Проект Эстетическое воспитание школьников средствами культурно-досуговой деятельности
Содержание
Введение……………………………………………………………….
2
2.
Понятие и необходимость эстетического воспитания……………..
3
3.
Постановка проблемы………………………………………………..
9
4.
Заключение……………………………………………………………
11
5.
Список литературы……………………………………………………
13
6.
Приложение 1. Творческие способности учащихся……………….
7.
Приложение 2. Портфолио достижений……………………………
8.
Приложение 3.Фототчет мероприятия «Новый год в Кощеевом царстве»………………….……………………………………………..
9.
Приложение 4. Фотоотчет мероприятия «Суд над осенью»……….
Введение
Актуальность выбранной темы продиктована временем. На современном этапе, когда основой обучения является специализация: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. На мой взгляд, только мы (старшее поколение) можем привить детям чувство «прекрасного» и «безобразного», подарить «способность» быть творцом в столь разносторонне богатом и прекрасном мире.
В современных условиях образование стало одним из ведущих векторов развития общества в целом и становления "экономики знаний", в частности. На систему образования ложится важнейшая задача — воспитание человека познающего, способного творчески мыслить, применять полученные знания в жизни, активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.
Из этого следуют задачи современного образования.Одной из которых является:воспитание эмоционально-чувственной сферы личности школьника.
Культурно-досуговая деятельность позволяет не только развивать эмоционально-чувственную сферу, но и гармонизировать жизнедеятельность всего организма ребенка, что является основой успешного развития. Это особенно важно для школьников, испытывающих различные проблемы в обучении. Главную роль в развитии эмоциональной сферы играют именно те предметы, которые, как ни странно, в практике школы все более игнорируются.
Понятие и необходимость эстетического воспитания
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. «Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении.»(8;64) «В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации.»(10;105) На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (2; 14). ). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (1; 61).
Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (4; 16).
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (1; 29). Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" (1; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям" (4; 60).
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. "Разносторонность и богатство знаний - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность" (5; 60), - отмечает Г.С. Лабковская.
Вторая задача эстетического воспитания состоит в "формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими" (4; 60).
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.
Третья задача-« развитие художественных творческих способностей, дарований»(9;284).
Смысл этой задачи в том,что человек на протяжение всей своей жизни должен интересоваться искусством:посещать фото выставки,ходить в кино,любоваться картинами природы,читать произведения литературы.Быть всесторонне развитой личностью.
«В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это»(14).
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий — ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
Постановка проблемы
Цель работы:
–изучить влияние культурно-досуговой деятельности на эстетическую воспитанность школьников;
- выявить, развить и реализовать творческие способности учащихся.
(Приложение №1)
Задачи:
1.Проанализировать дидактическую и методическую литературу, определить особенности развития эстетического воспитания школьников.
2. Разработать и издать информационно-методический материал.
3. Выявить и развить творческий потенциал детей.
Объектом исследования является воспитательный процесс в школе.
Предметом – эстетическое воспитание школьников средствами культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза – эстетическое воспитание в школе будет более эффективным,если осуществлять его средствами культурно-досуговой деятельности.
Сроки проекта:
Проект является долгосрочным( сентябрь-май)
Целевая группа проекта:
Ученики старших классов.
Методы реализации проекта:
поисковый,
диагностический,
проектный,
исследовательский.
Продукт проекта:
Для успешной работы проекта была создана благоприятная психилогическая атмосфера. Детей ориентировали на сотрудничество и взаимопонимание. Воспитанники посещают школьные кружки по интересам. Они любят заниматься в танцевальном «Созвездие», рукоделие «Свой стиль», с удовольствием учавствуют в городских и региональных конкурсах и сетевых проектах, где занимали призовые места. (Приложение №2)
Особенно детям нравилось учавствовать в общешкольных мероприятих – будь это праздничные концерты или тематические вечера. На высоком уровне прошли праздники: Новогодний праздник «В кощеевом царстве» (сценарий, фильм) (Приложение №3), «Суд над осенью» (сценарий, фильм) (Приложение №4)
Оценка качества реализации проекта:
Проект представлен в школе-интернате №20. Был отмечен рецензией на открытое мероприятие Новогодний праздник «В кощеевом царстве» (Приложение №5).
Дипломом отмеченно осеннее мероприятие «Суд над осенью» ( Приложение №6). Была написана статья – отзыв об осеннем мероприятии «Суд на осенью» в школьной газете ( Приложение №7).
Организатор проекта:
Колесникова Валентина Ивановна, воспитатель.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, идентификации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;
б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумления; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к внешней среде обитания - дому, городу, краю;
в) оценка социальной значимости культурно-досуговой среды включает: осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;
г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.
Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.
Таким образом, происходит развитие положительных тенденций по созданию эстетической формы культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям школы, общества.
Заключение
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Важной особенностью формирования эстетической культуры индивида является необходимость двусторонней диагностики (контроля результатов) - как внешнего результата (материализованная образовательная продукция), так и внутреннего (личностные качества, их развитие), при этом диагностика результатов, в том числе и определение уровня сформированности эстетической культуры индивида, осуществляется путём субъективного «вчувствования» взрослого в образующуюся сущность воспитанника.
Наконец, лишь в рамках культурно-досугововй деятельности можно полноценно реализовать интегративный подход к формированию эстетической культуры индивида.
Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако на практике мы сталкиваемся с тем, что учителя мало обращаются к искусству в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Список используемой литературы
Эстетика. Под ред. А.А. Радугина. – М., 1998.
Божович Л.М. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности. – М., 1988.
Борисова Е.С. Эстетическое воспитание школьников. - Л., 1972.
Основы эстетического воспитания. Под редакцией Кушаева Н.А.- М., «Просвещение» 1986 .
Эстетическое воспитание школьников. Под редакцией Бурова И.А., Лихачева Б.Т.- М., «Педагогика» 1974 .
Эстетическая культура и эстетическое воспитание.- М., «Просвещение» 1983 .
. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников- М., 1985.
Система эстетического воспитания школьников. Под редакцией Герасимова С.А.- М., 1983 .
Педагогика. Под редакцией Сластенина В.А.- М., 2002 .
Кукушин В.С.Введение в педагогическую деятельность. - М., «Ростов-на-Дону» 2005 .
. Савенкова Л.Г. Полихудожественное образование как фактор развития детей и юношества.Журнал «Педагогика», №5, 2006.
www.yandex.ru
Приложение №1
Творческие способности учащихся
[pic]
13