Литературно-музыкальный вечер для старших классов
«Гори, гори моя звезда» (стихи и проза о любви)
1.Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!
РОМАНС «Верь, что счастье придет»
2. С древних времён рыцари посвящают прекрасные слова даме своего сердца. Любовные стихи посвящает мужчина женщине, юноша – девушке.
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
3. (читает Сонет 56 В. Шекспира)
Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас.
3. Когда Петрарка увидел Лауру в одной из авиньонских церквей, ему было двадцать три, ей — двадцать. Она была уже женой, он — молодым ученым и поэтом. Когда она умерла, ей было за сорок. Петрарка пережил любимую на двадцать шесть лет. Незадолго до своей смерти он написал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».
Любовь Петрарки к Лауре часто называют идеальной: он любил на расстоянии, он любил не идеальный, вымышленный образ, а живую земную женщину.
Юноша (читает Сонет Петрарки):
Лгут зеркала, — какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твой лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.
Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.
Старайся же себя оберегать —
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.
Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое — и твоему конец!
РОМАНС
(На фоне стихотворения пара танцует менуэт.)
4. Загадочно свечи мерцали.
Скользил под ногами паркет.
Был бал. И они танцевали
Любимый ее менуэт.
Воздушное белое платье
Касалось его сюртука,
Влюбленным и рукопожатья
Достаточно было пока.
Фамильная брошь золотая
Да тонкий алмазный браслет,
Металла невинность святая
За гением пылким вослед.
Была она так грациозна.
Так прелести юной полна,
Что дам пожилых и серьезных
И тех покорила она.
Кружилась она и не знала,
Что будет с ним рядом века
Богиня столичного бала
В изящных своих башмачках.
Веселая музыка снова
Пьянила ее, как вино,
Она лишь пока Гончарова,
Ей Пушкиной стать суждено!
Качались у вееров перья,
Звон шпор, мишура эполет...
И девушки в платьях вечерних
Ревниво смотрели в лорнет.
5. Юноша. Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня воз-наградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли...
Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом...
Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено.
Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur № 2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Звучит «Арраssionato» Бетховена. Девушка закрывает глаза.Вновь силуэт юноши, он продолжает читать на фоне музыки.
Голос юноши за сценой. Вот сейчас я Вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалости, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое».
Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое».
Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое»
«В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».
«Ты, ты и люди, которые окружали тебя, вы все не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все- таки пою — слава тебе. «Да святится имя Твое».
6. Ты в поля отошла без возврата!
Да святится Имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну.
Если все мольбы отзвенели,
Утомленный, в поле усну!
Ты пройдешь в золотой порфире
Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излученный путь.
7. (отрывок из кинофильма «Война и мир» первый бал Наташи)
Бал, бал, бал! Ослепительный, чудный, блестящий..! Где, как не на балу можно повстречать свою судьбу, свое счастье. Но кто это стоит в толпе с томленьем ожиданья во взгляде? Да это Наташа Ростова! Это ее первый бал, ей так хочется танцевать, но, увы, никто не замечает, как она хороша. Она еще не знает, а мы знаем, что сейчас ее пригласит на танец Андрей Болконский и эта минута будет самой прекрасной в ее жизни!
Наташа Ростова: Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! Это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мною.
Танец, юноша приглашает на вальс.
8. Александр Колчак и Анна Сафонова. Она первой призналась ему в любви — с откровенностью пушкинской Татьяны и решительностью своей тезки Карениной. "Я сказала ему, что люблю его". И он ответил, смутившись до спазма в горле: "Я вас больше чем люблю". С момента знакомства до расстрела прошло пять лет. Большую часть времени они жили порознь, не виделись месяцами, однажды - год. Она и в тюрьму Иркутска пошла за Колчаком, самоарестовавшись, чтобы поддержать, чтобы помочь ему и в последние дни сохранить достоинство. Тридцать лет Анна провела в тюрьмах и лагерях.
Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь, Но если я еще жива,
И все уходишь ты опять Наперекор судьбе,
В ту роковую ночь. То только как любовь твоя
И память о тебе.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог.
РОМАНС « УТРО ТУМАННОЕ.» ( КЛИП, отрывок из кинофильма «Адмирал»)
9. Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
10. В дальних далях начала XX века взошла их поэзия, а вместе с ней и их любовь – Анны Ахматовой и Николая Гумилева
Ахматова. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.
Гумилев.
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет... Нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.
Вон там, у клумб. Вы мне сказали: «Да».
О, это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.
Ахматова. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений. Он так любит меня, что даже страшно. Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе.
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.
«А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…»
11. На планете встречаются двое и … прекрасен становится рассвет. Чарует музыка Баха. Жизнь – радость. Пусть ещё не сделано предложение руки и сердца, ещё не было объяснений в любви, ещё даже не очень ясно, любят они друг друга или нет. Это прелюдия глубоких чувств, но и она нежна. И теперь вся вселенная принадлежит им, и им всё по плечу.
Загадай желанье сокровенное
В эту ночь мне чудо по плечу,
Хочешь, я вокруг вселенную,
Каруселью звёздной заверчу.
Пожелай, и это поле снежное
Я в цветник весенний превращу
Задержать сумею неизбежное,
То, что потеряли, отыщу.
Загадай, исполню всё до малости
Только об одном тебя прошу,
Не грусти пока со мной, пожалуйста,
Я потом сторицей отгрущу.
12. Звучит «Лунная соната».
Девушка (читает письмо). Хороший мой, любимый! Как рассказать тебе о моем счастье? Во все времена счастье было понятием отвлеченным. Это неверно. Ничего нет более зримого и вещественного, чем счастье. В течение трех дней я видела его, ощущала, дышала им, держала его в руках. Это сделал ты. Луна в радужном кругу, скрип голубого снега, заиндевевшие волосы и ресницы — все это было счастьем... Мы катались с укатанной ледяной горки, и ветер свистел в ушах и до слез жег глаза. Мы падали, барахтались в снегу, карабкались по скользкой тропке... И это было счастьем. Счастьем была большая темная комната, где пахло хвоей и только что погашенными свечками... Счастьем была тихая белая мохнатая ночь, когда я одна ушла далеко, далеко от дома. Я шла по дороге, и все вокруг было полно мягкого белого рассеянного света, все казалось нежным и пушистым... А еще я помню утро — розово-голубое, чуть морозное, когда лыжи так чудесно шуршат по зернистому плотному снегу, а воздух такой свежести и чистоты, что его пьешь, как воду. Милый, с чем бы ни встречалась я в эти дни — все было счастьем... Как я благодарна тебе за то, что ни одна темная мысль, ни одно горькое воспоминание, ни одно печальное предчувствие не омрачили этих чудесных дней... Я так боюсь потерять чудесное свое счастье. Но вот сейчас, пока я ничего не знаю, пока я еще верю в самое лучшее, я хочу еще раз сказать тебе спасибо за счастье, за веру в себя, за молодость!..
Романс «ПОД ЛУНОЙ ЗОЛОТОЙ…»
13. Р.Рождественский.
Я в глазах твоих утону - Можно?
Ведь в глазах твоих утонуть - счастье!
Подойду и скажу - Здравствуй!
Я люблю тебя очень - Сложно?
Нет не сложно это, а трудно.
Очень трудно любить- Веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Падать буду - Поймать успеешь?
Ну, а если уеду - Напишешь?
Только мне без тебя трудно!
Я хочу быть с тобою - Слышишь?
Ни минуту, ни месяц, а долго
Очень долго, всю жизнь- Понимаешь?
Значит вместе всегда - Хочешь?
Я ответа боюсь - Знаешь?
Ты ответь мне, но только глазами.
Ты ответь мне глазами - Любишь?
Если да, то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни за собою в омут,
Но меня ты чуть-чуть помни...
Я любить тебя буду - Можно?
Даже если нельзя... Буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!
ТАНЕЦ
14. Спасибо за то, что ты есть,
За то, что твой голос весенний,
Приходит как добрая весть
В минуты обид и сомнений
Спасибо за искренний взгляд
О чём бы тебя не спросил я –
Во мне твои боли болят,
Во мне твои копятся силы.
Спасибо за то, что ты есть,
Сквозь все расставанья и сроки
Какие-то скрытые токи
Вдруг снова напомнят – ты здесь.
Ты здесь, на земле и повсюду
Я слышу твой голос и смех
Вхожу в нашу дружбу, как в чудо,
И радуюсь чуду при всех (А. Дементьев)
15. Многие поэты пишут о любви, но не всем дано увидеть мир глазами юности, почувствовать то, что чувствует она, принять или отвергнуть то, что принимает или отвергает первая любовь. Таким даром наделен Эдуард Асадов.
Одни называли её «чудачкой»
И тихо на лоб показывали тайком,
Другие «принцессой» и «гордячкой»,
Третьи – просто «синим чулком».
Птицы и те попарно летают,
Душа стремиться к душе живой,
Ребята подруг из кино провожают
А это одна убегает домой.
Зимы и вёсны цепочкой пёстрой
Мчатся, бегут, за звеном звено,
Подруги порой невзрачные просто
Смотришь – замуж вышли давно.
Вокруг твердят ей – пора решать,
Мужчины не будут ведь ждать, учти,
Не долго в девках вот так остаться
Дело то кажется к тридцати
Неужто не нравится даже никто?
Посмотрит мечтательными глазами,
Скажет: «Нравится, ну и что!»
И удивлённо пожмёт плечами.
Какой же любви она ждёт? Какой?
Ей хочется крикнуть: «Любви – звездопада,
Красивой – красивой
Большой – большой
А если я в жизни не встречу такой
Тогда мне совсем никакой не надо».
16. Не бывает любви несчастной.
Может быть она горькой, трудной,
Безответной и безрассудной,
Может быть смертельно опасной.
Но несчастной любовь не бывает,
Даже если она убивает.
Тот, кто этого не усвоит,
Тот счастливой любви не стоит...
17. Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живёшь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не любит земных разлук.
18. «Я не могу без тебя жить» (Н.Асеева)
Я не могу без тебя жить!
Мне и дожди без тебя - сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть,
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год,
Если бы время мельчить дробя
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
Я ничего не хочу знать –
Бедность друзей, верность врагов.
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
19. «Баллада о прокуренном вагоне» (читают юноша с девушкой)
- Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы,-
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду -
Ты понесешь с собой, любимый,-
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба - я и ты.
- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного,-
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
- Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
- С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них,-
И каждый раз навек прощайтесь!
- И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь,
Когда уходите на миг!
ПЕСНЯ «ЭХО ЛЮБВИ»
20. Любовь, любовь – загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот.
21. Путешествие Николая Резанова в далекую Русскую Америку и романтическая любовь графа к дочери губернатора Сан-Франциско воистину стали легендой. По прибытии в Калифорнию Резанов совершенно покорил придворными манерами коменданта крепости и очаровал его дочь — пятнадцатилетнюю Кончиту и сделал ей предложение. Кончита, как и все девушки её возраста во всём мире, грезила несбыточными мечтами о встрече со сказочным принцем. Сильный, высокий и красивый человек, произвёл на юную испанскую красавицу глубокое впечатление. Кончита обещала ждать своего жениха, который отправился доставить груз с припасами в свою Русскую Америку на Аляску и затем в Санкт-Петербург, начались долгие месяцы, а затем и годы, ожидания…
Даже когда ей рассказали о его смерти, она осталась верна ему — так и не вышли замуж.
КЛИП из спектакля «Юнона и Авось» («Я тебя никогда не забуду…»)
Хор «АЛИЛУЙЯ ЛЮБВИ»