оккупации города Шахты с 21 июля 1942 года по 12 февраля 1943 года. Фонды Шахтинского краеведческого музея.

2.Объяснение Поляковой Анны Петровны Управлению КГБ при СМ СССР по Ростовской области от 27 апреля 1959 года. Фонды Шахтинского краеведческого музея.

3.Объяснение Ткаченко (бывшей Устименко) Александры Игнатьевны Управлению КГБ при Совете Министров СССР по Ростовской области от 27 апреля 1965 года. Фонды Шахтинского краеведческого музея.

4.Письмо бывшего военнопленного Н.В.Серова ученикам школы №10 от 7 апреля 1965 года. Музей гимназии №10.

5.Письмо Л.И. Рудь-Серовой ученикам школы №10 от 7 апреля 1965 года. Музей гимназии №10.

МАТЕРИАЛЫ ГАЗЕТ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ.

1. Аксаниченко О.Е.Личный архив статей в СМИ г.Шахты, переписка с органами власти г.Шахты, предоставленные музею МБОУ гимназия №10

2.Серов Н. Жизнью обязан. Ленинское знамя.1985г., №80.

3.Яновский И. Неужели это можно забыть? Поле зрения.1995г, 1 февраля.






















ПРИЛОЖЕНИЯ (ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ БУДУТ ПРОДЕМОНСТРИРОВАНЫ ПОРТФЕЛЬ ЭКСКУРСОВОДА, КАРТА ЭКСКУРСИИ, КАРТОЧКИ ЭКСКУРСИОННЫХ ОБЪЕКТОВ)


КАРТОЧКА ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА [pic]

[pic] [pic]

1936г. 2014г.

Администрация гимназии, Департамент образования г.Шахты.

В каких экскурсиях здание используется

Обзорные экскурсии по г.Шахты, экскурсии для гимназистов.

Карточка объекта составлена

12.01.2013г.

Кем составлена карточка объекта

Руководитель музея гимназии Авилова А.Н.


КАРТОЧКА ЭКСКУРСИОННОГО ОБЪЕКТА



[pic]













2013г.

Администрация гимназии, Департамент образования г.Шахты.

В каких экскурсиях здание используется

Обзорные экскурсии по г.Шахты, экскурсии для гимназистов.

Карточка объекта составлена

02.09.2013г.

Кем составлена карточка объекта

Руководитель музея гимназии Авилова А.Н.









Здание школы, 1939г. [pic]





















В.М.Шаповалов. Его имя носит наша гимназия.

[pic]

































Первый выпуск школы №10 [pic]





















Микрорайон нашей школы в 1941г.

[pic]































Медицинский персонал госпиталя 1607

[pic]



























Главный врач госпиталя А.В.Шлепов

[pic]

























План участка школы №10. Составлен в 1945г. На нем указана братская могила защитников Родины, умерших в военном госпитале и лагере больных и раненых военнопленных в 1941-1943 гг. (Копия из архива МУП г.Шахты «БТИ»).

[pic]




















В историю школы вошел подвиг учеников, которые вели подпольную борьбу с оккупантами в составе молодежной группы. Беденко Вячеслав, Беденко Борис, Чаповский Виталий…Подпольной группой «…систематически приводилась в негодность связь, выведена из строя автозаправочная мастерская, по улицам города расклеивались листовки. В момент, когда части Красной Армии входили в город, пионерской группой было уничтожено 18 немцев, ранено-36, взято в плен 70 человек». После освобождения города Беденко Вячеслав, Беденко Борис, Чаповский Виталий ушли на фронт и погибли… [pic]

















Содержание


1.ВВЕДЕНИЕ Стр.2

2.ВЕКТОР №1. История строительства Собора Покрова Пресвятой Богородицы. От Святого Алтаря к трамвайному депо. Стр.4

3.ВЕКТОР №2. Шахтинский трамвай на руинах храма.

Трамвай в годы Великой Отечественной войны. Стр.9

4.ВЕКТОР №3. История МБОУ гимназия №10. Стр.10

5.ВЕКТОР №4.Параллели судеб. Возрождение храма. Стр.15

6.Заключение. Стр.17

7.Литература. Стр.19

8.Приложения. Стр.20









27